СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план 10 базовый

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе базовой авторской программы Н.И.Сонина, А.А. Плешакова, В.Б.Захарова , которая разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. В ней так же учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с примерными программами для основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«тематический план 10 базовый»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель руководителя Руководитель МБОУ

________ /Ахмадиева Р.Ф../ по УВР МБОУ «АСОШ №2» «АСОШ №2

Протокол № 1 от _______ / Никифорова Э.М./ _______/ Султанов Р.С../

« 24 » августа 2015 г. « 26 » августа 2015 г. Приказ №208/в от

« 27 » августа 2015 г.








Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории

МБОУ « Арская средняя общеобразовательная школа №2»

Файзрахмановой Гулии Ахметовны

по биологии для 10-х классов (базовый уровень).













2015-2016 учебный год

Учебно- тематическое планирование по биологии


Классы 10

Учитель: Файзрахманова Г.А.

Количество часов: 35

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 3, тестов 2

Планирование составлено на основе федерального компонента Госстандарта основного общего образования по химии, примерной программы основного общего образования по биологии, программа курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Учебник: « Биология. Базовый уровень. 10-11 классы» В.Б.Захаров,С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова . Москва. «Дрофа» 2015


Дополнительная литература:

1. А. А. Кириленко « Сборник задач по генетике» Легион. 2013.

2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

3. А. А. Кириленко «Биология. Тематические тесты». Легион. 2013

4. «Тесты по биологии» А. А. Кириленко ,С.И. КолесниченкоИздательство «Легион» . 2012.

5. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006;

6. «Поурочные разработки по биологии» Издательство «Учитель» 2008.

7.Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы

8. Тесты по ЕГЭ .

9. Биология. Словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей. Г. И. Лернер. Москва 2006

10. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

11.Диски.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе базовой авторской программы Н.И.Сонина, А.А. Плешакова, В.Б.Захарова , которая разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. В ней так же учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с примерными программами для основного общего образования

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-Ф.З., закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22.06 2013 года №68-З.РТ(с изменениями от 23.07 14 №61-З.РТ., от 16.03.15 №14-З.РТ).

  2. Приказа МО ИНРФ от 5.03.04 №1089 об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования (с изменениями)

  3. Примерная программа основного общего образования по биологии  для 10 класса, допущенная  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

  4. Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 учебный год.

  5. Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

  6. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне

  7. Устава школы.









Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровней организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях , проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в тематическом планировании особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию

биологического образования.

Цели изучения предмета


Цели биологического образования в старшей школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. на уровне требования к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями. в том числе изменением социальной ситуации развития- ростом информационных перегрузок, изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

-социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя ее норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

-ориентация в системе этических норм и ценностей относительно методов. результатов и достижений современной биологической науки;

-развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания

-овладение учебно-познавательными и смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а так же методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

-формирование экологического сознания, ценностного отношения к природе и человеку.

Развитие целеполагания для базового и профильного уровней состоит в том, что на базовом уровне цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни, то на профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков, необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а также объема биологических знаний, достаточного для продолжения образования и самообразования


Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.


Место предмета в учебном плане

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути в основной школе преобладает содержание нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.

В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости…).

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).


Планируемые результаты освоения курса биологии.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы на базовом уровне являются:

-В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости; вклава выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);

-объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции и изменяемости видов, нарушение развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

-приведение доказательств единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах;

-описание особей видов по биологическому критерию;

-выявление изменчивости и приспособления организмов к среде обитания. Источников мутагенов в окружающей среде(косвенно), антропогенных изменениях в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях;

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

В ценностно-ориентационной сфере:

-анализ и оценка различных теорий о сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из различных источников;

-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

В сфере трудовой деятельности:

-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

В сфере физической деятельности:

-обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ( 35 час)


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы


______________________________________

¹. КЛЕТКА (11 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ОРГАНИЗМ (21 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Примерные темы экскурсий


Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Перечень лабораторных и практических работ



КЛЕТКА

.

Название лабораторной работы

Название практической работы

1.

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1.

Сравнение строения клеток растений, жи­вотных.

2.

Приготовление и описание микропрепа­ратов клеток растений:



ОРГАНИЗМ

3.

Выявление признаков сходства заро­дышей человека и других млекопитаю­щих как доказательство их родства.

2.

Составление простейших схем скрещива­ния.



3.

Решение простейших генетических задач.





4.

Выявление источников мутагенов в окру­жающей среде (косвенно) и оценка их влия­ния на организм.





5.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Итого: 3 лабораторных работ.

Итого: 5 практических работ.


Итоговый контроль: контрольная работа (Приложение №1)

Варианта 2.

Цель: контроль и оценка знаний.

Критерии оценки: выполнено 80% заданий и более- оценка «5»

выполнено 60%-79% заданий- оценка «4»

выполнено 45%-59% заданий- оценка «3»

выполнено менее 45% заданий- оценка «2»


Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Содержание данного курса строится на основе системно-деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-семинаров как одной из форм обобщающе-повторительных занятий, уроков корректировки и обобщения знаний учащихся: проведение лабораторных и практических работ на уроках, экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т. п.).

Для развития личности ученика используются компетентностные технологии (метод проектов, научных исследований, дебаты, портфолио, здоровьесберегающие технологии), информационно-коммуникационные технологии.

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит и из контролирующей части. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «учитель- ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.

Устный контроль.


- Опрос

- Устные контрольные работы и т.д.


Письменный контроль.

- Проведение контролирующих самостоятельных работ, биологических

диктантов, тестов, зачетов и т.д.


Лабораторный контроль.

- Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.

Для проверки усвоения учащимися программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также увеличения количества оценок я использую различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические , работа с дополнительными источниками информации.

Классификация используемых методов контроля:

а) словесные;

б) наглядные;

в) практические;

г)репродуктивные;

д) проблемно-поисковые;

е) индуктивные;

ж) дедуктивные;

э) самостоятельная работа.

 Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала. 
  Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета: 
 1) Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление. 
Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой. 
2) Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (базовый)

Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Факт


Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания

3



1

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1

5.09


2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

1

12.09


3

Зачет по теме «Биология как наука. Методы научного познания».

1

19.09



Глава 2 Клетка

11



4

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

26.09


5

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

3.10


6

Органические вещества. Липиды и углеводы.

1

10.10


7

Органические вещества. Белки.

1

17.10


8

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

24.10


9

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Выполнение лабораторных работ №1,2 и практической работы №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений, животных. Наблюдение, описание и сравнение клеток растений и животных» и выводы к ним.

1

31.10


10

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

14.11


11

Прокариотическая клетка.

1

21.11


12

Реализация наследственной информации в клетке.

1

28.11


13

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

5.12


14

Зачет №2 «Клетка»

1

12.12



Глава 3. Организм

20



15

Многообразие организмов.

1

19.12


16

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

1

26.12


17

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

16.01


18

Деление клетки. Митоз.

1

23.01


19

Размножение: бесполое и половое.

1

30.01


20

Образование половых клеток. Мейоз.

1

6.02


21

Оплодотворение.

1

13.02


22

Индивидуальное развитие организмов

1

20.02


23

Онтогенез человека.

Лабораторная работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

1

27.02


24

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

5.03


25

Моногибридное скрещивание.

Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания (родословных)».

1

12.03


26

Дигибридное скрещивание.

Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач».


1

19.03


27

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

2.04


28

Современные представления о гене и геноме.

1

9.04


29

Генетика пола.

1

16.04


30

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

23.04


31

Генетика и здоровье человека. Практическая работа №4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

1

30.04


32

Селекция: основные методы и достижения.

1

7.05


33

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Практическая работа №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

14.05


34

Зачет №3 «Организм»

1

21.05


35

Итоговый урок.

1

28.05









Приложение 1.


1 вариант

Часть А

Задание: выбрать один правильный ответ.

А1. Какие вещества пищи не дают энергии организму?

     А. минеральные соли  Б. жиры   В. углеводы   Г белки

А2. Состав гемоглобина входит:

        А. фосфор   Б. железо    В. сера    Г. магний

А3. Функция информационной РНК:

   А. раскручивание ДНК     Б. снятие информации с ДНК

   В. транспорт аминокислот на рибосомы    Г. хранение информации

А4.  Какой ученый первым увидел клетку с помощью своего микроскопа?

      А. М. Шлейден     Б. Т. Шванн     В. Р. Гук      Г Р. Вирхов

А5. Синтез белка завершается в момент:

       А. узнавание кодона антикодоном      Б. поступление и-РНК на рибосомы

       В. появления на рибосоме «знака препинания»    Г. присоединения аминокислоты к т-РНК

А6. К прокариотическим организмам относится:

     А. бацилла   Б. гидра   В. амёба   Г. вольвокс

А7. Клеточная энергия вырабатывается в:

     А. рибосомах   Б. митохондриях   В. ядре   Г. аппарате Гольджи

А8. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

    А. углекислый газ и кислород       Б. белки, жиры и углеводы

    В. углекислый газ, АТФ и вода     Г. глюкоза, АТФ и кислород

А9. В результате какого процесса образуются новые соматические клетки в многоклеточном организме животного?

    А. мейоза   Б. митоза   В. овогенеза   Г. сперматогенеза

А10. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).

    А. ААВВ    Б. АаВв     В. аавв   Г. Аавв

А11. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получатся крольчата:

     А. 100% черные    Б. 75% черные и 25% белые   В. 50% черные и 50% белые

     Г. 25% черные и 75% белые

А12. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, а дальтонизм- рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой дальтоник (кареглазость доминирует над голубоглазостью)

    А. ААХВХВ   Б. АаХbХb    В. АаХвХв     Г. ааХвХb

А13. Болезнь Дауна связана с появлением лишней 21-й пары хромосом в генотипе человека, поэтому подобное изменение называют:

       А. соматической мутацией    Б. геномной мутацией    В. полиплоидией    Г. гетерозисом

А14. Наркотические вещества относят к мутагенам, так как при их употреблении:

       А. возникают изменения в хромосомах или генах    Б. нарушается работа нервной системы

       В. ухудшается самочувствие    Г. возникает зависимость от наркотиков

А15. Какие методы используют в селекции растений при выведении новых сортов?

         А. выращивание растений на удобренных почвах         Б. вегетативное размножение отводками

         В. скрещивание растений разных сортов с последующим отбором потомства с ценными признаками

         Г. выращивание растений в теплицах

А16. Чем можно объяснить снижение жизнеспособности перекрёстноопыляемых растений при их опылении с целью получения чистых линий?

       А. переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние       Б. образование гетерозиготных особей

       В. увеличение числа доминантных мутаций       Г. появлением полиплоидного потомства

Часть В

Задание В 1. Выберите три верных ответа.

Какие методы используют для изучения строения и функций клеток?

  1. генной инженерии

  2. микроскопирования

  3. цитогенетического анализа

  4. культуры клеток и тканей

  5. центрифугирования

  6. гибридизации

ответ:    




Задание В 2.   К каждому понятию, подберите соответствующее определение.

I. Полиплоидия

II Чистая линия  

III Гибрид

      IV Искусственный мутагенез

V Гетерозис  

1. Потомство, гомозиготное по комплексу признаков                                    

2. Мощное развитие и высокая жизнеспособность гибридов    

генетически отдалённых форм

3. Использование ионизирующей радиации и некоторых химических веществ для стимулирования мутационного процесса

4. Организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм.

5. Наличие дополнительных наборов хромосом.

I

II

III

IV

V






 Часть С  Решите задачу

 Задача.  У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка. Написать генотипы всех членов семьи.

2 вариант

Часть А

А1Фотосинтез – это процесс, происходящий в зеленых растениях. Он связан с:

        А. расщеплением органических веществ до неорганических

        Б. созданием органических веществ из неорганических

        В. химическим превращением глюкозы в крахмал

        Г. образованием целлюлозы

А2. Какое из перечисленных положений согласуется с клеточной теорией:

       А. клетка является элементарной единицей наследственности

       Б. клетка является единицей размножения

       В. клетки всех организмов различны по своему строению

       Г. клетки всех организмов обладают разным химическим составом

А3. Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают препараты, содержащие:

           А. железо      Б. фосфор     В. йод    Г. натрий

А4. Отличие животной клетки от растительной заключается в:

       А. наличие хитина в оболочке       Б. наличие пластид       В. наличие вакуолей, заполненных клеточным соком

       Г. наличие клеточной оболочки из целлюлозы

А5. Ядерная структура , несущая наследственную информацию организма:

        А. ядерная оболочка     Б. хромосома     В. ядерный сок     Г. ядрышко

А6. Какие методы используют при создании новых пород сельскохозяйственных животных?

       А. скрещивание и искусственный отбор     Б. естественный отбор

       В. хороший уход за животными, режим их питания  Г. массовый отбор

А7. Какова функция медико-генетических консультаций родительских пар?

       А. выявление предрасположенности родителей к инфекционным заболеванием

       Б. определение возможности рождения одаренных детей

       В. определение вероятности проявления у детей наследственных недугов

       Г. определение группы крови у эмбриона

А8. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (ВВ) и белой (bb) масти при неполном доминировании?

        А. 25%     Б. 50%     В. 75%     Г. 100%

А9. Гемофилия у детей чаще проявляется от брака:

        А. неродственного     Б. близкородственного          В. людей разных национальностей    Г. людей разных рас

А10. Молекула и-РНК, в отличии ДНК, содержит азотистое основание:

          А. аденин    Б. гуанин    В. урацил   Г. цитозин

А11. На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?

          А. клеточном   Б. организменном   В. популяционном   Г. организменном

А12. Соматические клетки, в отличии от половых, содержат:

         А. двойной набор хромосом     Б. непостоянный набор хромосом         В. цитоплазму    Г. плазматическую мембрану

А13. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании?

          А. одну    Б. три    В. две    Г. четыре

А14. Н.И.Вавилов разработал:

         А. хромосомную теорию наследственности   Б. эволюционную теорию

         В. гипотезу происхождения жизни на Земле

         Г. учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений

А15. У растений чистые линии получают путем:

          А. перекрестного опыления      Б. самоопыления          В. экспериментального мутагенеза    Г. межвидовой гибридизации

А16. Методы клеточной инженерии селекционеры используют с целью получения:

          А. эффективных лекарственных препаратов        Б. гибридных клеток и выращивания из них гибридов

        В. кормового белка для питания животных        Г. пищевых добавок для продуктов питания

Часть В

Задание В 1. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ                                                                           ВИД

А) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот               1) липиды

Б) состоят из остатков молекул аминокислот                                          2) белки

В) защищают организм от переохлаждения

Г) защищают организм от чужеродных веществ

Д) относятся к полимерам

Е) не являются полимерами

А

Б

В

Г

Д

Е







Задание В 2. Установите последовательность фаз митоза.

А) расхождение сестринских хроматид

Б) удвоение молекулы ДНК

В) образование метафазной пластинки

Г) деление цитоплазмы





Часть С. Задание со свободным ответом

В 17 веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву. В течении 5 лет он только поливал растение. Спустя 5 лет ученый взвесил растение и обнаружил, что его вес увеличился на 63,5 кг., а вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост?

Ключ к контрольной работе

1 вариант

Часть А                                                 часть В

А1 – А                                           Задание В 1 - 245

А2 – Б

А3 – Б                                            Задание В 2 -

А4 – В

А5 – В

А6 – А

А7 – Б                                  часть С Ответ: 50% вероятность рождения ребенка с  полидактилией

А8 – Г                                                              мать -  аа; отец – Аа; дети – Аа и аа

А9 –Б

А10 – В

А11- Б

А12 – В

А13 – Б

А 14 – А

А15 – В

А16 – А

2 вариант

Часть А                                           часть В

А1 – Б                                           Задание В 1 - 121221

А2 – Б

А3 – В                                            Задание В 2 - БВАГ

А4 – А

А5 – Б

А6 – А

А7 – В                              

А8 – Г                                      

А9 –Б

А10 – В

А11- Г

А12 – А

А13 – А

А 14 – Г

А15 – Б

А16 – Б

часть С ответ:

1) масса растения увеличивается за счет органических веществ, образующихся в результате фотосинтеза

2) в процессе фотосинтеза используются Н2О и СО2, поступающие из внешней среды

 2 балла, если ответ включает оба пункта ответа

 1 балл, если ответ включает 1 из названных ответов























1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!