Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
При этом средствами учебного предмета целенаправлен но создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Многообразие как форма существования мира ярко про являет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого не возможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных эко логических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к при роде, к рукотворному миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения яв- лений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешно го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул ки, встречи с людьми различных профессий, организация по сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных эко логических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
В ходе освоения предмета «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, мета-предметных и предметных результатов:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
• Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.
• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
• Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
• Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
• Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
• Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
• Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
• Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
• Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Для достижения планируемых результатов необходимо решить следующие задачи.
• Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.
• Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости.
• Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
• Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его
• природно-климатическими особенностями.
• Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.
• Формировать целый комплекс ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.
• Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края.
• продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей
• местности растений, грибов, животных.
• Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному
• этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.
• Познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование),
• раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.
• раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
• подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и
• культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.
• познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.
«В поисках Всемирного наследия» - 14 часов.
1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2014
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2017
1. А.А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение,2014
2. Технологические карты Окружающий мир. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
1. Проектор.
2. Компьютер.
3. Экран.
4. Компьютерный стол.
№п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Планируемый результат (в соответствии с ФГОС) | |
понятия | предметный результат | УУД | Личностный результат |
Радость познания – 12 часов | |
1. | 02.09 | | Свет знания | Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре. Древнегреческий миф. | Научатся приводить примеры того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь человека. | Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью. Познавательные: определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать свое мнение. Коммуникативныеформулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Проявляют интерес к знаниям и способам их приобретения. |
2.- 3. | 04.09 09.09 | | Как изучают окружающий мир | Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование. | Научатся различать способы изучения окружающего мира. | Регулятивные: ставить цели и строить план исследования. Познавательные: определять способы исследования окружающего мира и обосновывать свое мнение. Коммуникативныеформулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | Проявляют интерес к изучению окружающего мира. |
4. | 11.09 | | Книга – источник знаний. | переплёты» «словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас». | Узнают важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Научатся находить необходимые сведения в словаре, справочнике. | Регулятивные: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять источники для поиска необходимой информации. Коммуникативные Строить понятные для партнера высказывания. | Проявляют интерес к чтению. |
5. | 16.09 | | Отправимся на экскурсию. | «экскурсия», «вылазка» | Научатся находить необходимые сведения об учреждениях в путеводителях. | Регулятивные: Задавать вопросы по теме экскурсии. Познавательные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения. |
6. | 18.09 | | О чем расскажет план. | План местности, условные знаки, масштаб. | Научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы. | Регулятивные: Оценивать выполненное задание. Познавательные: читать план местности и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. | Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям. |
7. | 23.09 | | Планета на листе бумаги. | «материк», «часть света». | Научатся читать карту по условным обозначениям, показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного материала. Познавательные: различать материки, части света, формы земной поверхности. Коммуникативныеосуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь | Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям |
8. | 25.09 | | Страны и народы на политической карте мира. | Карта мира, континент (материк), часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида | Научатся отличать политическую карту мира от физической карты. Будут иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов. | Регулятивные: Выполнять задание в соответствии с целью. Познавательные: Различать политическую и географическую карты мира и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. | Проявлять интерес к познанию мира. |
9. | 30.09 | | Путешествуя. Познаем мир. | Фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль. | Научатся уважать и соблюдать правила ответственного туризма, осознанно готовиться к путешествию по определенному плану. | Регулятивные: оценивать выполненное задание. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата. | Творческое отношение к оформлению плана путешествия. |
10. | 02.10 | | Транспорт. | стальная конница» Метрополитен. Железнодорожная сеть. | Научатся систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический). | Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью. Познавательные: определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия. Коммуникативныеформулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Понимание собственных достижений при освоении темы. |
11. | 07.10 | | Средства информации и связи. | Телеграфист. Азбука Морзе. | | Научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания. | Интерес к знаниям и способам их приобретения. |
Мир как дом – 20 час. | |
12. | 09.10 | | Мир природы в народном творчестве. | Сюжеты и орнамент. Архитектурные украшения. | Познакомятся с представлениями людей о строении мира. Научатся видеть в народном творчестве отношение человека к природе. | Регулятивные: Отстаивать свою очку зрения. Познавательные: воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать свое мнение. Коммуникативныестроить понятные для партнера высказывании. | Проявлять интерес к изучению темы. |
13. | 14.10 | | Из чего состоит все. | Природные объекты, твёрдые тела, жидкости, газы, вещества. | Познакомятся с тремя состояниями тел, узнают отличительные черты каждого из них. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятий «мир как дом», «природные объекты», «тело». Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к изучению темы. |
14. | 16.10 | | Мир небесных тел. | Звёзды и планеты, Солнечная система. | Узнают о Солнце как звезде, чем звезды отличаются от планет. Научатся классифицировать небесные тела. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Познавательные: различать звезды и планеты. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять интерес к изучению небесных тел |
15. | 21.10 | | Невидимое сокровище. | Смесь газов, кислород, углекислый газ, азот. | Узнают о значении воздуха для жизни на Земле, его свойства. Научатся работать по инструкции. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с планом. Познавательные: определять состав и свойства воздуха, обосновывать свое мнение. Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. | Проявлять бережное отношение к чистоте воздуха |
16. | 23.10 | | Самое главное вещество. | Твёрдое, жидкое, газообразное состояние. | Узнают о значении воды для жизни на Земле, ее свойства. | Регулятивные: выполнять учебное задание. Познавательные: понимать значение воды для живых организмов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять бережное отношение к чистоте воды. |
17. | 28.10 | | Природные стихии в народном творчестве. | Природная стихия | Познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с планом. Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать свое мнение. Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. | Проявлять интерес к изучению темы. |
18. | .11 | | Кладовые Земли. | Минералы, горные породы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины. | Научатся различать понятия «минералы», «горные породы», определять их значение. | Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. Познавательные: различать минералы и горные породы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять бережное отношение к природным богатствам. |
19. | .11 | | Чудо под ногами. | Почва, плодородие, почвоведение, перегной, минеральные соли. | | Научатся определять основные свойства почвы, в процессе опытов установят состав почвы. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: определять значение почвы дл растений, животных, человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |
20. | 18.11 | | Мир растений. | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ. | Научатся распределять растения по группам, использовать атлас-определитель для распределения растений по группам. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: различать растения каждой группы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания, используя термины. | Проявлять интерес и бережное отношение к растениям. |
21. | 20.11 | | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | | Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа. | Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле. Коммуникативныеучитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес и бережное отношение к растениям. |
22. | 25.11 | | Мир животных. | Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие. | | Научатся различать группы животных, выделять их характерные признаки. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять различные группы животных и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термины. | Проявлять интерес и бережное отношение к животным. |
23. | 27.11 | | Образы животных в народном творчестве. | | Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа. | Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять интерес изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы |
24. | 02.12 | | Невидимые нити в живой природе. | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания | Научатся делить животных на группы в зависимости от питания, разбирать цепи питания, понимать, что нарушение в цепи питания ведет к ее исчезновению | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термин. | Проявлять интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы. |
25. | 04.12 | | Лес – волшебный дворец | Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ. | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «Лес» любить и понимать природу, охранять животных и растения. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Познавательные: различать природные сообщества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. | Проявлять бережное отношение к природе. |
26. | 09.12 | | Луг – царство цветов и насекомых. | Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ. | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг», любить и понимать природу. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение. Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата | Проявлять интерес к изучению темы. |
27. | 11.12 | | Водоем – дом из воды. | Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (без- зубки и перловица), круговорот веществ. | | | Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «водоем». | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению | Осознание успешности при изучении темы. |
28. | 16.12 | | Как сохранить богатство природы. | экос», «ойкос», «ойкумена» | Узнают причины загрязнения окружающей среды, научатся находить способы ее защиты. | Регулятивные: выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению | Проявлять бережное отношение к природе. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
29. | 18.12 | | Охрана природы в культуре народов России и мира. | экология Отчизна, отчий | Научатся видеть отношение предков к природе, осознавать е значимость в жизни человека через рассмотрение образцов творчества народа. | Регулятивные: выполнять задание в соответствие с целью Познавательные: использовать приобретенные знания для составления рассказа. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять бережное отношение к природе |
30. | 23.12 | | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | | Научатся использовать полученные знания в нестандартной обстановке, видеть красоту природы, изображать ее. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему мнению | Осознавать значение экологическое календаря. |
31. | 25.12 | | Чудесное путешествие. | | Научатся соотносить информацию с уже имеющимися знаниями, наблюдать, делать выводы. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности |
Дом как мир – 24 час. | |
32. | 13.01 | | Родной дом – уголок Отчизны | Отчизна, отчий | Научатся воспринимать дом как частицу мира, ценить общие дела, традиции своего города. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: объяснять значения слова «мир» и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к познанию окружающего мира. |
33. | 15.01 | | Свой дом – свой простор. | Порог, матица, печь, | Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человества. |
34. | 20.01 | | В красном углу сесть – великая честь. | Красный угол. Рушник. Матица. | Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | Проявлять интерес к обустройству старинного дома. |
35. | 22.01 | | Побываем в гостях. | Национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы. | | Научатся различать жилища разных народов, узнают обычаи гостеприимства. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: рассказывать о традициях гостеприимства в древности в настоящее время. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Оценивать результат собственной деятельности. |
36. | 27.01 | | На свет появился – с людьми породнился. | Родственники, брат, внук, деверь, дочь, дядя, жена, золовка, зять, муж, невестка, племенник, свекровь, свекор, свояченица, сноха , сын, тетя, тесть, теща, шурин | Научатся различать родственные связи, уважать старших родственников, заботиться о младших. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к познанию мира |
37. | 29.01 | | Родословное древо. | Род, родословное древо, родство | Научатся составлять родословное древо, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять степень родства в своей семье и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства. |
38. | 04.02 | | Муж и жена – одна душа. | Муж, жена, бракосочетание, обряд, обычай, рукобитье, свататься, сваты | Узнают о старинных свадебных обрядах, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять условия успешной жизни молодоженов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. |
39. | 06.02 | | Святость отцовства и материнства. | Обряд, крещение | Узнают народные традиции, связанные с рождением ребенка, познакомятся о почтительном отношении к родителям. | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии учебного плана. Познавательные: раскрывать значения понятий. Коммуникативныеконструктивно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. |
40. | 11.02 | | Добрые дети – дому венец. | Детство, крещение, имя | Узнают, как готовились в старину к взрослой жизни. Научатся осознанно относиться к выбору игрушек, узнают значение своего имени. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат. Познавательные: рассказывать о значении имени. Коммуникативные формулировать собственное мнение. | Оценивать результат собственной деятельности. |
41. | 13.02 | | Детские игры – школа здоровья. | Бильбоке, свистульки, традиционные игрушки. | Научатся играть по правилам, выбирать водящего, видеть пользу народных игр. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: понимать назначение детских игр и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять интерес к познанию мира. |
42. | 18.02 | | За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи. | Семейные традиции, обычаи. | Научатся общаться со взрослыми и одноклассниками, выступать перед большой аудиторией, испытывать гордость за свою семью и родителей. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять творческое отношение к процессу решения кроссворда |
43. | 20.02 | | Строение тела человека. | Внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние органы, системы органов, скелет, мышцы, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие, сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, сигналы. | Научатся различать понятия «орган», «система органов», узнают названия органов и их роль в организме. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее и внутреннее строение тела человека», различать внешнее и внутреннее строение тела человека. Коммуникативные формулировать собственное высказывание, в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни. |
44.-45. | 25.02 27.02 | | Как работает наш организм. | Система органов, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная | Научатся различать системы органов, понимать принцип их работы. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные: определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные конструктивно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению | Проявлять интерес к изучению темы |
46. | 02.03 | | Что такое гигиена. | Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание. | | Научатся правильному уходу за зубами, узнают, как правильно питаться и следить за осанкой. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: гигиенически правильный образ жизни и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. | Бережное отношение к своему здоровью |
47. | 04.03 | | За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску. | | Научатся выделять компоненты здоровья человека, работать в команде. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять желание вести здоровый образ жизин |
48. | 09.03 | | Органы чувств. | Глазное яблоко, зрачок, сетчатка, наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние, вкусовые сосочки, осязание. | Узнают строение органов чувств, правила гигиены органов чувств. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять органы чувств и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать собственное мнение. | Проявлять интерес к изучению темы |
49. | 11.03 | | Школа первой помощи. | Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб, йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба. | Научатся пользоваться термометром, оказывать первую помощь при легких травмах. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять изменения температуры тела человека и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. |
50. | 16.03 | | Здоровью цены нет. | «здоровье» | Узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил поможет сохранить и укрепить здоровье. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата | Проявлять творческое отношение к процессу создания советов по здоровому образу жизни. |
51. | 18.03 | | Дом не велик, а стоять не велит. | Домострой, большуха, упруг, большак | Узнают об обязанностях каждого члена семьи в старину, об уважении к столу и пище на нем, традициям за столом. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога | Проявлять интерес к познанию мира |
52. | 23.03 | | Семейный бюджет. | семейный бюджет | Узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, где можно сэкономить. | Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания. Познавательные: определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Оценивать результат своей деятельности |
53. | 25.03 | | Мудрость старости. | мудрость | Узнают, что ценят в жизни народы мира, почему старость нужно уважать. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило. Познавательные: раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к старости |
54. | 06.04 | | Путешествие к А.С.Пушкину. | Архивные работники. | Узнают о предках и потомках великого поэта, проследят связь поколений рода Пушкина, научатся уважать историю своей Родины. | Регулятивные: выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания. Познавательные: раскрывать значения понятия «неразрывная связь поколений». Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Осознание успешности при изучении темы |
55. | 08.04 | | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость. | | Научатся выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях семьи, гордиться своими предками. | Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания. Познавательные : использовать приобретенные знания для составления рассказа о семье. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Осознание успешности при изучении темы. |
В поисках Всемирного наследия – 12 час. | |
56. | 13.04 | | Всемирное наследие. | Карта мира, Вселенная, природное наследие, культурное наследие. | Узнают о культурном и природном наследии человечества, о его охране. | Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм. Познавательные: определять объекты природного и культурного наследия планеты. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России. |
57. | 15.04 | | Московский Кремль. | Спасская башня Московского Кремля. | Узнают об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях, которые происходят в Кремле. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Осознание успешности при изучении темы. |
58. | 20.04 | | Озеро Байкал. | Озеро, экология | Узнают о природных особенностях озера, его животном мире, экологическом состоянии. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять уникальность озера Байкал и обосновывать свое мнение. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света. |
59. | 22.04 | | Путешествие в Египет. | Александрийская библиотека, монастырь Святой Екатерины, Великие Пирамиды | Узнают об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Познавательные: определять объекты культурного наследия Египта. Коммуникативные согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | Проявлять интерес к мировой культуре. |
60. | 27.04 | | Путешествие в Грецию. | Акрополь, Парфенон | Узнают о Греции и ее столице, афинском Акрополе. | Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные: определять объекты культурного наследия Греции. Коммуникативныесогласовывать различные мнения при выполнении задания. | Проявлять интерес к мировой культуре. |
61. | 29.04 | | Путешествие в Иерусалим. | Стена Плача, храм Скалы, храм Гроба Господня. | Узнают об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания. Познавательные: определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать в партнером в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к духовному наследию |
62. | 04.05 | | Путешествие в Китай. | Императорский дворец, Китайская стена, площадь Тяньаньмэнь | Узнают о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять объекты Всемирного наследия Китая. Коммуникативные формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию. |
63. | 06.05 | | Всемирные духовные сокровища. | Мать Тереза, Луи Пастер, Александр Невский, Жак-Ив-Кусто | Узнают о свершениях матери Терезы, Жак-Ив-Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Амстрид Линдгрен, Александра Невского. | Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного материала. Познавательные: смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать свое мнение. Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога | Проявлять уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. |
64. | 11.05 | | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | | Узнают, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведенными в учебнике, научатся видеть красоту и ценить ее. | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Познавательные: выбирать вариант выполнения задания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Проявлять творческое отношение. |
65 | 13.05 | | Что мы узнали. Чему научились. | | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |
66. | 18.05 | | КВН. | | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |
67-68 | 20.05 25.05 | | Закрепление изученного. | | Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания. Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Оценивать результат собственной деятельности. |