Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информции и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
2. Характеристика курса Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Первый этап обучения обществознанию (5-7 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения Второй этап (8-9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Выдвижение гипотез и их обоснование
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год на предмет «Обществознание» в 8 классе выделено 1 час в неделю, 34 часов в год. Часы выделены из обязательной части учебного плана. УМК. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. Под редакции А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова. - Москва Просвещение 2011г., Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая -М.: Просвещение, 2015г.(4-е издание). Учебник: «Обществознание». 8 класс: для общеобразовательных организаций. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой и др.- Москва. Просвещение 2015г. соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень.
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
1) уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
7) уметь выделять существенную информация из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять:
8) уметь выдвигать гипотезы и их обоснование; формулировать проблемы; самостоятельно находить способы решения.
9) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
10) умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11) выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
1)иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знать ключевые понятия базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
4)понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
5) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
6) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
7) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних, понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
8) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
9) умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
10) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2)формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
10)оценка своих поступков.
11) формирование ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны.
1)понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3)уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера
4)уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, владеть диалогической формой речи;
5)уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
В 8 классе предложены четыре темы.
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Тема 5. Итоговое повторение (1 час)
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ФОПД (формы организ.познав. деятельности) | Форма контроля | Домашнее задание | Дидактическое обеспечение |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | | Вводный урок | 1 | Урок общеметодологической направленности | В познавательной сфере: относительно целостное представление об учебном курсе «Обществознание»; умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, соотносить с собственными знаниями). В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, высказывать свое мнение Усвоение понятий: гуманизм, мировоззрение | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; учатся структурировать изучаемый материал, используют знаково-символические средства; логические – осуществляют синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; умеют работать в парах, группах; контролируют действия партнера; в коммуникации строят понятные для партнера высказывания | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Фронтальная Индивидуальная знакомятся с курсом обществознания в 8 классе, его задачами Рассматривают учебник, знакомятся с рубриками, словарем, рабочей тетрадью. Читают вступительную статью и отвечают на вопросы. Составляют кластер. Группы готовят и выступают с сообщениями о том, что может изучаться в этих разделах | Фронтальная беседа., тестовый контроль | стр . 4-5 | Презентация Power Point учебник, схемы Электронное приложение к учебнику |
Тема 1. Личность и общество (6 часов) |
2 | | Что делает человека человеком? | 1 | Урок открытия нового знания (ОНЗ) | Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности. Усвоение понятий: мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое | Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника) формулируют ответы на вопросы учителя; логические – устанавливают причинно-следственные связи осуществляют структурирование знаний; дополняют и расширяют имеющиеся знания о культуре общения, целях общения и его осмыслении; осуществляют поиск существенной информации Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; обмениваются мнениями в паре, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество | Определяют свою личную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Понимают значение знаний для человека и принимают его. понимают значение знаний для человека и принимают его. Ориентация на выполнение моральных норм. | Фронтальная беседа, работа в тетрадях составление конспекта по тексту | работа с таблицей | §1 стр. 8-12 | презентация. «Происхождение человека» Электронное приложение к учебнику |
3 | | Человек обществоприрода. | 1 | Урок отработки умений | Раскрывать смысл понятия «ноосфера» Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку Характеризовать возможности человеческого разума Раскрывать значение моральных норм Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей Анализировать и оценивать текст с заданных позиций Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Усвоение понятий: индивид, личность, адаптация, интеграция, социализация | Познавательные: строят осознанные речевые высказывания в устной форме о развитии личности, формулируют ответы на вопросы учителя; привлекают информацию из практического опыта; логические – устанавливают причинно-следственные связи осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: принимают учебную задачу определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | Понимают значение знаний для человека и принимают его. Ориентация на выполнение моральных норм Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач( задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Опрос, практические задания работа с документом самостоятельно осуществлять поиск значимой информации; | Тестовые задания по типу ОГЭ | §2 стр.13-18 Задания в рабочей тетради: № 1–4,
| Мультимедийная презентация «Человек,общество, природа» Электронное приложение к учебнику |
4 | | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Урок отработки умений | Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни Усвоение понятий: сферы жизни общества, социальные нормы | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, работают в парах Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические – строят логическую цепь рассуждений | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Применяют правила делового сотрудничества | Групповая начертить схему основных сфер жизни общества. выполнение задания в рабочей тетради с пояснениями . | Устный опрос. | §3 стр.19-26 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 8. | презентация «Основные сферы общественной жизни»Притча о принятии себя Электронное приложение к учебнику |
5 | | Развитие общества | 1 | Урок открытия нового знания . | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс» Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития) Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. понимать, в чем выражается эволюционный характер развития общества, какие проблемы относятся к глобальным, к каким последствиям ведет процесс глобализации. Усвоение понятий: изменчивость, стабильность, глобализация | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические – строят логическую цепь рассуждений; анализируют объекты, выделяют главное; проводят сравнение, устанавливают связи. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу самостоятельно выделяют и формулируют цель | Применяют правила делового сотрудничества , сравнивают разные точки зрения. оценивают собственную учебную деятельность | Групповая Фронтальная Парная Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Читают текст, высказывают свое мнение Выполняют задание в рабочей тетради | Устный опрос, индивидуальные письменные задания тестовый контроль по типу ОГЭ | §4 стр.27-34 Задание в рабочей тетради: № 2, с. 11 | Презентация «Глобальные проблемы современности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/147-1-0-6189 Электронное приложение к учебнику |
6 | | Как стать личностью. | 1 | Урок открытия нового знания . | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, ее мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. Усвоение понятий: личность, адаптация | Познавательные: строят осознанные речевые высказывания в устной форме о развитии личности, формулируют ответы на вопросы учителя; привлекают информацию из практического опыта; логические – устанавливают причинно-следственные связи осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: принимают учебную задачу определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке; | Индивидуальная Просматривают презентацию, и выполняют задания в рабочей тетради | взаимоконтроль фронтальная беседа | § 5 стр.27-41 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 4. | Презент презентация «Я - личность» Презентация «Человек. Индивид. Личность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.openclass.ru Электронное приложение к учебнику |
7 | | Практикум по теме «Лично сть и общество» Как стать личностью | 1 | Урок развивающего контроля | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем, формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах Научатся работать с новыми видами тестовых заданий Привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке | Фронтальная Групповая Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Выполняют задания в рабочей тетради Тест | проекты по выбранным темам | §4-5 стр. 42 - 45 2 | Интерактивные тест |
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов) |
8 | | Сфера духовной жизни. | 1 | Урок открытия нового знания | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии Освоить основные понятия: культура, духовная сфера общества | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных нормах; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии. | Развивают способность к самооценке. Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; | Фронтальная беседа, Просматри- вают презентацию, делают записи в тет- радь. | Проблемная беседа тестовый контроль по типу ОГЭ | §6 стр.46-54 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 15 | Мультимедийная презентация Презентация «Духовная сфера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_8559.html Электронное приложение к учебнику |
9 | | Мораль. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека Освоить основные понятия: мораль, нравственность, нормы морали, добро, зло | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали, о правах и обязанностях граждан; самостоятельно выделяют и формули- руют цели; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – пользуются алгоритмом в работе. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Знание основных моральных норм. Ориентация на выполнение моральных норм. Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, | Групповая устный опрос, работа с учебником, работа с дополнительными материалами по карточкам | Познавательное задание | § 7 стр.54- 63 Задания в рабочей тетради: № 2, 3, с. 18. | Д. С. Лихачев. Декларация прав культуры Презентация «Что такое мораль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_9kl_baz_urov_quotchto_takoe_moralquot/1-1-0-33 Презентация «Добро и зло» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_9kl_baz_urov_quotdobro_i_zloquot/1-1-0-37 |
10 | | Долг и совесть. | 1 | Урок отработки умений | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей Научатся: определять, что такое долг, совесть и объективные обязанности Освоить основные понятия: общественный долг, объективные обязанности | Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации по памяти умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о долге и совести; строят осознанные речевые высказывания в устной форме о человеческой совести, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск информации из практического опыта; логические – строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению, строят понятные для партнера высказывания Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности, применяют правила делового сотрудничества , | Фронтальная Парная составление таблицы записи в тетради | тестовый контроль по типу ОГЭ проблемная беседа | § 8 стр.64-70 | Презентация «Долг и совесть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dmsuslin.narod.ru/club-licey5.htm Притча о совести Электронное приложение к учебнику |
11 | | Моральный выбор- это ответственность. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Приводить примеры морального выбора Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей Определять, в чем выражается свобода выбора, как связаны свобода и ответственность; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Освоить основные понятия: свобода выбора, моральный выбор | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о значении морального выбора, формулируют ответы на вопросы учи- теля; осуществляют поиск нужной информации из практического опыта умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и совести; строят осознанные речевые высказывания в устной форме по заданной теме. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Групповая индивидуальная читают текст, отвечают на вопросы, вступают в дискуссию, высказывая свое мнение | Самостоятельная работа | § 9 стр.71-78 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 22. | презентация «Моральный выбор». Презентация «Моральный выбор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/186-1-0-9778 Электронное приложение к учебнику |
12 | | Образование. | 1 | Урок открытия нового знания | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. Освоить основные понятия: приоритетность образования, конкурентоспособность, самообразование | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Понимают значение знаний для человека. Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Фронтальная Парная Работа с афо-ризмами об образовании Чтение притчи, ее обсуждение читают текст, отвечают на вопросы, вступают в дискуссию, высказывая свое мнение | работа с тексте учебника и документом закон «Об образовании» | § 10 стр.78-86 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, 3, с. 24–25. | Зачем учиться (еврейская притча) Закон «Об образовании» (фрагменты статей Афоризмы об образовании Электронное приложение к учебнику |
13 | | Наука в современном обществе. | 1 | Урок отработки умений | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе, нравственные принципы труда ученого. Освоить основные понятия: система знаний, факты, законы, теории | Познавательные: общеучебные – составляют диалоги, осознанное речевое высказывание, формулируют ответы; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Понимают значение знаний для человека и принимают его. Определяют границы собственного знания и незнания. Проявляют интерес к учебному предмету | Фронтальная беседа составление таблицы Записи в тетради Работа с документом «Этика науки и ответственность ученого» Магомед Абдуллаев, профессор читают текст, отвечают на вопросы, вступают в дискуссию, высказывая свое мнение | тестовый контроль по типу ОГЭ | § 11 стр.87 - 94 Задания в рабочей тетради: № 2, 3, с. 27 | презентация «Роль науки в обществе» «Этика науки и ответственность ученого» Магомед Абдуллаев, профессор Электронное приложение к учебнику |
14 | | Религия как одна из форм культуры. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. Знать: религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Освоить основные понятия: религиозная вера, свобода совести, свобода вероисповедания | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о значении религии в жизни общества; формулируют ответы; осуществляют поиск существенной информации (из документальных источников). Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей | Фронтальная парная индивидуальная устный опрос работа с терминами работа в парах с тексте документа закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» | тестовый контроль по типу ОГЭ | § 12 стр. 95-100 Задания в рабочей тетради: № 2, 3, с. 30 | презентация «Мировые религии» Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (фрагменты) |
15 | | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» Учимся поступать морально. | 1 | Обобщение | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные: уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций, выделять нравственный аспект поведения | индивидуальная | проекты по выбранным темам | стр. 102-104 | проекты по выбранным темам |
Тема 3. Социальная сфера (5 часов) |
16 | | Социальная структура общества. | 1 | Урок открытия нового знания | Определять статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе. Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа. Освоить основные понятия: социальная мобильность, социальная группа, социальный конфликт | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о социальной роли и статусе человека, фор- мулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют причинно-следственные связи Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | Групповая Фронтальная диалог с учащимися по вопросам | Устный опрос, работа с документами, с учебником, | § 13 стр. 105 - 114 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, | Презентация «Социальная структура общества» Презентация «Социальная структура общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-4092 |
17 | | Социальные статусы и роли | 1 | Урок открытия нового знания | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. Освоить основные понятия: социальный статус, социальная роль | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учеб- ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Фронтальная Групповая устный опрос работа с терминами работать с новыми видами тестовых заданий | Чертят схему в тетради, самостоятельно приводят примеры социального статуса | § 14 стр. 114- 121 Задания в рабочей тетради: № 2, 3, с. 87. | презентация Презентация «Социальные статусы и роли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/422076 Электронное приложение к учебнику |
18 | | Нации и межнациональные отношения. | 1 | Урок открытия нового знания | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. Освоить основные понятия: нация, этнос, межнациональные отношения | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о межнациональных отношениях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические – устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цели. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, допускают существование других точек зрения | Проявляют гражданскую идентичность в форме осознания «Я» гражданин РОССИИ | Фронтальная Групповая Читают материал учебника, отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы | Выполняют задания в рабочей тетради с последующей взаимопроверкой. | § 15 стр. 122 -131 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, 3, с. 89–90. | Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_7393.html Электронное приложение к учебнику |
19 | | Отклоняющееся поведение | 1 | Урок отработки умений | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение ЗОЖ. определять связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение». Освоить основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о нормах поведения в обществе, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют анализ ситуаций Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Проявляют социальную компетентность как готовность к решению социально – нормативных проблем | Фронтальная Индивидуальная работать с новыми видами тестовых заданий | Устный опрос, индивидуальные задания, работа с терминами | § 16 стр. 131 - 139 | Презентация «Отклоняющееся поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.powerpoint-ppt.ru/index.php?showtopic=449 Электронное приложение к учебнику |
20 | | Практикум по теме «Социальная сфера» Учимся жить в многонациональном обществе | 1 | Обобщение | Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные: уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценки межнациональных ситуаций, выделять нравственный аспект поведения. Оценивают собственную учебную деятельность, сравнивают разные точки зрения. | Индивидуальная Групповая работа с элементами проектной деятельности | проекты по выбранным темам | стр. 139 -141 | проекты по выбранным темам |
Тема 3. Экономика (13 часов) |
21 | | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Урок открытия нового знания | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. Освоить основные понятия: потребности, ресурсы, средства производства | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления об экономике и экономических отношениях Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Понимают значение экономических знаний для человека, развивают способность к самооценки. Высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания | Фронтальная Групповая Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Работа со схемой «Классификация экономических благ» | Устный опрос, работа в тетрадях, индивидуальные задания | § 17 стр. 143 - 150 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 36. | Презентация «Экономика и ее роль в жизни общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-4138 Электронное приложение к учебнику |
22 | | Главные вопросы экономики | 1 | Урок общеметодологической направленности | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Освоить основные понятия: экономическая система, экономическая эффективность | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о товарном хозяйстве и роли производства в жизни общества; дополняют и расширяют имеющиеся представления об экономике Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы , ведут диалог , участвуют в дискуссии; | Применяют правила делового сотрудничества , сравнивают разные точки зрения. оценивают собственную учебную деятельность | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа, работа с текстом, работа в тетрадях | § 18 стр. 151 - 161 | Презентация «Экономическая система» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://narod.ru/disk/18712224000/yekonomicheskie-sistemy.pptx.html Электронное приложение к учебнику |
23 | | Собственность. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности. Освоить основные понятия: собственность, имущественные отношения, формы собственности | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о владении имуществом, о значении собственности; логические – дополняют и расширяют имеющиеся представления о формах собственности Коммуникативные: обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию Регулятивные: принимают учебную задачу | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Уметь давать оценочные суждения | Групповая Индивидуальная работа с новыми видами тестовых заданий | Фронтальная беседа диалог с учащимися Групповая работа с материалом учебника, | § 19 стр. 161 - 167 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, 3, с. 40–42. | таблица собственность. Формы собственности Электронное приложение к учебнику |
24 | | Рыночная экономика. | 1 | Урок отработки умений | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного Освоить основные понятия: спрос, предложение, конкуренция | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о рыночной экономике, формулируют ответы на вопросы учителя логические – осуществляют анализ, строят рассуждения. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию | Осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат | Групповая | Деловая игра | §20 стр. 167- 175 | Презентация «Рыночная экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://900igr.net/prezentatsii/ekonomika/Rynok/Rynochnaja-ekonomika.html |
25 | | Производство- основа экономики | 1 | Урок отработки умений | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. Освоить основные понятия: товар, факторы производства, разделение труда, специализация, обмен, торговля, реклама | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о значении общения, способах общения; формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления о торговле и рекламе Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала Коммуникативные: уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Понимают значение экономических знаний для человека, развивают способность к самооценки. | Индивидуальная работа с новыми видами тестовых заданий | Устный опрос, работа в тетрадях, индивидуальные задания | §21стр. 175 - 184 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 48 | Презентация «Факторы производства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://narod.ru/disk/18710941000/faktory-proizvodstva.pptx.html |
26 | | Предпринимательская деятельность | 1 | Урок общеметодологической направленности | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности. Освоить основные понятия: Фирма, малый бизнес, акционерное общество, предпринимательство | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о видах предпринимательской деятельности, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – выдвигают гипотезы и их обосновывают Коммуникативные: дополняют и расширяют имеющиеся знания; составляют диалог, строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы; Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания Высказывать суждения о роли малого бизнеса | Индивидуальная Групповая | Проектные работы по темам | §22стр. 184 - 193 | Презентация «Предпринимательская деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/pravo/predprinimatelskaja_dejatelnost/24-1-0-392 |
27 | | Роль государства в экономике | 1 | Урок общеметодологической направленности | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «Государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. Освоить основные понятия: налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о роли государства в экономике, формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления об экономике; логические – осуществляют анализ, строят рассуждения Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Применяют правила делового сотрудничества , сравнивают разные точки зрения. оценивают собственную учебную деятельность | Фронтальная Парная комментируют слайды презентации | Работа со схемой «Налоги» разбирают ситуации, заполняют таблицу. работа с кроссвордом | §23стр. 193 - 201 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, с. 54. | Презентация «Роль государства в экономике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/rol_gosudarstva_v_ehkonomike/5-1-0-7 Таблица «Налогообложение» Схема «Налоги» кроссворд Электронное приложение к учебнику |
28 | | Распределение доходов | 1 | Урок отработки умений | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. Освоить основные понятия: доходы, прожиточный минимум | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о распределении доходов; формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления о доходах граждан и прожиточном минимуме; логические – устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, и потребностей Регулятивные: составлять план последовательности действий | Формирование способности к определению своей позиции и ответственного поведения в обществе | Индивидуальная работа с тестовыми заданиями | Диалог с учащимися Выполняют задания в рабочей тетради: № 4, формулируют свои ответы | §24 стр. 201-208 | Карточки с ситуациями Электронное приложение к учебнику |
29 | | Потребление | 1 | Урок отработки умений | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Освоить основные понятия: Потребление, страхование, защита прав потребителей | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о семейном потреблении и правах потребителей, формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления о потреблении товаров и услуг; логические – осуществляют анализ и синтез необходимой информации Коммуникативные: дополняют и расширяют имеющиеся знания; составляют диалог, строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы; Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Парная Фронтальная работа с тестовыми заданиями по типу ОГЭ | Фронтальная беседа работа с текстом документа Закон РФ «О защите прав потре- бителей» | §25 стр. 208-215 Задания в рабочей тетради: № 3, 4, 5, с. 64–65 | Закон РФ «О защите прав потре- бителей» Электронное приложение к учебнику |
30 | | Инфляция и семейная экономика | 1 | Урок открытия нового знания | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения Освоить основные понятия: инфляция, номинальные и реальные доходы, формы сбережения, семейный бюджет | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о семейной экономике, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. | Парная Фронтальная читают текст документа, отвечают на вопросы Проектные работы по темам | Фронтальная беседа работа с текстом документа Гражданский кодекс РФ (фрагменты | §26 стр. 215-224 | Гражданский кодекс РФ (фрагменты) Проектные работы по темам |
31 | | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | Урок открытия нового знания | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда. Освоить основные понятия: безработица, рыночная экономика | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о безработице, формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся представления о причинах и последствиях безработицы; логические – устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Парная Фронтальная Выполняют задания в рабочей тетради с последующей взаимопроверкой | Тестовые задания по типу ОГЭ заполнить в тетради таб- лицу «Виды безработицы» | §27 стр. 224-233 Задания в рабочей тетради: № 1, 2, 3, с. 72–73 | Презентация «Безработица» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/137-1-0-6914 Электронное приложение к учебнику |
32 | | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Урок общеметодологической направленности | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние мировой торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс». Освоить основные понятия: мировое хозяйство, внешняя торговля, обменный курс валют | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме о мировом хозяйстве и мировой торговле, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют анализ понятий Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен- тиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цели. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, и потребностей | Формирование способности к определению своей позиции и ответственного поведения в обществе | Фронтальная групповая Читают текст учебника, конспектируют Выполняют задания в рабочей тетради с последующей взаимопроверкой | Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. | §28 стр. 233-240 | Презентация «Мировое хозяйство и международная торговля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/137-1-0-7006 Электронное приложение к учебнику |
33 | | Практикум по теме «Экономика» | 1 | Обобщение | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Познавательные: общеучебные – привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение, делают выводы Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оценивают собственную учебную деятельность, | Индивидуальная проекты по выбранным темам | Выполняют самостоятельные задания в рабочей тетради | стр. 243-247 | Проекты по выбранным темам |
34 | | Заключительный урок Урок развивающего контроля | 1 | Урок развивающего контроля | Итоговый тест за курс 8 класса Тестовые задания по типу ОГЭ Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе | Итоговый тест за курс 8 класса Итоговый тест по материалам сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_ obshhestvoznanie/8_klass/itogovyj_test_po_kursu_quot_obshhestvoznanie_quot_8_klass_variant2/33-1-0-42 |
1. социальные свойства человека, виды его взаимодействий с другими людьми;
2. сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Поурочное планирование. Обществознание. 8 класс. Система уроков по учебнику под редакцией Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Автор –составитель И.Ю.Буйволова. Издательство «Учитель» 2012г.
1. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
3. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
5. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727
6. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
7. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm
8. Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota
.http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.
.