•
Цели:
•
Обучающие: научить анализировать материал, выделять главное; самостоятельно работать с технической литературой и в Интернете; углубить знания в области физики;
•
Развивающие: расширить круг знаний студентов, раскрыть значение и роль физических явлений; развить навыки устной речи, публичного выступления, уверенность в себе, ответственность;
Воспитательные: вызвать чувство необходимости изучения дисциплины
Просмотр содержимого документа
«Тематическая игра «Физика и физики» в рамках недели физики.»
Игра «Физика и физики»
Задумайтесь на несколько мгновений:
Зачем на свете физика нужна?
Зачем мы учим эту дисциплину?
Поможет в жизни нам она!
- Цели:
- Обучающие: научить анализировать материал, выделять главное; самостоятельно работать с технической литературой и в Интернете; углубить знания в области физики;
- Развивающие: расширить круг знаний студентов, раскрыть значение и роль физических явлений; развить навыки устной речи, публичного выступления, уверенность в себе, ответственность;
- Воспитательные: вызвать чувство необходимости изучения дисциплины.
- Оснащение: компьютер, рисунки
- Вопрос 1.
- После публичной лекции, где этот физик демонстрировал свое открытие, Лаплас решил по-своему проверить докладчика. Он улучил момент и, неожиданно хлопнув того по плечу, быстро спросил «А не вы ли, молодой человек, подталкивали провод?». Кто делал доклад?
Ответ: Ампер
- Вопрос 2.
- Каждый год на дороге Москва-С. Петербург исчезает несколько километров кабеля, правда через некоторое время возвращается. Похититель известен, но как предотвратить пропажу, еще никто не придумал. Назовите «похитителя»
- Ответ: сжатие тел при охлаждении
- Вопрос 3.
- Однажды Пол Дирак, известный своей педантичностью, делал доклад о современном состоянии квантовой механики. Окончив доклад, он спросил: "Вопросы есть?" Один из присутствующих сказал: "Я не понимаю, как вы получили это выражение". Что ответил Дирак?
Ответ: «Это утверждение, а не вопрос. Вопросы есть?»
- Вопрос 4.
- Ньютон был гениален, но рассеян. Он очень не любил, когда его отвлекали от работы. Чтобы его кошка могла входить и выходить из кабинета, он проделал в двери для нее отверстие. Когда же у кошки появились котята, то он … Что сделал?
Ответ: проделал отверстия и для каждого из них.
- Вопрос 5.
- В 1826 году, за публикацию статьи, в которой был выведен некий закон, этого школьного учителя из Кельна уволили с места работы по личному предписанию министра просвещения. Министр был убежден, что «внесение математики в классическую физику – недопустимая ересь». Кто написал статью?
Ответ: Георг Ом
- Вопрос 6.
- Английский профессор Уилсон писал в 1878 году в отчете о всемирной выставке в Париже: «Думаю, никто не станет мне возражать, если я скажу, что с закрытием выставки это погаснет и почти никто об этом не услышит». О чем речь?
Ответ: Об электрическом свете.
Ребусы по физике Разгадайте, зашифрованные в ребусах, слова по физике:
Ответ: физика
Ответ: скорость
Подсказка: герб трактор
Ответ: генератор
Ответ:
колебания
Ответ: резонанс
Ответ:
анод
Загадки
1. Фермер на рынке
- Фермер приехал на базар продавать яблоки. Первый покупатель приобрел сразу половину всех фруктов поштучно и еще пол-яблока. Второй – половину от того, что осталось и также пол-яблока. Третий только один фрукт. После этого весь товар фермера закончился.
- Сколько же яблок было изначально?
- Ответ:
- У фермера было семь яблок.
- Первый покупатель взял 4, второй – 2, третьему осталось – одно.
- Задачка легко решается методом составления уравнения.
Старинная английская задачка
- У одной пожилой женщины было три внука и мешочек одинаковых конфет. Разумеется, она хотела поделить сладости поровну между малышами. Но вышла незадача, карапузы оказались на удивление капризными. Бабушка рассортировала карамельки в три, как ей казалось, одинаковых кучки. Но когда она попыталась распределить их между внуками, началась ссора. Каждый считал, что его доля меньше.
- После попытки переложить часть конфет из одной кучи в другую ситуация только ухудшилась.
- Через некоторое время пожилая женщина все-таки нашла способ, как утихомирить малышей. Каждый получил приблизительно равную часть и был полностью доволен.
- А что бы сделали вы на ее месте?
Ответ:
- Назовем внуков Джон, Пит и Мери. Рассортировать конфеты по трем равным кучкам было предложено Джону. После этого он отходил в сторону и не учувствовал в дележе.
- Пит и Мери указывали наименьшую, по их мнению, часть. Разумеется, она доставалась Джону.
- Далее оставшиеся кучки смешивались. Теперь выбирался новый сортировщик (Пит или Мери). И дележ происходил по тому же правилу: один сортировал конфеты на равные части, другой выбирал свою долю.
Задача о двух поездах
- Два совершенно одинаковых поезда едут с одинаковой скоростью в противоположные стороны - один с востока на запад, другой с запада на восток.
- Ответ:
- Тяжелее тот поезд, который движется против вращения Земли, то есть с востока на запад.
- Обозначим поезд, который едет с востока на запад, как 1. Поезд, который едет с запада на восток, как 2.
- Круговая скорость этого поезда 1 будет меньше, чем круговая скорость поезда 2.
- Центростремительное ускорение a c , которое находится по формуле V 2 /R (R - радиус Земли), для поезда 1 также будет меньше, чем центростремительное ускорение поезда 2.
- Сила, с которой давит поезд на рельсы, будет равна m . g - m . a c .
- Поэтому, чем больше центростремительное ускорение, тем меньше поезд давит на рельсы, то есть тем он легче.
- Так как у поезда 1 центростремительное ускорение меньше, чем у поезда 2, то поезд 1 будет тяжелее , а поезд 2 - легче .
- Как определить подделку
- Перед вами 8 абсолютно одинаковых внешне колец из золота. Вам доподлинно известно, что одно из них с браком. Внутри перстня – пустота, следовательно, оно немного легче остальных. По внешнему виду определить это невозможно. Как найти подделку, используя только 2 взвешивания?
- Ответ:
- Следует разделить все украшения на 3 кучки по 2 штуки и в первый заход взвешивать кольца по два на каждой чаше весов. Таким образом вычисляется кучка с меньшей массой. Далее решение очевидно.
Послушайте и самостоятельно сформулируйте несложные физические задачи.
«Под голубыми небесами
Великолепньимы коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачньий лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.»
Сколько здесь описано явлений и из какого раздела физики?
Отрывок из повести А.П. Чехова «Степь»:
- «Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».
Физика в профессии повара.
- Кухонные установки, основанные на явлении теплопроводности; на кипении воды при различных давлениях; установки с моторами; установки, основанные на совместном применении рычага, ворота, винта. Миксер. Пароварка.
Как правильно заварить чай? Какую посуду следует использовать для приготовления некоторых блюд? При каком приготовлении пища будет диетической?
Подведем итоги!
Отличная работа!
- Надеюсь, Вы продолжите открывать для себя удивительный мир физики!
- Успехов Вам в дальнейшем изучении физики! Физика - сила!
- Дерзайте! Изучайте! Творите!