Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» с. Зеленая Роща
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №10
__________ Дрововозова Л.Ю.
«_____» __________ 2017г.
Рабочая программа
учебного курса по обществознания
для 7 класса
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- Ф3;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования);
3.Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Степноанненковской средней общеобразовательной школы.
4. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.].- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2016.-63 с.
Учебник : Обществознание
Автор: Л.Н.Боголюбов
Учитель: Бойко Н.А.
Рабочая программа по обществознанию для 6-7 класов
-
- Пояснительная записка
Адрес: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 10 » с.Зелёная Роща»
Классы: 6-7 (по общеобразовательной программе )
Учитель: Бойко Н.А., учитель истории и обществознания
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Ставропольского края:
1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
2.Федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994 г.
3.Региональный базисный учебный план (приказ Министерства образования и науки Ставропольского края от 30.08. 2011 г. № 1614)
4.Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, приложение к письму МО РФ от12.01.2006 № 01-10
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год» и от 13.01.2011 г. № 2 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год».
6.Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru.
7. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета “Обществознание” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
8. Учебно-методический комплекс по линии Л. Н. Боголюбова.
Рабочая программа в себя включает:
Пояснительную записку.
Цели программы, назначение учебного предмета «Обществознание»
Цели, задачи обучения.
Место предмета в базисном учебном плане.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Методическое обеспечение программы.
Содержание программы, обязательный минимум содержания
Учебно – тематический план предмета
Календарно-тематическое планирование.
Литература для учителя и обучающихся.
Данная программа соответствует современному уровню развития обществоведческой науки, требованиям нормативным документам.
Цели данной программы, тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей
Назначение учебного предмета «Обществознание»
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru
Л.Н.Боголюбов, Н.И. ГородецкаяЛ.Н.Боголюбова Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ
Учебники:
1. Обществознание. 6 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.
2. Обществознание. 7 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009 г.
3.Обществознание. 8 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2010 г.
4. Обществознание. 9 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.
Рабочие тетради:
О.А.Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» . 6,7,8,9 класс., М., «Просвещение», 2011 г.
Пособия для определения уровня обученности:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс.
УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию. Считаю, что данный УМК наиболее адаптирован для учащихся: имеет простой язык, понятный обучающимся, учебники насыщены иллюстративным и дополнительным материалами, задания предполагают повторение изученного материала, развивают воображение, формируют историческое мышление ученика. Методический аппарат учебников разделен на три уровня. Это позволяет дифференцировать обучение учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 157часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, для V класса-17 часов.
Примерная программа рассчитана на 157 учебных часов. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (5-6кл)носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Рабочая программа составлена на основе учебного плана МКОУ СОШ № 10 и Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края от 03.06.2011 г. № 1614 г., рассчитанного на 35 учебные недели в год ( для 5 класса- 17 часов). Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; способствует определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Распределение учебного материала в 6 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Человек и общество | 8 |
2 | Духовная культура | 4 |
3 | Экономика | 6 |
4 | Политика и право | 7 |
5 | Социальная сфера | 9 |
6 | Резерв | 1 |
| Итого | 35 |
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Человек и общество | 8 |
2 | Духовная культура | 4 |
3 | Экономика | 6 |
4 | Политика и право | 7 |
5 | Социальная сфера | 9 |
6 | Резерв | 1 |
| Итого | 35 |
Распределение учебного материала в 7 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Человек и общество | 9 |
3 | Право | 11 |
4 | Экономика | 9 |
5 | Итоговое повторение | 3 |
6 | Резерв | 2 |
| Итого: | 35 |
Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный компонент, который позволяет обучающимся изучать процессы и явления происходящие в регионе. НРК в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания о современном состоянии и перспективах развития Мурманской области; иметь представление об особенностях социально-политической и социально-экономической жизни региона.
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определенных проблем, связанных с позитивными в жизни населения своего города;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной деятельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение НРК в каждом классе, основным методом изучения вопросов регионального компонента являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Методическое обеспечение рабочей программы.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, мозговой штурм, метод проектов.
Формы организации занятий: лекция, практическое занятие, учебная экскурсия; индивидуальная, парная и групповая формы обучения.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; тесты.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового), уровня обученности:
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
--тестирование (для получения промежуточного или итогового зачета по теме)
--самостоятельные работы (для промежуточного контроля);
- обобщающие уроки;
- контрольные работы;
- фронтальный опрос
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической, правововй культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской индентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности в межличностных отношениях, отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотношения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законами и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
.
Тематическое планирование по обществознанию 6 класс
(под ред. Л.Н. Боголюбова)
№ | Тема урока | Ча сы | Контроль и обратная связь | Знания | Умения и навыки | Качества личности |
Глава 1. Человек (9 часов) |
1 | Человек родился | 1 | Фронтальная беседа, работа со схемами, творческие задания | Знать чем отличается человек от других живых существ, зачем человек рождается и от чего зависит каким он вырастет | - умение конспектировать преподаваемый материал, навык работы со схемами | Умение слушать Образное мышление Культура речи Внимательность |
2 | Человек - личность | 1 | Работа по карточкам, устный ответ, работа с иллюстрациями, отрывками из лит. произведений | Знать, что такое личность, сознание и деятельность; знать, чем каждый человек отличается от остальных | Умение анализировать материал учебника, делать несложные выводы, оценивать высказывания одноклассников, навык работы с иллюстративным материалом. | Культура речи Умение слушать Уважение к чужой точке зрения Внимательность Самоконтроль Самостоятельность Аккуратность Наблюдательность |
3 | Отрочество | 1 | Работа по карточкам, устное сообщение, творческое задание с учетом личного опыта учащихся | Знать об особенностях подросткового возраста, понятии самостоятельности и ответственности |
4 | Познай самого себя | 1 | Работа по карточкам, устный ответ, творческое задание, работа с иллюстрациями | Знать о возможностях исследования своих способностей, знать понятие «самооценка», «способность», «талант» |
5 | Человек и то, что он делает | 1 | Работа по карточкам, устный ответ, работа с отрывками из литературных произведений, иллюстрациями | Знать о понятии «деятельность» особенностях деятельности, знать понятия «труд», «игра», «общение». | Умение работы с понятийным аппаратом, текстово-графическим материалом учебника; навык работы с иллюстрациями, навык связно пересказывать текст, отделяя главное от второстепенного | Внимательность Образное мышление Ответственность Логика суждений Толерантность Культура речи |
6 | Что человек чувствует, о чем размышляет | 1 | Работа по карточкам, устный ответ, работа с историческими выдержками, | Знать об особенностях понятия «потребность», виды потребности, иметь общее представление о внутреннем мире человека: его мысли, чувства |
7-8 | Практикум №1 | 2 | Работа по карточкам, фронтальная беседа, индивидуальные задания, творческая работа по рисункам | Повтор изученного в 1-ой главе учебника материала | Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике | Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Аккуратность |
9 | Контрольная работа №1 | 1 | | | | |
Глава 2. Семья (6 часов) |
10 | Семья – ячейка общества | 1 | Эвристическая беседа с уклоном на личный жизненный опыт учащихся, работа с рисунками, иллюстрациями. | Знать о сущности понятия «семья», значении семьи как общественного института, видах семьи | Навык использования личного жизненного опыта к изучаемой ситуации, работы с иллюстративным материалом, умение делать несложные выводы, навык анализа материала учебника, находить положительные и отрицательные моменты | Образность мышления Логика суждений Наблюдательность Культура речи Логика суждений Умение слушать Самостоятельность Внимательность Опора на личный опыт Воспитанность |
11 | Семейное хозяйство | 1 | Работа по карточкам, устный ответ, фронтальная беседа, работа с понятийным, иллюстративным материалом | Знать о распределении семейных забот, знать об умениях, которые помогут в домашнем хозяйстве |
12-13 | Свободное время | 2 | Работа по карточкам, устный ответ, эвристическая беседа, работа с таблицами, схемами | Иметь общее представление о понятии «свободное время», его виды и степень полезности |
14 | Практикум №2 | 1 | Работа по карточкам, фронтальная беседа, индивидуальные задания, творческая работа по рисункам | Повтор изученного во 2-ой главе учебника материала | Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике | Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Аккуратность |
15 | Контрольная работа №2 | 1 | | | | |
Глава 3. Школа (3 часа) |
16 | Профессия - ученик | 1 | | Знать об истории образования в России, права и обязанности ученика | Умения разыгрывать ролевые ситуации рассуждать и решать жизненные проблемные вопросы с использованием теоретических правовых знаний, умения моделировать ситуации, работать с правовым источником | Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Аккуратность Логика суждений Образность мышления Опора на личный опыт Наблюдательность Воспитанность Чувство такта |
17 | Твои сверстники | 1 | Эвристическая беседа с уклоном на личный жизненный опыт учащихся, работа с рисунками, иллюстрациями. | Знать об особенностях понятия «сверстники», особенностях взаимоотношений с ними |
18 | Практикум №3 | 1 | Работа по карточкам, фронтальная беседа, индивидуальные задания, творческая работа по рисункам | Повтор изученного в 3-ей главе учебника материала | Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике | Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность |
Глава 4. Труд (5 часов) |
19 | Труд | 1 | Работа по карточкам, эвристическая беседа, оценка дискуссионных вопросов, рассуждений, спорных мыслей | Знать понятие «труд», его виды, результаты и способы оценки результатов трудовой деятельности |
Умения работать с обществоведческими понятиями; умение строить перспективу, предполагать гипотезу, вести дискуссию, прогнозировать, извлекать информацию практически необходимую для жизни | Внимательность Ответственность Логика суждений Образность мышления Наблюдательность Умение слушать Культура речи и письма |
20 | Труд и творчество | 1 | Работа по карточкам, устное сообщение, творческое задание с учетом личного опыта учащихся | Знать понятие «творчество», разделение по уровню результатов творческой деятельности |
21 | На пути к жизненному успеху | 1 | Работа по карточкам, устное сообщение, фронтальная беседа, работа с понятийным аппаратом | Иметь общее представление о возможностях в выборе вида деятельности, занятия, или будущей профессии |
22 | Практикум №4 | 1 | Работа по карточкам, фронтальная беседа, индивидуальные задания, творческая работа по рисункам | Повтор изученного в4 -ой главе учебника материала | Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике | Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Аккуратность |
23 | Контрольная работа №3 | 1 | | | | |
Глава 5. Родина (6 часов) |
24 | Что значит быть патриотом | 1 | Фронтальная беседа, дискуссионный момент, работа над понятиями | Знать об устройстве нашего государства, гос. языке, о том, за что мы любим нашу Родину | Умения вести дискуссию, работать с обществоведческими понятиями, рассуждать, давать личностную оценку, навык поиска дополнительной информации, умение выступать с сообщениями, умение конспектировать преподаваемую информацию, навык работы с обществоведческим источником | Патриотизм Образность мышления Опора на личный опыт Наблюдательность Воспитанность Культура речи и письма Внимательность Интерес к предмету Самоконтроль Ответственность Самостоятельность Работоспособность |
25 | Символика России | 1 | Работа по карточкам, устный ответ, работа с текстом, словарем, иллюстрациями. | Знать о государственной символике России, их истории, и значении |
26 | Гражданин – кто он? | 1 | Работа по карточкам, творческие задания, анализ и составление схем по иллюстрациям и ист. источникам | Знать о понятии «гражданин», его правах и обязанностях |
27 | Россия – многонациональная страна | 1 | Работа по карточкам, творческие задания, анализ и составление схем по иллюстрациям | Знать о национальном составе РФ, его отражении в законе (Конституции), а также о многонациональной культуре |
28 | Практикум №5 | 1 | Работа по карточкам, фронтальная беседа, индивидуальные задания, | Повтор изученного во 5-ой главе учебника материала | Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике | Ответственность Самоконтроль Внимательность |
29 | Контрольная работа №4 | 1 | | | | |
Глава 6. Добродетели (5 часов) |
30 | Творим добро | 1 | Работа с текстом учебника, эвристическая беседа, работа с понятийным аппаратом | Знать понятие «добро», «мораль» | Умения разыгрывать ролевые ситуации, рассуждать и решать жизненные проблемные вопросы с учетом личного опыта, умение выделять понятие правомерное поведение на жизненных примерах; развитие культуры дискуссии. | Доброта Уважение к людям Умение слушать Доброта Уважение Интерес к предмету Образность мышления Внимательность Наблюдательность |
31 | Будь смелым | 1 | Работа по карточкам, устное выступление, работа со схемами, таблицами на основе анализа текста | Знать понятия «страх», «смелость», иметь представление о возможностях проявления смелости |
32 | Человечность | 1 | Эвристическая беседа с уклоном на личный жизненный опыт учащихся, работа с рисунками, иллюстрациями. | Знать понятие «гуманизм», способах его проявления |
33 | Практикум №6 | 1 | Работа по карточкам, фронтальная беседа, индивидуальные задания, творческая работа по рисункам | Повтор изученного во 6-ой главе учебника материала | Формирование умения применять полученные теоретические знания на практике | Самостоятельность Ответственность Самоконтроль Внимательность Аккуратность |
34 - 35 | Контрольная работа №5. Анализ ошибок | 1 | | | | |
Итого: 35 часа | | |
Тематическое планирование по обществознанию.
7 класс
№ | Тема урока/Тип урока | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты УУД | Требования к условиям | Виды контроля | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | Личностные |
1 | Изучение нового материала. Вводный урок | 1 | | Демонстрационный материал, карта. | Знать назначение предмета. | Уметь ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника | Выражать собственное отношение к изучению предмета | Понятия обществознания, гражданин. Предмет обществознания. Необходимость знать общество. Дополнительно: науки, изучающие общество | Текущий контроль | Прочитать статью “Как работать с учебником» |
2 | Отношения между людьми. Урок изучения нового материала | 1 | | Записывают тему и план урока, работают с текстом учебника, выписывают понятия, аргументировано отвечают на вопросы. | Знать в чем состоят особенности межличностных отношений | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Выполнять практические задания в группах | Понятия межличностные отношения, симпатия, стереотип, антипатия. Виды межличностных отношений. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек и его ближайшее окружение. Дополнительно: искусство строить межличностные отношения | Текущий контроль | &1,вопросы и задания 1 рубрики «Проверь себя», 3 рубрики «В классе и дома» |
3 | Ты и твои товарищи. Урок исследования | 1 | | Слайды презентации, акцентирует внимание на признаках демократического плюрализма. | Знать, что такое культура общение человека | Уметь характеризовать различные общественные группы, лидерские качества, давать нравственную и правовую оценку конкретной ситуации | Высказывать собственную точку зрения | Понятия социальная группа, групповые нормы, санкции. Одноклассники, сверстники, друзья. Лидер, качества лидера. Групповые нормы. Социальная ответственность. Дополнительно: особенности отношений между сверстниками; формальные и неформальные группы; большие и малые социальные группы | Устный опрос | &2,вопросы и задания 2,3 рубрики «Проверь себя», 5 рубрики «В классе и дома», учебный мини -проект «Законы товарищества» |
4 | Зачем люди общаются. Проблемный урок | 1 | | Озвучивает тему и план урока, предлагает учащимся сформулировать ученую задачу. | Знать, почему без общения человек не может развиваться полноценно | Уметь определять цели и особенности общения со сверстниками | Выполнять практическое задание в группе | Понятие общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Дополнительно: искусство общения | Текущий контроль | &3,вопросы и задания 3,7 рубрики «В классе и дома», эссе на тему «Первым предложить 1помириться -значит проявлять слабость характера?» |
5 | Почему нужно быть терпимым. Урок размышления | 1 | | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока, поводит учащихся к формулированию целей урока. | Знать, как сохранить достоинство в конфликте | Уметь правильно вести себя в конфликтной ситуации, преодолевать мирным путем негативные межличностные отношения | Осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ | Понятия агрессия, конфликт, сотрудничество, компромисс, избегание, лояльность, инцидент. Человек среди других людей. Конфликты и причины их возникновения. Стадии развития конфликта. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Дополнительно: как победить обиду и установить контакт | Текущий контроль | &4,вопросы и задания 4,5 (индивидуально), 6 (индивидуально), 8 рубрики «В классе и дома» |
6 | Что, значит, жить по правилам. Урок изучения нового материала | 1 | | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. | Знать какие правила поведения людей существуют, что такое привычки, что такое ритуалы и обычаи | Уметь называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, высказывать своё мнение | Отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Понятия социальные нормы, правила, привычки, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, традиции, санкции. , многообразие правил поведения. Социальная ответственность. Дополнительно: из истории складывания правил поведения | Текущий контроль | &5 (с.58-62), вопросы и задания 1-3 рубрики «Проверь себя», 5 рубрики «В классе и дома» |
7 | Этикет. Урок практикум с элементами деловой игры | 1 | | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. | Знать основные понятия по теме урока | Уметь объяснять роль правил этикета в жизни общества | Участвовать в дискуссии | Понятия этикет, манеры. Правила этикета и хорошие манеры. Дополнительно: светские манеры | Устный опрос | &5 ( до конца), вопрос 4 рубрики «Проверь себя», учебный мини-проект «Правила этикета для семиклассника» |
8 | Правила и обязанности граждан. Урок практикум с элементами дискуссии | 1 | | Проверяет готовность учащихся к уроку, нацеливает на выполнение самостоятельной работы. | Знать как права человека связанны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «Права человека, закреплены в законе» | Уметь использовать свои права в процессе жизни, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Находить в СМИ информацию по заданной теме | Понятия права человека, закон, конвенция, принцип, декларация, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права. Права и свободы человека гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Дополнительно: взаимосвязь прав и обязанностей; принципы права; субъекты права; правовая информация | Устный опрос | &6, вопросы и задания 1-3 рубрики «Проверь себя», 3 рубрики «В классе и дома» |
9,10 | Права ребенка и их защита. Уроки исследования | 1 | | Называет тему и учебную задачу, объясняет правила выполнение текстовых заданий. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. | Знать основные понятия по теме уроков, основные документы, защищающие права несовершеннолетних | Уметь приводить примеры своих прав и обязанностей, участвовать в социологической игре и делать практические выводы | Осуществлять поиск информации в периодических изданиях | Понятия права, гарантии, правовой статус, обязанности и ответственность ребенка. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно; международные документы по защите детства | Текущий контроль | &6, задания 4,5 рубрики «Проверь себя», 4,7 рубрики «В классе и дома» |
11,12 | Почему важно соблюдать законы. Проблемные уроки | 1 | | Письменный опрос, творческое задание | Знать, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы для установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости | Уметь сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения | Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме | Понятия закон, кодекс, свобода, справедливость, правомерное поведение. Закон и справедливость. Необходимость соблюдения законов. Дополнительно: представления о свободе и справедливости в различные исторические эпохи | Тест | &7, вопросы и задания 1-7 рубрики «Проверь себя», 2,3 рубрики «В классе и дома», подумать, как связаны между собой свобода и ответственность |
13,14 | Защита Отечества. Уроки портреты | 1 | | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. | Знать, что защита Отечества – это священный долг и обязанность гражданина, почему нужна регулярная армия, как готовить себя к выполнению воинского долга | Уметь извлекать необходимую информацию из нормативных документов, давать нравственную и правовую оценку к конкретным ситуациям | Отвечать на опросы, высказывать свою точку зрения | Понятия регулярная армия, воинский долг, внешние и внутренние угрозы, глобальные, региональные и частные грозы, военкомат, присяга, повестка, должностные обязанности, специальные обязанности. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно – правовая защита жертв войны. Дополнительно: служба в армии – это право или обязанность? | Устный опрос, работа с документом | &8, задания 6,7 рубрики «В классе и дома», сообщения о подвигах солдат и офицеров в наши дни |
15 | Что такое дисциплина. Урок анализ | 1 | | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. | Знать: основные понятия по теме урока, виды дисциплины. | Уметь; объяснять роль дисциплины в жизни человека и общества, характеризовать виды дисциплины, определять план самовоспитания. | Проводить социологическое исследование, работать в группах. | Понятия дисциплина, воля, самовоспитание, мораль, внешняя и внутренняя дисциплина, самоконтроль. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дополнительно: дисциплина, воля и самовоспитание | Решение практических задач | &9, вопросы и задания 1-5 рубрики «Проверь себя», 6,7 рубрики «В классе и дома» |
16,17 | Виновен - отвечай. Уроки практикумы | 1 | | Проверка домашнего задания. Работа в группах по заданиям | Знать; кого называют законопослушным человеком, в чем коварство мелкого хулиганства. | Уметь; соотносить конкретные противоправные действия с видом правонарушений. | Работать; самостоятельно с правоведческими терминами и документами, анализировать их, делать выводы. | Понятия противозаконное поведение, преступление, правонарушение, проступок, преступность. Законопослушное поведение – необходимое условие нормальной жизни общества. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Ответственность за нарушение законов. Дополнительно: ответственность несовершеннолетних. | Устный опрос | &10, учебный проект «Законы будущего» |
18 | Кто стоит на страже закона. Урок лабораторного типа | 1 | | Работа с документами | Знать какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, перед судом, что такое полиция, как работают подразделения по делам несовершеннолетних. | Уметь приводить примеры правовых отношений и ситуаций. | Анализировать делать выводы, отвечать на вопросы. | Понятия прокуратура, суд, полиция, таможня, правопорядок, нотариат, адвокат, лицензия, правосудие, презумпция невиновности. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан. Дополнительно: из истории правоохранительных органов | Решение проблемных и практических задач | &11, повторить &5-10 |
19 | Повторение и обобщение изученного по теме «Человек и закон» Урок игра | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради | Знать основные понятия и теоретический материал по теме «Человек и закон» | Уметь применять полученные знания при решении практических и проблемных задач | Высказывать и аргументировать свою точку зрения | Подведение итогов изучения темы «Человек и закон». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Тест, решение проблемных задач | Повторить &5-11 |
20,21 | Экономика и ее основные участники. Уроки практикумы с элементами дискуссии | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради Самостоятельная работа | Знать основные понятия по теме уроков, сферы экономики | Уметь объяснять роль экономики в жизни общества | Высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать со схемой | Понятия экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, производитель, потребитель, ресурсы. Экономика и её роль в жизни общества. Сферы экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участки экономики. Дополнительно: факторы, влияющие на производительность труда | Текущий контроль. Самостоятельная работа | &12, вопросы и задания 3,4 рубрики «В классе и дома» |
22 | Золотые руки работника. Урок исследование | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради. Исследовательская работа | Знать основные понятия по теме урока, условия, необходимые для достижения успехов в труде, системе оплаты труда | Уметь объяснять понятия специалист высокой квалификации, устанавливать причинно следственные связи | Презентовать результаты своего труда, работать со схемой | Понятия труд, повышение квалификации, зарплата, трудовое денежное вознаграждение, количество и качества труда. Мастерство работника. высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Заработная плата и стимулирование труда. Факторы, определяющие размер заработной платы. Взаимосвязь количества и качества труда. Слагаемые профессионального успеха. Дополнительно: зачем люди работают? | Устный опрос | &13, задание 8 рубрики «В классе и дома», эссе на тему «Трудовые традиции семьи» |
23,24 | Производство: затраты, выручка, прибыль. Уроки лабораторно типа | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради Презентация по теме «Производство» | Знать основные понятия по теме уроков, роль производство в экономике, способы организации производства, позволяющие сделать его выгодным | Уметь объяснять способы снижения затрат на производства и увеличения прибыли, решать проблемные творческие задачи | Высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать со схемой | Понятия производство, затраты, выручка, прибыль. Производство – средство удовлетворения потребностей человека. Производительность труда. Затраты производства. Роль разделения труда в развитии производства. Дополнительно: из истории развития производства | Решение проблемных и творческих задач | &14, задание 1 рубрики «В классе и дома» |
25,26 | Виды и формы бизнеса. Проблемные уроки | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради Самостоятельная работа | - Знать основные понятия по теме уроков, виды и формы бизнеса
| - Уметь характеризовать основные формы бизнеса, объяснять причины, по которым люди занимаются бизнесом, роль предпринимательства в развитии экономики
| Анализировать, обобщать и делать выводы, решать проблемные и творческие задачи, работать со схемами | Понятия бизнес, товарищество, акционерное общество, акции. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Дополнительно: предпринимательство и его основные организационно – правовые формы | Тест | &15, задание 1 рубрики «В классе и дома» |
27 | Обмен, торговля, реклама. Урок исследование | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради Презентация по теме «Обмен, торговля» | Знать основные понятия по теме урока, роль обмена в экономической жизни общества, условия выгодного обмена | Уметь объяснять роль торговли для успешного развития экономики страны | Характеризовать разные формы торговли | Понятия обмен, товар, стоимость, цена товара, торговля, реклама. Обмен – важная составляющая экономической жизни людей. Условия выгодного обмена. Дополнительно: торговля и её формы; реклама в современной экономики | Текущий контроль | &16, задания 2,5,7 рубрики «В классе и дома» |
28 | Деньги, и их функции. Урок практикум с элементами дискуссии | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради Презентация по теме «Деньги, инфляция» | Знать основные понятия по теме урока, функции денег, и виды денег | Уметь объяснять каковы функции денег на примере конкретной ситуации | Анализировать, обобщать и делать выводы, решать проблемные и творческие задачи, работать со схемой | Понятия деньги, инфляция, рост цен. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Дополнительно: из истории денег на Руси | Устный опрос | &17, задание 8 рубрики «В классе и дома» |
29 | Экономика семьи. Урок исследование | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради. Работа с таблицей | Знать основные понятия по теме урока, ресурсы семьи, источники дохода в семье, виды расходов | Уметь объяснять роль бюджета в жизни семьи, характеризовать основные ресурсы семьи, приводить примеры доходов и расходов семьи | Анализировать и обобщать, делать выводы, работать со схемой, таблицей | Понятия микроэкономика, подсобное хозяйство, семейный бюджет. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Дополнительно: семейный бюджет | Устный опрос | &18, задаие 3 рубрики «В классе и дома», повторить &12-17 |
30 | Повторение и обобщение изученного по теме «Человек и экономика». Повторительно – обобщающий урок | 1 | | Записывают тему и план урока в тетради Презентация на тему «Человек и экономика» | - Знать основные понятия и теоретический материал по теме «Человек и экономика»
| Уметь применять полученные знания при решении практических и проблемных задач | Высказывать и аргументировать свою точку зрения | Подведение итогов изучения темы «Человек и экономика». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Устный опрос | Повторить &12-18 |
31 | Воздействие человека на природу. Урок - проект | 1 | | Работа над учебным проектом | - Знать основные понятия по теме урока, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, причины экологического кризиса, способы решения экологических проблем
| Уметь объяснять роль природы в жизни человека, взаимосвязь между жизнью общества и природными ресурсами | Участвовать в дискуссии, работать над созданием учебного проекта | Понятия экология, великое экологическое правило, биосфера. Взаимоотношение человека и природы. Экология. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Дополнительно: экологическое сознание | Текущий контроль | &19, вопросы и задания к параграфу, учебный мини – проект «Правила экологически грамотного человека» |
32 | Охранять природу – значит охранять жизнь. Урок практикум | 1 | | Работа в группах | Знать основные понятия по теме урока | Уметь объяснять разницу между ответственным и безответственным отношением к природе, сущность экологической марали | Высказывать и аргументировать свою точку зрения | Понятие браконьеры, экологическая мораль. Ответственность человека перед природой. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль. Дополнительно: из истории природо – охранной деятельности в России | Текущий контроль | &20, эссе на тему «Беречь природу – значит беречь человека» |
33 | Закон на стражи природы. Урок анализ | 1 | | Работа с документами | Знать основные понятия по теме урока, законодательные документы об охране природы, правила защиты природы | Уметь объяснять необходимость охраны природы, характеризовать деятельность государства, направленную на охрану природы | Высказывать и аргументировать свою точку зрения | Понятия охрана природы, национальный парк, заповедник. Деятельность людей, направленная на охрану природы. Закон об охране окружающей среды. Привила защиты природа. Дополнительно: вклад школьников в дело защиты природы | Текущий контроль | &21, вопросы и задания к параграфу |
34,35 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Повторительно – обобщающий урок | 1 | | Письменные задания. Тест | Знать основные понятия курса обществознания за 7 класс, теоретический материал, изученный в течении года | Уметь применять полученные знания, при решении практических и проблемных задач, выделять главное в учебном материале | Высказывать и аргументировать свою точку зрения | Подведение итогов изученного курса обществознания за 7 класс. Повторение основные понятий курса. Обсуждение проблемных вопросов | Круглый стол с элементами дискуссии | Задания нет |