Блок 1 | Количество часов | ЗУН |
Метод координат в пространстве | 18 | Знать: как задается прямоугольная система координат в пространстве. Как определять координаты точки в пространстве, единичные векторы, координаты, длина вектора, расстояние между точками | Формулы для решения простейших задач в координатах Уметь применять вышеперечисленные формулы и знания. |
№ | № урока в теме | Дата проведения | Тема | Тип урока | Методы обучения | Наглядность | Организация самостоятельной деятельности | Формы контроля | Домашнее здание | Допол литер |
1 2 | 1 2 | | §1. Координаты точки и координаты вектора | 1 | 2,3 | Рисунки на доске | Работа с учебником, конспект | Учит Само | П. 42-45, № 401, 402, 409, (а-е) | |
3 4 | 3 4 | | Решение задач на нахождение координат вектора | 2 3 | 2,3 4 | Рисунки на доске | Решение у доски с объяснением м/д | Взаимо Само Учит. | П. 42-45 № 415 (а,е), 421 (а,б) | |
5 6 | 5 6 | | Простейшие задачи в координатах | 3 5 | 2,4 2,3 | Записи на доске Карточки | Сам.раб. | Взаимо Учит | П. 42-45 № 421 (в), 425 (а,б), 428 (в,г) | ( 6 ) |
7 8 | 7 8 | | Простейшие задачи в координатах | 3 5 | 2,4 4 | Записи на доске | Сам.раб. | Взаимо Учит | П. 42-45, № 430, 433, 436 | ( 3 ) |
9 10 | 9 10 | | §2. Скалярное произведение векторов | 1 2 | 1,2 4 | Записи, рисунки на доске | Работа с учебником, конспект, вопросы | Само Учит. | П. 46-48, № 443 446,451 (а,б) | |
11 12 13 14 | 11 12 13 14 | | Решение задач на вычисление угла между векторами. Скалярное произведение векторов | 3 3 4 5 | 2,4 3,2 2,4 2,4 | Записи, рисунки на доске Карточки | Решение задач у доски с объяснением. Сам.раб. М/д | Само Взаимо Учит. | П. 46-48 № 459 (а), 462 (а,в,с,), 463 П. 46-48 № 464 (1,2), 470, 475 | ( 6 ) |
15 16 17 | 15 16 17 | | §3. Движение. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос. | 1 2 3 4 | 1,2 2 4 4 | Записи, рисунки на доске, плакат Карточки | Работа с учебником, конспект Сам.раб. Зачет | Само Взаимо Взаимо Учит | П. 49-52 №478, 483 484 П. 49-52. Творческое задание построить образ производной фигуры при движениях | (6) |
18 | 18 | | Контрольная работа №1, по теме: «Метод координат в пространстве» | 5 5 | 2,4 2,4 | Карточки | Решение вариантов к.р. | Учит | Творческое задание. Рефераты оп истории математики, об ученых | ( 3 ) |
Блок2 | Количество часов | ЗУН |
Глава VI Цилиндр. Конус. Шар | 20 | Знать: определение цилиндра, формулу площади поверхности цилиндра. Определение конуса, формулу площади поверхности конуса. Понятие усеченного конуса, сферы, шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. | Уметь: находить элементы цилиндра, пользуясь формулами, находить площади сечений цилиндра, находить элементы конуса, сферы, находить площади сечений конуса, сферы. |
№ | № урока в теме | Дата проведения | Тема | Тип урока | Методы обучения | Наглядность | Организация самостоятельной деятельности | Формы контроля | Домашнее здание | Допол литер |
19 20 21 | 1 2 3 | | Коррекция знаний. Цилиндр. | 1 2 3 | 2 1,2 | Плакат Карточки | Индивид.работа Исправление ошибок, работа с учебником, конспект | Само Взаимо Взаимо Учит. | П. 53-54, № 525, 522, 527 (б) | ( 6 ) |
22 23 24 25 | 4 5 6 7 | | Решение задач по теме «Цилиндр» | 3 3 4 | 2 4 4 | Рисунки на доске Плакат Карточки | Решение у доски с объяснением Сам.раб. Зачёт | Учит. Само Взаимо | П. 55-57 № 550, 551 (б, в), 555 (в) | ( 3 ) |
26 27 28 29 30 31 | 8 9 10 11 12 13 | | Конус. Решение задач по теме « Конус» | 1 2 3 | 1 2 ,4 4 | Рисунки и Записи на Доске Карточки | Работа с учебником, конспект Сам.раб М/д | Взаимо Учит. | П. 55-573№ 550 , 551 (б ,в ) 555 (в ) П .55 -57 № 560 , 562 , 564 | ( 3 ) |
32 33 34 35 36 | 14 15 16 17 18 | | Сфера . Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. | 1 2 3 4 | 1 2 4 4 | Плакат Рисунки и Записи на Доске | работа с учебником, конспект Решение у доски с объяснением Сам.раб. Зачёт | Само Взаимо Учит. Сам.раб | П. 58 – 62 № 577 ( б ) 579 (г),586 (г) 582 , 588 П. 58 -62 .№590 , 591 593 (г) 597 . | ( 3 ) |
37 38 | 19 20 | | Контрольная раб .№2, по теме: «Цилиндр. Конус. Шар.» Коррекция знаний. | 5 5 | 2 4 4 | Карточки Карточки | Сам . реш .к .р . Ответы на вопр . Сам. раб. | Учит. Учит. | Кроссворд по изуч . теме . | ( 3 ) |
Блок3 | Количество часов | ЗУН |
Глава VII Объемы тел | 19 | Знать формулы: объема прямоугольного пар-да, прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы и пирамиды, шара, шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. | Уметь: применять изученные формулы для решения задач. |
№ | № урока в теме | Дата проведения | Тема | Тип урока | Методы обучения | Наглядность | Организация самостоятельной деятельности | Формы контроля | Домашнее здание | Допол литер |
39 40 41 42 | 1 2 3 4 | | Объем прямоугольного пар-да. | 1 2 3 3 | 1,2 2,4 2,4 2,4 | Плакаты, рисунки и записи на доске. | Работа с книгой, конспект, решение задач. Сам.раб. | Само Взаимо Взаимо Учит. | П. 63-64, № 648 (а,б), 650, 653 | ( 3 ) |
43 44 45 46 | 5 6 7 8 | | Объем прямой призмы и цилиндра | 1 2 3 4 | 1,2 2,4 2,4 2,4 | Плакаты, рисунки и записи на доске. Карточки | Работа с книгой, конспект, решение задач. Сам.раб. | Само Взаимо Взаимо Учит. | П. 65-66 № 660, 663 (а,б), 665 | ( 6 ) |
47 48 49 | 9 10 11 | | Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса. | 1 2 3 4 | 1,2 2,4 2,4 2,4 | Плакаты, рисунки и записи на доске. | Работа с учебником, конспект, решение задач Сам.раб Зачёт | Само Взаимо Взаимо Учит. | П. 67-70 № 676 , 678, 683 П .67 -70 № 688 , 702 , 704, 706 | ( 3 ) |
50 51 | 12 13 | | К/р №3, по теме: «Объемы тел» Коррекция знаний. | 5 5 | 2,4 2,4 | Карточки Карточки | Сам.реш. 1 вар. ответы на вопросы | Учит. Само | Рефераты по истории развития математики, об известных ученых | ( 3 ) |
52 53 54 55 | 14 15 16 17 | | Объем шара и площадь сферы. | 6 2 3 3 4 | 1,2 2,4 2,4 2,4 2,4 | Плакат Рисунки и Записи на Доске | Исправление ошибок. Работа с учебником. Конспект. Решение задач. Зачёт | Учит | П. 71-73 № 712, 715 717 П. 71-73 .№719 , 721 723 | ( 3 ) |
56 57 | 18 19 | | Контрольная раб .№4, по теме: «Объем шара и площадь сферы» Коррекция знаний. | 5 | 4 | Карточки Карточки | Сам . реш .к .р .ответы на вопр . Сам. раб. | Учит | Рефераты по истории развития математики, об известных ученых | ( 3 ) |
Блок 4 | Количество часов | ЗУН |
Итоговое повторение | 11 | Знать: определения, теоремы, изученные в 10-11 классах. | Уметь: применять изученные теоретические сведения при решении задач. |
№ | № урока в теме | Дата проведения | Тема | Тип урока | Методы обучения | Наглядность | Организация самостоятельной деятельности | Формы контроля | Домашнее здание | Допол литер |
58 | 1 | | Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей. Скрещивающиеся прямые. | 3 5 | 2,4 4 | Рисунки и записи на доске. Карточки | Использование справочного материала. Сам.раб. | Само Взаимо Учит. | № 90,91,93 | ( 4 ) |
59 60 | 2 3 | | Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. | 3 5 | 2,4 4 | Рисунки и записи на доске | Рисунки и записи на доске Использование справочного материала. Сам.раб | Само Взаимо Учит. | №296, 298 | ( 4 ) |
61 62 | 4 5 | | Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 3 5 | 2,4 4 | Рисунки и записи на доске | Использование справочного материала. Сам.раб | Само Взаимо Учит. | № 290, 292 | ( 4 ) |
63 64 | 6 7 | | Многогранники. П-д. Призма, пирамида, площади поверхностей. | 3 5 | 2,4 4 | Рисунки и записи на доске Карточки | Вопросы, справочный материал. Сам.раб. | Само Взаимо Учит | №748,754 | ( 4 ) |
65 66 | 8 9 | | Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. | 3 5 | 2,4 4 | Рисунки и записи на доске | Вопросы, справочный материал. Сам.раб. | Само Взаимо Учит | №490, 491, 493, 509 | ( 4 ) |
67 68 | 10 11 | | Итоговая контрольная раб .№5 Коррекция знаний. | 5 5 | 4 4 | Карточки Карточки | Сам . реш .к .р Сам. раб. | Учит Учит | | ( 3 ) |
Условные обозначения
Методы обучения.
1. Объяснительно иллюстративный
2. Репродуктивный.
3. Проблемное изложение.
4. Частично поисковый.
5. Исследовательский.
Типы уроков.
1 .Ознакомление с новым материалом
2. Закрепление изученного.
3 .Применение знаний и умений.
4 .Обобщение и систематизация знаний.
5 .Проверка и коррекция знаний.
6 .Комбинированный урок.
Литература
1. Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 10-11 кл. Просвещение, 2013.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике.. Математика/сост.
Э.Д.Днепров., А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стериотип.-М.: Дрофа, 2007.-80 с.
3. Зив Б.Г.Дидактические материалы по геометрии для 11 класса М Просвещение, 2004.
4. В.А. Яровенко Учебно-методическое пособие. Поурочное планирование. Дифференцированный
подход. М Вако , 2007 г.
5. Журнал «Математика в школе».2002 №3
6. П.И. Алтынов Геометрия 10-11 классы.Тесты. Учебно-методическое пособие. М Дрофа 2000.
7. Материалы КИМов ЕГЭ разных лет 2000-2015.
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол
№ 1/15 от8.04.2015 г.
Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии. 11 класс.
Данное календарно-тематическое планирование по геометрии составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования по математике (базовый уровень), в соответствии с примерной программой рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2015 г. № 576 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. №207-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол № 1/15 от 8.04.2015 г.
Государственная программа по геометрии в 11 классе рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Целью изучения курса геометрии в 11 классе является систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умение и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Умение изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.
В ходе изучения геометрии 11 класса учащиеся должны уметь:
- применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми
векторами в пространстве;
- находить элементы цилиндра, конуса, сферы, шара пользуясь формулами;
- находить площади сечений цилиндра, конуса, сферы, шара;
- находить площади цилиндра, конуса, сферы, шара;
- находить объёмы цилиндра, конуса, сферы, шара.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать1:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды,
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
Метод координат в пространстве. Движения
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное
произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.
Цилиндр, конус, шар
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.
В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечениях цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.
Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
Некоторые сведения из планиметрии
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
Основная цель — расширить известные учащимся сведения о геометрических фигурах на плоскости: рассмотреть ряд теорем об углах и отрезках, связанных с окружностью, о вписанных и описанных четырехугольниках; вывести формулы для медианы и биссектрисы треугольника, а также формулы площади треугольника, использующие радиусы вписанной и описанной окружностей; познакомить учащихся с такими интересными объектами, как окружность и прямая Эйлера, с теоремами Менелая и Чевы, и, наконец, дать геометрические определения эллипса, гиперболы, параболы и вывести их канонические уравнения.
Изучение этих теорем и формул целесообразно совместить с рассмотрением тех или иных вопросов стереометрии: « теоремы об углах и отрезках, связанных с окружностью, рассмотреть при изучении темы «Сфера и шар»;
различные формулы, связанные с треугольником, — при изучении темы «Многогранники», в частности, теоремы Менелая и Чевы — в связи с задачами на построение сечений многогранников;
сведения об эллипсе, гиперболе и параболе использовать при рассмотрении сечений цилиндрической и конической поверхностей.
6. Обобщающее повторение
Разделы курса «Геометрия. 11 класс»
1. Метод координат в пространстве – 18 ч.
2. Цилиндр, конус, шар - 20 ч.
3. Объёмы тел – 19 ч.
Тематика контрольных работ
Метод координат в пространстве - 1 ч.
2. Цилиндр. Конус. Шар – 1 ч.
3. Объемы тел - 1 ч.
Объем шара и площадь сферы - 1 ч.
Итоговая контрольная работа – 1 ч.
1