№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Педагогические средства | Домашнее задание |
Раздел 1. Строение живых организмов (9 часов) |
1 | Введение | Предмет и методы биологии. Свойства живого. | Беседа по пройденному курсу | | Стр.3-4 читать |
2. | Клетка – живая система. Строение растительной и животной клетки | Клеточные и неклеточные организмы. Органоиды клетки и их функции. Различия в строении растительной и животной клеток Лабораторная работа «Строение клетки» | Называют основные органоиды клетки. Описывают функции основных органоидов клетки. Заполнение таблицы и немых рисунков в рабочих тетрадях | Презентация Оборудование для лабораторной работы | §.1 учить, нарисовать клетку |
3. | Деление клетки | Хромосомы, их значение. Два типа деления клетки: митоз и мейоз. Лабораторная работа «Деление клетки» | Умеют объяснить по рисункам учебника процессы митоза и мейоза Выстраивают последовательность стадий митоза. | Презентация | §2 учить, вопросы стр.16 |
4. | Ткани растений | Понятие «ткань». Типы тканей растений, строение и функции | Знают определение ткани. Умеют находить на рисунках типы тканей растений, объяснять их особенности и значение | Презентация | §3 (с.17-21) |
5. | Ткани животных | Типы тканей животных организмов, их строение и функции Лабораторная работа Ткани живых организмов | Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей | Презентация Рисунки учебника и тетради с печатной основой | § 3(21- 22), вопросы на с. 22-23 |
6. | Органы цветковых растений | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают связь между строениями и функциями органов. Описывают внутреннее строение частей побега и их функции. Лабораторная работа | Таблицы Презентация Рисунки учебника Оборудование для лабораторной работы | §4 (24- 30), создать гербарии |
7. | Строение цветка. Плод | Цветок, его значение и строение. Плоды, разнообразие и значение | Называют части цветка. Описывают и сравнивают части цветка. Устанавливают связь между строениями и функциями органов. | Таблицы Презентация Рисунки учебника | §.4 (33- 36), вопросы 9-15 |
8. | Органы и системы органов животных | Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная | Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов животных. Обосновывают важность взаимосвязи систем органов организма Лабораторная работа | Таблицы Презентация Рисунки учебника Оборудование для лабораторной работы | §5, вопросы 1-7 |
9. | Что мы узнали о строении живых организмов | Распознание органов у растений и животных. | Повторение и закрепление, проверка знаний по теме. | Тестовые задания | §.6 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов |
10 | Питание. растений | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание Воздушное питание(фотосинтез) | Описывают особенности питания растений. Определяют сущность почвенного и воздушного питания | Презентация, рисунки, таблицы | §7 (48-49) |
11 | Питание и пищеварение у животных | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты | Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы животных. | Презентация, таблицы | §7 (50-54) |
12 | Дыхание | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. | Презентация, видеоролик | §8 (стр.59) |
13 | Транспорт веществ у растений | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. | Называют и описывают проводящие системы растений. Называют части проводящей системы растений. | Презентация, таблицы | §9 (с.64 -65) сделать опыт |
14 | Транспорт веществ у животных | Перенос веществ в организме животных. Органы кровообращения. Кровь | Называют органы кровообращения. | Презентация | §9 ( 66- 68) |
15 | Выделение | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. | Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. | Презентация, таблица, рисунки | §10, вопросы 1-8 |
16 | Контрольная работа за 1-е полугодие | Материал по теме «Питание. Дыхание. Транспорт. Выделение» | Воспроизводят изученный материал, решая задания контрольной работы | Контрольные работы | повторить§ 7,8,9,10 |
17 | Обмен веществ и энергии | Обмен веществ и энергии. | Доказывают важную роль обмена в-в | Презентация | §11 |
18 | Скелет – опора организма | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных | Называют и описывают строение опорных систем растений и животных. Объясняют роль опорных систем для живых организмов | Презентация | §12, вопросы 1-10 |
19 | Движение животных | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Лабораторная работа Перемещение дождевого червя. | Называют и описывают способы движения животных, приводить примеры. Объясняют роль движений в жизни живых организмов. | Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для лабораторной работы | §13 вопросы 1-14 |
20 | Координация и регуляция. | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. | Называют и определяют части регуляторных систем. | Презентация, таблицы | §14 (100- 102) |
21 | Координация у позвоночных | Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. | Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. | Презентация | С. 105-110 |
22 | Бесполое размножение | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | Определяют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого размножения. | Презентация, рисунки | §15, вопросы 1-10 |
23 | Половое размножение животных | Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных Половые клетки. Оплодотворение. | Выявляют особенности полового размножения. Определяют преимущества полового размножения. | Презентация, таблицы | §16 |
24 | Половое размножение растений | Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода и семян | Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для демонстрации | §17, вопросы 1-8 |
25 | Что мы узнали о координации, регуляции и размножении организмов | Материал тем о координации, регуляции и размножении организмов | Воспроизводят изученный материал, решая задания | Тестовые работы | Повторить §15,16,17 |
26 | Рост и развитие растений | Рост и развитие растений Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. | Объясняют особенности роста и развития растений. Описывают этапы развития | Презентация, видеоролик | §18, сделать опыт прорастание семян |
27 | Рост и развитие животных | Особенности развития животных организмов. Стадии развития | Объясняют особенности развития животных. | Презентация, видеоролик, таблицы | §19, с.136 |
28 | Постэмбриональное развитие | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Сравнивают непрямое и прямое развитие животных организмов. | Презентация рисунки | С.137-138 |
28 | Организм как единое целое | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда | Называют единицы строения живых организмов | Таблицы, коллекции, гербарии | §20, вопросы 1-7 |
30 | Что мы узнали о жизнедеятельности живых организмов | Материал тем о жизнедеятельности живых организмов (п.7-21) | Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания | Презентации, таблицы | §21, подготовка к конт. работе |
31 | Контрольная работа за 2 полугодие | Материал по темам «Транспорт, выделение, движение и размножение, рост и развитие организмов» | Воспроизводят изученный материал, решая задания контрольной работы | Контрольные задания | Не задано |
32- 34 | Резерв |