Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «СШ пос. Мара-Аягъы»
Рабочая программа по биологии построена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной части учебного курса;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология, как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;
Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
Овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды деятельности как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Принципы реализации учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, 8 кл.
Изучение биологии в 8 кл. обусловливает достижение следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в 8 кл. должны отражать:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения программы 8 кл. по биологии являются:
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Основное содержание учебного курса Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Контрольных работ за год - 4
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Строение и работа органа зрения.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника с 5 по 9 класс.
Комплект УМК серии «Линия жизни»:
Учебник «Биология. 8 класс», В.В.Пасечник и др.
Рабочая тетрадь « Биология. 8 класс», В.В. Пасечник и др.
Поурочные разработки «Биология. 8 класс», В.В. Пасечник и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Человек и его здоровье. 8 класс.
Ученик научиться:
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
Применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия выявления факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать на практике приёмы оказания первой медицинской помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
Выделять эстетические достоинства человеческого тела;
Реализовывать установки здорового образа жизни;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс 2 часа в неделю всего 69 ч.
№ | Тема урока | Колич. часов | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | Примечание |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Науки о человеке и их методы. | 1 | 04.09 | | §1, стр. 6-9 | |
2 | Биологическая природа человека. Расы Человека | 1 | 08.09 | | §2, стр. 10-13 | |
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | 1 | 11.09 | | §3 , стр.14-17 | |
4 | Строение организма человека | 1 | 15.09 | | §4 , стр.20-23 | |
5 | Строение организма человека | 1 | 18.09 | | §5 , стр.24-25 | |
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 1 | 21.09 | | § 6, стр.26-29 | |
7 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей | 1 | 25.09 | | §7 , стр.32-35 | |
8 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы | 1 | 28.09 | | §8 , стр.36-39 | |
9 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов | 1 | 02.10 | | §9 , стр.40-43 | |
10 | Строение и функции скелетных мышц | 1 | 05.10 | | § 10, стр.44-47 | |
11 | Работа мышц и её регуляция | 1 | 09.10 | | §11 , стр.48-51 | |
12 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. | 1 | 12.10 | | §12 , стр.52-57 | |
13 | Зачет №1 «Опора и движение » | 1 | 16.10 | | | |
14 | Состав внутренней среды организма и ее функции | 1 | 19.10 | | § 13, стр.60-61 | |
15 | Контрольная работа №1. Состав крови. Постоянство внутренней среды | 1 | 23.10 | | §14 , стр.62-65 | |
16 | Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови | 1 | 26.10 1 четверть | | §15 , стр.66-69 | |
17 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы. Данные ВИЧ инфекции среди жителей КЧР | 1 | 06.11 | | § 16, стр.70-73 | |
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца | 1 | 09.11 | | §17 , стр.76-79 | |
19 | Сосудистая система. Лимфообращение | 1 | 13.11 | | §18 , стр.80-83 | |
20 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Данные о заболеваниях ССЗ в КЧР. | 1 | 16.11 | | §19 , стр.84-87 | |
21 | Зачет №2 Обобщение на тему: «Внутренняя среда организма»; «Кровообращение и лимфообразование» | 1 | 20.11 | | | |
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | 1 | 23.11 | | §20 , стр.90-93 | |
23 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. | 1 | 27.11 | | §21 , стр.94-97 | |
24 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | 30.11 | | §22 , стр.98-101 | |
25 | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Заболевания туберкулезом в КЧР. | 1 | 04.12 | | §23 , стр.102-107 | |
26 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 1 | 07.12 | | § 24, стр.110-113 | |
27 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод | 1 | 11.12 | | §25 , стр.114-117 | |
28 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | 14.12 | | § 26, стр.118-121 | |
29 | Контрольная работа №2. Всасывание питательных веществ в кровь | 1 | 18.12 | | §27 , стр.122-125 | |
30 | Регуляция пищеварения. Гигиена пищеварения | 1 | 21.12 | | § 28, стр.126-129 | |
31 | Зачет №3 «Дыхание»; «Питание» | 1 | 25.12 | | | |
32 | Пластический и энергетический обмен | 1 | 28.12 2 четверть | | §29 , стр.132-135 | |
33 | Ферменты и их роль в организме человека | 1 | 15.01 | | § 30, стр.136-137 | |
34 | Витамины и их роль в организме человека | 1 | 18.01 | | § 31, стр.138-141 | |
35 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ | 1 | 22.01 | | §32 , стр.142-147 | |
36 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 1 | 25.01 | | §33 , стр.150-153 | |
37 | Заболевания органов мочевыделения | | 29.01 | | §34 , стр.154-155 | |
38 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи | 1 | 01.02 | | § 35, стр.158-161 | |
39 | Болезни и травмы кожи | 1 | 05.02 | | §36 , стр.162-165 | |
40 | Гигиена кожных покровов | 1 | 08.02 | | §37 , стр.166-169 | |
41 | Зачет№4 Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела | 1 | 12.02 | | | |
42 | Железы внутренней секреции и их функции | 1 | 15.02 | | §38 , стр.172-175 | |
43 | Работа эндокринной системы и ее нарушения. Данные о заболеваемости среди жителей РФ | 1 | 19.02 | | §39 , стр.176-177 | |
44 | Строение нервной системы и ее значение | 1 | 22.02 | | §40 , стр.178-179 | |
45 | Спинной мозг | 1 | 26.02 | | §41 , стр.180-181 | |
46 | Головной мозг | 1 | 01.03 | | §42 , стр.182-185 | |
47 | Вегетативная нервная система | 1 | 05.03 | | §43 , стр.186-189 | |
48 | Нарушения в работе нервной системы | 1 | 08.03 | | §44 , стр.190-191 | |
49 | Обобщение на тему: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» | 1 | 12.03 | | | |
50 | Контрольная работа №3. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор | 1 | 15.03 | | §45 , стр.194-197 | |
51 | Слуховой анализатор | 1 | 19.03 | | §46 , стр.198-199 | |
52 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание | 1 | 22.03 3 четверть | | §47 , стр.200-201 | |
53 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль | 1 | 05.04 | | §48 , стр.202-203 | |
54 | Общение знаний на тему: «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | 09.04 | | | |
55 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы | 1 | 12.04 | | §49 , стр.206-209 | |
56 | Память и обучение | 1 | 16.04 | | §50 , стр.210-213 | |
57 | Врожденное и приобретенное поведение | 1 | 19.04 | | §51 , стр.214-215 | |
58 | Сон и бодрствование | 1 | 23.04 | | §52 , стр.216-217 | |
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | 26.04 | | §53 , стр.218-221 | |
60 | Обобщение знаний о высшей нервной деятельности | 1 | 30.04 | | | |
61 | Особенности размножения человека | 1 | 03.05 | | §54 , стр.224-225 | |
62 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 1 | 07.05 | | §55 , стр.226-229 | |
63 | Беременность и роды | 1 | 10.05 | | §56 , стр.230-233 | |
64 | Рост и развитие ребенка после рождения | 1 | 14.05 | | §57 , стр.234-237 | |
65 | Контрольная работа №4. | 1 | 17.05 | | § 58, стр.240-243 | |
66 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | 21.05 | | §59 , стр.244-247 | |
67 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. | 1 | 24.05 | | Повторение | |
68 | Обобщения повторения по курсу биологии 8 класса. | 1 | 28.05 | | Повторение | |
69 | Летние задания. | 1 | 31.05 | | | |