№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды деятельности | Вид контроля | Дата проведения | Фактичес кое прове дение. |
ВВЕДЕНИЕ (3 ч.) |
1. | Биология-нау ка о жизни. | Введения в тему. | Обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комп лексной науке, обо всех аспектах живого. | Знать биологию как комплексную науку, аспекты живого. | Лекция | | | |
2. | Методы исс ледования в биологии | Углубления в тему. | Сформировать у учащихся понятие «научный метод»;раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии. | Знать понятие «научный метод»; основные этапы научного исслед ования,важнейшие методы,приме няемые в биологии. | Лекция | Фронтальный | | |
3. | Сущность жизни,свойства живого. | Углубления в тему. | Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить с основными свойствами живых организмов. | Знать сущность жизни, отличие живого от неживого;основные свойства живых организмов. | Беседа | Груп повой | | |
Ι. Уровни организации живой природы. ( 54 ч.) |
Молекулярный уровень (10 ч.) |
1/4. | Молекулярный уровень. | Введения в тему. | Познакомить учащихся с уровнями организа ции живой природы;дать характеристику мол екулярного уровня;сформировать понятия «биополимеры»,«биомолекулы»;показать ро ль биомолекул в живом организме. | Знать уровни организации живой природы;характеристику молеку лярного уровня;понятия «биопол имеры»,«биомолекулы»;роль био молекул в живом организме. | Беседа | Группов ой | | |
2/5. | Углеводы. | Усвоения новых знаний | Сформировать понятие «углеводы»; познако мить учащихся со строением углеводов,функ циями выполняемыми в живом организме. | Знать понятие«углеводы»;строен ие углеводов,функции выполняе мые в живом организме. | Лекция. Беседа | Груп пов ой | | |
3/6. | Липиды. | Углубления | Сформировать понятие «липиды»,иметь пред ставле ние о строении и функциях липидов. | Знать понятие«липиды»,строение и функции липидов. | Лекция Беседа | Индивидуальный | | |
4/7. | Состав,строение белков. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятия«белки-протеины», «аминокислоты»,«денатурация»;познакомить со строением и свойствами белковых моле кул. | Знать понятия«белки-протеины», «аминокислоты»,«денатурация»; строение и свойства белковых мо лекул. | Лекция Беседа | Груп пов ой | | |
5/8. | Функции белков. | Усвоения новых знаний. | Закрепить знания о строении белковых моле кул;познакомить с функциями белков;углуби ть знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белка. | Знать строение белковых молекул функции белков;связи строения молекул веществ и их функции на примере белка. | Лекция Беседа | Груп пов ой | | |
6/9. | Нуклеиновые кислоты. | Усвоения новых знаний. | Сформировать знания учащихся о строении молекул нуклеиновых кислот,как биополиме ров;показать особую роль нуклеиновых кисл от в живой природе- хранение и передача нас ледственной информации. | Знать строении молекул нуклеин овых кислот-биополимеров; особ ую роль нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и перед ача наследственной информации. | Дискуссия | Фронтальный | | |
7/10. | АТФ,другие соед инения клетки. | Усвоения новых знаний | Сформировать понятие о строении и функции АТФ; познакомить с другими органическими соединениями клетки. | Знать строении и функции АТФ; другие органические соединения клетки. | Лекция Беседа | | | |
8/11. | Биологические катализа торы. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятия «катализатор»,«ферм енты»; показать роль ферментов в клетке. | Знать понятия «катализатор»,«фе рменты»;роль ферментов в клетке. | Лекция Беседа | Фронтальный | | |
9/12. | Вирусы. | Усвоения новых знаний. | Познакомить с вирусами как доклеточной фо рмой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности. | Знать вирусы как доклеточные фо рмы жизни,особенности их строе ния и жизнедеятельности. | Дискуссия | | | |
10/ 13. | Молекуляр ный уровень. | Обобщающий | Систематизировать,обобщить знания о молек улярном уровне организации живой природы | Знать молекулярный уровень орг анизации живой природы. | Лекция Беседа | Группов ой | | |
Клеточный уровень. (15 ч.) |
1/14 | Положения клеточной теории. | Введения в тему. | Развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и её основных положениях. | Знать клеточный уровень жизни; понятие о клеточной теории и её основных положениях. | Лекция | | | |
2/15 | Общие сведен ия о клетках. | Усвоения новых знаний. | Продолжить развитие понятий о строении клетки;развить понятие о цитоплазме,строен ии,функционировании клеточной мембраны. | Знать строение клетки понятие о цитоплазме,строении,функционировании клеточной мембраны. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/16 | Ядро клетки. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие о строении,функциях клеточного ядра,представление о ядрышке и его роли в клетке;познакомить с хромосомн ым набором клетки. | Знать строении,функции клеточн ого ядра,ядрышко,его роли в клет ке;хромосомный набором клетки. | Беседа | Фронтальный | | |
4/17 | Органоиды клетки. | Усвоения новых знаний. | Познакомить со строением и функциями энд оплазматической сети,рибосом,Комплекса Гольджи. | Знать строение,функции эндоплаз матической ети,рибосом,Компле кса Гольджи. | Дискуссия | Фронтальный | | |
5/18 | Лизосомы.Митохондрии. | Углубления . | Познакомить со строением и функциями лиз осом, митохондрий, пластид. | Знать строение,функции лизосом, митохондрий, пластид. | Лекция | Индивидуальный | | |
6/19 | Органоиды движения. | Усвоения новых знаний. | Познакомить со строением и функциями кле точного центра,органоидов движения,клеточ ными включениями. | Знать строение,функции клеточно го центра,органоидов движения, клеточных включений. | Дискуссия | Группов ой | | |
7/20 | Эукариоты и прокариоты. | Усвоения новых знаний. | Познакомить с особенностями строения,жиз недеятельности прокариотических клеток. | Знать особенности строения,жизн едеятельности прокариотических клеток. | Лекция | | | |
8/21 | Метаболизм. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать ,что ассимиляция и диссимиляция- две стороны единого процесса- метаболизма. | Знать метаболизме как совокупно сть реакций обмена в клетке; две стороны единого процесса- мета болизма. | Лекция | Индивидуальный | | |
9/22 | Энергетический обмен в клетке. | Усвоения новых знаний. | Углубить и расширить знания о метаболизме, раскрыв сущность энергетического обмена; значение АТФ как универсального аккумуля тора энергии в клетке; роль ферментов в реак циях обмена;особенности трёх этапов энерге тического обмена. | Знать метаболизме,сущность эне ргетического обмена; значение АТФ в клетке; роль ферментов в реакциях обмена;особенности этапов энергетического обмена. | Практика Лекция | Груп пов ой | | |
10/ 23 | Типы питан ия клетки. | Усвоения новых знаний. | Развить понятие о типах питания клетки;сфо рмировать понятия «автотрофные и гетеротр офные организмы»; познакомить с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания. | Знать типы питания клетки;понят ия«автотрофные и гетеротрофные организмы»;группы организмов в зависимости от особенностей пит ания. | Лекция | Индивидуальный | | |
11/ 24 | Фотосинтез, хемосинтез. | Усвоения новых знаний. | Углубить знания об автотрофном питании; сформировать понятия о световой и темнов ой фазах фотосинтеза;познакомить с сущнос тью процесса хемосинтеза;значением фотоси нтеза и хемосинтеза в биосфере. | Знать автотрофное питание;свето вая,темновая фазы фотосинтеза; сущность процесса хемосинтеза; значением фотосинтеза и хемоси нтеза в биосфере. | Лекция | Индивидуальный | | |
12/ 25 | Синтез белк ов в клетке. | Усвоения новых знаний. | Сформировать знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на и-РНК, роль т-РНК в сборе аминокислот в моле кулы белка. | Знать генетический код,способ пе редачи информации с ДНК на и-РНК,роль т-РНК в сборе аминоки слот в молекулы белка. | Беседа | Фронтальный | | |
13/ 26 | Синтез белка в клетке. | Усвоения новых знаний. | Показать роль т-РНК в процессе синтеза бел ка;раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи. | Знать роль т-РНК в процессе син теза белка механизм матричного синтеза полипептидной цепи. | Беседа | Фронтальный | | |
14/ 27 | Деление клет ки. Митоз. | Усвоения новых знаний. | Развить понятия «размножение», «митоз» как универсальный способ,сохраняющий постоя нное число хромосом в клетке. | Знать понятия«размножение»,«ми тоз» способ,сохранения постоян ного числа хромосом в клетке. | Беседа | Фронтальный | | |
15/ 28 | Клеточный уровень орга низации жив ой природы. | Контрольно- обобщающий | Систематизировать и обобщить знания о клеточном уровне организации живой природы. | Знать клеточный уровень органи зации живой природы. | Лекция Беседа | Группов ой | | |
Организменный уровень. (14 ч.) |
1/29 | РК Размноже ние организм ов. Оплодот ворение. | Введения в тему. | Развить понятие о формах и видах размноже ния; подчеркнуть наследственную однород ность потомства при бесполом и вегетатив ном размножении. | Знать формы и виды размножения; наследственную однородность по томства при бесполом и вегетатив ном размножении. | Практика Лекция | | | |
2/30 | Развитие пол овых клеток. Мейоз. | Углубления в тему. | Сформировать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущего к образованию гап лоидного числа хромосом в гаметах; развить понятие об оплодотворении как об условии возникновения половым путём нового орган изма и восстановления диплоидного набора в клетках. | Знать мейоз- способ деления клет ки,ведущий к образованию гапло идного числа хромосом в гаметах; оплодотворение- условие возник новения половым путём нового организма,восстановления дипло идного набора в клетках. | Лекция | Индивидуальный | | |
3/31 | Индивидуальное развитие организмов. | Углубления в тему. | Познакомить с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родст венных связей между организмами. | Знать сущность биогенетического закона и его значение для выясне ния родственных связей. | Практика Лекция | Группов ой | | |
4/32 | Моногибридное скрещива ние. | Усвоения новых знаний. | Охарактеризовать генетику как науку, её раз витие и значение;сформировать понятие о ги бридологическом методе,«аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы «рецессивные и доминантные признаки». | Знать генетику,её развитие,значе ние;понятие о гибридологическом методе,«аллельные гены», «гомоз иготные и гетерозиготные органи змы»,«рецессивные и доминант ные признаки». | Практика Лекция | Группов ой | | |
5/33 | Закон чисто ты гамет. | Углубления в тему. | Познакомить учащихся с законом чистоты гамет;раскрыть цитологические основы зако номерностей наследования при моногибрид ном скрещивании. | Знать закон чистоты гамет; цитол огические основы закономернос тей наследования при моногибри дном скрещивании. | Лекция | Индивидуальный | | |
6/34 | Неполное до минирование. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с неполным доминир ованием; сформировать понятия «фенотип», «генотип»;дать представление об анализиру ющем скрещивании. | Знать неполное доминирование; понятия «фенотип»,«генотип»;ан ализирующее скрещивании. | Лекция | Индивидуальный | | |
7/35 | Дигибридное скрещивание. | Усвоения новых знаний. | Продолжить изучение генетических законом ерностей;познакомить учащихся с результат ами дигибридного скрещивания и законом независимого наследования признаков; пока зать возможность математического расчета для прогнозирования численного выражения вариантов — расщепления по фенотипу и генотипу. | Знать генетические закономернос ти;дигибридное скрещивание и за кон независимого наследования признаков;возможность математи ческого расчета для прогнозирова ния численного выражения вариа нтов- расщепления по фенотипу и генотипу. | Беседа | Фронтальный | | |
8/36 | Сцепленное наследование признаков. | Усвоения новых знаний. | Дать понятие о группах сцепления и роли пер екреста хромосом;подчеркнуть,что составле ние генетических карт человека имеет важное практическое значение. | Знать группы сцепления,роли пер екреста хромосом;что составле ние генетических карт человека имеет важное значение. | Практика Лекция | Группов ой | | |
9/37 | Сцепленное с полом наслед ование. | Усвоения новых знаний. | Сформировать знания о хромосомном механ изме определения пола;ознакомить учащихся с аутосомами и половыми хромосомами; объ яснить возникновение некоторых наследстве нных болезней, сцепленных с полом. | Знать хромосомный механизм оп ределения пола;аутосомы и поло вые хромосомы;возникновение на следственных болезней, сцеплен ных с полом. | Беседа | Фронтальный | | |
10/ 38 | Модификационная измен чивость. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие о модификационной изменчивости,о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о ненаследственном, приспособительном характере модифи каций, ее пределах - норме реакции. | Знать модификационную изменчи вость,причины её проявления,изм енения факторов среды, ненаслед ственный,приспособительный хар актер модификаций,предел-норму реакции. | Практика Лекция | Группов ой | | |
11/ 39 | Мутационная изменчивость | Усвоения новых знаний. | Раскрыть сущность мутационной наследстве нности;познакомить с видами мутаций и фак торами, способствующими их возникновению. | Знать мутационную наследственн ость;виды мутаций и фактор,спос обствующие их возникновению. | Беседа | Фронтальный | | |
12/ 40 | Основы селек ции.Работы Н.И.Вавилова | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о селекции как науке;раскрыть значение учения Н.И. Вавило ва о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции; показать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Знать селекцию как науку;учение Н.И. Вавилова о центрах многооб разия и происхождения культурн ых растений;закон гомологическ их рядов в наследственной измен чивости. | Лекция | Индивидуальный | | |
13/ 41 | Основные ме тоды селек ции | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с основными метода ми,применяемыми в селекции растений,живо тных и микроорганизмов. | Знать методы,применяемые в селе кции растений,животных и микро организмов. | Лекция | | | |
14/ 42 | Организменный уровень. | Обобща ющий | Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об организменном уровне организации живой природы. | Знать организменный уровень орг анизации живой природы. | Беседа | Фронтальный | | |
4.Популяционно- видовой уровень. (2 ч.) |
1/43 | Р/К Вид.Крит ерии вида. | Введения в тему | Сформировать понятие «вид» как реально су ществующую единицу живой природы. | Знать «вид» как единицу живой природы. | Дискуссия | | | |
2/44 | Популяции. | Углубления . | Сформировать понятие о популяции как структурной единице вида. | Знать понятие о популяции как структурной единице вида. | Лекция | Индивидуальный | | |
5.Экосистемный уровень. (9 ч.) |
1/45 | Сообщество. | Введения в тему. | Продолжить формирование у учащихся зна ний о различных уровнях организации приро дных сообществ,о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами. | Знать уровни организации природ ных сообществ,классификацию природных сообществ и их связи с ландшафтами. | Лекция | Индивидуальный | | |
2/46 | Р/К Агроэкос истемы регио на. | Усвоения новых знаний. | Развить знания учащихся об особенностях ст руктурной организации биотического сообще ства;о классификации групп организмов,нахо дящихся в различных звеньях пищевой цепи, и их роли в функционировании. | Знать особенности структурной организации биотического сообщ ества;классификацию организмов находящихся в различныхзвеньях пищевой цепи, и их. | Лекция | Группов ой | | |
3/47 | Р/КСостав и структура сообщества. | Усвоения новых знаний. | Развить знания учащихся о значении видовой структуры сообщества как показателя его сос тояния и устойчивости;о природе и значении пространственной разделенности сообщества о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества. | Знать видовую структуру сообщества;природу и значение простран ственной разделенности сообщест ва;составные элементы и особенн ости трофической структуры сооб щества. | Беседа | Фронтальный | | |
4/48 | Р/КЭкосистемы региона. | Усвоения новых знаний. | Сформировать у учащихся знания об экосист емах;о вещественно-энергетических связях в экосистемах. | Знать экосистемы;вещественно-эн ергетические связи в экосистемах. | Исследования Беседа | Фронтальный | | |
5/49 | Потоки веще ства, энергии в экосистеме. | Усвоения новых знаний. | Сформировать у учащихся знания об источни ках,эффективности использования поступаю щей в экосистему энергии;о количественных изменениях энергии,переносимой по пищев ой цепи;о пирамидах численности и биомасс сы организмов. | Знать источники,эффективность использования поступающей в эк осистему энергии;количественн ые изменения энергии,переносим ые по пищевой цепи;пирамиды чи сленности,биомассы организмов. | Лекция | | | |
6/50 | Саморазвитие экосистем. | Усвоения новых знаний. | Сформировать у учащихся знания о закономе рностях изменения экосистем во времени;ояв лении экологической сукцессии,её природе и механизмах;о стадиях сукцессионных измене ний. | Знать закономерности изменения экосистем во времени;экологичес кую сукцессию,её природу и механизм;стадии сукцессионных изменений. | Лекция | Индивидуальный | | |
7/51 | Р/КСаморазвитие экосист ем региона. | Усвоения новых знаний. | Сформировать у учащихся знания о саморазв итии и многообразии экосистем региона; о значении знаний о сукцессиях для человека. | Знать саморазвитие и многообраз ие экосистем региона;значении зн аний о сукцессиях для человека. | Дискуссия | Индивидуальный | | |
8/52 | Р/КСообщества края. | Экскур сия. | Показать многообразие,взаимосвязи и особен ности живых организмов в сообществе, их связи с окружающей средой;ознакомить учащихся с сообществами края. | Знать многообразие,взаимосвязи и особенности живых организмов в сообществе,их связи с окружаю щей средой; сообщества края. | Практика Исследования | Груп пов ой | | |
9/53 | Экосистемный уровень. | Обобща ющий | Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об особенностях структуры и функцион ирования природных сообществ;о закономерных изменениях экосистем. | Знать особенности структуры,фун кционирования природных сообщ еств;закономерные изменения эко систем. | Лекция | Индивидуальный | | |
Биосферный уровень. (4 ч.) |
1/54 | Биосфера.Среды жизни. | Введения в тему | Развить знания учащихся о биосфере и сред ах обитания живых организмов. | Знать биосферу и среду обитания живых организмов. | Практика Беседа | Группов ой | | |
2/55 | Круговорот веществ в би осфере. | Усвоения новых знаний. | Сформировать у учащихся знания о биогеохи мических циклах и роли живых организмов в поддержании круговорота биогенных элемен тов. | Знать биогеохимические циклы и роль живых организмов в поддер жании круговорота биогенных эл ементов. | Беседа | Фронтальный | | |
3/56 | Р/КСредообразующая деят ельность орга низмов. | Экскурсия. | Показать многообразие,взаимосвязи и особен ности живых организмов в сообществе и их средообразующую деятельность. | Знать многообразие,взаимосвязи, особенности живых организмов в сообществе и их средообразую щую деятельность. | Практика Исследования | | | |
4/57 | Биосферный уровень. | Обобща ющий | Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об уровнях организации живой природы | Знать уровни организации живой природы. | Дискуссия | Индивидуальный | | |
ІІ. Эволюция органического мира. (11 ч.) |
Основы учения об эволюции. (7 ч.) |
1/58 | Развитие эвол юционного учения. | Введения в тему. | Познакомить учащихся с историей формиров ания,развития эволюционных идей; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | Знать историю формирования, раз вития эволюционных идей; основ ные положения эволюционной те ории Ч.Дарвина. | Лекция | | | |
2/59 | Изменчивость организмов. | Усвоения новых знаний. | Развить знания учащихся об изменчивости ор ганизмов и показать значение изменчивости для эволюции. | Знать изменчивость организмов и значение изменчивости для эволю ции. | Беседа | Группов ой | | |
3/60 | Борьба за су ществование. Естественный отбор. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие «борьба за существов ание» и познакомить учащихся с ее формами; показать роль естественного отбора в эволюции. | Знать понятие «борьба за существ ование»,её формы;роль естествен ного отбора в эволюции. | Лекция | | | |
4/61 | Видообразование. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие «микро эволюция»;да ть представление об основных формах видо образования. | Знать понятие «микро эволюция»; основные формы видообразова ния. | Лекция | Индивидуальный | | |
5/62 | Макроэволюция. | Углубления . | Сформировать понятие «макро эволюция». | Знать понятие «макро эволюция». | Лекция Беседа | Группов ой | | |
6/63 | Основные зак ономерности эволюции. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с основными типами революционных изменений и главными лини ями эволюции. | Знать основные типы революцион ных изменений,линии эволюции. | Лекция | Индивидуальный | | |
7/64 | Основы учен ия об эволю ции. | Обобща ющий | Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об основных положениях учения об эво люции. | Знать основные положения учен ия об эволюции. | Беседа | Фронтальный | | |
Возникновение и развитие жизни на земле. (4 ч.) |
1/65 | Гипотезы воз никновения жизни. | Введения в тему. | Познакомить учащихся с основными гипотез ами о возникновении жизни;раскрыть различ ия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций;пок азать,как менялись взгляды на возникновени е жизни по мере накопления научных знаний. | Знать основные гипотезы возникн овения жизни;возникновение жиз ни с религиозных и научных пози ций;как менялись взгляды на возн икновение жизни по мере накопле ния научных знаний. | Беседа | Группов ой | | |
2/66 | Представления о возникнов ении жизни. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с современным состо янием проблемы о возникновении жизни. | Знать современное состояние про блемы о возникновении жизни. | Беседа | Фронтальный | | |
3/67 | Развитие жиз ни в архее, пр отерозое,пале озое. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с делением истории Земли на эры,периоды,эпохи;дать представле ния об особенностях флоры и фауны в архее, протерозое,палеозое. | Знать делением истории Земли на эры,периоды,эпохи;особенности флоры,фауны в архее, протерозое, палеозое. | Лекция | Индивидуальный | | |
4/68 | Развитие жиз ни в мезозое и кайнозое. | Обобщения.Итоговый. | Продолжить формирование знаний о законо мерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира в мезозое и кайнозое. | Знать законо мерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира в мезозое и кайнозое. | Лекция | Индивидуальный | | |