СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование.11 класс. Геометрия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование по геометрии составлено на основе федерального компонента  государственного стандарта среднего ( полного) общего образования по математике (базовый уровень), в соответствии с примерной программой рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование.11 класс. Геометрия»

Блок 1

Количество часов

ЗУН

Метод координат в пространстве

18

Знать: как задается прямоугольная система координат в пространстве. Как определять координаты точки в пространстве, единичные векторы, координаты, длина вектора, расстояние между точками

Формулы для решения простейших задач в координатах Уметь применять вышеперечисленные формулы и знания.

№ урока в теме

Дата проведения

Тема

Тип урока

Методы обучения

Наглядность

Организация самостоятельной деятельности

Формы контроля

Домашнее здание

Допол

литер

1

2

1

2


§1. Координаты точки и координаты вектора

1

2,3

Рисунки на доске

Работа с учебником, конспект

Учит Само

П. 42-45, № 401, 402, 409, (а-е)


3

4

3

4


Решение задач на нахождение координат вектора

2

3

2,3

4

Рисунки на доске

Решение у доски с объяснением

м/д

Взаимо

Само

Учит.

П. 42-45 № 415 (а,е), 421 (а,б)


5

6

5

6


Простейшие задачи в координатах

3

5


2,4

2,3

Записи на доске

Карточки

Сам.раб.

Взаимо


Учит

П. 42-45 № 421 (в), 425 (а,б), 428 (в,г)

( 6 )

7

8

7

8


Простейшие задачи в координатах

3

5

2,4

4

Записи на доске

Сам.раб.


Взаимо

Учит

П. 42-45, № 430, 433, 436

( 3 )

9

10

9

10


§2. Скалярное произведение векторов

1

2

1,2

4

Записи, рисунки на доске

Работа с учебником, конспект, вопросы

Само

Учит.

П. 46-48, № 443

446,451 (а,б)


11

12

13

14

11

12

13

14


Решение задач на вычисление угла между векторами. Скалярное произведение векторов

3

3

4

5


2,4

3,2

2,4

2,4

Записи, рисунки на доске

Карточки

Решение задач у доски с объяснением.

Сам.раб.

М/д


Само

Взаимо

Учит.

П. 46-48 № 459 (а), 462 (а,в,с,), 463

П. 46-48 № 464 (1,2), 470, 475

( 6 )

15

16

17





15

16

17






§3. Движение. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос.

1

2

3




4

1,2

2

4




4

Записи, рисунки на доске, плакат



Карточки

Работа с учебником, конспект





Сам.раб.

Зачет

Само

Взаимо

Взаимо




Учит

П. 49-52 №478, 483 484





П. 49-52. Творческое задание построить образ производной фигуры при движениях

(6)

18


18



Контрольная работа №1, по теме: «Метод координат в пространстве»

5

5

2,4

2,4

Карточки

Решение вариантов к.р.



Учит

Творческое задание. Рефераты оп истории математики, об ученых

( 3 )


Блок2

Количество часов

ЗУН

Глава VI

Цилиндр. Конус. Шар

20

Знать: определение цилиндра, формулу площади поверхности цилиндра. Определение конуса, формулу площади поверхности конуса. Понятие усеченного конуса, сферы, шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Уметь: находить элементы цилиндра, пользуясь формулами, находить площади сечений цилиндра, находить элементы конуса, сферы, находить площади сечений конуса, сферы.

№ урока в теме

Дата проведения

Тема

Тип урока

Методы обучения

Наглядность

Организация самостоятельной деятельности

Формы контроля

Домашнее здание

Допол

литер

19

20

21

1

2

3


Коррекция знаний. Цилиндр.

1

2

3

2

1,2

Плакат

Карточки

Индивид.работа

Исправление ошибок, работа с учебником, конспект

Само

Взаимо

Взаимо

Учит.

П. 53-54, № 525, 522, 527 (б)

( 6 )

22

23

24

25

4

5

6

7


Решение задач по теме «Цилиндр»

3

3

4

2

4

4

Рисунки на доске

Плакат

Карточки

Решение у доски с объяснением

Сам.раб. Зачёт

Учит.

Само

Взаимо

П. 55-57 № 550, 551 (б, в), 555 (в)

( 3 )

26

27

28

29

30

31

8

9

10

11

12

13


Конус.

Решение задач по теме « Конус»

1

2

3

1

2 ,4

4

Рисунки и

Записи на

Доске

Карточки

Работа с учебником, конспект

Сам.раб

М/д

Взаимо

Учит.


П. 55-573№ 550 , 551 (б ,в ) 555 (в )

П .55 -57 № 560 , 562 ,

564

( 3 )

32

33

34

35

36

14

15

16

17

18



Сфера . Уравнение

сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости.

1

2

3

4

1

2

4

4

Плакат

Рисунки и

Записи на

Доске

работа с учебником, конспект

Решение у доски с объяснением

Сам.раб. Зачёт

Само

Взаимо

Учит.

Сам.раб

П. 58 – 62 № 577 ( б ) 579 (г),586 (г) 582 , 588

П. 58 -62 .№590 , 591

593 (г) 597 .

( 3 )

37




38

19




20


Контрольная раб .№2, по теме: «Цилиндр. Конус. Шар.»

Коррекция знаний.

5




5

2

4



4

Карточки




Карточки

Сам . реш .к .р . Ответы на вопр .



Сам. раб.

Учит.




Учит.




Кроссворд по изуч .

теме .

( 3 )


Блок3

Количество часов

ЗУН

Глава VII

Объемы тел

19

Знать формулы: объема прямоугольного пар-да, прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы и пирамиды, шара, шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.

Уметь: применять изученные формулы для решения задач.

№ урока в теме

Дата проведения

Тема

Тип урока

Методы обучения

Наглядность

Организация самостоятельной деятельности

Формы контроля

Домашнее здание

Допол

литер

39

40

41

42

1

2

3

4


Объем прямоугольного пар-да.

1

2

3

3

1,2

2,4

2,4

2,4

Плакаты, рисунки и записи на доске.

Работа с книгой, конспект,

решение задач.

Сам.раб.

Само

Взаимо

Взаимо

Учит.

П. 63-64, № 648 (а,б), 650, 653

( 3 )

43

44

45

46

5

6

7

8


Объем прямой призмы и цилиндра

1

2

3

4

1,2

2,4

2,4

2,4

Плакаты, рисунки и записи на доске.

Карточки

Работа с книгой, конспект,

решение задач.

Сам.раб.

Само

Взаимо

Взаимо

Учит.

П. 65-66 № 660, 663 (а,б), 665

( 6 )

47

48

49

9

10

11



Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса.

1

2

3

4

1,2

2,4

2,4

2,4

Плакаты, рисунки и записи на доске.

Работа с учебником, конспект, решение задач

Сам.раб Зачёт

Само

Взаимо

Взаимо

Учит.

П. 67-70 № 676 , 678, 683

П .67 -70 № 688 , 702 ,

704, 706

( 3 )

50


51

12


13


К/р №3, по теме: «Объемы тел»

Коррекция знаний.

5


5

2,4


2,4

Карточки


Карточки

Сам.реш. 1 вар. ответы на вопросы

Учит.

Само


Рефераты по истории развития математики, об известных ученых

( 3 )

52

53

54

55

14

15

16

17



Объем шара и площадь сферы.

6

2

3

3

4

1,2

2,4

2,4

2,4

2,4

Плакат

Рисунки и

Записи на

Доске

Исправление ошибок. Работа с учебником. Конспект. Решение задач. Зачёт

Учит

П. 71-73 № 712, 715 717

П. 71-73 .№719 , 721

723

( 3 )

56




57

18




19


Контрольная раб .№4, по теме: «Объем шара и площадь сферы»

Коррекция знаний.

5

4

Карточки




Карточки

Сам . реш .к .р .ответы на вопр .



Сам. раб.


Учит

Рефераты по истории развития математики, об известных ученых

( 3 )


Блок 4

Количество часов

ЗУН

Итоговое повторение

11

Знать: определения, теоремы, изученные в 10-11 классах.

Уметь: применять изученные теоретические сведения при решении задач.

№ урока в теме

Дата проведения

Тема

Тип урока

Методы обучения

Наглядность

Организация самостоятельной деятельности

Формы контроля

Домашнее здание

Допол

литер


58








1


Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей. Скрещивающиеся прямые.

3






5

2,4






4

Рисунки и записи на доске.

Карточки

Использование справочного материала.




Сам.раб.

Само

Взаимо

Учит.

№ 90,91,93

( 4 )

59


60

2


3


Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

3


5

2,4


4

Рисунки и записи на доске


Рисунки и записи на доске Использование справочного материала.

Сам.раб

Само

Взаимо

Учит.

№296, 298

( 4 )

61


62

4


5


Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

3


5

2,4


4

Рисунки и записи на доске

Использование справочного материала.

Сам.раб

Само

Взаимо

Учит.

№ 290, 292

( 4 )

63


64

6


7


Многогранники. П-д. Призма, пирамида, площади поверхностей.

3


5

2,4


4

Рисунки и записи на доске

Карточки


Вопросы, справочный материал. Сам.раб.

Само

Взаимо

Учит

№748,754

( 4 )

65




66

8




9




Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов.

3




5

2,4




4

Рисунки и записи на доске

Вопросы, справочный материал. Сам.раб.

Само

Взаимо

Учит

№490, 491, 493, 509

( 4 )

67



68

10



11



Итоговая контрольная раб .№5

Коррекция знаний.

5



5

4



4

Карточки



Карточки

Сам . реш .к .р



Сам. раб.

Учит



Учит


( 3 )










Условные обозначения

Методы обучения.

1. Объяснительно иллюстративный

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично поисковый.

5. Исследовательский.



Типы уроков.

1 .Ознакомление с новым материалом

2. Закрепление изученного.

3 .Применение знаний и умений.

4 .Обобщение и систематизация знаний.

5 .Проверка и коррекция знаний.

6 .Комбинированный урок.
















Литература


1. Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 10-11 кл. Просвещение, 2013.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике.. Математика/сост.

Э.Д.Днепров., А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стериотип.-М.: Дрофа, 2007.-80 с.

3. Зив Б.Г.Дидактические материалы по геометрии для 11 класса М Просвещение, 2004.

4. В.А. Яровенко Учебно-методическое пособие. Поурочное планирование. Дифференцированный

подход. М Вако , 2007 г.

5. Журнал «Математика в школе».2002 №3

6. П.И. Алтынов Геометрия 10-11 классы.Тесты. Учебно-методическое пособие. М Дрофа 2000.

7. Материалы КИМов ЕГЭ разных лет 2000-2015.

8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол

№ 1/15 от8.04.2015 г.












Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии. 11 класс.

Данное календарно-тематическое планирование по геометрии составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования по математике (базовый уровень), в соответствии с примерной программой рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2015 г. № 576 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».

  2. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. №207-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол № 1/15 от 8.04.2015 г.

Государственная программа по геометрии в 11 классе рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Целью изучения курса геометрии в 11 классе является систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умение и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Умение изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.

В ходе изучения геометрии 11 класса учащиеся должны уметь:

- применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми

векторами в пространстве;

- находить элементы цилиндра, конуса, сферы, шара пользуясь формулами;

- находить площади сечений цилиндра, конуса, сферы, шара;

- находить площади цилиндра, конуса, сферы, шара;

- находить объёмы цилиндра, конуса, сферы, шара.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать1:

  • значение математической науки для решения задач, возни­кающих в теории и практике; широту и в то же время огра­ниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математиче­ской науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математиче­ских рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружа­ющего мира.

Уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описания­ми, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоско­стей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное располо­жение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пира­миды,

  • решать планиметрические и простейшие стереометриче­ские задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практиче­ских ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей про­странственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычисли­тельные устройства.







СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в простран­стве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило паралле­лепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разло­жение вектора по трем некомпланарным векторам.

  1. Метод координат в пространстве. Движения

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное

произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.

Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и рас­стояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолже­нием предыдущего. Вводится понятие прямоугольной си­стемы координат в пространстве, даются определения ко­ординат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится ска­лярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравне­ния плоскости и формулы расстояния от точки до плос­кости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подо­бия.

  1. Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное располо­жение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилинд­рической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответству­ющие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Пло­щадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круг­лых тел и многогранников, в частности описанные и впи­санные призмы и пирамиды.

В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечениях цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.

  1. Объемы тел

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы пря­мой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пи­рамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель — ввести понятие объема тела и выве­сти формулы для вычисления объемов основных многогран­ников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию пло­щади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема пря­моугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с по­мощью интегральной формулы. Формула объема шара ис­пользуется для вывода формулы площади сферы.

  1. Некоторые сведения из планиметрии

Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипер­бола и парабола.

Основная цель — расширить известные учащимся сведения о геометрических фигурах на плоскости: рассмот­реть ряд теорем об углах и отрезках, связанных с окружно­стью, о вписанных и описанных четырехугольниках; выве­сти формулы для медианы и биссектрисы треугольника, а также формулы площади треугольника, использующие ра­диусы вписанной и описанной окружностей; познакомить учащихся с такими интересными объектами, как окруж­ность и прямая Эйлера, с теоремами Менелая и Чевы, и, наконец, дать геометрические определения эллипса, гипер­болы, параболы и вывести их канонические уравнения.

Изучение этих теорем и формул целесообразно совмес­тить с рассмотрением тех или иных вопросов стереометрии: « теоремы об углах и отрезках, связанных с окружно­стью, рассмотреть при изучении темы «Сфера и шар»;

  • различные формулы, связанные с треугольником, — при изучении темы «Многогранники», в частности, тео­ремы Менелая и Чевы — в связи с задачами на построе­ние сечений многогранников;

  • сведения об эллипсе, гиперболе и параболе использовать при рассмотрении сечений цилиндрической и кониче­ской поверхностей.

6. Обобщающее повторение



Разделы курса «Геометрия. 11 класс»

1. Метод координат в пространстве – 18 ч.

2. Цилиндр, конус, шар - 20 ч.

3. Объёмы тел – 19 ч.

Тематика контрольных работ

  1. Метод координат в пространстве - 1 ч.

2. Цилиндр. Конус. Шар – 1 ч.

3. Объемы тел - 1 ч.

  1. Объем шара и площадь сферы - 1 ч.

  2. Итоговая контрольная работа – 1 ч.


1