Тематический урок по теме:
«Что значит свет в нашей жизни?».
Начальная школа
Подготовила учитель начальных классов
Гизатуллина М.А.
Дата проведения 15.12.2015
Тема. «Что значит свет в нашей жизни?»
Цель урока: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся, осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе изучения темы «Свет в нашей жизни».
Задачи урока:
− научить учащихся ориентироваться в системе взглядов о свете;
− научить строить логические рассуждения о свете, источниках света и световых явлениях, что будет содействовать повышению энергетической, экономической, экологической грамотности обучающихся;
− учить вырабатывать стратегию собственного поведения, совершенствования поступков, нацеленных на энергосбережение.
Форм проведения:конкурс.
Оборудование. Интерактивный комплекс, цветок с лепестками, плакат с кроссвордом, посылка, ларец, альбомные листы, карандаши, маленькие глобусы по одному на парту, портреты фей Нефти и Электричества
Сценарий урока.
Актуализация знаний (Постановка проблемы.)
Учитель: отгадайте загадки:
«Красная девушка по небу ходит» (Солнце)
«По высокой дороге идет бычок круторогий» (месяц)
«По синему пологу золотое просо рассыпано» (звезды)
«Видно, нет у ней ума: ест она себя сама» (Свеча)
«Насекомое, является хорошим проводникам в горах. Ночью летит к жилью». (Светлячок.)
«В сказке «Двенадцать месяцев» все братья месяцы собрались у …» (Костер.)
Учитель: «Как вы думаете, с каким одним понятием связано содержание предложенных вам загадок и вопросов?». (все загадки связаны с одним ключевым словом – свет)
− Что вас удивляет?
− Какой у вас возникает вопрос?
- Как же сформулируем тему урока? ( «Что значит свет в нашей жизни?»)
Учитель: 20 декабря в 2013 году Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой объявить 2015 год Международным годом света и световых технологий (IYL2015). Резолюция в поддержку данной инициативы впервые была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре 2012 г.
Составление плана урока в виде цветка. В центре главное слово «Свет», а лепестками будут вопросы, на которые учащимся предстоит найти ответы на уроке (1. Источники света (естественные: Солнце, звёзды, искусственные: электрические лампочки, свечи т.д.); 2. Свет и природные ресурсы; 3. Электроэнергия; 4. Световые приборы.)
Учитель: А теперь мы совершим с вами путешествие с нашими лепестками. Доска будет являться для нас картой, с помощью которой вы будете путешествовать. Но чтобы отправиться в путь, вам нужны проводники, ими будут наши гости (Дети сидят на стульях около доски.). Представьтесь, пожалуйста.
Помощники представляются: «Моё имя Настя. Моё имя Соня».
Учитель: «У каждого из вас на партах лежит волшебный глобус, с помощью которого вы сможете начать путешествие. Возьмите его в руки ... и в дорогу.
1 уч-к: Почему же ничего не получается?
2 уч-к: А я знаю, почему: чтобы посетить волшебную поляну, нужно отгадать загадку, которая нам подскажет, о чем вы узнаете из увлекательного путешествия. Глубоко под землей залегаем.
Людям жить на земле помогаем. (Полезные ископаемые.)
1 уч-к: Конечно, это полезные ископаемые, или ресурсы земли. Но прежде чем попасть на вторую станцию нам надо посетить первую «Источники света». Кладем руку на глобус и... полетели (музыкальное сопровождение: грохочущая музыка).
2 уч-к: Ребята, вот мы оказались на волшебной поляне. Что вы видите? (Цветок.)
1 уч-к: А какой он? (Красивый. С разноцветными лепестками.)
2 уч-к: А в какой сказке есть похожий цветок? (В сказке «Цветик-семицветик» Валентина Катаева.)
1 уч-к: Верно. А для чего он был нужен девочке в этой сказке? (С помощью цветка девочка исполняла желания и путешествовала. )
2 уч-к: Давайте и мы с вами будем путешествовать с помощью цветика семицветика.
1 уч-к: Что нам нужно сделать, чтобы отправиться в путь?
2 уч-к: Оторвать лепесток и произнести заклинание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Раз-два-три, Знания получить помоги!
1 уч-к: Итак, друзья, кладем руку на глобус и произносим заклинание.
2 уч-к: Посмотрите, что это? (слайды фотографий солнца, луны звёзд, лампочки, свечи, костра)
1 уч-к: ребята, как выдумаете что общего у всех этих предметов (они дают свет)
2 уч-к: если они дают свет, значит они – (источники света). Молодцы! теперь мы можем отправляться дальше в путь.
1 уч-к: Посмотрите, кто это? (Показывает портрет феи.)
1 уч-к: А как её зовут, вы узнаете, послушав сказку.
1 уч-к: Давным-давно, в те далекие времена, когда еще не было света и воду брали из колодца, жил-был Иван, но не дурак. Решил Ваня, что вода в колодце непригодна для питья. Начал он копать другой колодец. День копает, другой копает... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Смотрит Иван, а вместо воды в колодце выступила темная маслянистая жидкость и жутко запахла. Думает Иван: дай-ка я в этой жидкости тряпочку помочу да и подожгу. Так и сделал. Загорелась тряпочка ярким пламенем. Обрадовался Ваня, что теперь он сможет лампадку жечь, а не лучинку. Вскоре выяснилось, что из этой чудо-жидкости можно и мази изготовить. Стал Ваня жить поживать да в быту жидкость применять.
1 уч-к: О какой жидкости идет речь? (О нефти.)
1 уч-к: Нашу фею зовут Фея Нефть. (Портрет Феи вывешивают на доску).
1 уч-к: Давайте посмотрим, где же ее применяют. Оторвём лепесток и произнесем наше заклинание.
2 уч-к: Подойдите и оторвите лепесток (ученик отрывает). Итак, рука на глобусе. Все вместе читаем заклинание: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся снова в круг. Раз-два-три, Знания получить помоги.
1 уч-к: Нефть залегает глубоко,
Достать её нам нелегко,
Километровые скважины бурят
Много-много дней подряд.
2 уч-к: Но нашли еще одно решение,
Которое имеет к солнцу отношение.
Расход энергии в два раза снижается,
Экономия в стране повышается.
1 уч-к: Автомобили и самолеты,
Тепловозы и пароходы,
Электростанции и заводы,
Все они требуют этого чуда природы.
2 уч-к: Вот подумайте, друзья,
Должна быть экономия.
Иначе вашим детям
Не хватит нефти на свете.
1 уч-к: А как же ее сохранить? Нужно либо нарисовать рисунок, Либо рассказ сочинить.
Учитель: Ребята, ваша задача - нарисовать рисунок, как же использовать экономно нефть.
1 уч-к: Давайте путешествовать дальше. Отрываем лепесток и произносим заклинание. Кладем руку на глобус и произносим: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Раз-два-три,
Знания получить помоги.
1 уч-к: Кто это, ребята? – Это еще одна фея!
1 уч-к: А как ее зовут, вы узнаете, открыв посылку, которая находится у нее в руках. Кто желает открыть посылку? (Один из учеников подходит и открывает посылку. Вынимает ларец. В это время музыкальное сопровождение (спокойная музыка). )Что же там? (В ларце находится большой лист Кроссворда.)
1 уч-к: Давайте его разгадаем. (Кроссворд вывешивается на доску. Проводники Настя и Женя зачитывают задания. )
1 уч-к: Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор.)
2 уч-к: Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек – Загорелся огонек. (Лампочка.)
1 уч-к: Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок. (Радиоприемник.)
2 уч-к: Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (Пылесос.)
Учитель: Благодаря чему работают эти приборы? (Электрический ток.)
2 уч-к: А сейчас послушайте загадку, и вы узнаете имя феи.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество! Это... (Электричество.)
Помощники вывешивают портрет Феи Электричество.
Женя обращается к Насте.
2 уч-к: Знаешь, Настя, мне приснился очень необычный сон.
1 уч-к: расскажи.
2 уч-к: Ночь. Тишина. Все уснули. Мне не хотелось спать. Встаю. Включаю телевизор. Начинаю смотреть фильм. Под говор телевизора глаза сами закрываются. Телевизор ожил и заговорил: «Ах, как я устал за целый день, а мне еще работать всю ночь». Лампочки в телевизоре хором закричали: «Ура! Мы так красивы, так ярки!» Телевизор строго сказал: «Глупые, ведь если я буду работать день и ночь, то вы погаснете навсегда». Тут я спросил: «А почему?» - «Да потому, - сказал телевизор, - что, если я буду постоянно работать, мои лампочки быстро потухнут, и ты, Женя, не сможешь смотреть свои любимые фильмы». Открыл глаза. Телевизор работает. Фильм закончился и начался другой. Выключаю телевизор и засыпаю. Утром за завтраком я сказал всей семье, что энергию нужно беречь и без надобности электроприборы и лампочки не должны работать.
1 уч-к: Ничего себе сон! (Заглядывает в ларец.) Ребята, а в ларце еще наказ. Сейчас, я зачитаю его для вас. «Много-много лет назад, когда еще родители ходили в детский сад, изобрел ученый свет и давал один совет: «Берегите электроэнергию, взрослые и дети, чтобы много лет было светло на планете».
2 уч-к: Объявляется конкурс рисунков о Фее Электричестве. Самые лучшие рисунки будут отмечены призами. Дети выполняют задания. Помощники их проверяют.
1 уч-к: Посмотрите, на нашем семицветике осталось два лепестка. Используем один, чтобы вернуться обратно в класс, а второй, чтобы мы с Женей стали вновь учениками.
2 уч-к: Итак, отрываем лепестки и повторяем за мной, не забудьте, где должна лежать ваша рука. Начали: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Раз-два-три,
В класс перенеслись.
Сделай Настю и Соню обычными учениками, а не проводниками.
Учитель: Вот и закончилось ваше увлекательное путешествие в волшебную страну. Вам, ребята, задание от фей дается на дом. После сдачи рисунков и стихов вас поощрят призами. Попрощайтесь с Настей и Соней.