Утверждаю директор школы Назаренко М. В. Приказ № « » ___________2016г. | Согласовано Зам директора по УВР Степанова И.А.______________________ « »______________2016г. | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол №___ « »_______________2016г. |
Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Дудинская средняя школа №5»
Рабочая программа
учебного курса по химии 8 класс
(базовый уровень)
68 часов
Составитель: Боргенс С.Н.
2016-2017 учебный год
Структура документа
Программа включает шесть разделов:
титульный лист;
пояснительную записку;
требования к уровню подготовки обучающихся;
содержание программы;
календарно-тематическое планирование;
перечень учебно-методического обеспечения и средств обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г); федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Министерством образования РФ (05. 03. 2004), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Н.Н.Гара, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 8 класс» М.: «Просвещение», 2013г.
Изменения, внесенные в рабочую программу:
Расхождение по итоговому количеству часов между авторской программой Н.Н. Гара, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 8 класс» и итоговому количеству часов учебно-тематического планирования составляет 2 учебных часа. Такое расхождение сформировалось благодаря тому, что авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, в которой на предмет «Химия» отводиться 2 учебных часа.
Обоснование выбора данной программы:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программой предусмотрено проведение 5контрольных работ и 6 практических работ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучение курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о химических объектах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных ситуаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате обучения в 8 классе ученик должен:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18часов)
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Закон постоянства состава вещества.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Понятие валентности. Составление химических формул по валентности. Закон сохранения массы веществ, его значение. Химические уравнения. Типы химических реакций
Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям.
Демонстрация
Моделей молекул и атомов.
Коллекция самородных элементов (на примере серы).
Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения.
Разложение малахита.
Горение магния.
Лабораторные опыты
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой).
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Практикум
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой, электронагревателем; изучение строения пламени.
Очистка поваренной соли
Тема 2. Кислород. Оксиды, горение. (5 часов)
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции.
Демонстрация
Знакомство с образцами оксидов, нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
Получение, собирание и распознавание кислорода.
Практикум
Получение и свойства кислорода
Тема 3. Водород (3часа)
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и его физические свойства кислорода. Химические свойства водорода. Применение водорода
Демонстрация
Тема 4. Растворы. Вода. (6 часов)
Растворы. Вода - растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды.
Демонстрация
Растворение веществ с различной растворимостью, растворение веществ в различных растворителях.
Получение кристаллов солей.
Растворение нитрата аммония.
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Практикум.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества
Тема 5: Основные классы неорганических соединений. (9 часов)
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
Основания: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства.
Соли: классификация, номенклатура, свойства, получение. Физические и химические свойства солей
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрация
Знакомство с образцами оксидов, оснований, кислот, солей.
Реакция нейтрализации в присутствии индикатора.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Практикум.
Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений
Тема 6: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (8часов)
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов.
Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Состояние электронов в атоме
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Демонстрация
Тема 7-8. Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро.
Молярный объем газов.
(12 часов)
Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь. Кристаллические решетки.
Валентность и степень окисления. Правила вычисления степени окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях
Демонстрация
Образование нерастворимых, газообразных и малоионозирующих веществ. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Коллекция соединений железа с различными степенями окисления.
Горение фосфора.
Тема 9. Галогены. (6 часов)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор: физические и химические свойства, получение и применение. Хлороводород: получение и физические свойства. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрация
Лабораторные опыты
Практикум
«Решение экспериментальных задач по теме галогены»
График контрольно-учетных мероприятий по химии в 8 классах.
Класс | Тема | Сроки | Форма |
8 | «Первоначальные химические понятия» | 30.10 | Контрольная №1 |
«Кислород», «Водород». | 04.12 | Контрольная №2 |
Административная контрольная работа | 15.12 | |
«Вода. Растворы». | 25.12 | Контрольная №3 |
«Основные классы неорганических соединений» | 05.02 | Контрольная №4 |
5. «Периодический закон, периодическая система химических элементов. Строение атома.» | 11.03 | Контрольная №5 |
6. «Строение вещества. Химическая связь». | 12.04 | Контрольная №6 |
7. Итоговое тестирование | | Контрольная №7 |
График проведения практических работ.
Дата | Тема практической работы |
08.09 | Практическая 1. « Знакомство с лабораторным оборудованием, посудой. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и веществами». |
11.09 | Практическая 2. «Очистка поваренной соли» |
20.11 | Практическая 3. «Получение и свойства кислорода» |
22.12 | Практическая 4. «Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества» |
26.01 | Практическая 5. «Важнейшие классы неорганических соединений» |
| Практическая 6. «Решение экспериментальных задач по теме галогены» |
№ п/ п | Прим. сроки | Тема | Количеств часов | Из них | Недодано (час) Недо- дано (ч) | Причины(ч) ** |
Обобщ. уроки. | Контр. работы | Практ.работы | Лабор. работы | ** - «а» - актировка; «б» - больничный лист; «пр» - праздник и т.д. |
план п. | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 четверть (9 недель) |
1. | 01.09-28.10 | Первоначальные химические понятия | 18 | | 2 | | 1 1 | | 2 | | | | | |
| 7.11-30.12 | 2 четверть (7недель) | | | | | | | | | | | | |
2. | | Кислород | 5 | | | | | | 1 | | | | | |
3. | | Водород | 3 | | 1 | | 1 | | | | | | | |
4. | | Растворы. Вода | 6 | | | | | | | | | | | |
| 09.01-17.03 | 3 четверть(10 недель) | | | | | | | | | | | | |
5. | | Основные классы неорганических соединений. | 9 | | 1 | | 1 | | 1 | | | | | |
|
6 | | Периодический закон и период. система хим.элементов. Строение атома | 8 | | 1 | | 1 | | | | | | | |
7 | | Строение в-в. Химическая связь | 3 | | | | | | | | | | | |
4 четверть (9 недель) |
| 27.04-28.04, 2.05-25.05 | Строение в-в. Химическая связь | 6 | | 1 | | 1 | | | | | | | |
8 | | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 3 | | | | | | | | | | | |
9 | | Галогены. | 4 | | | | | | 1 | | | | | |
| | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | 1 | | | | | | | |
| | резервное время | 2 | | | | | | | | | | | |
| | ИТОГО: | 68 | | 8 | | 7 | | 6 | | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8 КЛАСС
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
68 часов.
Тема 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (18часов)
Основные задачи изучения темы: дать представление о веществах, их составе и свойствах; раскрыть сущность химических превращений, указать их признаки; познакомить с многообразием химических реакций, их классификацией; показать взаимосвязь всех явлений в природе (физических, химических, биологических); обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и на практике; познакомить учащихся с различными методами, применяемыми в химии, химическим языком, учить логическому мышлению (сравнивать, выделять главное).
№ | Тема урока | Дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки |
1. | Предмет химии. Вещества и их свойства. | 01.09 | Понятия: «химия», «вещество», «органические вещества», «неорганические вещества», «свойства». Знать методы изучения химии: теоретические и практические. | Вычленять из перечня наук естественнонаучного профиля науку химию по определенным признакам. Определять химию как науку из естественной области знаний. | Анализировать и делать выводы. | Лабораторные опыты1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. |
2 | Чистые вещества и смеси. | 05.09 | Понятия: «чистые вещества», «смеси». Знать способы разделения смесей: очистка веществ, фильтрование. На примере жизненного опыта и знаний, полученных на уроках естественнонаучного цикла иметь представление о природных смесях: воздухе, воде, нефти и тп. | Уметь приводить примеры чистых веществ и смесей; находить их сходные и отличные физические св-ва; анализировать и делать умозаключения о приемлемых способах разделения смесей. | | Лабораторные опыты2 Разделение смеси с помощью магнита. Демонстрационные опыты Способы очистки веществ. |
3. | Практическая работа № 1 « Знакомство с лабораторным оборудованием, посудой. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и веществами». | 08.09 | Виды и типы лабораторного оборудования, приборов, посуды. Правила обращения с ними и химическими веществами. Правила Техники безопасности при работе в химической лаборатории. | Различать химическое оборудование, приборы и посуду. Применять правила техники безопасности на практике. Уметь оформлять по правилам лабораторные и практические работы. | Выработка навыков работы с лабораторным оборудованием, посудой и приборами, а также безопасного обращения с веществами и материалами. | Правила ТБ при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием |
4. | Практическая работа № 2 «Очистка поваренной соли» | 12.09 | Понятия: «чистые вещества», «смеси». Знать способы разделения смесей: очистка веществ, фильтрование. На примере жизненного опыта и знаний, полученных на уроках естественнонаучного цикла иметь представление о природных смесях: воздухе, воде, нефти и тп. | Уметь приводить примеры чистых веществ и смесей; находить их сходные и отличные физические св-ва; анализировать и делать умозаключения о приемлемых способах разделения смесей. | Сформировать навыки разделения смесей некоторых веществ на примере загрязненной поваренной соли. Отработать навыки работы с лабораторным штативом, спиртовкой, лабораторной посудой. Закрепить навыки владения Техникой Безопасности при выполнении практических работ. | |
5. | Физические и химические явления. Химические реакции. | 15.09 | Понятие: «химическая реакция». Признаки протекания химических реакций. Начать формирование знаний об условиях протекания химических реакций. | Уметь отличать физические явления от химических реакций. Приводить примеры химических реакций из жизненного опыта. Определять признаки химических реакций при проведении демонстрационных (интерактивных) опытов | Навыки анализа, синтеза, умозаключения, вывода. Формирование навыков решения виртуальных экспериментальных задач. | Лабораторные опыты3-4 Физические и химические явления. |
6. | Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. | 19.09 | Понятия: «атом», «молекула», «простое вещество», «сложное вещество». Расширить представления о газах, жидкостях и твердых веществах с точки зрения их строения: молекул и атомов. Классификацию простых и сложных веществ. | Отличать атомы от молекул, простые вещества от сложных. Находить примеры простых и сложных веществ в природе, в повседневной жизни и промышленных масштабах. | Навыки анализа, синтеза, умозаключения, вывода. Формирование навыков решения виртуальных упражнений. | Лабораторные опыты5 Ознакомление с образцами простых и сложных веществ |
7. | Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов. | 22.09 | Понятие: «химический элемент», «относительная атомная масса». Расширить понятия: «простое вещество» и «сложное вещество» опираясь на вновь изученное понятие химического элемента. Знать единицу измерения химического элемента и её буквенное обозначение: а.м.е., Аr. Знать названия и знаки основных химических элементов. | Отличать понятие «химический элемент» от понятий «атом», «молекула». Уметь вычислять относительную атомную массу определенных химических элементов, пользуясь ПСХЭ. Уметь правильно называть и произносить знаки химических элементов. | Решения упражнений на нахождение относительной атомной массы химических элементов. Формирование навыков решения виртуальных упражнений. | |
8. | Закон постоянства состава веществ. | 26.09 | Закона постоянства состава вещества, его значение. | Решать расчетные задачи на: Вычисление массовых отношений ХЭ в сложном веществе. Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе. Уметь правильно оформлять решение расчетных задач. | Формирование навыков решения упражнений. | |
9. | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 29.09 | Понятия: «химическая формула», «относительная молекулярная масса» Алгоритм составления химических формул, структуру химических формул, обозначение относительной молекулярной массы, алгоритм вычисления относительной молекулярной массы, критерии, которые несет в себе химическая формула | Соотносить закон постоянства состава вещества с химической формулой, составлять химические формулы, зная знаки ХЭ, читать химические формулы химическим языком, проводить расчеты относительной молекулярной массы веществ, определять массовые соотношения ХЭ в сложном в-е, вычислять массовые доли ХЭ в сложном в-е, выводить химические формулы по известной массовой доле ХЭ. | Отработать навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | Вычисления относительной молекулярной массы вещества по формуле. |
10. | Валентность химических элементов. | 03.10 | Понятие: «валентность». Алгоритм составления химических формул, способы определения валентности ХЭ одного из ХЭ по известной валентности другого. Знать валентность некоторых ХЭ. | Составлять химические формулы по валентности, определять валентность ХЭ по формуле вещества | Отработать навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
11. | Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 06.10 | Знать способ расчета отн. мол. масс веществ, массовых отношений хим. элементов в сложном в-ве, массовых долей хим. элементов в сложном в-ве, вывода хим. формул, если даны массовые доли хим. элементов, входящих в состав сложных веществ. | Уметь характеризовать кач. и кол. состава в-в, решать задачи и упражнения. | Отработать навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. |
12. | Составление химических формул по валентности. | 10.10 | Алгоритм составления химических формул, названия химических формул, значение индекса и коэффициента, способ расчета Мr. | Давать характеристику качественному и количественному составу вещества по химической формуле, проводить расчеты относительной атомной и молекулярной массы ХЭ и ХФ, проводить вычисления и решать задачи и упражнения на заданную тему. Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения. | Закрепить навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
13. | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ | 13.10 | Основные положения атомно-молекулярного учения, формулировку закона сохранения вещества. | Объяснять строение и свойства веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также протекание и количественные и качественные результаты химических реакций с точки зрения закона сохранения массы веществ. Рассматривать химические реакции в соотношении к закону сохранения массы веществ. | Навыки логического мышления: анализа, синтеза, умозаключения и вывода. | |
14. | Химические уравнения. Типы химических реакций. | 17.10 | Понятия: «химическое уравнение», «реакция соединения», «реакция разложения», «реакция замещения», «реакция обмена». Типы химических реакций. Алгоритм составления химических уравнений. Условные обозначения для составления хим. реакций. | Составлять химические уравнения реакций, определять типы химических реакций. Объяснять химические реакции языком химии. Соотносить ХФ, валентность ХЭ и химические реакции. | Применять логическое мышление для решения упражнений на составление химических уравнений. | Лабораторные опыты6 Разложение малахита. Лабораторные опыты7 Реакция замещения меди железом. |
15. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 20.10 | Знать качественную и количественную характеристику химическим реакциям, выраженным химическими уравнениями. Понятия: «количества вещества», «молярная масса», «постоянная Авагадро». Единицы измерения количества вещества, молярной массы. | Применять расчетные формулы и преобразовывать их для решения разных типов расчетных химических задач. | Отработать навыки решения расчетных задач на вычисление: Массы вещества по известному количеству вещества. Количества вещества по известной массе вещества. Массу и количество вещества вступивших в реакцию веществ по известной массе и количеству вещества образовавшихся веществ. Модификации данных типов задач. | Демонстрационные опыты Химические соединения с количеством вещества 1 моль. |
16. | Решение задач и упражнений по теме «Первоначальные химические понятия» | 24.10 | Знать типы химических задач. | Применять расчетные формулы и преобразовывать их для решения разных типов расчетных химических задач. | Отработать навыки решения расчетных задач на вычисление: Массы вещества по известному количеству вещества. Количества вещества по известной массе вещества. Массу и количество вещества вступивших в реакцию веществ по известной массе и количеству вещества образовавшихся веществ. Модификации данных типов задач. | |
17. | Решение задач и упражнений по теме «Первоначальные химические понятия» | 27.10 | Основные понятия, формулы, знаки ХЭ, типы хим. реакций, законы темы «Первоначальные химические понятия». | Применять теоретические знания для решения практических, расчетных, экспериментальных и других задач и упражнений. Уметь составлять химические формулы, уравнения реакций при решении упражнений, заданий и задач. | Иметь навыки работы с учебной литературой, тестами. | |
18. | Контрольная работа № 1 по теме: «Первоначальные химические понятия» | 03.11 | | | | |
Тема 2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ (5 часов)
Основные задачи изучения темы: продолжить формирование понятий - химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция в данной теме, научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно-молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно-следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере кислорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям. Ознакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе, его ролью в жизни и деятельности человека, показать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.
№ | Тема | дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки |
19. | Кислород. Получение, применение, общая характеристика. | 07.11 | Понятие: «катализатор». Способы получения кислорода. Расширить знания об условиях протекания химических реакций. Химические реакции, подтверждающие способы получения кислорода. | Давать характеристику ХЭ по алгоритму. Объяснять способы получения ХЭ – кислорода лабораторным и промышленным путем. Рассматривать практическую роль ХЭ – кислорода для человечества. Анализировать роль ХЭ – кислорода в природной среде. | Записи химических уравнений реакций, которые показывают ту или иную характеристику ХЭ. Навыки решения задач и упражнений на данную тему. | Демонстрационные опыты Получение и собирание кислорода |
20. | Физические и химические свойства, применение кислорода. | 10.11 | Понятие: «реакция горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «реакции окисления», «оксиды». Расширить знания о типах химических реакций. Физические и химические свойства ХЭ – кислорода. Области применения кислорода. | Давать характеристику ХЭ с точки зрения его физических и химических свойств. Объяснять признаки, условия химических реакций. Правильно записывать и читать химическим языком хим. реакции, правильно классифицировать хим. реакции. Решать упражнения и задачи на заданную тему. | Написания химических уравнений, отражающих химические свойства ХЭ – кислорода. | Лабораторные опыты8 Ознакомление с образцами оксидов |
21 | Нахождение и круговорот кислорода в природе. Воздух. | 14.11 | Нахождение, значение, круговорот кислорода в природе. Состав воздуха, экология атмосферы, сохранение чистоты воздуха. Загрязнение воздуха. Качественный и количественный состав воздуха, характеристику экологическим проблемам, связанных с наличием в воздухе вредных веществ. Схему круговорота кислорода в природе. Формы нахождения кислорода в природе. | Объяснять формы нахождения кислорода в природе, процесс круговорота кислорода в природе. Анализировать качественный и количественный состав воздуха. Объяснять экологические проблемы загрязнения атмосферы на глобальном и локальном уровне. | Навыки работы с дополнительным научным материалом. | |
22 | Практическая работа №3: «Получение и свойства кислорода» | 17.11 | Технику безопасности во время проведения практической работы. Лабораторный способ получения кислорода, физические и химические свойства ХЭ – кислорода. Способ собирания кислорода. | Проводить лабораторные опыты, обращаться с лабораторным оборудованием, посудой и веществами. Доказать наличие вещества – кислорода. Проводить опыты с собранным веществом. Описывать физические и химические свойства данного вещества, записывать ход, результаты и выводы практической работы. | Написания химических реакций, поясняющих ход практической работы и проделанных опытов. Анализа, синтеза и умозаключения для написания вывода по всей работе. | |
23 | Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания. | 21.11 | Понятия: «тепловой эффект химических реакций», «термохимическое уравнение». Типы задач, химические формулы и законы. Знать алгоритмы решения стандартных задач. | Решать стандартные задачи по теме «Кислород». Решать стандартные упражнения по теме «Кислород». Составлять уравнения реакций горения, эндо- и экзотермические реакции, реакции окисления, разложения, соединения и замещения. Проводить расчеты по термохимическим уравнениям при решении задач. | Навыки решения и правильного оформления решений задач и упражнений. Применять логическое мышление для решения упражнений на составление химических уравнений. | Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям. |
Тема 3. ВОДОРОД (3часа)
Основные задачи изучения темы: продолжить развитие понятий об элементе и веществе на примере водорода, а также формирование понятий - химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция в данной теме, научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно-молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно-следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере водорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям. Познакомить учащихся с нахождением водорода в природе, его применением.
№ | Тема | дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки |
24 | Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение водорода. | 24.11 | Способы получения водорода в лаборатории и в промышленности. Распространение водорода в природе. | Объяснять и записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения водорода. Давать общую характеристику ХЭ по алгоритму. Объяснять демонстрационный опыт «Получение водорода лабораторным путем». | Решения задач и упражнений по теме: «Получение водорода». | Лабораторные опыты9 Получение и свойства водорода. |
25 | Свойства и применение водорода. | 28.11 | Физические и химические свойства водорода, его применение. | Объяснять и записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства водорода. Объяснять демонстрационные опыты, которые характеризуют химические свойства водорода. | Решения задач и упражнений по теме: «Химические свойства водорода». | Лабораторные опыты10 Взаимодействие водорода с оксидом меди(II) |
26 | Контрольная работа№2 по темам «Кислород», «Водород». | 01.12 | | | Решение расчетных задач по химическим уравнениям. | |
Тема 4. РАСТВОРЫ. ВОДА. (6 часов)
Основные задачи изучения темы: продолжить формировать умения учащихся записывать уравнения реакций (химические свойства воды), давать названия веществам, составлять формулы. Способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно-следственной связи (состав, свойства, применение воды) взаимосвязи единичного и общего (реакция нейтрализации - как частный случай реакции обмена). Показать роль воды для всего живого, ее значение в природе, использование в различных отраслях народного хозяйства. Способствовать дальнейшему развитию экологического образования: познакомить с вопросами охраны водоемов от загрязнения, способами очистки воды, используя материалы периодической печати (местный материал о загрязнении и очистке воды), закон об охране окружающей среды. С целью развития логического мышления учить учащихся умению сравнивать, выявлять общие и существенные признаки при рассмотрении оксидов, оснований, кислот, проводить их классификацию. Способствовать дальнейшему совершенствованию практических навыков по выполнению лабораторных опытов, умению обращаться с приборами и реактивами; научить приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.
№ | Тема | Дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки | |
27 | Вода – растворитель. Растворы. | 05.12 | Понятия: «растворы», «растворитель», «растворимое вещество», «массовая доля растворенного вещества». Зависимость массовой доли растворенного вещества и плотности раствора. | Решать задачи по определению массовой доли растворенного вещества. | Закрепить навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
28 | Растворимость веществ в воде. | 08.12 | Понятия: «анализ» и «синтез» в химии. Состав количественный и качественный воды, физические и химические свойства воды. Способы очистки воды от примесей, применение воды. | Решать задачи на растворы, упражнения, подтверждающие химические свойства воды. | Закрепить навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
29 | Вода. Состав воды. Вода в природе и ее очистка. Круговорот воды в природе. Административная контрольная работа: «Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород.» | 12.12 | Понятия и термины темы «Растворы. Вода», уметь применять полученные знания при выполнении упражнений и задач. | Решать задачи на растворы, упражнения, подтверждающие химические свойства воды. | Навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
30 | Физические и химические свойства воды. | 15.12 | | | | |
31 | Практическая работа №4 «Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества» | 19.12 | Технику безопасности при работе с растворами, химическими веществами. лаб. оборудованием, способы приготовления растворов с заданной молярной концентрацией, с определенной массовой долей растворенного вещества. | Решения задач, на расчет массовой доли растворенного вещества в растворе, на расчет концентрации раствора. Записывать уравнения реакций, подтверждающие опыты, оформлять расчеты, записывать наблюдения, делать выводы. | Работы с лабораторным оборудованием, химическими веществами. | |
32 | Контрольная работа№3 по теме: «Вода. Растворы». | 22.12 | Понятия и термины темы «Растворы. Вода», уметь применять полученные знания при выполнении упражнений и задач. | Решать задачи на растворы, упражнения, подтверждающие химические свойства воды. | | |
ТЕМА 5: «ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. (9 ЧАСОВ)
Основные цели и задачи темы: продолжить развитие понятий о веществе на примере основных классов неорганических соединений.
Расширить понятие о химической реакции на примере реакций, отражающих способы получения и химические свойства классов соединений.
Познакомить с составом и свойствами основных классов неорганических соединений – оксидов, оснований, кислот, солей.
Способствовать формированию умений составлять формулы оксидов, оснований, солей, совершенствовать знание химического языка (называть вещества).
Закрепить умения в написании уравнений реакций.
Продолжить формирование мировоззренческих представлений о причинно – следственной зависимости на примере взаимозависимости свойств веществ от их строения и состава, связи между свойствами веществ, их применением и получением в промышленности.
Способствовать развитию логического мышления: умению сравнивать, проводить классификацию неорганических веществ, химических реакций, делать обобщения, выделять главное, предсказывать свойства неизвестных веществ.
№ | Тема | Дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки | |
33. | Оксиды. | 26.12 | Понятие: «оксид». Классификацию и способы получения оксидов. Номенклатуру оксидов. | Составлять формулы оксидов, называть их, находить ХЭ в ПСХЭ, способные образовывать разные типы оксидов: кислотные, основные, амфотерные. Доказывать способы получения оксидов с помощью уравнений химических реакций, объяснять их. | Отработать навыки владения химическим языком. Закрепить навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
34. | Основания. | 29.12 | Понятия: «основание», «щелочь», «гидроксид», «качественная реакция». Классификацию, номенклатуру и способы получения оснований. | Составлять формулы оснований, называть их, находить ХЭ в ПСХЭ, способные образовывать растворимые и нерастворимые основания, доказывать способы получения с помощью уравнений химических реакций, объяснять их. Определять основания среди других химических веществ. | Отработать навыки владения химическим языком. Закрепить навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | Лабораторные опыты11 Химические свойства оснований. |
35. | Кислоты. | 09.01 | Понятие: «кислоты», Классификацию, номенклатуру и способы получения кислот. | Составлять формулы кислот, называть их, находить ХЭ в ПСХЭ, способные кислоты, доказывать способы получения с помощью уравнений химических реакций, объяснять их. Определять кислоты среди других химических веществ. | Отработать навыки владения химическим языком. Закрепить навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | Лабораторные опыты12 Химические свойства кислот. |
36. | Электрохимический ряд напряжений металлов. | 12.01 | Вычисления по химическим уравнениям | Записывать и объяснять уравнения реакций, отражающие химические свойства кислот. Описывать реакции замещения и обмена химическим уравнением и объяснять их смысл. Решать упражнения на преобразование цепочки химических реакций. | Решения задач и упражнений по теме: «Химические свойства кислот». | |
37. | Соли. | 16.01 | Понятие: «соли» Номенклатуру, классификацию, физические и химические свойства солей, способы получения и области применения. | Составлять и называть формулы солей, объяснять способы получения солей, записывать хим. реакции, доказывать химические свойства солей, давать характеристику с точки зрения применения солей. Решать упражнения на взаимосвязи (цепочки), задачи. | Решения задач и упражнений по теме: «Химические свойства солей». | |
38. | Практическая работа №5 «Важнейшие классы неорганических соединений» | 19.01 | Понятия, физические и химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, Технику Безопасности при работе с кислотами, щелочами, солями, оксидами, меры предосторожности при проведении экспериментальных задач, способы оказания первой помощи при повреждении кислотами и щелочами. | Решать экспериментальные задачи, вести наблюдения, записывать уравнения химических реакций, подтверждающих те или иные эксперименты, делать умозаключения и выводы. | Работы с лабораторным оборудованием, посудой, веществами. | |
39. | Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений». | 23.01 | Понятия темы, определения оксидов, оснований, кислот, солей, способы получения, химические свойства, номенклатура веществ. | Называть соединения, составляющие генетические ряды металлов и неметаллов, указывать между какими соединениями существует связь, составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих данную связь. Уметь решать задачи, упражнения, составлять химические формулы, уравнения и применять полученные практические и теоретические знания для решения расчетных задач и упражнений. | Навыки решения и правильного оформления решений задач и упражнений. Применять логическое мышление для решения упражнений на составление химических уравнений. Отработать навыки решения упражнений. | |
40. | Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. | 26.01 | Уметь применить теоретических и практических знания и умения при выполнении тестовых заданий. | | | |
41 | Контрольная работа№4 по теме: «Основные классы неорганических соединений» | 30.01 | | | | |
ТЕМА 6: «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА.
СТРОЕНИЕ АТОМА. (8 ЧАСОВ)
Основные цели и задачи урока:
познакомить учащихся со строением периодической системы, раскрыть физический смысл порядкового номера, номера периода и группы.
Указать главную причину периодического изменения свойств элементов и их соединений - возрастание относительных атомных масс и зарядов ядер атомов.
Познакомить учащихся с одним из общих законов природы - периодическим законом, который показывает взаимосвязь между всеми элементами и их соединениями.
Показать значение периодического закона для развития науки и техники.
Научить учащихся давать характеристику химических элементов на основе положения в периодической системе и строения атома.
Способствовать дальнейшему развитию логического мышления, умению сравнивать свойства химических элементов и их соединений, устанавливать причинно - следственные связи; применять теоретические знания для предсказания свойств простых и сложных веществ на основе строения атомов химических элементов.
№ | Тема | Дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки |
42. | Классификация химических элементов. | 02.02 | Историю классификации химических веществ, современную классификацию неорганических веществ, иметь представления о группах сходных элементов. | Объяснять сходные и различные признаки ХЭ, простых и сложных веществ. Анализировать, синтезировать полученные знания. Делать умозаключения и выводы. | Навыки работы с ПСХЭ. | Лабораторные опыты13 Взаимодействие цинка с растворами кислот и щелочей |
43. | Периодический закон Д. И. Менделеева | 06.02 | Понятия: «период», «группа», «подгруппа», «главная группа» Историю открытия ПЗ, формулировку ПЗ, сущность ПЗ. Закономерности расположения ХЭ в ПСХЭ с точки зрения периодического закона ХЭ. Автора Периодического закона. | Анализировать формулировку ПЗ, делать выводы и определять закономерности в свойствах ХЭ. | Навыки работы с ПСХЭ. | |
44. | Периодическая таблица химических элементов. | 09.02 | Знать структуру ПСХЭ, названия элементов структуры, закономерности расположения ХЭ в ПСХЭ. | Давать характеристику ХЭ согласно положения в ПСХЭ. | Навыки работы с ПСХЭ. | |
45 | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. | 13.02 | Сущность ПЗ, закономерности расположения ХЭ в ПСХЭ. Важность и значение открытия ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеевым. Основные этапы жизни и деятельности Д.И. Менделеева | Анализировать, синтезировать научно-образовательную информацию. Делать умозаключения и выводы. | Работать с научной литературой, энциклопедиями. | |
46. | Строение атома. Изотопы. | 16.02 | Понятия: расширенное «изотопы», «ядерные реакции», расширенное понятие «химический элемент». Строение атома, состав ядра атома, типы излучений. Алгоритм описания ХЭ с точки зрения строения его атома. | Различать изотопы одного и того же ХЭ, давать характеристику ХЭ с учетом положения в ПСХЭ и строении ядра атома. | Навыки работы с ПСХЭ. | |
47. | Строение электронных оболочек атомов. | 20.03 | Понятия: «энергетический уровень», «валентные электроны», «электронные орбитали». Формулу определения максимального числа электронов на энергетическом уровне. Формы электронных орбиталей. | Объяснять положение ХЭ в ПСХЭ и его свойства, исходя из его электронного строения атома. Объяснять валентность ХЭ с точки зрения строения электронных орбиталей и расположения на них электронов. Записывать и объяснять электронное строение атома ХЭ электронными формулами в соответствие с положением в ПСХЭ. | Навыки работы с ПСХЭ. | |
48. | Обобщение темы: «Периодический закон и периодическая система химических элементов» | 27.03 | | Излагать теоретический материал в развернутом виде, пользоваться научными понятиями и терминами, объяснять законы и закономерности, делать выводы. | Навыки работы с ПСХЭ. | |
49. | Контрольная работа№5 теме: «Периодический закон, периодическая система химических элементов. Строение атома.» | 02.03 | | Уметь применять знания темы и полученные навыки и умения при выполнении заданий контрольной работы. | | |
Тема 7. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (9 часов)
Основные задачи изучения темы: сформировать у учащихся понятие о химической связи и причине ее образования; познакомить с различными видами связи. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами, имеющими различные виды связи. Дать понятие о кристаллическом строении вещества (виды кристаллических решеток) и зависимости физических свойств веществ от различных типов кристаллических решеток. Учить учащихся устанавливать причинно - следственную связь между свойствами вещества и видом химической связи, типом кристаллической решетки. Дать первоначальные понятия о степени окисления, окислительно-восстановительных реакциях как двух противоположных процессах. Познакомить с понятиями «молярный объем» и «относительная плотность газов».
№ | Тема | Дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки |
50 | Электроотрицательность химических элементов. | 06.03 | Понятия: «электроотрицательность ХЭ», «химическая связь», «ионы». Классификацию химической связи, ее типы, определения: «ковалентная связь», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь». Механизмы образования данных типов связи. | Определять различные типы химической связи у атомов разных молекул веществ. Объяснять наличие той или иной химической связи у определенных атомов, давать характеристику молекулам веществ, исходя из типа химической связи. Записывать химическими символами и знаками механизм обр-я той или иной химической связи. | | |
51 | Основные виды химической связи. Ковалентная связь. | 09.03 | | | | |
52. | Ионная связь | 13.03 | | | | |
53. | Кристаллические решетки. | 16.03 | Понятия: «кристаллическая решетка». «аморфное вещество». Типы кристаллических решеток. Закономерности строения и свойств веществ. | Определять тип кристаллической решетки опр-го вещества в зависимости от его типа химической связи в молекуле. Описывать физические свойства вещества в зависимости от типа кристаллической решетки, которым оно образовано. | | Демонстрационные опыты Ознакомление с моделями кристаллических решеток |
54. | Степень окисления. | 27.03 | Понятия: «степень окисления», «окислительно-восстановительные реакции», «восстановитель», «окислитель», «процесс окисления», «процесс восстановления». Алгоритм вычисления степеней окисления ХЭ в сложном веществе. Алгоритм составления формулы сложного вещества по известной степени окисления. Алгоритм записи окислительно-восстановительных реакций. | Записи степеней окисления и окислительно-восстановительные реакции. Составлять окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса. | Навыки решения упражнений на составление окислительно-восстановительных уравнений реакций. | |
55. | Вычисление степеней окисления элементов. | 30.03 | Теоретические понятия темы. | Записи степеней окисления и окислительно-восстановительные реакции. Составлять окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса. | Навыки решения упражнений на составление окислительно-восстановительных уравнений реакций. | |
56. | Окислительно-востановительные реакции. | 03.04 | | Записи степеней окисления и окислительно-восстановительные реакции. Составлять окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса. | Навыки решения упражнений на составление окислительно-восстановительных уравнений реакций. | |
57. | Обобщение по теме: «Строение вещества. Химическая связь». | 06.04 | | | | |
58. | Контрольная работа№6 по теме: «Строение вещества. Химическая связь». | 10.04 | | | | |
Тема 8.Закон Авагадро. Молярный объем газов (3 часа)
59. | Закон Авогадро. | 13.04 | Формулировку закона Авогадро, Обозначение постоянной Авогадро. Формулы для вычисления расчетов. Молярный объем газа. | Решать расчетные задачи на определение молярного объема газа. Доказывать закон Авогадро на примерах. | Записи расчетных задач по теме урока. | |
60. | Объемные отношения газов при химических реакциях. | 17.04 | Закономерности, которым подчиняются газы в химических реакциях. | Решать расчетные задачи на: вычисление плотности, относительной плотности газа по воздуху; вычисление объема газа, если известно кол-во вещества, получившегося после реакции; вычисление объема газа, образовавшегося в результате реакции горения. | | |
61. | Объемные отношения газов при химических реакциях. | 20.04 | Законы, закономерности, понятия, термины, формулы, алгоритмы расчетов, составления уравнений химических реакций. | Решать расчетные задачи и выполнять упражнения. | Навыки решения задач и упражнений, а также проведения расчетов. | |
Тема 8. ГАЛОГЕНЫ (4ЧАСОВ)
Основные задачи изучения темы: углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере химических элементов седьмой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ и соединений, образованных галогенами. Продолжить формирование знаний об окислительно-восстановительных реакциях на примере свойств соединений хлора, показать зависимость свойств веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать дальнейшему закреплению навыков в решении расчетных задач. Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование званий об основных закономерностях протекания реакций в зависимости от различных условий на примере производства соляной кислоты.
№ | Тема | Дата | Базовые единицы (ЗУН) | Химический эксперимент |
Знания | Умения | Навыки |
62. | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. | 20.04 | Понятие: «галогены». Алгоритм описания положения сходных групп ХЭ в ПСХЭ. | Сравнивать и характеризовать сходные группы ХЭ, расположенные в главных подгруппах ПСХЭ. | | |
63. | Хлор. | 24.04 | Характеристика ХЭ по плану: Нахождение в природе. Получение. Химическое строение молекулы вещества. Химические и физические свойства. Применение. | Объяснять и излагать материал темы. Объяснять получение и химические свойства ХЭ, подтверждая данные уравнениями реакций. | Применения знаний и умений при решении задач и упражнений. Применять логическое мышление для решения упражнений на составление химических уравнений. Отработать навыки решения упражнений. | |
64. | Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. | 27.04 | Характеристика вещества по плану: Нахождение в природе. Получение. Химическое строение молекулы вещества. Химические и физические свойства. Применение. | Объяснять и излагать материал темы. Объяснять получение и химические свойства ХЭ, подтверждая данные уравнениями реакций. | Применения знаний и умений при решении задач и упражнений. Применять логическое мышление для решения упражнений на составление химических уравнений. Отработать навыки решения упражнений. | Демонстрационные опыты Знакомство с образцами природных хлоридов. Лабораторные опыты14 Качественная реакция на соляную кислоту, хлориды. |
65. | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме галогены» | 04.05 | Технику безопасности при работе с кислотами, щелочами и другими химическими веществами. Правила первой помощи при химических травмах и при неосторожном обращении с кислотами и щелочами. Правила обращения с лабораторным оборудованием, посудой и приборами. Физические и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | Анализировать и синтезировать, проводить наблюдения, делать выводы, записывать результаты опытов с помощью уравнений химических реакций, обобщать информацию и наблюдения. | | |
66. | Контрольная работа№7: Итоговая | 08.05 | | Решать задачи и упражнения. | | |
Резервное время 2 часа.
Внутрипредметные и межпредметные связи предметной области «Химия»
№ | Тема | Внутрипредметные связи | Межпредметные связи |
1. | «Первоначальные химические понятия» | Понятиями «вещество», «химический элемент», «химическая реакция», «атом», «молекула», «относительная молекулярная масса», «химическое уравнение», оперируют на протяжении всего курса «Химии». | Урок 1. Тема «Введение. Химия - наука о веществах и их превращениях» связана с темой «Введение» предметов естественно-научного профиля: физики, биологии, экологии, географии, где рассматриваются моменты места данных наук в системе научных знаний. Урок 4. Тема «Физические и химические явления» с интегрированы с темой «» в курсе «Географии» 6 класса. Понятия «органические вещества» и «неорганические вещества» тесно связаны с тождественными им понятиями «минеральные вещества», «минералы», «живое», «неживое» в предметных областях: «Биология», «География» и «Экология». Знакомство с понятиями «атом», «молекула», «относительная атомная масса», «масса молекулы» происходит параллельно с изучением темы «Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества» и темы «» в курсе «Физики» 8 класса. Знакомство со названиями химических элементов интегрировано с темой «» в курсе «Физики». |
2. | «Кислород. Оксиды. Горение». | Понятиями «катализатор», оперируют на протяжении всего курса «Химии». | |
3. | «Водород» | | |
4. | «Вода. Растворы» | Понятиями «анализ» и «синтез» в химии на протяжении всего курса «Химии». | |
5. | «Основные классы неорганических соединений» | Понятиями «оксиды», «кислоты», «основания», «соли» оперируют на протяжении всего курса «Химии». | |
6. | «Периодический закон и периодическая система химических элементов» | Понятиями «период», «главная группа», «побочная подгруппа» оперируют на протяжении всего курса «Химии». | |
7. | «Химическая связь. Строение вещества». | Понятиями «химическая связь», «кристаллические решетки», «степень окисления», «окислительно-восстановительные реакции», «восстановитель», «окислитель», «процесс окисления», «процесс восстановления» оперируют на протяжении всего курса «Химии». | |
8. | «Галогены» | Понятием «галогены» оперируют на протяжении всего курса «Химии». | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений - М.; Просвещение, 2013.
Гара Наталья Николаевна ХИМИЯ Рабочие программы, Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана 8—9 классы, 2009г
Обеспечение учащихся:
Рудзитис. Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2014.
Библиотека научно-популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).
Материально-техническое:
Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток.
Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.
Наличие компьютера в классе позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Компьютер, видеопроектор