ІІ. Опрос домашнего задания «Приучай себя к добрым поступкам».
Опережающее задание: 1. Презентации учеников «Приучай себя к добрым поступкам». Ученики представляют свои работы на интерактивной доске, фотомонтажными стендами и т.д. «Дерево добрых дел»
2.Высказывания о доброте. (Эссе).
«Доброта - теплота и бескрайность души, готовность помочь незнакомому человеку в беде. Творить добро - обязанность каждого человека на Земле, и каждый это умеет. Добро - это цветок, добрые дела - сад, разрастающийся с каждым днем. Учить добру нужно с самых первых дней жизни».«Доброта - это язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.Творите добрые дела! Спешите делать добрые дела».
ІІІ.Объяснение новой темы.
А) Метод ассоциации «Что такое «доброта»?
теплота
язык помощь
солнце
Итог:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добрый – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Тема нашего урока: А. Яшин «Спешите делать добрые дела».Запишем тему в тетрадях.
Алекса́ндр Я́ковлевич Я́шин (настоящая фамилия — Попо́в) (1913—1968), русский советский прозаик и поэт. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).
Б)Хронологическая таблица
Дата
Жизненное событие
1913г.
Александра Яковлевича Яшин родился 14 (27) марта1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области)
1931г.
Окончил педагогический техникум в городе Никольске. Работал учителем в деревне, много читал, писал стихи
1934г.
Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в Архангельске
1935-1941гг
Переехал в Москву. Учился в Литературном институте имени А.Горького, который окончил в 1941г.
1941-1945гг
В годы Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обоброне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. В 1942-1943 годы изданы его сборники стихов «На Балтике было», «Город гнева»
1946-1951
В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алена Фомина» (1949).
1956-1962гг
Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки. Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958 году, была напечатана лишь в 1987 году, как и ещё несколько рассказов. Неприкрашенная картина колхозной жизни в рассказе «Вологодская свадьба» (1962) подвергалась нападкам догматических критиков.
Мне с отчимом невесело жилось.
Все ж он меня растил-
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его. 1 строфа. С отчимом ему жилось нелегко. Наверно, отчим был требовательным человеком. Мальчик был маленьким, поэтому он иногда не понимал этого. Но отчим его вырастил.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!» 2 строфа. Когда отчим заболел и слег, о чем он мечтал? Значит, он очень любил мальчика. За требовательностью скрывалась большая любовь.
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: «Мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю». 3 строфа. В родном селе бездомной бабушке он мечтал построить дом. Купить воз хлеба (очень много хлеба). Как он относился к бабушке?
Мечтал о многом,
Много обещал...
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века. 4 строфа. Поэт мечтал, много обещал. У него такие добрые чувства. Но он опоздал на день. Этого дня не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог.
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла. Спешите делать добрые дела. 5 строфа. Поэт самостоятельный человек. Он может все. Но отчима нет, и бабка умерла. Их не воротить. Спешите делать добрые дела.
ҮІ. Закрепление новой темы Анализ стихотворения
Автор: А.Яшин
Название стихотворения: «Спешите делать добрые дела»
Тема: доброта
Идея: поэт обращается к нам, призывает нас делать добрые дела.
Впечатление: Жалость. После чтения стихотворения мы задумываемся о себе, об отношении к людям.
Фраза: «Спешите делать добрые дела». Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Он призывает нас, делать добрые дела, не откладывая на потом. Потом будет поздно.
ҮІІ. Пословицы и поговорки «Дерево доброты»
А)Народ очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека»- гласит народная мудрость. Добрые дела - это ежедневная помощь нуждающимся, полезная деятельность, работа. Я вам дала задание, чтоб вы приготовили пословицы о доброте. Давайте послушаем вас.
•Доброе дело и в воде не тонет.
•Доброе братство дороже богатства.
•Добрый гость всегда в пору.
•Добро помни, а зло забывай.
• Добро не умрет, а зло пропадет.
Б)Песня о доброте
ІХ.Комментирование оценок
Х.Задание на дом
1.Выучить наизусть стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела»
2.Написать сочинение «Добрые дети мира»
Просмотр содержимого документа
«"Спешите делать добрые дела" Урок доброты»
ІІ. Опрос домашнего задания «Приучай себя к добрым поступкам».
Опережающее задание: 1. Презентации учеников «Приучай себя к добрым поступкам». Ученики представляют свои работы на интерактивной доске, фотомонтажными стендами и т.д. «Дерево добрых дел»
2.Высказывания о доброте. (Эссе). «Доброта - теплота и бескрайность души, готовность помочь незнакомому человеку в беде. Творить добро - обязанность каждого человека на Земле, и каждый это умеет. Добро - это цветок, добрые дела - сад, разрастающийся с каждым днем. Учить добру нужно с самых первых дней жизни».«Доброта - это язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.Творите добрые дела! Спешите делать добрые дела».
ІІІ.Объяснение новой темы.
А) Метод ассоциации «Что такое «доброта»?
теплота
язык помощь
солнце
Итог:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добрый – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Тема нашего урока: А. Яшин «Спешите делать добрые дела».Запишем тему в тетрадях.
Алекса́ндр Я́ковлевич Я́шин (настоящая фамилия — Попо́в) (1913—1968), русский советский прозаик и поэт. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).
Б)Хронологическая таблица
Дата
Жизненное событие
1913г.
Александра Яковлевича Яшин родился 14 (27) марта1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области)
1931г.
Окончил педагогический техникум в городе Никольске. Работал учителем в деревне, много читал, писал стихи
1934г.
Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в Архангельске
1935-1941гг
Переехал в Москву. Учился в Литературном институте имени А.Горького, который окончил в 1941г.
1941-1945гг
В годы Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обоброне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. В 1942-1943 годы изданы его сборники стихов «На Балтике было», «Город гнева»
1946-1951
В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алена Фомина» (1949).
1956-1962гг
Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки. Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958 году, была напечатана лишь в 1987 году, как и ещё несколько рассказов. Неприкрашенная картина колхозной жизни в рассказе «Вологодская свадьба» (1962) подвергалась нападкам догматических критиков.
1968г.
А. Я. Яшин умер от рака11 июля1968 года в Москве. Похоронен в родном селе.
В) Чтение стихотворения учителем и ученикамиІҮ. Тематическая словарная работа
Отчим - неродной отец;
жалеть - чувствовать жалость, печалиться;
век - столетие;
срубить - построить.
Ү. Обощение новой темы Работа с текстом
Александр Яшин «Спешите делать добрые дела»
Мне с отчимом невесело жилось. Все ж он меня растил- И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. 1 строфа. С отчимом ему жилось нелегко. Наверно, отчим был требовательным человеком. Мальчик был маленьким, поэтому он иногда не понимал этого. Но отчим его вырастил.
Когда он слег и тихо умирал, Рассказывает мать, День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: «Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!» 2 строфа. Когда отчим заболел и слег, о чем он мечтал? Значит, он очень любил мальчика. За требовательностью скрывалась большая любовь.
Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: «Мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю». 3 строфа. В родном селе бездомной бабушке он мечтал построить дом. Купить воз хлеба (очень много хлеба). Как он относился к бабушке?
Мечтал о многом, Много обещал... Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. 4 строфа. Поэт мечтал, много обещал. У него такие добрые чувства. Но он опоздал на день. Этого дня не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог. Купить воз хлеба, дом срубить бы мог... Нет отчима, И бабка умерла. Спешите делать добрые дела. 5 строфа. Поэт самостоятельный человек. Он может все. Но отчима нет, и бабка умерла. Их не воротить. Спешите делать добрые дела.
ҮІ. Закрепление новой темы Анализ стихотворения
Автор
Автор: А.Яшин
Название стихотворения: «Спешите делать добрые дела»
Тема: доброта
Идея: поэт обращается к нам, призывает нас делать добрые дела.
Впечатление: Жалость. После чтения стихотворения мы задумываемся о себе, об отношении к людям.
Фраза: «Спешите делать добрые дела». Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Он призывает нас, делать добрые дела, не откладывая на потом. Потом будет поздно.
ҮІІ. Пословицы и поговорки «Дерево доброты»
А)Народ очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека»- гласит народная мудрость. Добрые дела - это ежедневная помощь нуждающимся, полезная деятельность, работа. Я вам дала задание, чтоб вы приготовили пословицы о доброте. Давайте послушаем вас.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе братство дороже богатства.
Добрый гость всегда в пору.
Добро помни, а зло забывай.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Б)Песня о доброте
ІХ.Комментирование оценок
Х.Задание на дом
1.Выучить наизусть стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела»