№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Д/з | Дата | | | Дата |
план | факт |
1. Тепловые явления (12 часов) | | |
1.1. | Тепловое движение. Внутренняя энергия. | Тепловое движение. Температура и способы её измерения. Внутренняя энергия. Тепловое равновесие. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. | Демонстрация принципа действия термометра | Знать/понимать смысл физических величин: «температура», «средняя скорость теплового движения», «внутренняя энергия» | п. 1,2 | | | | | |
1.2. | Способы изменения внутренней энергии тела. | Способы изменения внутренней энергии тела. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела | Демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередачи | Знать/понимать смысл физической величины «работа», процесса теплопередачи | п.3 | | | | | |
1.3. | Теплопроводность | Теплопроводность. Примеры практического использования материалов с хорошей и плохой теплопроводностью. Объяснение теплопроводности на основе представлений об атомно- молекулярном строении вещества. | Демонстрация теплопроводности различных материалов | Уметь описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью | п.4 | | | | | |
1.4. | Конвекция. Излучение. | Конвекция. Излучение. Особенности различных видов теплопередачи . Примеры теплопередачи в природе и технике. Объяснение конвекции и излучения на основе представлений об атомно- молекулярном строении вещества | Демонстрация конвекции в жидкостях и газах, теплопередачи путём излучения | Уметь описывать и объяснять явление конвекции и излучения, приводить примеры конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике, уметь определять какими способами происходит теплопередача в различных случаях, объяснять/ предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике | п.5,6, упр.2 | | | | |
1.5. | Количество теплоты. Лабораторная работа №1 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии | Знать/ понимать смысл физической величины «количество теплоты», единицы измерения количества теплоты | п.7 | | | | |
1.6. | Удельная теплоёмкость | Удельная теплоёмкость. Единицы измерения удельной теплоёмкости, работа с таблицей | Справочная литература | Знать/ понимать смысл понятия «удельная теплоёмкость» | п.8 | | | | |
1.7. | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 | Формула для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии | Уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела, уметь использовать измерительные приборы для расчёта количества теплоты, представлять результаты в виде таблиц и делать выводы | п.9 | | | | |
1.8. | Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | Выполнение лабораторной работы №3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии | Уметь использовать измерительные приборы для расчёта удельной теплоёмкости, представлять результаты в виде таблиц и делать выводы | Упр.4(2) | | | | |
1.9. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Единицы измерения удельной теплоты сгорания топлива, работа с таблицей | Справочная литература | Знать/понимать, что такое топливо, знать виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании | п.10, упр.5(1) | | | | |
1.10. | Решение задач на расчёт количества теплоты | Выполнение упражнений | Сборники познавательных и развивающих заданий | Уметь решать задачи на расчёт количества теплоты | Упр.5(2,3) | | | | |
1.11. | Закон сохранения и превращения энергии в механических тепловых процессах. | Закон сохранения и превращения энергии в механических тепловых процессах, его применение. Необратимость процессов теплопередачи | Наглядные пособия | Знать/понимать смысл закона сохранения и превращения энергии в механических тепловых процессах | п.11 | | | | |
1.12. | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | Индивидуальная работа по карточкам | Контрольно- измерительные материалы | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | | | |
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов) |
2.1. | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно- кинетических представлений | Демонстрация явления плавления и отвердевания | Уметь описывать и объяснять явления плавления и кристаллизации | п.12,13,14 | | | | |
2.2 | Удельная теплота плавления | Удельная теплота плавления, единицы измерения удельной теплоты плавления, работа с таблицей. Лабораторный опыт №1 «Измерение удельной теплоты плавления льда» | Таблицы | Знать/понимать смысл понятия «удельная теплота плавления». Уметь рассчитывать количество теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющееся при его кристаллизации | п.15, упр.8(4) | | | | |
2.3. | Решение задач по теме «Удельная теплота плавления» | Применение формул при решении задач. Исследование зависимости температуры вещества от времени при изменении агрегатного состояния вещества. | Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии | Уметь использовать измерительные приборы для исследования зависимости температуры вещества от времени при изменении агрегатного состояния вещества, представлять результаты в виде таблиц и делать выводы | Упр.8(5) | | | | |
2.4. | Испарение и конденсация. | Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара | Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади поверхности. Демонстрация понижения температуры жидкости при её испарении | Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации | п.16,17 | | | | |
2.5. | Кипение. | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации, работа с таблицей. Зависимость температуры кипения от давления | Демонстрация постоянства температуры кипящей жидкости | Уметь описывать и объяснять явление кипения | п.18,20 | | | | |
2.6. | Решение задач по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации» | Решение задач и вариативные упражнения | Сборники познавательных и развивающих заданий | Умение решать задачи по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации» | Упр.10(4) | | | | |
2.7. | Относительная и абсолютная влажность воздуха. | Относительная и абсолютная влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Приборы для измерения влажности воздуха. Работа с психрометрической таблицей. Лабораторный опыт №2 «Измерение относительной влажности воздуха». Насыщенный пар | Демонстрация психрометра | Знать/понимать понятие влажности воздуха, уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра | п.19 | | | | |
2.8. | Тепловые двигатели. | Тепловые двигатели. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Экологические проблемы использования тепловых машин | Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания | Знать/понимать смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель» | п.21,22 | | | | |
2.9. | Паровая турбина. | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Способы увеличения КПД тепловых машин. Нагреватель, рабочее тело, холодильник | Наглядные пособия, справочная литература | Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять его, знать различные виды тепловых машин | п.23, 24 | | | | |
2.10. | Повторительно- обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Выполнение упражнений и подготовка к контрольной работе | Сборники познавательных и развивающих заданий | Уметь решать задачи по теме | повт . п.12-24 | | | | |
2.11. | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Индивидуальная работа по карточкам | Контрольно- измерительные материалы | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | | | |
3. Электрические явления (27 часов) | |
3.1. | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Наблюдение электрического взаимодействия тел. Лабораторный опыт №3 «Наблюдение и описание взаимодействия электрических зарядов. Исследование электростатического взаимодействия заряженных тел» | Демонстрация электризации тел. Существование двух видов электрических зарядов | Знать/ понимать смысл понятия «электрический заряд» | п.25,26 | | | | |
3.2. | Электроскоп. Проводники, полупроводники, диэлектрики. | Электроскоп. Проводники, полупроводники, диэлектрики. Примеры | Демонстрация устройства и принципа действия электроскопа, проводников, диэлектриков | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа, приводить примеры проводников и диэлектриков | п.27 | | | | |
3.3. | Электрическое поле. | Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле, его свойства. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники | Демонстрация взаимодействия одноимённых и разноимённых зарядов | Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов, знать/понимать смысл понятия «электрическое поле» | п.28 | | | |
3.4. | Делимость электрического заряда. Электрон. | Делимость электрического заряда. Электрон. Заряд и масса электрона | Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое | Знать частицу, имеющую самый маленький заряд, единицу измерения электрического заряда | п.29 | | | |
3.5. | Строение атома. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда | Строение атома. Планетарная модель атома, состав атомного ядра. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда | Демонстрация закона сохранения заряда | Знать/понимать строение атома, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда | п.30,31 | | | |
3,6. | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Лабораторный опыт № 4 «Изготовление гальванического элемента» | Демонстрация источников тока | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источники тока» | п.32 | | | |
3.7. | Электрическая цепь и её составные части | Электрическая цепь и её составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах, работа со схемами | Демонстрация составления электрической цепи | Знать/понимать правила составления электрических цепей, уметь собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи | п.33, упр.13(2) | | | |
3.8. | Электрический ток в металлах. Действия и направление электрического тока. | Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Действия и направление электрического тока. Полупроводниковые приборы. Лабораторный опыт № 5 «Изучение электрических свойств жидкости. Наблюдение и описание теплового действия тока» | Демонстрация действия электрического тока | Знать действия тока, направление тока, носители тока в металлах, полупроводниках, электролитах и газах | п.34,35,36 | | | |
3.9. | Сила тока. Единицы силы тока | Сила тока. Единицы силы тока | Наглядные пособия | Знать/понимать смысл величины «сила тока» | п.37 | | | |
3.10. | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 | Амперметр. Измерение силы тока. Объяснение устройства и принципа действия амперметра. Выполнение лабораторной работы №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | Демонстрация измерения силы тока амперметром, лабораторное оборудование | Знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи | п.38 | | | |
3.11. | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Объяснение устройства и принципа действия вольтметра. | Демонстрация измерения напряжения вольтметром | Знать/понимать смысл величины «напряжение», знать правила включения в цепь вольтметра | п.39,40,41 | | | |
3.12. | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Выполнение лабораторной работы №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении | Знать/понимать смысл величины «электрическое сопротивление», уметь измерять напряжение на участке цепи | п.43, упр.18(2) | | | |
3.13. | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Лабораторный опыт № 6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения при постоянном сопротивлении. | Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения | Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка | п.42,44 | | | |
3.14. | Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление | Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Лабораторный опыт № 7 « Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала». Лабораторный опыт № 8 « Исследование зависимости силы тока в проводнике от сопротивления при постоянном напряжении». | Демонстрация зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения, материала | Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения, материала | п.45,46 | | | |
3.15. | Реостаты. Лабораторная работа №6 | Реостаты. Выполнение лабораторной работы №6 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторный опыт № 9 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала» | Лабораторное оборудование | Уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока | п.47, упр. 20(3) | | | |
3.16. | Лабораторная работа №7 | Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Выполнение лабораторной работы №7 «Измерение сопротивления проводника» | Лабораторное оборудование | Уметь определять сопротивление проводника | Упр.21(4) | | | |
3.17. | Последовательное соединение проводников. | Последовательное соединение проводников, законы последовательного соединения, практическое применение. Лабораторный опыт № 10 «Изучение последовательного соединения проводников» | Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи, лабораторное оборудование | Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников, знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление на отдельных участках и всей цепи при последовательном соединении проводников | п.48, упр.22(2,3) | | | |
3.18. | Параллельное соединение проводников. | Параллельное соединение проводников, законы параллельного соединения, практическое применение. Смешанное соединение проводников. Лабораторный опыт №11 «Изучение параллельного соединения проводников» | Демонстрация измерения силы тока в разветвлённой электрической цепи, лабораторное оборудование | Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников, знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление на отдельных участках и всей цепи при параллельном соединении проводников | п.49, упр.23(1) | | | |
3.19. | Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников | Выполнение упражнений | Сборники познавательных и развивающих заданий | Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников | Упр.23(3) | | | |
3.20. | Работа электрического тока | Работа электрического тока, единицы измерения работы тока | Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока | Знать/понимать смысл величины «работа электрического тока» | п.50 | | | |
3.21. | Мощность электрического тока | Мощность электрического тока, единицы измерения мощности тока | Демонстрация зависимости мощности от напряжения и силы тока | Знать/понимать смысл величины «мощность электрического тока» | п.51, упр.25(1,2) | | | |
3.22. | Лабораторная работа № 8 | Выполнение лабораторной работы № 8 «Измерение мощности и работы тока» | Лабораторное оборудование | Уметь использовать физические приборы для измерения мощности и работы тока | п.52, упр.25(3) | | | |
3.23. | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца. | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля- Ленца. Счётчик электрической энергии. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами | Демонстрация теплового действия тока | Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока, рассчитывать электроэнергию, потребляемую бытовыми приборами | п.53, упр.27(1) | | | |
3.24. | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Правила безопасного обращения с электробытовыми приборами | Демонстрация лампы накаливания | Знать устройство лампы накаливания | п.54 | | | |
3.25. | Короткое замыкание. Предохранители. | Короткое замыкание. Предохранители. Предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока | Демонстрация плавкого предохранителя | Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического тока | п.55 | | |
3.26. | Повторительно- обобщающий урок по теме «Электрические явления» | Выполнение упражнений и подготовка к контрольной работе | Сборники познавательных и развивающих заданий | Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока | Подг. к к/р | | |
3.27. | Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления» | Индивидуальная работа по карточкам | Контрольно- измерительные материалы | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | |
| 4.Электромагнитные явления (7 часов) |
4.1. | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Опыт Эрстеда. Лабораторный опыт № 12 « Исследование магнитного поля прямого тока» | Демонстрация опыта Эрстеда, демонстрация магнитного поля тока | Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать , что такое магнитные линии и каковы их особенности | п.56,57 | | |
4.2. | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия». Лабораторный опыт № 13 «Исследование магнитного поля катушки с током». | Лабораторное оборудование | Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита | п.58 | | |
4.3. | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Лабораторный опыт № 14 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследование явления намагничивания железа». | Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов. Лабораторное оборудование: набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки | Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле | п.59,60 | | |
4.4. | Действие магнитного поля на проводник с током. | Действие магнитного поля на проводник с током. Объяснение действия магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Электромагнитное реле. Лабораторный опыт № 15 «Изучение принципа действия электромагнитного реле». | Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током | Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током | п.61 | | |
4.5. | Лабораторная работа №10 | Выполнение лабораторной работы №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». Изучение действия магнитного поля на проводник с током | Модель электрического двигателя, лабораторное оборудование | Понимать устройство и принцип действия электродвигателя | Повт п.61 | | |
4.6. | Решение задач по теме «Электромагнитные явления» | Выполнение упражнений и подготовка к контрольной работе | Сборники познавательных и развивающих заданий | Уметь решать качественные и экспериментальные задачи по теме «Электромагнитные явления» | Подг. к к/р | | |
4.7. | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» | Индивидуальная работа по карточкам | Контрольно- измерительные материалы | Знать/понимать взаимосвязь электрического и магнитного полей, уметь описывать и объяснять взаимодействие электромагнитов и постоянных магнитов. Уметь рисовать форму и расположение магнитных линий | | | |
5.Световые явления (9 часов) |
5.1. | Закон прямолинейного распространения света. Источники света. | Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Источники света. Лабораторный опыт № 16 «Изучение явления распространения света» | Демонстрация прямолинейного распространения света, источников света | Знать/понимать смысл понятий «свет», закона прямолинейного распространения света, уметь строить область тени и полутени | п.62 | | |
5.2. | Отражение света. Закон отражения света. | Отражение света. Закон отражения света Полное отражение света. . Лабораторный опыт № 17 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» | Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения | Знать/понимать смысл закона отражения света, уметь строить отражённый луч | п.63 | | |
5.3. | Плоское зеркало | Плоское зеркало, свойства изображения в плоском зеркале, построение изображений в плоском зеркале. Зеркальное и рассеянное отражение. Лабораторный опыт № 18 « Изучение свойств изображения в плоском зеркале» | Демонстрация изображения в плоском зеркале | Знать как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале | п.64 | | |
5.4. | Преломление света. Закон преломления света | Преломление света. Закон преломления света | Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения | Знать/понимать смысл закона преломления света | п.65 | | |
5.5. | Решение задач с использованием законов отражения и преломления света | Построение преломлённого и отражённого лучей. Лабораторный опыт № 19 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» | Лабораторное оборудование | Уметь строить преломлённый луч | Повт п.65 | | |
5.6. | Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы | Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы, оптическая ось, центр линзы Оптическая сила линзы | Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах | Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы» | п.66 | | |
5.7. | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы | Демонстрация получения изображений с помощью линз | Уметь строить изображения в тонких линзах, различать действительные и мнимые изображения, знать устройство и принцип действия очков, фотоаппарата, проекционного аппарата | п.67 | | |
5.8. | Лабораторная работа №11 | Выполнение лабораторной работы №11 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы». Лабораторный опыт № 20 «Получение изображений при помощи линзы» | Лабораторное оборудование | Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы, уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы | Подг к к/р | | |
5.9. | Контрольная работа №5 по теме «Световые явления» | Индивидуальная работа по карточкам | Контрольно- измерительные материалы | Уметь решать качественные и экспериментальные задачи по теме «Световые явления» | | | |
6. Повторение (2 часа) |
6.1. | Повторение темы «Тепловые явления» | | Защита проектов, презентаций, чтение докладов, игры, конкурсы | | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств, использовать приобретённые знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ | Повт п.12-24 | | |
6.2. | Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» | | | Повт п 25-55 | | |