СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по географии 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по географии 5 класс»

Утверждаю

директор школы Назаренко М.В.

Приказ №

« » ___________2016г.

Согласовано

Зам директора по УВР Степанова И.А. ______________________

« »______________2016г.

Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол №___

« »_______________2016г.




Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Дудинская средняя школа №5»


Рабочая программа

учебного курса по географии 5 класс

(базовый уровень)

34 часа

Составитель: Боргенс С.Н.




2016-2017 учебный год

 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС.

(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Нормативная база преподавания предмета:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год;

Программа, на основе которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе рабочих программы по географии. 5—9 классы : учебно- методическое пособие / сост. С. В. Курчина. — 4-е изд., сте­реотип. — М. : Дрофа, 2015. — 409, [7] с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Вклад учебного предмета в общее образование:

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;

- предпрофильной ориентации учащихся.

Цели и задачи программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


II. Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

III.Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования,

с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:

с 5 по 7 класс - География Земли,

с 8 по 9 класс - География России.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как

планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российскогои других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 4;

практических работ - 4;

Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-географической картой, с взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ


IV.Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


V.Содержание программы


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Учебно-тематический план


№ раздела

Раздел

Количество часов по авторской программе

Количество часов

по программе

1.

Что изучает география

5

5

2.

Как люди открывали Землю.

5

4

3.

Земля во Вселенной.

9

9

4.

Виды изображения поверхности Земли

4

4

5.

Природа Земли.

10

11


Резервное время

1

1













п/

п




Прим.

сроки




Тема


Количеств часов

Из них

Недодано (час)


Недо-

дано

(ч)

Причины(ч) **

Обобщ. уроки.

Контр. работы

Практ.работы


Лабор. работы


** - «а» - актировка; «б» - больничный лист; «пр» - праздник и т.д.

план

п.

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1 четверть (8недель)

1.

01.09

Что изучает география.

5


1



1








2.


Как люди открывали Землю.

4


1


1


2








2 четверть (8 недель)














07.11














3.


Земля во Вселенной.

9




1











3 четверть (10 недель)















Земля во Вселенной.

3




1








5.

09.01

Виды изображения поверхности Земли.

4


1




2






6.


Природа Земли

3




1









27.03

4 четверть (8 недель)















Природа Земли

7












4.


Природа Земли.

3


1


1








Резервное время 1 час



ИТОГО:

34


5


4


4







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.

(по учебнику И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)

урока

дата проведения

Тема урока

Тип урока

Целевая установка урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практическая работа

понятия, номенклатура и персоналии

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

метапредметные

личностные

1

6.09

Мир, в котором

мы живем

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии


2

13.09

Науки о природе

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы наук о природе

3

20.09

География— наука о Земле

Комбинированный урок


Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы географических наук

4

27.09

Методы географических исследований.

Комбинированный урок

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Метод, описательный метод, картографический метод, космический

метод, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография.

Называть методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.

Понимание роли и значения географических знаний

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3.Организация наблюдений за погодой. 4.Решение тестовых заданий

5

04.10

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Обощение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения

Обобщить и систематизировать знания о науках, изучающих природу

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Что

изучает география»


Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Понимание значимости разных наук, изучающих природу

Решение тестовых заданий

6

11.10

Географические

открытия древности и Средневековья

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия


Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

7

18.10


Важнейшие

географические

открытия.

к.р №1

Урок формирования умений и навыков

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.


Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлан­тический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации Практическая работа № 1.


8

25.10

Открытия русских путешественников

Урок конференция

Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников


Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три

моря». Освоение Сибири.


Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.


Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по

опережающему заданию «Десять великих путешественников».

Практическая работа № 2

9

08.11

Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю»

К.р№1

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами


Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Решение тестовых заданий

10

15.11

Как древние люди представляли

себе Вселенную

Урок изучения нового материала

Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о

Вселенной. Система мира по Птолемею

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации

учителя

11

22.11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Комбинированный урок

Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной

Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,

перевернувшие мир»

12

29.11

Соседи Солнца

Комбинированный урок

Формирование представлений о других планетах Солнечной системы

Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

13

06.12

Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

Плутон

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет

Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска

14

13.12

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Объяснять различия небесных тел

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям

учебника

15

20.12

Мир звезд. Контрольная работа №2

Комбинированный урок

Формирование представлений о звёздах, называть их признаки

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел

16

27.12

Уникальная

планета— Земля

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму

17

10.01

Современные

исследования

космоса

Комбинированный урок

Формирование представлений о современных исследованиях космоса

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева

в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний

Подготовка сообщения о первой

Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов)

18

17.01

Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»

К.р.№2

Обощение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Земля во Вселенной

Уроки 10 -17

Уроки 10 -17

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

19

24.01

Стороны

горизонта

Урок формирования умений и навыков

Формирование навыка определения сторон горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании

Умение участвовать в совместной деятельности

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Отработка знания основных и проме#

жуточных сторон горизонта

20

31.01

Ориентирование на местности

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, про­межуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Практическая работа № 3

21

07.02

План местности

и географическая

карта

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Изображение земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта.


Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

Осознание многообразия способов представления земной поверхности

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

2.Составление плана кабинета географии

Практическая работа № 4

22

14.02

Обобщение

знаний по разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

К.р.№3

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Виды

изображений поверхности Земли»

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу


Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности

23

21.02

Как возникла

Земля

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,

П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Называть различные гипотезы происхождения Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

24

28.02

Внутреннее строение Земли

Урок изучения нового материала

Формирование представления о внутреннем строении Земли

Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры

Называть основные слои Земли, их функции

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя

25

07.03

Землетрясения

и вулканы

Контрольная работа №3

Комбинированный урок

Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности

Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения

Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов

26

14.03

Путешествие

по материкам

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков

Евразия. Африка. Северная Америка.

Южная Америка. Австралия.

Антарктида. Острова

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом

27

28.03

Вода на Земле

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о гидросфере и её составных частях

Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли

28

04.04

Воздушная одежда Земли

Комбинированный урок

Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии


Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока

29

11.04

Живая оболочка

Земли

Комбинированный урок

Формирование первичных представлений о биосфере Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт живой оболочки Земли

Работа с учебником и электронным

приложением

30

18.04

Почва— особое

природное тело

Комбинированный урок

Формирование представлений о почве

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Понимать значение почвы в природе и жизни человека

Анализ текста учебника, работа

с электронным приложением

31

25.04

Человек и природа

Комбинированный урок

Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание бережного отношения к природе

Выполнение тестовых заданий. Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант)

32

02.05

Урок обобщения и контроля по курсу

К.р.№4

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1-33

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение тестовых заданий

33

16.05

Урок коррекции знаний по курсу

Урок коррекции знаний

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1-33

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение тестовых заданий



Итого 33 часа, 1 час – резервный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!