СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая разработка общешкольного праздника: "День птиц".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Активизация познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности по биологии". Реализуется потребность в общении и совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Тематическая разработка общешкольного праздника: "День птиц".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ольшанец

Задонского муниципального района

Липецкой области




Экологический праздник :



Учитель биологии

Рублева И.И.







Ольшанец

2016 г.


Подготовка к празднику.


  1. Конкурс рисунков, поделок, аппликаций с изображением птиц и их выставка.

  2. Выпуск газеты: «Птицы – наши друзья».

  3. Изготовление скворечников.

  4. Выпуск тематических плакатов. Конкурс тематических плакатов.

  5. Изготовление карточек с заданиями.

  6. Номер художественной самодеятельности.






Тематические плакаты.


  1. Помочь певцам, покуда вьюги не растаяли!

  2. Охраняйте птиц и природу!

  3. Скоро птицы вернутся домой!

  4. Ребята, будем жить дружно!


























Ведущий: Могучий лес шумит зеленою листвою,



Гуляет ветер меж его ветвей,

И птичий гомон слышен надо мною,

Свою мне песню дарит соловей.


Ведущая: Кукушечка кукует где – то близко,

Года считает мне. О сколько их прошло…

Соловушка совсем уж рядом, низко

И вновь взлетает песня высоко.


Ведущий: Поет соловушка о том, что жизнь прекрасна,

И все невзгоды улетают прочь.

А песнь его светла, чиста и ясна

Поет ее он целый день и ночь.


Ведущая: Когда я слушаю его заливистые трели,

Мне хочется любить, творить, дерзать.

И вновь и вновь в добро и чудо верю

Прошу тебя родной не улетать…



Ведущий: « Птицу узнают по перьям», - говорит народ и этим отличает пернатых от других животных. Если прибавим к тому, что птицы снабжены роговым клювом, что передние конечности их превращены в крылья и, следовательно, у них существует всего одна пара ног, то внешний вид птицы будет вполне охарактеризован.

Ведущая: Способность летать составляет преимущество птиц перед всеми остальными позвоночными. Совершенству своего полета они обязаны особому устройству крыльев, перья которых частью налегают друг на друга, наподобие черепиц, и изогнуты таким образом, что крыло образует снизу вогнутую поверхность. Полет птиц своей быстротой превосходит все другие способы передвижения животных; выносливость же их такова, что они способны без перерыва летать несколько дней, переносясь иногда на целые тысячи километров.

Ведущий: Те птицы, которые особенно хорошо летают, обыкновенно вовсе не могут ходить или ходят очень плохо; однако между ними есть и такие, которые бегают с достаточной быстротой. Каждая птица плавает, будучи брошена на воду; птицы плавают и ныряют, бегают по дну водоемов. Птицы способны лазать; при этом они пользуются ногами, клювом, хвостом и даже крыльями.

Ведущая: Птицы отличаются от других животных своим громким, чистым и всегда приятным голосом. Они приманивают или призывают других птиц, выражают им свою радость и любовь, вызывают противников на бой, зовут на помощь, предостерегают от врагов, предупреждают об опасности и вообще обмениваются всевозможными впечатлениями.

Ведущий: Птицы водятся на всем земном шаре; их находили всюду, куда только мог проникнуть человек. Ни одно существо не живет такой полной жизнью, как птица. Самый длинный день кажется ей недостаточно продолжительным, короткая ночь для нее все же длинна: усиленная жизнедеятельность не позволят ей проводить во сне половину своего времени. Почти все дарованное ей время она проводит бодро и весело, в оживленной деятельности.

Ведущая: Все у птиц привлекает наши симпатии: грациозность их тела, красивые цвета перьев, быстрота и ловкость движений, приятный голос, незлобливый, мирный нрав. Мы охотно оказываем им гостеприимство, это наши любимцы и баловни. Пользу птиц очень трудно с точностью исчислить и оценить, они приносят больше пользы, чем вреда. Забота о наших птицах должна состоять в том, что бы так или иначе, устраивать для них удобные места жизни и устройства гнезд. Берегите птиц!


Ведущий: Сегодняшний праздник посвящен птицам и проведем мы его в виде состязаний. Устроим соревнования двух команд. Победителей ждет сладкий приз. На сцену приглашаем двух учащихся седьмого класса, желающих возглавить команду. Капитаны набирают себе помощников, пять человек, с таким условием, чтобы они были из разных классов. Выбираем жюри: два учителя, два ученика и один гость.


Ведущая: конкурс первый. Каждая группа придумывает название команды и объясняет, почему выбрали данное название.

Ведущий: А мы тем временем посмотрим сценку «Спор на скворечне», ее приготовили учащиеся шестого класса.


Этот случай был в апреле

С юга птицы прилетели

Таял снег, а воробья

Выгоняли из жилья.

- Улетай-ка прочь задира! –

Просвистал ему скворец

- Ни за что! Моя квартира! –

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и морозы

Терпеливо перенес,

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей! –

Прочирикал воробей.

- Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства

Улетай – мой клюв остер!

Вылетай!

Но тут во двор

Со скворечней Миша вошел

Быстро с нею влез на крышу,

Ниже старой привязал

И приветливо сказал:

- Я друзьям сердечно рад!

Охраняйте вместе сад!

Только Миша слез долой –

Воробьишка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.


Ведущая: предоставляем слово командам. Подводим итоги первого конкурса. Слово жюри.

Ведущий: конкурс второй. Конкурс капитанов. Сейчас каждому капитану будет прочитан отрывок из произведения, где упоминаются птицы. Капитаны должны угадать название произведения или назвать автора. Отрывок для первого капитана:

Летом Жаворонок высоко над землей, под седыми облаками. Поглядит вниз – сверху ему далеко видно – и поет:

Я ношусь под облаками,

Над полями и лугами,

Вижу всех, кто подо мной, всех под солнцем и луной.

(Чьи это ноги? В.Бианки.)

Ведущая: Отрывок для второго капитана:

…была у моей бабушки канарейка. Бабушка ее очень берегла, потому что канарейка была тоненькая, нежная – вся желтенькая – и пела чудесно. Эта канарейка тоже музыку обожала, только самую хорошую. Бабушка ей всегда самые лучшие свои пластинки заводила, разные там концерты.

(Музыкальная канарейка. В.Бианки.)


Ведущий: Отрывок для первого капитана:

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна –

Не потому что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

(Соловьи. А.Фатьянов.)

Ведущая: Отрывок для второго капитана:

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище:

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(Осел и соловей. И.Крылов).

Ведущий: подводим итоги второго конкурса, слово жюри. Начинаем следующий конкурс. Приглашаем на сцену по два представителя от каждой команды. Сейчас вам будут даны отрывки из жизни птиц. Вы должны будете угадать, о какой птице идет речь, найти из предложенных картинок изображение птицы и ответить на вопрос.

Задание для первой команды. 1. Эта птица широко распространена. Населяет древесные и кустарниковые насаждения. Избегает густых лесов. Устраивает гнездо с крышей на кустах. Очень любит соседство человека и все блестящие предметы. (Сорока)

2. Эта птица как портной. Гнездо вьет очень искусно в виде рукавички из растительного пуха, подвешивая его над водой на тонкой ветке. Питается семенами тростника, рогоза, насекомыми. (Ремез).

Вопрос: 1. Юный орнитолог по заданию учителя производил учет численности зябликов в городском парке. Учет зябликов он осуществлял весной, рано утром, и только по голосам. Какую особенность должен был учесть ученик при установлении численности зябликов по голосам?

2. Назовите сказки, в которых упоминаются птицы.

Задание для второй команды. 1. Эти птицы всеми любимы, питаются летающими насекомыми. В отличие от своих родственников, вырывают норки в мягкой глине речных обрывистых берегов. (Ласточки-береговушки).

2. Эта птичка живет в лесах, садах и парках. Гнездо сооружает в виде гамачка, помещая его на самой верхушке дерева на конце ветки. Питается насекомыми и мохнатыми гусеницами. Свист напоминает звуки флейты, а в момент опасности кричит «драной кошкой». (Иволга).

Вопрос: 1. Верно ли выражение « глухая тетеря»?

2. Назовите песни, в которых упоминаются птицы.

Ведущая: пока участники соревнования готовятся отвечать, давайте с вами отгадаем загадки. За каждую правильно угаданную загадку ответивший получит один жетон. В конце соревнований мы подведем итоги и, тот, кто наберет больше всех жетонов, получит медаль «Знаток птиц» и специальный приз.

Я думал: ног не унесу,

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы… (Гусеница)

Я глубока и многоводна,

И ты, как все гордишься мной.

А, если букву мне прибавишь,

Я птицей сделаюсь лесной. (Волга-иволга)

Если мне за букву а

Мягкий звук дадите

Сразу сорную траву

В птицу превратите. (Лебедь-лебеда)

Красные лапы, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Ведущий: Хоть я не молоток,

По дереву стучу,

В нем каждый уголок

Обследовать хочу. (Дятел).

Круглое, как яблоко

А внутри не мед,

Разобьешь нечаянно,

Сразу уплывет. (Яйцо)

С буквой с живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой ф за красоту

Меня жар-птицей называют. (Сазан-фазан)

Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда.

Но букву одну измени поскорее –

Я очень полезная птица тогда. (Соха-сова)

Ведущая: проверяем, как справились с заданием ребята. Предоставляем им слово. Каков итог, скажет нам жюри.

Ведущий: Следующий конкурс. Конкурс для всей команды. Вот вам карточки с заданиями. Эти задания нужно выполнить за пять минут. Учитывается правильность ответа и, насколько полно вы дадите ответ. Разрешается использовать одну подсказку – помощь друга. Если подсказка не используется, команда получает одно дополнительное очко.

Карточка №1.

  1. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья мышцы меньших размеров. Почему не наоборот?

  2. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?

  3. К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

  4. В яйце птицы собственно яйцом считается желток. Все остальное – его оболочки. Какая из оболочек самая толстая?

  5. Почему кукушку называют гнездовым паразитом?

Карточка №2.

  1. Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и на шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенной перьевого покрова?

  2. Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем спрыгнуть с ветки дерева?

  3. Желток всегда находится в центре яйца. Каким образом обеспечивается в яйце стабильное положение желтка?

  4. У страуса длинные ноги и длинная шея, а у пингвина короткие ноги и короткая шея. Почему?

  5. Из чего делает гнездо птица? Сколько лет служит хозяину каждое гнездо?

Ведущая: Пока команды получают задания и выполняют его, мы с вами ответим на вопросы.

1. Так называется и жук, и птица, и крупное африканское млекопитающее.

(носорог)

2. Малыш и Карлсон, Элли и Тотошка, Нильс и (гусь Мартин).

3. Этот паук способен пообедать небольшой птичкой. (птицеед).

4. Эту птицу называют зорькой или (сплюшкой).

5. Эти кольца впервые появились в Дании в 1899году и, именно они исчезают безвозвратно. (кольца птиц)

6. Второй по своим размерам пингвин называется королевским. А как называют крупнейшего? (императорский)

7. Он летает со скоростью 60км/ч, но на добычу пикирует быстрее раз в 5-6. (сокол-сапсан)

8. Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (гуси-лебеди)

9. Так называли на Руси и злобную старуху и ни в чем не повинную ворону. (карга)

10. Индусское изречение советует учиться у этой птицы четырем добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу и пировать с друзьями. (петух)

11. Дорогу в Киев Илье Муромцу преградил… (соловей-разбойник)

12. Какая птица даже зимой поедает насекомых? (дятел)

13. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (иволга)

14. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз)

15. Сколько желез расположено в теле птицы? (одна, копчиковая)

16. Когда птица поет громче: в полете или на земле? (в полете)

17. Поет ли жаворонок на земле? (нет)

18. У каких птиц поют и самки и самцы? (снегири)

19. Какая птица имеет два пальца на ноге? (страус)

20. Какая птица летает хвостом вперед? (колибри)

Ведущий: Проверяем, как команды выполнили задания. Предоставляем им слово. Каков результат, слово – жюри.

Ведущая: Небольшая птичка в небесах порхает

Гнездышко – кувшинчик сверху охраняет

Если ж она низко у земли летает

Это, значит, птичка дождик предвещает.

Кто это? (ласточка) Правильно! Следующий конкурс – устами младенца. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.

Ведущий: 1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Андерсен, «Гадкий утенок»)

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки. («Гуси-лебеди»)

3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости хитрой плутовки. (Крылов, «Журавль и лисица»)

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом. ( «Курочка-ряба»)

Ведущая: Команды получают конверты с набором букв. За одну минуту им предстоит составить названия птиц. Каждый правильный ответ – один балл.

1 - клест, сорока, павлин, удод, снегирь.

2 - галка, ласточка, аист, ремез, соловей.

Ведущий: По начальным буквам в клеточки надо вписать названия птиц, которые чаще всего прилетают зимой на кормушки. Вы поднимайте руки, а я буду вас вызывать к доске.


с






ч






с




п










з

п

т

и

ч

ь

я

























л







с



щ


в



о


г

м

д















с

т

о

л

о

в

а

я









































Поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел,

щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, овсянка.






Ведущая: Слово жюри. Пока готовится следующий конкурс, давайте сделаем разминку. Я загадываю загадку, а вы говорите пословицу или примету об этой птице.

Не князь, а ходит с короной, не ездок, а со шпорами. (петух)

Петуху ячменное зерно жемчужного дороже.

Голодной курице просо снится.

Не к добру курица петухом запела.

С курами ложиться с петухом вставать.

Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток. (наседка)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Если грач прилетел до 14 марта, быть лету мокрому, а снег сойдет рано.

Грач зиму расклевал.

Увидел грача – весну встречай.

Пестрая крякушка ловит лягушку. (утка)

Не считай утят, пока не вылупились.

Ведущий: И так, последний конкурс. Сюда вписаны названия 12 птиц: названия пяти из них состоят их семи букв, а названия семи – из пяти букв. Часть букв в названии каждой птицы закрыта. Названия пяти птиц нужно читать слева направо, а семи птиц – сверху вниз. Это полезные птицы, которых нужно охранять.



С Е Д Е Ф Е С

П А Л У К Е Н

К Е О С З Т Ч

С Л Л И В А Й

Л У А А Н Л К


Перепел. Пеликан. Неясыть. Соловей. Журавль.

Сокол. Цапля. Дрофа. Кулик. Фазан. Бекас. Сычик.


Ведущая: Подводим итоги соревнования и конкурсов среди зрителей. Предоставляем слово жюри.


Ведущий: Пусть птицы нам поют без слов,

Пускай поют без нот,-

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поет на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!»

Чтоб накормить своих птенцов, набить едой им рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят,

Они и там и тут,

Всех гусениц, что портят сад

На яблоньках найдут.


Ведущая: Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять!-

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки звучат

В саду, в лесу опять.


Вместе: Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи

Всем сердцем радуясь весне.




























Список использованной литературы:


    1. А.Э. Брэм, т.2 «Птицы». М., «Терра – TERRA», 1992 г.

    2. Д.И. Трайтак «Как сделать внеклассную работу по биологии интересной», М., «Просвещение», 1979 г.

    3. З.В. Борзова, А.М. Дагаев «Дидактические материалы по биологии», М., «Сфера», 2005 г.

    4. А. Бианки «Музыкальная канарейка».

    5. И. Крылов «Басни».

    6. Фатьянов «Соловьи».