СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное и урочное время»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное и урочное время»

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное и урочное время»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»







ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное и урочное время»








Мастер п/о: Галиуллин А.Т.





2015 год.




Пояснительная записка

Привитие любви к профессии, техническому творчеству – один из факторов формирования социальной активности профессионального мастерства учащихся. Начало начал педагогического искусства мастера производственного обучения – влюбить молодого обучающегося в профессию, научить уважительно, относиться к рабочему званию и помочь выработать свой стиль труда. Задача очень сложная. Большая дорога начинается с первого шага – гласит народная мудрость. Какова будет первая встреча новичка с новым коллективом группы и в целом с училищем. С кого брать пример? Такой вопрос возникает у учащихся, когда они попадают к нам. Поэтому очень важно использовать профессиональный авторитет мастера производственного обучения, производственную базу и на конкретных примерах показать значимость выбранной профессии учащимся. Дать четкий жизненный ориентир может лишь тот, кто профессионал, пользуется авторитетом в коллективе.

Доброжелательность, душевная щедрость и искренность мастера производственного обучения, его высокая требовательность к самому себе и индивидуальный подход к каждому благотворно влияют на формирование личности учащегося. В наше время все острее встает задача раскрытия красоты и творческого содержания обучения рабочей профессии. Рабочего в новых рыночных условиях надо учить, как на инженера. Учить профессии – значит добиться того, чтобы учащийся смотрел на самое простое изделие, сделанное его руками как на произведение искусства. Именно тогда он проникнет в глубину профессии. Непосредственное участие в эксперименте, в изготовлении новых изделий, участие в выставках, конкурсах разного уровня является богатой школой профессионального мастерства. Роль мастеров производственного обучения в формировании профессионального мастерства учащихся заключается не только в том, чтобы дать «азы профессии», но и чтобы воспитать в нем человека с высокими нравственными ориентирами.

Добиться этой цели можно, используя индивидуальный подход к каждому учащемуся. Заниматься с ним не только в урочное время, но и после уроков. В этих словах заложен немалый смысл, который имеет прямое отношение к развитию технического творчества и конечного результата высокого профессионализма и личности обучающегося.

Индивидуальная работа с учащимися  по профессиональному воспитанию 

Воспитательная работа с воспитанниками является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов, максимально приспособленных к современным условиям, которая направлена на раскрытие и становление личностных способностей обучающихся, их творческих возможностей. Я стараюсь заниматься самообразованием, так как эрудиция и компетентность, общая культура и коммуникабельность, организаторские способности и творческое начало очень ценятся нашими воспитанниками.. Воспитать в сегодняшнем подростке и сделать нормой его жизни совокупность этих качеств, помочь ему самоопределиться, обрести себя как личность, адаптироваться в условиях сложной производственной ситуации и реализоваться как специалисту - вот главная моя задача как мастера производственного обучения в период учебной практики. 

Функция урока производственного обучения включает в себя формирование личности на основе воспитания и развивающего обучения. Моей задачей, как мастера является включение ребят в реальный технологический процесс производства, что должно способствовать формированию активной жизненной позиции, нравственной ценности идеалов, учить продуктивному взаимодействию с другими людьми, предоставлять возможность для самореализации. Воспитательная работа на учебной практике планируется мною на каждом уроке, на каждом этапе профессиональной деятельности, с каждым учащимся индивидуально. Я ставлю перед собой достижение следующих целей: воспитать у обучающихся: ответственность за выполненную работу; уважение к труду, к старшим коллегам; формирование норм сознания и соблюдения дисциплины; бережное отношение к производственным ресурсам, сырью, оборудованию; эстетическое воспитание; развитие навыков коллективного труда.

Непременным условием высокой воспитательной эффективности труда является понимание обучающимися их общественной значимости. Подросток должен знать, что его труд представляет определенную общественную ценность, значимость, приносит пользу коллективу, обществу. Особенно важно соблюдение этого условия на начальных периодах обучения. Осознание обучающимися полезности своего труда в значительной степени определяется их интересом к труду, которое имеет большое значение в трудовом воспитании. В самый первый день практики я как мастер производственного обучения знакомлю ребят с мастерской, провожу экскурсию, встречу с ветеранами, которые в свою очередь дают учащимся напутствие в профессию, говорят о необходимости и значимости. Это формирует у подростков уважение к труду и людям труда, готовность и способность добросовестно, сознательно выполнять работу, полезную обществу. Затем, первые изделия: молотки, рыхлители, садовые лопаточки, грабли, ножовочные станки и т.д. продаются на ярмарках – продажах, и ребята начинают понимать и ценить свой труд и профессию.
Одним из ведущих качеств работника является его производительная самостоятельность, самоконтроль процесса и итогов работы. Во время обхода я отслеживаю деятельность учащихся, вникаю в работу каждого их них, добиваюсь четкого выполнения определенной цели деятельности, не стремлюсь дать готовых указаний, тем самым, побуждая подростка и воспитывая в нём самостоятельность. Гораздо большего внимания требует учащиеся с индивидуальными особенностями. Получая задание, они его выполняют 2 -3 часа, вместо отведённых для этого 30 мин. Я терпеливо пытаюсь достичь желаемого результата, приучая их к скорости, к ответственности, за порученное дело, учу их планировать свой труд. 

Я, как мастер, отвожу особое внимание формированию у воспитанников уважения к труду. Профессиональная адаптация ребят проходит непосредственно на рабочем месте.

В последние годы заметно улучшение по сохранению материальных ценностей, повысилось уважение и понимание к выполнению внутреннего режима. В процессе производственного обучения я систематически пытаюсь формировать у ребят нормы сознания и соблюдения дисциплины. Они прослушивают инструктаж по охране труда, по выполнению внутреннего режима. Но не все с первых дней практики относятся к этому серьезно. Иногда приходится проводить индивидуальную работу: беседу, разъяснение с приведением примеров из практики.

Я как мастер производственного обучения особо обращаю внимание учащихся на экономию электроэнергии, бережное отношение к инвентарю, инструментам, рациональное использование оборудования. Сам стараюсь стать для них примером в этом отношении.

Формируя эстетическое воспитание учащихся, осознаю, что личный пример -непременное условие и эффективное средство трудового и эстетического воспитания. Существуют обязательные условия, которые необходимо соблюдать. Для примера приведу такой случай: весь период обучения я пытался внушить одному из учащихся группы то, что внешний вид - это одно из важных требований, предъявляемых к рабочему. Результат мы заметили только на заседании комиссии по присвоению разряда, когда он пришёл в чистой, выглаженной спецодежде, подстриженный и аккуратно одетый. Такого внешнего вида я добивался весь год. 

В процессе производственного обучения я пытаюсь формировать навыки коллективного труда. Они направлены на адаптацию ребят к профессиональной деятельности, помогают формировать профессиональную и жизненную активность, коммуникабельность. Наиболее эффективно это происходит в рамках коллектива и через коллектив - это самоутверждение личности, развитие организаторских способностей, волевых качеств, чувства собственного достоинства, так как профессия требует взаимопомощи, взаимозаменяемости, сопереживания друг другу. 

Не все ребята могут легко адаптироваться в новом коллективе, кому – то недостаточно профессиональных компетенций, а у кого-то недостаточно сформированы личностные качества: эмоциональная неустойчивость, недостаточная ответственность за работу, недисциплинированность, боязнь проявить инициативу и т.д. Таких учащихся немного, но с моей стороны проводится индивидуальная работа с разбором причин такой ситуации. Всегда обращаюсь в таких случаях к психологу училища, воспитателю и классному руководителю.

Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает внеурочная деятельность: 

- профессиональные конкурсы;

-выставки и распродажи продукции;

- мероприятия по привитию любви и интереса к избранной профессии;

- участие в проектной деятельности (мы с ребятами осуществили 3 проекта, один из которых был очень длительным и был разработан участниками творческого объединения «Столяр – дизайнер»)

С волнением ждут ребята оценки своей деятельности на училищных конкурсах от своего мастера и мастеров других групп. Такого рода мероприятия позволяют показать умения и навыки, подчеркнуть свою индивидуальность. Воспитывают у ребят положительные мотивы к производственной деятельности. 
Сложилась добрая традиция проводить конкурсы проф. мастерства среди учащихся. Ребята самостоятельно делают технологическое карты, готовят и презентуют свое изделие. Такие мероприятия способствуют раскрытию творческих способностей, развитию профессиональной компетентности, принятию самостоятельных решений. Воспитывают ответственность за порученное дело, гордость за избранную профессию. В конечном итоге всё это поможет им обрести себя как личность, адаптироваться в условиях производственной ситуации и реализоваться как специалисту.

Обучая, я всегда ориентируюсь на личностные особенности учащихся. В этой связи хотелось бы отметить, что мастер производственного обучения – это прежде всего психолог, воспитатель, от которого зависит какой специалист выйдет из стен училища, и будет ли этот специалист личностью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!