III Всероссийский конкурс
«Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях»
Тема: «Тематические периоды в организации воспитательного процесса» (фрагмент конкурсной работы)
Автор: Истратова Юлия Викторовна (директор МОУ «Ревякинская средняя общеобразовательная школа» Ясногорского района Тульской области – с октября 2005 года; до этого шесть лет была заместителем директора этой же школы по воспитательной работе).
Номинация: общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности.
Направление представленных материалов: содержание и формы воспитания в современных условиях.
Тула
2006 год
Содержание
| | |
1. | Тематические периоды в воспитательном процессе: от отдельных КТД комплексного характера – к тематическим сменам пришкольного лагеря и организации общешкольных мероприятий в течение всего учебного года | 3 |
2. | Долговременные тематические периоды в жизнедеятельности классов | 8 |
3. | Материалы для проведения КТД «Попади в яблочко» | 10 |
| | |
1. Тематические периоды в воспитательном процессе: от отдельных КТД комплексного характера – к тематическим сменам пришкольного лагеря и организации общешкольных мероприятий в течение всего учебного года
Особенностью воспитательного процесса Ревякинской школы является организация жизнедеятельности школьников в соответствии с тематическими периодами, которые готовятся по технологии коллективной творческой деятельности.
При построении воспитательного процесса школы по тематическим периодам, выбираем для них темы, позволяющие решить задачи гражданско-патриотического, трудового, нравственного воспитания, физического развития и т.д., то есть темы комплексного воспитательного значения. Таким образом, каждый период воспитательного процесса подчинен одной теме, единой для всех субъектов воспитания, но при этом решаются различные педагогические задачи, происходит развитие внутриколлективных отношений, формирование активной гражданской позиции школьников и т.д.
Такая форма организации жизнедеятельности школы складывалась не сразу, она является результатом длительной работы по становлению воспитательной системы школы.
Начинали мы с проведения отдельных коллективных творческих дел комплексного характера, позволяющих практически к каждому школьнику осуществить индивидуальный подход, т.к. такое КТД одной общей для всех тематики включает самые разнообразные виды деятельности различных направлений. Примером такого комплексного тематического мероприятия является КТД «Попади в яблочко» (см. приложение).
Позже принцип интегративности, целостности стал применяться в школе более широко, выйдя из рамок одного мероприятия.
Вот уже несколько лет в нашем пришкольном летнем лагере проводятся тематические смены.
Например, в 2000 году лагерь назывался «Солнышко». Основой жизнедеятельности школьников были сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе». Основополагающие понятия смены - «экология природы» и «экология души».
Ключевое КТД - презентация Солнечного города. Содержание деятельности: «В гостях у Пилюлькина» (медосмотр), «Торопыжка приглашает» (спортивные эстафеты), познавательная программа для Знаек, «Сказочная викторина» для Кнопочек и Синеглазок, «Играем с Пончиком» (конкурс веселых поварят), «В гостях у поэта Цветика» (игры со словами), игра-путешествие по станциям «Экскурсия по Солнечному городу» и т.д.
Праздник закрытия лагеря прошел в форме «живой» газеты «Солнышко».
Не меняя традиционный экологический профиль лагеря, смена 2000-2001 учебного года посвящалась 40-летию старта первого космического корабля с человеком на борту. В связи с этим вся деятельность лагеря имела «космическую направленность». Отряды назывались экипажами звездолетов, столовая именовалась пищевым отсеком и т.д. Элементы режима дня в лагере «Космос»: сбор юных космонавтов, перекличка экипажей, космическая зарядка, встреча на космодроме (общелагерная линейка), погружение в анабиоз («тихий час»), работа Бюро Космических Затей (совет дела) и т.п.
Игровой сюжет смены — космический полет, путешествие звездолетов от планеты к планете.
Общий девиз всех экипажей:
«По всем галактикам летать,
Друзей в беде не оставлять!»
Примерное содержание деятельности:
работа центра подготовки космонавтов (формирование экипажей, профосмотр в медицинском отсеке, тренировки и занимательные уроки в Центре подготовки космонавтов, конструирование звездолетов, экзамен, вручение свидетельств «Юный космонавт»);
космическое путешествие (Спортивная планета, выход в открытый космос, Зеленая планета, Созвездие любознательных и трудолюбивых, планета Шариус (вопросы о шарах, игры с мячами и воздушными шарами), планета Памяти (22 июня), встреча с летающими тарелками, планета Детства, планета Чик-Чирик, «Звездный дождь» на Сладкой планете (вручение сладких призов победителям различных конкурсов, проведенных в течение смены), парад планет, приземление).
В последний день смены проводится торжественное закрытие лагеря в форме телепередачи «Парад планет». За несколько дней до этого события каждый отряд-экипаж «отправляется» на одну из «Пустых» планет, которым грозит экологическая катастрофа, гибель всех обитателей планеты.
Задача детей - придумать свой вариант спасения планеты и подготовить сообщение о своей планете и о том, как ее спасти, в форме телерепортажа.
Один из звездолетов держит курс на планету Железяка, описанную Киром Булычевым в книге «Девочка с Земли». Историю о планете мыслящих, но недальновидных роботов можно дополнить рассказом Л. Новоженова «Поездка в лес» (Классный руководитель. - 2000. - №6. - С. 104-105).
Другой экипаж спасает планету Бутылиус, население которой погибает от нездорового образа жизни. (Для изготовления костюмов используются «плоды бутылочного дерева» - пластмассовые бутылки, пробки).
Третья группа «космонавтов» попадает на планету Мусоряндия, название которой говорит само за себя. («Коренное население планеты» шьет костюмы из целлофановых пакетов, различных коробок и другого «мусора»).
Четвертый экипаж готовит репортаж о планете Земля, которой тоже угрожает опасность.
Основная идея мероприятия и лагерной смены в целом — сохранить «живой» планету, на которой мы живем.
Начинается «Парад планет» следующим стихотворением:
Внимание! Внимание! Внимание! Внимание!
В эфире космическое телевещание.
Начинаем передачу «Парад планет».
Наш девиз: «Веселью – да, а скуке – нет!».
Последняя новость: план пиратов космических
Нарушит навеки экипаж ученический.
В галактике детской много планет,
Но мертвых, пустых среди них уже нет.
Стала каждая планета
Планетой радости и света.
На суд уважаемых зрителей
Представят исследования свои победители.
Предъявит отчет каждый наш экипаж.
Смотрите внимательно наш репортаж!
Внимание! Внимание! Внимание! Внимание!
В эфире космическое телевещание.
(Ю.В. Истратова)
Название лагеря летом 2002 года - «Островок».
Основной сюжет смены - дети попадают в Океан Фантазии, на Волшебный остров, который каждый день меняется, превращаясь то в Таинственный остров, то в Остров сокровищ... Каждый отряд становится племенем островитян.
Девиз лагерной смены:
«На острове весело жить племенам,
И ссориться здесь незачем нам!»
Основная задача организаторов смены: обучение детей правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам самообслуживания, методам познания самого себя как части окружающего мира.
Режим дня: «Доброе утро, остров!» (сбор и регистрация детей); Совет островитян (общелагерная линейка); чудо-зарядка с шаманом, «В гостях у племени Ням-ням» (завтрак, обед, полдник); «В гостях у племени Бай-Бай» («тихий час»); Совет старейшин (совет дела).
Содержание деятельности: конкурс врунов «Как я попал на остров», КТД «Лицо племени», Праздник огня, «Интеллектуальная охота», «Рыбацкая викторина», «Карнавал на волшебном острове», конкурсная программа «Вперед, Робинзоны!», «Спортивный остров» (большая лагерная спартакиада), игровая программа «Необитаемый остров, или В гостях у племени Сам», «Разноцветный остров», «Невидимый остров» (игры с завязанными глазами), «Остров Трудолюбия», «Остров Памяти» (22 июня), «Остров Сказок», «Остров диких туристов» (поход), «Остров детства» (игра «Устами младенца»), «Остров Языкознания» (игры со словами), «Остров забытых игр» (народные игры), «Остров Чунга-Чанга» (дискотека, музыкальные игры и конкурсы), «Остров сокровищ», «Отплытие домой».
Праздники закрытия лагерной смены проходил в форме путешествия по станциям.1
В последующие годы мы пытались ввести долговременные тематические периоды в организацию общешкольных мероприятий в течение всего учебного года. Так, в 2002-2003 учебном году все основные общешкольные дела, посвященные 80-летию школы, проходили под общим названием «Юбилей в кругу друзей». Тема 2004-2005учебного года – «Телекалейдоскоп». Это общее название цикла общешкольных коллективных творческих дел, таких, как «Телеэрудит» (познавательные викторины – аналоги известных телепередач), КТД «Квартирный вопрос» (разнообразная деятельность по благоустройству школы), фестиваль рисованных фильмов, инсценировка «Литературные герои против телефанатиков» и др. Основная идея «телевизионного периода» в жизни школы – научить детей целенаправленно смотреть телевизор, не все передачи подряд, как многие это делают. Кроме того, мы хотели научить школьников и другим формам поведения досуга в противовес телевидению.
«Наполняя» жизнь школы какой-то темой, важно не забывать о соответствующих атрибутах, реквизите. Например, процесс «киносъемки» можно обыграть, используя деревянную хлопушку для «помощника режиссера» и обыкновенную мясорубку вместо кинокамеры. И тут же дети увидят свои лица «на экране новейшего телевизора с суперплоским экраном» (для его изготовления в деревянный футляр от старого телевизора вместо кинескопа вставляется зеркало, размером во весь экран). Приветствуется, конечно, и использование настоящей видеотехники.
Выбранной тематике должно соответствовать и оформление школы. Во время «Телекалейдоскопа», например, оформляются стенды «Экран чистоты и порядка», «Экран успеваемости», стены украшаются коллажем из нарисованных телевизоров, кинопленки, веселого солнышка с кинокамерой в руках и т.д.
2._Долговременные тематические периоды в жизнедеятельности классов
Система работы классных руководителей в Ревякинской школе также представляет собой совокупность долговременных тематических периодов.
Каждой параллели классов предлагается определенная тема для коллективной творческой деятельности в течение учебного года. Темы разных лет достаточно автономны, но их совокупность составляет программу воспитательной работы классных руководителей, рассчитанную на всестороннее развитие полноценной личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни. К настоящему моменту в школе разработана целостная система таких тематических периодов. Эта система предполагает поэтапную работу классных руководителей в течение всех лет обучения детей в школе.
Система долговременных игровых программ и проектов в воспитательной работе классных руководителей
Класс | Название долговременной игры или проекта | Основные цели, задачи, идеи |
1 | «Школа здоровья» | решение проблемы адаптации первоклассников к школьной жизни; обучение детей способам сохранения здоровья; выявление зависимостей между здоровьем человека и «здоровьем» природы; осознание детьми себя как части природы |
2 | «Солнечный город» (по мотивам сказок Н. Носова) | представление возможности для самовыражения отдельных учеников и класса в целом; |
3 | «По дороге к чудеСАМ» (по мотивам сказок А. Волкова) | развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей; воспитание самостоятельности; создание в классе органа самоуправления |
4 | «Большие заботы | - развитие эмоционально-чувственной сферы личности как |
| Маленького принца» (по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери) | одного из компонентов экологической культуры; формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности; формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе) |
5 | «Сотвори свою планету»1 | осуществление преемственности в работе учителя начальной школы и классного руководителя 5 класса; решение проблем адаптации пятиклассников к новым условиям жизни в школе; создание положительной мотивации к учению у учеников (и родителей); создание атмосферы дружелюбия и принятия друг друга (цепочки взаимодействия: ученик-ученик, ученик-классный руководитель, ученик-учитель-предметник, ученик-родитель, учитель-родитель, классный руководитель-учитель-предметник); создание системы самоуправления в классе; обучение некоторым навыкам самоанализа; развитие творческих способностей |
6 | «Моя семьЯ» | укрепление связей семьи и класса, школы; содействие объединению детей и родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, ее генеалогии; - развитие семейных интересов и увлечений, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня |
7 | «Победи дракона» | агитация здорового образа жизни; профилактика вредных привычек (что особенно важно в переходном возрасте); организация интересного и полезного досуга (в противовес негативному влиянию социума) |
8 | «Таинственный остров» | формирование простейших навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания; обучение правилам поведения в экстремальных ситуациях; решение проблем социальной адаптации; развитие организаторских способностей и задатков, психических свойств личности |
9 | «Мы строим город Экоград» | изучение экологических проблем, связанных с жизнью не только населенного пункта, но и отдельно взятой семьи; овладение экологически грамотными способами ведения домашнего хозяйства; профориентация учащихся; переход от роли гражданина Экограда к роли патриота своей страны |
' Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе// Классный руководитель. - 1999. - №6.-С. 52-63.
10-11 | «Мы шагаем по планете» | - самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие |
| | школьников; |
| | - активизация учебной деятельности старшеклассников; |
| | - профориентация учащихся; |
| | - активное участие в органах самоуправления школы; |
| | - организация досуга младших школьников; |
| | - общественно полезная и социально значимая |
| | деятельность |
Важную роль во взаимодействии классов играет организация соревнования по результатам разнообразной деятельности в течение учебного года.
(Правила долговременной игры-соревнования «Крутой маршрут» для учащихся 5-11 классов опубликованы на этом же сайте. Ссылка на публикацию: http://multiurok.ru/istratova/files/niekotoryie-aspiekty-vospitatiel-noi-raboty-obshch.html Название разработки: «Некоторые аспекты воспитательной работы общеобразовательной школы в таблицах, схемах, документах».)
3. Материалы для проведения КТД «Попади в яблочко»
Командное состязание в различных видах деятельности проводится в форме «стрельбы по мишени». Бумажная мишень с нарисованным в центре круга яблоком делится вертикальной чертой пополам. Каждая половина закрашивается краской своего цвета. Одна часть мишени принадлежит одной команде, другая – другой. Заработанные командами очки наглядно изображаются на мишени-табло бумажными кружочками – «выстрелами». Чем больше баллов заработала команда, тем «выстрел» ближе к центру мишени. Победившая команда «попадает в яблочко».
I тур – «Литературная викторина».
Ведущий читает отрывки литературных произведений, а члены команд должны назвать автора и название книги.
1) Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, – сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.С. Пушкин.)
2) «Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:
– Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.
Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сук, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.
Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович».
(«Мороз Иванович», В.Ф. Одоевский)
3) «Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надо лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал».
(«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; М.Е. Салтыков-Щедрин)
4) «– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врете, ни одного…»
(«Золотой ключик, или приключения Буратино»; А.Н. Толстой)
5) «И был у нее, рассказывают, около дома сад – да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.
– У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! – говорили люди».
(«Двенадцать месяцев»; С.Я. Маршак)
6) «– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?»
(«Гуси-лебеди»; русская народная сказка)
7) «Причесала она голову, надела рубашку, села, положила на колени золотое блюдечко, а на него наливное яблочко и сказала:
– Играй, играй, блюдечко
Катись, катись яблочко:
Показывай поля и моря,
И широкие луга,
И стрельбу, и пальбу,
И гор красоту,
И небес высоту!»
(«Наливное яблочко – золотое блюдечко»; русская народная сказка)
8) «Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.»
(«Гуси-лебеди»; русская народная сказка)
9) «Половина ночи прошла, ему и чудится в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.
Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста».
(«Иван-царевич и серый волк»; русская народная сказка).
10) «Алиса с Аркашей продолжали опыты. Им удалось вырастить кактус ростом с двухэтажный дом за какие-нибудь два часа. Потом они начали опыты с яблоней. Яблоня выросла быстро, совсем как в сказке. И яблоки налились, покраснели и поспели за несколько минут. Одно яблоко Алиса даже успела съесть, но остальные упали и тут же сгнили».
(«Это вам не яблочный компот!»; Кир Булычёв)
11) «– Разве эти яблоки стоят всего пять эре?
– Видишь ли, я не мог спросить их цену, потому что продавщица как раз пошла пить кофе, – объяснил Карлосон».
(«Три повести о Малыше и Карлсоне»; Астрид Линдгрен)
12) «– Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
– Ну ладно… Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
– Я все яблоко тебе отдам!
Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе».
(«Приключения Тома Сойера»; М. Твен).
– Что общего вы заметили во всех этих отрывках?
(Упоминание о яблоках, которые и являются темой нашей игры).
Познавательная пауза №1 (выступление заранее подготовленного ученика).
Известный ученый Исаак Ньютон родился в 1643 году и умер в 1727.
Уже в это время люди твердо знали, что планеты вместе с Землей вращаются вокруг Солнца. Но почему они вращаются? Что связывает Солнце и Землю, Землю и Луну?
Ньютон обратил внимание, что какая-то сила заставляет вещи падать на Землю. Эта сила действует везде: и в низинах, и на самых высоких горах. А может она действует и в космосе? Не влияет ли она и на Луну?
Ньютон рассчитал, как должна Луна двигаться под действием сил притяжения. Расчеты полностью совпали с тем, как она вращается вокруг Земли! Закон, которому подчинялось движение Луны, Ньютон назвал законом всемирного тяготения.
Часто рассказывают, будто он открыл этот закон, глядя на падение яблока с ветки. Но на вопрос как ему это удалось, Ньютон ответил: «Я все время думал об этом».
(Что такое? Кто такой? Спутник любознательных. Том 2 – М.: Просвещение, 1968. – 448с.)
II тур – «Конкурс художников».
Каждое задание выполняют два человека – по одному игроку от каждой команды.
– Нарисовать с закрытыми глазами:
яблоко с червяком, выглядывающим из него;
яблоко, пробитое стрелой;
ежика с яблоком на спине.
Познавательная пауза №2.
С земли Луна видится маленькой. Но на самом деле это не так.
Если представить, что наша Земля величиной с арбуз, то Луна окажется с яблоко.
При этом расстояние от пятачка до хвостика у арбуза – Земли должно быть всего в шесть раз больше такого же расстояния у яблока – Луны.
Вот какая Луна огромная! Всего в шесть раз меньше земли.
(Томилин А.Н. Есть ли вода в Море Дождей. – М.: Малыш, 1984. – 26 с.)
III тур – «Спортивные эстафеты».
Команды выстраиваются в две шеренги напротив друг друга и передают яблоко от одного конца шеренги до другого различными способами: над головой; между коленями; держа яблоко только подбородком.
Участники эстафеты преодолевают по очереди определенное расстояние, зажав яблоко между коленями (катя яблоко по полу руками или хоккейной клюшкой между кеглями; неся яблоко в ложке или на теннисной ракетке).
Пары игроков преодолевают определенное расстояние, зажав яблоко лбами (спинами, плечами), перекидывая яблоко друг другу.
Познавательная пауза №3.
– Всем известно, что земля имеет форму шара. Но некоторые считают, что Земля напоминает больше не мяч, а… яблоко! Земной «шар» тоже немного «сплюснут», как и яблоко.
– Напоминает земной шар яблоко и по внутреннему строению.
Демонстрируется упрощенная схема «Строение Земли» (земная кора, мантия, ядро) и изображение яблока с вырезанной долькой (кожура, сочная мякоть, сердцевина с косточками).
IV тур – «Звездный час».
Задание: составить как можно больше слов из букв слова «ЯБЛОЧКО».
Як
Очко
Око
Бок
Лоб
Кол
Блок
Яблоко
Командам начисляется по одному очку за каждое написанное слово, одно очко – за самое длинное слово.
V тур – «Математическая вежливость».
Ведущий читает командам шуточную задачу:
«Мальчик разрезал яблоко на две части. Меньшую половину он отдал сестре, а большую съел сам. В чем ошибка?»
Обычно дети отвечают, что больший кусок надо было отдать девочке. С этим нельзя не согласиться. Однако ошибка здесь кроется в неправильном использовании математического термина: не бывает большей или меньшей половины; половины всегда равны.
VI тур – «Яблочная фантазия».
– На что похожа половина яблока? (Дети приводят примеры предметов, имеющих форму половины шара. В заключение ведущий подводит шуточный итог: половина яблока больше всего похожа на… вторую половину).
Познавательная пауза №4.
– Все окружающие нас предметы, да и мы сами состоим из мельчайших частиц – молекул. Насколько же они малы? Представьте: если бы можно было молекулу увеличить до размеров яблока, то яблоко стало бы при таком же увеличении размером с земной шар!
VII тур – «Поле чудес».
– Какой фрукт в России называется «королем фруктов»?
– Оказывается, название «яблоко» закрепилось и за другими фруктами и даже овощами, похожими на яблоки по цвету, форме или аромату.
– Это слово пришло к нам из голландского языка и буквально означает «китайское яблоко».
-
– Это слово латинского происхождения и переводится как «персидское яблоко».
-
– Происхождение этого слова неясно. Некоторые считают, что оно восходит к греческому языку и означает «кидонское яблоко».
-
– Это слово пришло к нам из итальянского языка, а означает оно – «золотое яблоко».
-
– Это слово по-английски звучит как «сосновое яблоко»
-
– По-французски это слово звучит как «земляное яблоко»
Познавательная пауза №5 (рассказ о строении глаза; упоминается глазное яблоко).
VIII тур – «Театральный конкурс».
1-ой команде:
Изобразить такую ситуацию:
«Человек находится под деревом. Вдруг с ветки на него падает яблоко.
Человек поднимает его и начинает есть, но яблоко оказывается червивым.»
2-ой команде:
«Человек находится под деревом. Вдруг с ветки на него падает яблоко.
Человек, разозлившись от удара, отбрасывает яблоко в сторону. Успокоившись, он хочет поднять это яблоко и съесть, но его за это время нашел ежик».
Варианты домашних заданий при подготовке к игре-соревнованию:
– подготовить сообщение, реферат, стенгазету о сортах яблок, о выращивании яблонь, об использовании яблок в кулинарии и т.д.;
– подготовка номеров художественной самодеятельности, так или иначе связанных с яблоками (инсценировки, песни, танец «Яблочко»…);
– приготовление сладких блюд с использованием яблок для общего чаепития.


1 Истратова Ю.В. Игра – путешествие «Остров сокровищ» // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. - №2 – С. 158 – 160.
2