Утверждаю директор школы Назаренко М.В. Приказ № « » ___________2016г. | Согласовано Зам директора по УВР Степанова И.А. ______________________ « »______________2016г. | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол №___ « »_______________2016г. |
Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Дудинская средняя школа №5»
Рабочая программа
учебного курса по географии 5 класс
(базовый уровень)
34 часа
Составитель: Боргенс С.Н.
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС.
(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе рабочих программы по географии. 5—9 классы : учебно- методическое пособие / сост. С. В. Курчина. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015. — 409, [7] с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
- предпрофильной ориентации учащихся.
Цели и задачи программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
III.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования,
с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:
с 5 по 7 класс - География Земли,
с 8 по 9 класс - География России.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российскогои других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 4;
практических работ - 4;
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-географической картой, с взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ
IV.Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
V.Содержание программы
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ раздела | Раздел | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе |
1. | Что изучает география | 5 | 5 |
2. | Как люди открывали Землю. | 5 | 4 |
3. | Земля во Вселенной. | 9 | 9 |
4. | Виды изображения поверхности Земли | 4 | 4 |
5. | Природа Земли. | 10 | 11 |
| Резервное время | 1 | 1 |
№ п/ п | Прим. сроки | Тема | Количеств часов | Из них | Недодано (час) Недо- дано (ч) | Причины(ч) ** |
Обобщ. уроки. | Контр. работы | Практ.работы | Лабор. работы | ** - «а» - актировка; «б» - больничный лист; «пр» - праздник и т.д. |
план п. | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 четверть (8недель) |
1. | 01.09 | Что изучает география. | 5 | | 1 | | 1 | | | | | | | |
2. | | Как люди открывали Землю. | 4 | | 1 | | 1 | | 2 | | | | | |
| | 2 четверть (8 недель) | | | | | | | | | | | | |
| 07.11 | | | | | | | | | | | | | |
3. | | Земля во Вселенной. | 9 | | | | 1 | | | | | | | |
|
| | 3 четверть (10 недель) | | | | | | | | | | | | |
| | Земля во Вселенной. | 3 | | | | 1 | | | | | | | |
5. | 09.01 | Виды изображения поверхности Земли. | 4 | | 1 | | | | 2 | | | | | |
6. | | Природа Земли | 3 | | | | 1 | | | | | | | |
| 27.03 | 4 четверть (8 недель) | | | | | | | | | | | | |
| | Природа Земли | 7 | | | | | | | | | | | |
4. | | Природа Земли. | 3 | | 1 | | 1 | | | | | | | |
Резервное время 1 час |
| | ИТОГО: | 34 | | 5 | | 4 | | 4 | | | | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.
(по учебнику И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)
№ урока | дата проведения | Тема урока | Тип урока | Целевая установка урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Практическая работа |
понятия, номенклатура и персоналии | предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
метапредметные | личностные |
1 | 6.09 | Мир, в котором мы живем | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле | Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | |
2 | 13.09 | Науки о природе | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | Составление схемы наук о природе |
3 | 20.09 | География— наука о Земле | Комбинированный урок | | Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | Учебно-познавательный интерес к географии | Составление схемы географических наук |
4 | 27.09 | Методы географических исследований. | Комбинированный урок | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний | 1.Составление описания учебного кабинета географии. 2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. 3.Организация наблюдений за погодой. 4.Решение тестовых заданий |
5 | 04.10 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | Обощение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения | Обобщить и систематизировать знания о науках, изучающих природу | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | Понимание значимости разных наук, изучающих природу | Решение тестовых заданий |
6 | 11.10 | Географические открытия древности и Средневековья | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа |
7 | 18.10 | Важнейшие географические открытия. к.р №1 | Урок формирования умений и навыков | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации Практическая работа № 1. |
8 | 25.10 | Открытия русских путешественников | Урок конференция | Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников». Практическая работа № 2 |
9 | 08.11 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» К.р№1 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом Решение тестовых заданий |
10 | 15.11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Урок изучения нового материала | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею | Планета, шар, Пифагор, Аристотель | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя |
11 | 22.11 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Комбинированный урок | Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной | Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» |
12 | 29.11 | Соседи Солнца | Комбинированный урок | Формирование представлений о других планетах Солнечной системы | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс | Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя |
13 | 06.12 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет | Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска |
14 | 13.12 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Объяснять различия небесных тел | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника |
15 | 20.12 | Мир звезд. Контрольная работа №2 | Комбинированный урок | Формирование представлений о звёздах, называть их признаки | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | Называть крупнейшие звёзды и созвездия | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел |
16 | 27.12 | Уникальная планета— Земля | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях | Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму |
17 | 10.01 | Современные исследования космоса | Комбинированный урок | Формирование представлений о современных исследованиях космоса | Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин | Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний | Подготовка сообщения о первой Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов) |
18 | 17.01 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» К.р.№2 | Обощение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной | Уроки 10 -17 | Уроки 10 -17 | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом |
19 | 24.01 | Стороны горизонта | Урок формирования умений и навыков | Формирование навыка определения сторон горизонта | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование | Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании | Умение участвовать в совместной деятельности | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Отработка знания основных и проме# жуточных сторон горизонта |
20 | 31.01 | Ориентирование на местности | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами | Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Определение с помощью компаса сторон горизонта. Практическая работа № 3 |
21 | 07.02 | План местности и географическая карта | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об изображениях земной поверхности | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия | Осознание многообразия способов представления земной поверхности | 1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности 2.Составление плана кабинета географии Практическая работа № 4 |
22 | 14.02 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» К.р.№3 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу | Уроки 19 -21 | Уроки 19 -21 | Уроки 19 -21 | Уроки 19 -21 | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности |
23 | 21.02 | Как возникла Земля | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях | Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет | Называть различные гипотезы происхождения Земли | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя |
24 | 28.02 | Внутреннее строение Земли | Урок изучения нового материала | Формирование представления о внутреннем строении Земли | Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры | Называть основные слои Земли, их функции | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя |
25 | 07.03 | Землетрясения и вулканы Контрольная работа №3 | Комбинированный урок | Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности | Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор | Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов |
26 | 14.03 | Путешествие по материкам | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом |
27 | 28.03 | Вода на Земле | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о гидросфере и её составных частях | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере | Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей | Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли |
28 | 04.04 | Воздушная одежда Земли | Комбинированный урок | Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера | Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли | Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока |
29 | 11.04 | Живая оболочка Земли | Комбинированный урок | Формирование первичных представлений о биосфере Земли | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику. Определять отличия биосферы от других оболочек | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт живой оболочки Земли | Работа с учебником и электронным приложением |
30 | 18.04 | Почва— особое природное тело | Комбинированный урок | Формирование представлений о почве | Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. | Понимать значение почвы в природе и жизни человека | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением |
31 | 25.04 | Человек и природа | Комбинированный урок | Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях | Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание бережного отношения к природе | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) |
32 | 02.05 | Урок обобщения и контроля по курсу К.р.№4 | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | Решение тестовых заданий |
33 | 16.05 | Урок коррекции знаний по курсу | Урок коррекции знаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | Решение тестовых заданий |
Итого 33 часа, 1 час – резервный.