№ урока | Раздел Тема урока | Содержание (п\р, л\р, экскурсии) | Виды деятельности | Дата |
1 | Введение 2ч Введение. Основные свойства живого. | | Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». | |
2 | Системная организация жизни | | Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы , характеризуют уровни организации живого, вычленяют уровни организации жизни в окружающей природе. | |
3 | Раздел 1.Биологические системы: клетка, организм 56ч Тема 1. Молекулы и клетки 12ч Клетка: история изучения. | | Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Определяют понятия: Цитология. Клетка, клеточная теория и ее основные положения. | |
4 | Клеточная теория. Методы исследования клетки | | Раскрывают значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Характеризуют методы цитологии, методы биологических исследований: Микроскопия. Микроскопы: световой, электронный и сканирующий. Изотопный метод, ультрацентрифугирование. Хроматография. Электрофорез. Культура клеток и тканей. Рекомбинантные ДНК. Анализируют текст учебника | |
5 | Особенности химического состава клетки. | | Характеризуют химический состав клетки. Определяют понятия: Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Анализируют текст учебника | |
6-7 | Неорганические вещества. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Характеризуют неорганические вещества в клетке. Вода. Диполь. Водородная связь. Гидрофильность, гидрофобность. Тургор. Минеральные вещества. Буферные системы. Анализируют текст учебника | |
8 | Биополимеры. Белки | | Определяют строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; объясняют функции белков особенностями строения их молекул. | |
9 | Биологические функции белков. Л.р. № 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | Л.р. № 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | Выполняют Л/р «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | |
10 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки | | Определяют строение, свойства, функции и биологическое значение углеводов в клетке; объясняют функции углеводов особенностями строения их молекул. | |
11 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | | Определяют строение, свойства, функции и биологическое значение в клетке; объясняют функции особенностями строения их молекул. | |
12 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Аденозинтрифосфорная кислота. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности)Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассниками | |
13-14 | Обобщение «Химическая организация клетки». | Самостоятельная работа №1. | Самостоятельная работа №1. | |
15 | Тема 2. Клеточные структуры и их функции 10ч Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе | |
16 | Л.р. № 2 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных». | Л.р. № 2 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных». | Выполняют Л/р «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных». | |
17 | Биологические мембраны. Функции плазмолеммы. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. | |
18 | Строение и функции ядра. Хромосомы. Л.р. № 3 «Хромосомы млекопитающих. Кариотип» | Л.р. № 3 «Хромосомы млекопитающих. Кариотип» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе | |
19 | Мембранные органеллы клетки. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение). Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника | |
20 | Немембранные органеллы клетки. | | |
21 | Л.р. № 4 «Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур». | Л.р. № 4 «Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур». | Выполняют Л/р «Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур». | |
22 | П.р. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | П.р. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия | |
23-24 | Обобщение «Клеточные структуры и их функции». | Самостоятельная работа №2. | Самостоятельная работа №2. | |
25 | Тема 3. Обеспечение клеток энергией 8ч Обмен веществ и превращение энергии. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах | |
26 | Фотосинтез. Световая фаза. | | . Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале | |
27 | Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. | | |
28 | П.р. № 2 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза» | П.р. № 2 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза» | П.р. № 2 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза» | |
29 | Энергетический обмен. Гликолиз. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания. | |
30 | Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. | | |
31-32 | Обобщение «Обеспечение клеток энергией». | Самостоятельная работа №3 | Самостоятельная работа №3 | |
33 | Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке 14ч Генетическая информация. | | Объясняют процесс репликации ДНК. Объясняют, что такое генетический код. Называют основные свойства генетического кода. | |
34 | Транскрипция. Генетический код. | | Определяют понятия Генетический код. Кодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. РНК-полимераза. Промотор. Характеризуют Этапы транскрипции: инициация, элонгация, терминация. Сплайсинг. Анализируют текст учебника | |
35 | Биосинтез белков. | | |
36 | Регуляция транскрипции и трансляции. | | Определяют понятия Гены структурные, регуляторные, оператор, оперон, белок-активатор. Белок-репрессор. Анализируют текст учебника Определяют понятия Трансляция. Стопкодон. Полисома. Антикадон. Центры рибосомы: аминоацильный, пептидильный. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Инициаторная тРНК. Анализируют текст учебника | |
37-38 | Репликация ДНК. Решение задач по молекулярной биологии. | | |
39 | Современные представления о строении генов. | | Проектная работа | |
40 | Геном. Строение хромосом. Л. р. № 5 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах». | Л. р. № 5 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» | Л. р. № 5 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах». | |
41 | Митохондриальный геном. | | Проектная работа | |
42 | Генная инженерия | | Проектная работа | |
43 | Вирусы - неклеточные формы жизни. ВИЧ. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов | |
44 | Вирусы – факторы изменения генетической информации. | | |
45-46 | Обобщение «Наследственная информация и реализация ее в клетке». | Самостоятельная работа №4 | Самостоятельная работа №4 | |
47 | Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов 12ч Самовоспроизведение клеток. Митоз. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | |
48 | Л.р. № 6 «Митоз в клетках корешка лука». | Л.р. № 6 «Митоз в клетках корешка лука». | Л.р. № 6 «Митоз в клетках корешка лука». | |
49 | Онтогенез. Эмбриональное развитие. Дифференцировка | | Определяют понятия «индивидуальное развитие»; «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превращения», «метаморфоз». Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Используют примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания | |
50 | Эмбриогенез растений. Постэмбриональное развитие | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | |
51 | Многоклеточный организм как единая система. | | |
52 | Целостность многоклеточного организма. | | |
53 | Мейоз. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения | |
54 | П.р. № 3 «Сравнение процессов митоза и мейоза» | П.р. № 3 «Сравнение процессов митоза и мейоза» | Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения | |
55 | Размножение организмов. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. | |
56 | Образование половых клеток и оплодотворение | | Раскрывают биологическое значение полового размножения. Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме | |
57-58 | Обобщение «Индивидуальное развитие и размножение организмов». | Самостоятельная работа №5 | Самостоятельная работа №5 | |
59 | Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости 46ч Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности 14ч Генетика как наука. Основные понятия генетики. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». | |
60 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | | Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание | |
61 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | | Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по дигибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при дигибридном скрещивании. Решают задачи на дигибридное скрещивание | |
62 | П.р. № 4 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание» | П.р. № 4 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание» | П.р. № 4 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание» | |
63 | Взаимодействие аллельных генов. | | | |
64 | П.р. № 5 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | П.р. № 5 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | П.р. № 5 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | |
65 | Взаимодействие неаллельных генов. | | Определяют понятия: Комплиментарное взаимодействие, эпистаз: доминантный, рецессивный. Полимерное действие генов Плейотропность. Решение задач | |
66 | Статистическая природа генетических закономерностей. | | |
67 | Наследование сцепленных генов. | | Формулируют закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объясняют причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объясняют цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. раскрывают содержание новых понятий. Объясняют изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | |
68 | П.р. № 6 «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов». Картирование хромосом. | П.р. № 6 «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов». | П.р. № 6 «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов». | |
69 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | |
70 | П.р. № 7«Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков». | П.р. № 7«Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков». | П.р. № 7«Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков». | |
71-72 | Обобщение «Основные закономерности явлений наследственности». | Самостоятельная работа №6 | Самостоятельная работа №6 | |
73 | Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости 12ч Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов | |
74 | Комбинативная изменчивость. | | |
75 | Мутационная изменчивость. Генные мутации. | | |
76 | Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. | | | |
77 | Геномные и хромосомные мутации. | | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов | |
78 | Внеядерная наследственность | | |
79 | Причины возникновения мутаций. | | Определяют понятия: Мутант. Мутагены. Соматические и генеративные мутации Анализируют текст учебника Проектная работа | |
80 | Искусственный мутагенез. | | |
81 | Модификационная изменчивость. | | Определяют понятия: Изменчивость. Признаки: качественные, количественные. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая нормального распределения. Предел изменчивости признака. Норма реакции. Изменчивость ненаследственная (модификационная, фенотипическая). Модификации. | |
82 | Л.р. № 7 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой». | Л.р. № 7 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой». | Л.р. № 7 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой». | |
83-84 | Обобщение «Основные закономерности явлений изменчивости». | Самостоятельная работа №7 | Самостоятельная работа №7 | |
85 | Тема 8. Генетические основы индивидуального развития 7ч Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. | | Проектная работа | |
86 | Проявление генов в онтогенезе. | | Проектная работа | |
87 | Химерные и трансгенные организмы. | | Проектная работа | |
88 | Генетические основы поведения. | | Проектная работа | |
89 | Генетические основы способности к обучению. | | Проектная работа | |
90-91 | Обобщение «Генетические основы индивидуального развития». | Самостоятельная работа №8 | Самостоятельная работа №8 | |
92 | Тема 9. Генетика человека 8ч Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. | | Определяют понятия: Геном человека. Идиограмма. Секвенирование. Карты хромосом: генетические, физические, секвенсовые. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Пробанд. Близнецы: однояйцевые, разнояйцевые. | |
93 | Л. р. № 8 «Составление родословных и их анализ» | Л. р. № 8 «Составление родословных и их анализ» | Л. р. № 8 «Составление родословных и их анализ» | |
94 | Близнецовый и цитогенетический методы. | | Описывают Болезни: моногенные, полигенные, генные, хромосомные. Анализируют текст учебника Проектная работа | |
95 | Хромосомные болезни. | | |
96 | Картирование хромосом человека. | | Проектная работа | |
97 | Программа «Геном человека». | | Проектная работа | |
98 | Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека. | | Характеризуют Медико-генетическое консультирование. Определяют понятия: Дородовая диагностика. Амниоцентез. Болезни: наследственные, врожденные. | |
99 | Обобщение | Самостоятельная работа №9 | Самостоятельная работа №9 | |
100-102 | Обобщение по курсу. Итоговый контроль 3ч | | Итоговый контроль | |