СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование биология 9 класс 2015г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по учебнику "Биология. Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник и др. на 2015-2016 учебный год. Планирование рассчитано на 34 учебных недели на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование биология 9 класс 2015г.»

Тематическое планирование по биологии 9 класс

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды деятельности

Вид

контроля

Дата проведения

Фактичес

кое прове

дение.

ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)

1.

Биология-нау ка о жизни.

Введения в тему.

Обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комп лексной науке, обо всех аспектах живого.

Знать биологию как комплексную науку, аспекты живого.

Лекция




2.

Методы исс ледования в биологии

Углубления в тему.

Сформировать у учащихся понятие «научный метод»;раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии.

Знать понятие «научный метод»; основные этапы научного исслед ования,важнейшие методы,приме няемые в биологии.

Лекция

Фронтальный



3.

Сущность жизни,свойства живого.

Углубления в тему.

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить с основными свойствами живых организмов.

Знать сущность жизни, отличие живого от неживого;основные свойства живых организмов.

Беседа

Груп повой



Ι. Уровни организации живой природы. ( 54 ч.)

  1. Молекулярный уровень (10 ч.)

1/4.


Молекулярный уровень.

Введения в тему.

Познакомить учащихся с уровнями организа ции живой природы;дать характеристику мол екулярного уровня;сформировать понятия «биополимеры»,«биомолекулы»;показать ро ль биомолекул в живом организме.

Знать уровни организации живой природы;характеристику молеку лярного уровня;понятия «биопол имеры»,«биомолекулы»;роль био молекул в живом организме.

Беседа

Группов ой



2/5.


Углеводы.

Усвоения новых знаний

Сформировать понятие «углеводы»; познако мить учащихся со строением углеводов,функ циями выполняемыми в живом организме.

Знать понятие«углеводы»;строен

ие углеводов,функции выполняе мые в живом организме.

Лекция. Беседа

Груп пов ой



3/6.

Липиды.

Углубления

Сформировать понятие «липиды»,иметь пред ставле ние о строении и функциях липидов.

Знать понятие«липиды»,строение и функции липидов.

Лекция Беседа

Индивидуальный



4/7.

Состав,строение белков.

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятия«белки-протеины», «аминокислоты»,«денатурация»;познакомить со строением и свойствами белковых моле кул.

Знать понятия«белки-протеины», «аминокислоты»,«денатурация»; строение и свойства белковых мо лекул.

Лекция Беседа

Груп пов ой



5/8.

Функции белков.

Усвоения новых знаний.

Закрепить знания о строении белковых моле кул;познакомить с функциями белков;углуби ть знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белка.

Знать строение белковых молекул функции белков;связи строения молекул веществ и их функции на примере белка.

Лекция Беседа

Груп пов ой



6/9.

Нуклеиновые кислоты.

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания учащихся о строении молекул нуклеиновых кислот,как биополиме ров;показать особую роль нуклеиновых кисл от в живой природе- хранение и передача нас ледственной информации.

Знать строении молекул нуклеин овых кислот-биополимеров; особ ую роль нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и перед ача наследственной информации.

Дискуссия

Фронтальный



7/10.

АТФ,другие соед инения клетки.

Усвоения новых знаний

Сформировать понятие о строении и функции АТФ; познакомить с другими органическими соединениями клетки.

Знать строении и функции АТФ; другие органические соединения клетки.

Лекция Беседа




8/11.

Биологические катализа торы.

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятия «катализатор»,«ферм енты»; показать роль ферментов в клетке.

Знать понятия «катализатор»,«фе рменты»;роль ферментов в клетке.

Лекция Беседа

Фронтальный



9/12.

Вирусы.

Усвоения новых знаний.

Познакомить с вирусами как доклеточной фо рмой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности.

Знать вирусы как доклеточные фо рмы жизни,особенности их строе ния и жизнедеятельности.

Дискуссия




10/

13.

Молекуляр

ный уровень.

Обобщающий

Систематизировать,обобщить знания о молек улярном уровне организации живой природы

Знать молекулярный уровень орг анизации живой природы.

Лекция Беседа

Группов ой



  1. Клеточный уровень. (15 ч.)

1/14


Положения клеточной теории.

Введения в тему.

Развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и её основных положениях.

Знать клеточный уровень жизни; понятие о клеточной теории и её основных положениях.

Лекция




2/15


Общие сведен ия о клетках.

Усвоения новых знаний.

Продолжить развитие понятий о строении клетки;развить понятие о цитоплазме,строен ии,функционировании клеточной мембраны.

Знать строение клетки понятие о цитоплазме,строении,функционировании клеточной мембраны.

Лекция

Индивидуальный



3/16

Ядро клетки.

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятие о строении,функциях клеточного ядра,представление о ядрышке и его роли в клетке;познакомить с хромосомн ым набором клетки.

Знать строении,функции клеточн ого ядра,ядрышко,его роли в клет ке;хромосомный набором клетки.

Беседа

Фронтальный



4/17


Органоиды клетки.

Усвоения новых знаний.

Познакомить со строением и функциями энд оплазматической сети,рибосом,Комплекса Гольджи.

Знать строение,функции эндоплаз матической ети,рибосом,Компле кса Гольджи.

Дискуссия

Фронтальный



5/18

Лизосомы.Митохондрии.

Углубления .

Познакомить со строением и функциями лиз осом, митохондрий, пластид.

Знать строение,функции лизосом, митохондрий, пластид.

Лекция

Индивидуальный



6/19

Органоиды движения.

Усвоения новых знаний.

Познакомить со строением и функциями кле точного центра,органоидов движения,клеточ ными включениями.

Знать строение,функции клеточно го центра,органоидов движения, клеточных включений.

Дискуссия

Группов ой



7/20

Эукариоты и прокариоты.

Усвоения новых знаний.

Познакомить с особенностями строения,жиз недеятельности прокариотических клеток.

Знать особенности строения,жизн едеятельности прокариотических клеток.

Лекция




8/21

Метаболизм.

Усвоения новых знаний.

Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать ,что ассимиляция и диссимиляция- две стороны единого процесса- метаболизма.

Знать метаболизме как совокупно сть реакций обмена в клетке; две стороны единого процесса- мета болизма.

Лекция

Индивидуальный



9/22


Энергетический обмен в клетке.

Усвоения новых знаний.

Углубить и расширить знания о метаболизме, раскрыв сущность энергетического обмена; значение АТФ как универсального аккумуля тора энергии в клетке; роль ферментов в реак циях обмена;особенности трёх этапов энерге тического обмена.

Знать метаболизме,сущность эне ргетического обмена; значение АТФ в клетке; роль ферментов в реакциях обмена;особенности этапов энергетического обмена.

Практика

Лекция

Груп пов ой



10/

23

Типы питан ия клетки.

Усвоения новых знаний.

Развить понятие о типах питания клетки;сфо рмировать понятия «автотрофные и гетеротр офные организмы»; познакомить с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.

Знать типы питания клетки;понят ия«автотрофные и гетеротрофные организмы»;группы организмов в зависимости от особенностей пит ания.

Лекция

Индивидуальный



11/

24

Фотосинтез, хемосинтез.

Усвоения новых знаний.

Углубить знания об автотрофном питании; сформировать понятия о световой и темнов ой фазах фотосинтеза;познакомить с сущнос тью процесса хемосинтеза;значением фотоси нтеза и хемосинтеза в биосфере.

Знать автотрофное питание;свето вая,темновая фазы фотосинтеза; сущность процесса хемосинтеза; значением фотосинтеза и хемоси нтеза в биосфере.

Лекция

Индивидуальный



12/

25

Синтез белк ов в клетке.

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на и-РНК, роль т-РНК в сборе аминокислот в моле кулы белка.

Знать генетический код,способ пе редачи информации с ДНК на и-РНК,роль т-РНК в сборе аминоки слот в молекулы белка.

Беседа

Фронтальный



13/

26


Синтез белка в клетке.

Усвоения новых знаний.

Показать роль т-РНК в процессе синтеза бел ка;раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи.

Знать роль т-РНК в процессе син теза белка механизм матричного синтеза полипептидной цепи.

Беседа

Фронтальный



14/

27


Деление клет ки. Митоз.

Усвоения новых знаний.

Развить понятия «размножение», «митоз» как универсальный способ,сохраняющий постоя нное число хромосом в клетке.

Знать понятия«размножение»,«ми тоз» способ,сохранения постоян ного числа хромосом в клетке.

Беседа

Фронтальный



15/

28

Клеточный уровень орга низации жив ой природы.

Контрольно- обобщающий

Систематизировать и обобщить знания о клеточном уровне организации живой природы.

Знать клеточный уровень органи зации живой природы.

Лекция Беседа

Группов ой



  1. Организменный уровень. (14 ч.)

1/29


РК Размноже ние организм ов. Оплодот ворение.

Введения в тему.

Развить понятие о формах и видах размноже ния; подчеркнуть наследственную однород ность потомства при бесполом и вегетатив ном размножении.

Знать формы и виды размножения; наследственную однородность по томства при бесполом и вегетатив ном размножении.

Практика

Лекция




2/30


Развитие пол овых клеток. Мейоз.

Углубления в тему.

Сформировать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущего к образованию гап лоидного числа хромосом в гаметах; развить понятие об оплодотворении как об условии возникновения половым путём нового орган изма и восстановления диплоидного набора в клетках.

Знать мейоз- способ деления клет ки,ведущий к образованию гапло идного числа хромосом в гаметах; оплодотворение- условие возник новения половым путём нового организма,восстановления дипло идного набора в клетках.

Лекция

Индивидуальный



3/31


Индивидуальное развитие организмов.

Углубления в тему.

Познакомить с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родст венных связей между организмами.

Знать сущность биогенетического закона и его значение для выясне ния родственных связей.

Практика

Лекция

Группов ой



4/32


Моногибридное скрещива ние.

Усвоения новых знаний.

Охарактеризовать генетику как науку, её раз витие и значение;сформировать понятие о ги бридологическом методе,«аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы «рецессивные и доминантные признаки».

Знать генетику,её развитие,значе ние;понятие о гибридологическом методе,«аллельные гены», «гомоз иготные и гетерозиготные органи змы»,«рецессивные и доминант ные признаки».

Практика

Лекция

Группов ой



5/33


Закон чисто ты гамет.

Углубления в тему.

Познакомить учащихся с законом чистоты гамет;раскрыть цитологические основы зако номерностей наследования при моногибрид ном скрещивании.

Знать закон чистоты гамет; цитол огические основы закономернос тей наследования при моногибри дном скрещивании.

Лекция

Индивидуальный



6/34


Неполное до минирование.

Усвоения новых знаний.

Познакомить учащихся с неполным доминир ованием; сформировать понятия «фенотип», «генотип»;дать представление об анализиру ющем скрещивании.

Знать неполное доминирование; понятия «фенотип»,«генотип»;ан ализирующее скрещивании.

Лекция

Индивидуальный



7/35

Дигибридное скрещивание.

Усвоения новых знаний.

Продолжить изучение генети­ческих законом ерностей;познакомить учащихся с ре­зультат ами дигибридного скрещивания и законом независимого наследования признаков; пока зать воз­можность математического расчета для прогнозиро­вания численного выражения вариантов — расщепле­ния по фенотипу и генотипу.

Знать генети­ческие закономернос ти;дигибридное скрещивание и за кон независимого наследования признаков;воз­можность математи ческого расчета для прогнозиро­ва ния численного выражения вариа нтов- расщепле­ния по фенотипу и генотипу.

Беседа

Фронтальный



8/36


Сцепленное наследование признаков.

Усвоения новых знаний.

Дать понятие о группах сцепле­ния и роли пер екреста хромосом;подчеркнуть,что составле ние генетических карт человека имеет важ­ное практическое значение.

Знать группы сцепле­ния,роли пер екреста хромосом;что составле ние генетических карт человека имеет важ­ное значение.

Практика

Лекция

Группов ой



9/37

Сцепленное с полом наслед ование.

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания о хромо­сомном механ изме определения пола;ознакомить учащихся с аутосомами и половыми хромосомами; объ яснить возникновение некоторых наследстве нных болезней, сцепленных с полом.

Знать хромо­сомный механизм оп ределения пола;аутосомы и поло вые хромосомы;возникновение на следственных болезней, сцеплен ных с полом.

Беседа

Фронтальный



10/

38


Модификационная измен чивость.


Усвоения новых знаний.

Сформировать понятие о модификационной изменчивости,о причинах ее проявле­ния, об изменении факторов среды, о ненаследствен­ном, приспособительном характере модифи каций, ее пределах - норме реакции.

Знать модификационную изменчи вость,причины её проявле­ния,изм енения факторов среды, ненаслед ствен­ный,приспособительный хар актер модификаций,предел-норму реакции.

Практика

Лекция

Группов ой



11/

39

Мутационная изменчивость

Усвоения новых знаний.

Раскрыть сущность мутацион­ной наследстве нности;познакомить с видами мута­ций и фак торами, способствующими их возникнове­нию.

Знать мутацион­ную наследственн ость;виды мута­ций и фактор,спос обствующие их возникнове­нию.

Беседа

Фронтальный



12/

40


Основы селек ции.Работы Н.И.Вавилова


Усвоения новых знаний.

Сформировать представление о селекции как науке;раскрыть значение учения Н.И. Вавило ва о центрах многообразия и происхож­дения культурных растений для развития селекции; показать сущность закона гомологических рядов в на­следственной изменчивости.

Знать селекцию как науку;учение Н.И. Вавилова о центрах многооб разия и происхож­дения культурн ых растений;закон гомологическ их рядов в на­следственной измен чивости.

Лекция

Индивидуальный



13/

41

Основные ме тоды селек ции

Усвоения новых знаний.

Познакомить учащихся с ос­новными метода ми,применяемыми в селекции расте­ний,живо тных и микроорганизмов.

Знать методы,применяемые в селе кции расте­ний,животных и микро организмов.

Лекция




14/

42

Организменный уровень.

Обобща ющий

Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об организменном уровне организации живой природы.

Знать организменный уровень орг анизации живой природы.

Беседа

Фронтальный



4.Популяционно- видовой уровень. (2 ч.)

1/43

Р/К Вид.Крит ерии вида.

Введения в тему

Сформировать понятие «вид» как реально су ществующую единицу живой природы.

Знать «вид» как единицу живой природы.

Дискуссия




2/44


Популяции.

Углубления .

Сформировать понятие о популяции как структурной единице вида.

Знать понятие о популяции как структурной единице вида.

Лекция

Индивидуальный



5.Экосистемный уровень. (9 ч.)

1/45


Сообщество.

Введения в тему.

Продолжить формирование у учащихся зна ний о различных уровнях организации приро дных сообществ,о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами.

Знать уровни организации природ ных сообществ,классификацию природных сообществ и их связи с ландшафтами.

Лекция

Индивидуальный



2/46


Р/К Агроэкос истемы регио на.

Усвоения новых знаний.

Развить знания учащихся об особенностях ст руктурной организации биотическо­го сообще ства;о классифи­кации групп организмов,нахо дящихся в различных звеньях пищевой цепи, и их роли в функционирова­нии.

Знать особенности структурной организации биотическо­го сообщ ества;классифи­кацию организмов находящихся в различныхзвеньях пищевой цепи, и их.

Лекция

Группов ой



3/47


Р/КСостав и структура сообщества.

Усвоения новых знаний.

Развить знания учащихся о значении видовой структуры сообще­ства как показателя его сос тояния и устойчивости;о природе и значении пространственной разделенности сообщества о составных элементах и об особеннос­тях трофической структуры сообщества.

Знать видовую структуру сообще­ства;природу и значение простран ственной разделенности сообщест ва;составные элементы и особенн ос­ти трофической структуры сооб щества.

Беседа

Фронтальный



4/48


Р/КЭкосистемы региона.

Усвоения новых знаний.

Сформировать у учащихся знания об экосист

емах;о вещественно-энергетических связях в экосистемах.

Знать экосистемы;вещественно-эн

ергетические связи в экосистемах.

Исследования Беседа

Фронтальный



5/49

Потоки веще ства, энергии в экосистеме.

Усвоения новых знаний.

Сформировать у учащихся знания об источни ках,эффективности использования поступаю щей в экосистему энергии;о количественных изменениях энергии,переносимой по пищев ой цепи;о пирамидах численности и биомасс сы организмов.

Знать источники,эффективность использования поступающей в эк осистему энергии;количественн ые изменения энергии,переносим ые по пищевой цепи;пирамиды чи сленности,биомассы организмов.

Лекция




6/50

Саморазвитие экосистем.

Усвоения новых знаний.

Сформировать у учащихся зна­ния о закономе рностях изменения экосистем во вре­мени;ояв лении экологической сукцессии,её приро­де и механизмах;о стадиях сукцессионных измене­ ний.

Знать закономерности изменения экосистем во вре­мени;экологичес кую сукцессию,её приро­ду и механизм;стадии сукцессионных измене­ний.

Лекция

Индивидуальный



7/51

Р/КСаморазвитие экосист ем региона.

Усвоения новых знаний.

Сформировать у учащихся зна­ния о саморазв итии и многообразии экосистем региона; о значении знаний о сукцессиях для человека.

Знать саморазвитие и многообраз ие экосистем региона;значении зн аний о сукцессиях для человека.

Дискуссия

Индивидуальный



8/52

Р/КСообщества края.

Экскур

сия.

Показать многообразие,взаимосвязи и особен ности живых организмов в сообществе, их связи с окружающей средой;ознакомить учащихся с сообществами края.

Знать многообразие,взаимосвязи и особенности живых организмов в сообществе,их связи с окружаю щей средой; сообщества края.

Практика Исследования

Груп пов ой



9/53


Экосистемный уровень.

Обобща ющий

Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об особенностях структуры и функ­цион ирования природных сообществ;о закономер­ных изменениях экосистем.

Знать особенности структуры,фун к­ционирования природных сообщ еств;закономер­ные изменения эко систем.

Лекция

Индивидуальный



  1. Биосферный уровень. (4 ч.)

1/54

Биосфера.Среды жизни.

Введения в тему

Развить знания учащихся о биосфере и сред ах обитания живых организмов.

Знать биосферу и среду обитания живых организмов.

Практика Беседа

Группов ой



2/55

Круговорот веществ в би осфере.

Усвоения новых знаний.

Сформировать у учащихся зна­ния о биогеохи мических циклах и роли живых орга­низмов в поддержании круговорота биогенных эле­мен тов.

Знать биогеохимические циклы и роль живых орга­низмов в поддер жании круговорота биогенных эл е­ментов.

Беседа

Фронтальный



3/56


Р/КСредообразующая деят ельность орга низмов.

Экскурсия.

Показать многообразие,взаимосвязи и особен ности живых организмов в сообществе и их средообразующую деятельность.

Знать многообразие,взаимосвязи, особенности живых организмов в сообществе и их средообразую щую деятельность.

Практика Исследования




4/57

Биосферный уровень.

Обобща ющий

Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об уровнях организации живой природы

Знать уровни организации живой природы.

Дискуссия

Индивидуальный



ІІ. Эволюция органического мира. (11 ч.)

  1. Основы учения об эволюции. (7 ч.)

1/58

Развитие эвол юционного учения.

Введения в тему.

Познакомить учащихся с исто­рией формиров ания,развития эволюционных идей; раскрыть основные положения эволюционной теории

Ч.Дарвина.

Знать исто­рию формирования, раз вития эволюционных идей; основ ные положения эволюционной те ории Ч.Дарвина.

Лекция




2/59


Изменчивость организмов.


Усвоения новых знаний.

Развить знания учащихся об изменчивости ор ганизмов и показать значение измен­чивости для эволюции.

Знать изменчивость организмов и значение измен­чивости для эволю ции.

Беседа


Группов ой



3/60


Борьба за су ществование.

Естественный отбор.

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятие «борьба за существов ание» и познакомить учащихся с ее фор­мами; показать роль естественного отбора в эволю­ции.

Знать понятие «борьба за существ ование»,её фор­мы;роль естествен ного отбора в эволю­ции.

Лекция




4/61

Видообразование.

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятие «мик­ро эволюция»;да ть представление об основных фор­мах видо образования.

Знать понятие «мик­ро эволюция»; основные фор­мы видообразова ния.

Лекция

Индивидуальный



5/62

Макроэволюция.

Углубления .

Сформировать понятие «макро эволюция».

Знать понятие «макро эволюция».

Лекция Беседа

Группов ой



6/63

Основные зак ономерности эволюции.

Усвоения новых знаний.

Познакомить учащихся с основными типами революционных изменений и глав­ными лини ями эволюции.

Знать основные типы революцион ных изменений,линии эволюции.

Лекция

Индивидуальный



7/64

Основы учен ия об эволю ции.

Обобща ющий

Систематизировать и обобщить знания учащ ихся об основных положениях учения об эво люции.

Знать основные положения учен ия об эволюции.

Беседа

Фронтальный



  1. Возникновение и развитие жизни на земле. (4 ч.)

1/65

Гипотезы воз никновения жизни.


Введения в тему.

Познакомить учащихся с ос­новными гипотез ами о возникновении жизни;рас­крыть различ ия в подходах к объяснению возникно­вения жизни с религиозных и научных позиций;по­к азать,как менялись взгляды на возникновени е жиз­ни по мере накопления научных знаний.

Знать ос­новные гипотезы возникн овения жизни;возникно­вение жиз ни с религиозных и научных пози ций;как менялись взгляды на возн икновение жиз­ни по мере накопле ния научных знаний.

Беседа


Группов ой



2/66

Представления о возникнов ении жизни.

Усвоения новых знаний.

Познакомить учащихся с сов­ременным состо янием проблемы о возникновении жизни.

Знать сов­ременное состояние про блемы о возникновении жизни.

Беседа

Фронтальный



3/67

Развитие жиз ни в архее, пр отерозое,пале озое.

Усвоения новых знаний.

Познакомить учащихся с деле­нием истории Земли на эры,периоды,эпохи;дать представле ния об особенностях флоры и фауны в ар­хее, протерозое,палеозое.

Знать деле­нием истории Земли на эры,периоды,эпохи;особенности флоры,фауны в ар­хее, протерозое, палеозое.

Лекция

Индивидуальный



4/68

Развитие жиз ни в мезозое и кайнозое.


Обобщения.Итоговый.

Продолжить формирование знаний о законо мерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира в мезозое и кайнозое.

Знать законо мерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира в мезозое и кайнозое.

Лекция

Индивидуальный








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!