СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план по биологии 8 кл.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический план по биологии 8 кл. Серия "ЛИНИЯ ЖИЗНИ", Пасечник В.В.

Просмотр содержимого документа
«Тематический план по биологии 8 кл.»

Пояснительная записка


Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «СШ пос. Мара-Аягъы»

Рабочая программа по биологии построена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной части учебного курса;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология, как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • Овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;

  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды деятельности как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.


Принципы реализации учебного предмета

  • научный;

  • культурологический;

  • гуманистический;

  • личностно-деятельностный;

  • историко-проблемный;

  • интегративный;

  • компетентностный.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, 8 кл.

Изучение биологии в 8 кл. обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения биологии в 8 кл. должны отражать:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Смысловое чтение;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.


Предметными результатами освоения программы 8 кл. по биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Основное содержание учебного курса Человек и его здоровье (8 класс)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.

Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Контрольных работ за год - 4

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.

Строение и работа органа зрения.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника с 5 по 9 класс.

Комплект УМК серии «Линия жизни»:

Учебник «Биология. 8 класс», В.В.Пасечник и др.

Рабочая тетрадь « Биология. 8 класс», В.В. Пасечник и др.

Поурочные разработки «Биология. 8 класс», В.В. Пасечник и др.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Человек и его здоровье. 8 класс.

Ученик научиться:

  • Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

  • Применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия выявления факторов риска на здоровье человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • Использовать на практике приёмы оказания первой медицинской помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • Выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • Реализовывать установки здорового образа жизни;

  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.





















Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс 2 часа в неделю всего 69 ч.





Тема урока

Колич. часов

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

Примечание

1

Вводный инструктаж по ТБ. Науки о человеке и их методы.


1

04.09


§1, стр. 6-9


2

Биологическая природа человека. Расы

Человека


1

08.09


§2, стр. 10-13


3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.


1

11.09


§3 , стр.14-17


4

Строение организма человека


1

15.09


§4 , стр.20-23


5

Строение организма человека


1

18.09


§5 , стр.24-25


6

Регуляция процессов жизнедеятельности


1

21.09


§ 6, стр.26-29


7

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей


1

25.09


§7 , стр.32-35


8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы


1

28.09


§8 , стр.36-39


9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов


1

02.10


§9 , стр.40-43


10

Строение и функции скелетных мышц

1

05.10


§ 10, стр.44-47


11

Работа мышц и её регуляция


1

09.10


§11 , стр.48-51


12

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.


1

12.10


§12 , стр.52-57


13

Зачет №1 «Опора и движение »


1

16.10




14

Состав внутренней среды организма и ее функции


1

19.10


§ 13, стр.60-61


15

Контрольная работа №1.

Состав крови. Постоянство внутренней среды


1

23.10


§14 , стр.62-65


16

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови


1

26.10




1 четверть




§15 , стр.66-69


17

Иммунитет. Нарушения иммунной системы. Данные ВИЧ инфекции среди жителей КЧР


1

06.11


§ 16, стр.70-73


18

Органы кровообращения. Строение и работа сердца


1

09.11


§17 , стр.76-79


19

Сосудистая система. Лимфообращение


1

13.11


§18 , стр.80-83


20

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Данные о заболеваниях ССЗ в КЧР.


1

16.11


§19 , стр.84-87


21

Зачет №2 Обобщение на тему: «Внутренняя среда организма»; «Кровообращение и лимфообразование»


1

20.11




22

Дыхание и его значение. Органы дыхания


1

23.11


§20 , стр.90-93


23

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.


1

27.11


§21 , стр.94-97


24

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды


1

30.11


§22 , стр.98-101


25

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Заболевания туберкулезом в КЧР.


1

04.12


§23 , стр.102-107


26

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.


1

07.12


§ 24, стр.110-113


27

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод


1

11.12


§25 , стр.114-117


28

Пищеварение в желудке и кишечнике


1

14.12


§ 26, стр.118-121


29

Контрольная работа №2.

Всасывание питательных веществ в кровь


1

18.12


§27 , стр.122-125


30

Регуляция пищеварения. Гигиена пищеварения

1

21.12


§ 28, стр.126-129


31

Зачет №3 «Дыхание»; «Питание»


1

25.12




32

Пластический и энергетический обмен


1

28.12


2 четверть


§29 , стр.132-135


33

Ферменты и их роль в организме человека


1

15.01


§ 30, стр.136-137


34

Витамины и их роль в организме человека


1

18.01


§ 31, стр.138-141


35

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ


1

22.01


§32 , стр.142-147


36

Выделение и его значение. Органы мочевыделения


1

25.01


§33 , стр.150-153


37

Заболевания органов мочевыделения



29.01


§34 , стр.154-155


38

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи


1

01.02


§ 35, стр.158-161


39

Болезни и травмы кожи


1

05.02


§36 , стр.162-165


40

Гигиена кожных покровов


1

08.02


§37 , стр.166-169


41

Зачет№4 Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела


1

12.02




42

Железы внутренней секреции и их функции


1

15.02


§38 , стр.172-175


43

Работа эндокринной системы и ее нарушения. Данные о заболеваемости среди жителей РФ


1

19.02


§39 , стр.176-177


44

Строение нервной системы и ее значение



1

22.02


§40 , стр.178-179


45

Спинной мозг


1

26.02


§41 , стр.180-181


46

Головной мозг


1

01.03


§42 , стр.182-185


47

Вегетативная нервная система


1

05.03


§43 , стр.186-189


48

Нарушения в работе нервной системы


1

08.03


§44 , стр.190-191


49

Обобщение на тему: «Нейрогуморальная

регуляция процессов жизнедеятельности»

1

12.03




50

Контрольная работа №3.

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор


1

15.03


§45 , стр.194-197


51

Слуховой анализатор


1

19.03


§46 , стр.198-199


52

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание


1

22.03





3 четверть


§47 , стр.200-201


53

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль


1

05.04


§48 , стр.202-203


54

Общение знаний на тему: «Органы чувств. Анализаторы»


1

09.04




55

Высшая нервная деятельность. Рефлексы


1

12.04


§49 , стр.206-209


56

Память и обучение


1

16.04


§50 , стр.210-213


57

Врожденное и приобретенное поведение


1

19.04


§51 , стр.214-215


58

Сон и бодрствование


1

23.04


§52 , стр.216-217


59

Особенности высшей нервной деятельности человека


1

26.04


§53 , стр.218-221


60

Обобщение знаний о высшей нервной деятельности


1

30.04




61

Особенности размножения человека


1

03.05


§54 , стр.224-225


62

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.


1

07.05


§55 , стр.226-229


63

Беременность и роды


1

10.05


§56 , стр.230-233


64

Рост и развитие ребенка после рождения


1

14.05


§57 , стр.234-237


65

Контрольная работа №4.


1

17.05


§ 58, стр.240-243


66

Окружающая среда и здоровье человека


1

21.05


§59 , стр.244-247


67


Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.


1

24.05


Повторение


68

Обобщения повторения по курсу биологии 8 класса.


1

28.05




Повторение


69

Летние задания.


1

31.05









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!