Примечание: условные сокращения в тематическом планировании.
К. – коммуникативная компетенция, Я.-языковедческая (языковая и лингвистическая), К.-В. - культуроведческая компетенция.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания (с указанием компетенций) | Вид контроля |
Общие сведения о языке. Основные разделы о языке (1 часа) Речь. Речевая деятельность (2 часа) |
1. | Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Роль языка в жизни общества, человека. Для чего нужен язык? Какие бывают виды общения? Язык и речь. Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Русский язык как развивающееся явление. (Я), (К) | Беседа, работа с учебником, работа со словарём. Ответ на вопрос: когда и каким образом служит нам язык? Контрольное списывание. |
2. | Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). РК | 1 | Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. (К) | Творческая работа (составить памятку на основе советов Д.С. Лихачева «Как учиться говорить и писать»). |
3. | Р.Р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | 1 | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. (К) | Творческая работа. |
Фонетика, орфоэпия и графика (1 час). Морфология (9 часов). Правописание: орфография и пунктуация (10 часов). Речь. Речевая деятельность (6 часов). |
4. | Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. | 1 | Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов. (Я), (К) | Различные виды разборов. |
5. | Орфография. Понятие орфограммы. | 1 | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. (Я), (К) | Ответить на вопрос: в каких морфемах может быть орфограмма? Орфографический разбор. Объяснительный диктант |
6. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. РК Звуковая специфика русской речи на фоне выборочных данных о звуках речи саамов. | 1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. (Я), (К) | Работа со словарём морфем. Орфографический разбор. Заполнение таблицы своими примерами. Распределительный диктант |
7. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. РК Специфика согласных звуков русской речи на фоне выборочных данных о согласных в речи саамов. | 1 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. (Я), (К) | Работа со словарем морфем. Орфографический разбор. Заполнение таблицы своими примерами. Проверочный диктант |
8. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. (Я), (К) | Образовать однокоренные слова от данных. Предупредительный диктант. |
9. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание и, у, а после шипящих. (Я), (К) | Осложнённое списывание |
10. | Правописание Ъ и Ь. | 1 | Употребление разделительных Ъ и Ь. (Я), (К) | Распределительный диктант. Объяснительный диктант. Тест |
11. | Служебные части речи. Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | Раздельное написание предлога с другими словами. (Я), (К) | Объяснительный диктант |
12. | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея. | 1 | Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Культура работы с книгой и другими источниками информации. (К) | Творческая работа |
13. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Подробное изложение «Случай на охоте». | 1 | Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. (К) | Подробное изложение |
14. | Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. | 1 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Определение частей речи, последовательность их распознавания. (Я), (К) | Заполнить таблицу «Части речи». Устное сообщение: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? Морфологический разбор. |
15. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия как части речи. (Я), (К) | Творческая работа (подобрать наречия к глаголам, составить со словосочетаниями предложения). |
16. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. РК | 1 | Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль. (Я), (К) | Составить алгоритм: как определить инфинитив глагола? Творческая работа (составить текст (4-5 предложений) об одной из профессий). |
17. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Условие выбора написания -тся и -ться в глаголах. (Я), (К) | Предупредительный диктант |
18. | Р.Р. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея. РК | 1 | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. (Я), (К) | Работа с текстами. Творческая работа (формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой). |
19. | Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (описание). Сочинение по картине А. Пластова «Летом». | 1 | Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Авторский стиль. Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль». (Я), (К) | |
20. | Р.Р. Сочинение по картине А. Пластова «Летом». | 1 | Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль». (Я), (К) | Сочинение |
21. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание личных окончаний глаголов. (Я), (К) | Осложненное списывание. Творческая работа (создать текст по сюжетным картинкам). |
22. | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | Правило написания не с глаголами. (Я), (К) | Осложненное списывание. Творческая работа (создать текст по сюжетным картинкам). |
23. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. РК Имена собственные на карте Кольского полуострова, их правописание. Наиболее типичные фамилии и имена кольских поморов, их происхождение. Особенности фамилий кольских саамов. | 1 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. (Я), (К) | Морфологический разбор существительного |
24. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание е-и в окончаниях существительных. (Я), (К) | Выборочный диктант |
25. | Правописание Ъ и Ь. | 1 | Правописание Ь после шипящих на конце существительных. (Я), (К) | Распределительный диктант |
26. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного. (Я), (К) | Орфографический разбор. Заполнение таблицы примерами. |
27. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. РК Особенности употребления местоимений как характерная черта поморского говора. | 1 | Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных местоимений. (Я), (К) | Словарно-орфографический диктант. Заполнение таблицы примерами. |
28. | Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (повествование). Сочинение-повествование «Памятный день». | 1 | Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль». Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. (Я), (К) | Сочинение |
29. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфология. Правописание: орфография и пунктуация». | 1 | Изученные правила темы. (Я), (К) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Синтаксис (28 часов). Правописание: орфография и пунктуация (1 час). Речь. Речевая деятельность (4 часа). |
30-31. | Синтаксис. Единицы синтаксиса русского языка. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. | 2 | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса. Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения. (Я), (К) | Синтаксический разбор. Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам. |
32. | Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. | 1 | Словосочетание как единица синтаксиса. Подчинительные словосочетания. Основные признаки словосочетаний. (Я), (К) | Составлять схемы словосочетаний. Конструировать словосочетания по схеме. |
33-34. | Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. | 2 | Словосочетание как единица синтаксиса. Подчинительные словосочетания. Основные признаки словосочетаний. (Я), (К) | Составление схем словосочетаний. Конструирование словосочетания по схеме. |
35. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Контрольное подробное изложение-повествование «Отважный пингвиненок». | 1 | Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. Понимание на слух информации художественного текста, его основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей. (К) | Подробное изложение |
36. | Р.Р. Контрольное подробное изложение-повествование «Отважный пингвиненок». | 1 | Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. (К) | Подробное изложение |
37. | Предложения простые и сложные. РК | 1 | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Предложения простые и сложные. (Я), (К) | Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам. Составить план. |
38. | Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | Определение предложений по цели высказывания. (Я), (К) | Устное сообщение о предложении по плану. Творческая работа (продолжить перечень советов «Как вести себя за столом», анализ памятки: как учиться писать и говорить на тему). |
39. | Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | Виды предложений по эмоциональной окраске. (Я), (К) | Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание |
40. | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. | 1 | Синтаксическая структура предложения. Способы определения подлежащего, основные способы его выражения. (Я), (К) | Устное сообщение о главных членах предложения. Осложненное списывание |
41. | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. | 1 | Способы определения сказуемого, основные способы его выражения. (Я), (К) | Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
42. | Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом предложении. | 1 | Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. (Я), (К) | Осложнённое списывание. Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
43. | Структурные типы простых предложений (распространенные – нераспространенные). | 1 | Различия между распространенными и нераспространенными предложениями. (Я), (К) | Устное сообщение на грамматическую тему: почему члены предложения называются второстепенными? Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
44. | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. | 1 | Способы выражения дополнения, графическое выделение на письме. Несовпадение падежного вопроса к дополнению с вопросом члена предложения. (Я), (К) | Творческая работа (составить инструкцию о том, как сделать птичью столовую»). Ответить на вопрос: почему в инструкции много дополнений? |
45. | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. | 1 | Общее представление о второстепенных членах предложения. Определение определения, способы его выражения, графическое выделение на письме. (Я) | Сочинение-миниатюра по данному началу. Подчеркнуть в описании определения. |
46. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Сжатое изложение «Старый пень» | 1 | Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. (К) | Сжатое изложение |
47-48. | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. | 2 | Способы выражения обстоятельства, графическое выделение на письме. (Я), (К) | Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
49. | Однородные члены предложения. | 1 | Признаки однородных членов. Я), (К) | Осложнённое списывание Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
50-51. | Однородные члены предложения. | 2 | Алгоритм расстановки знаков препинания в предложении. (Я), (К) | Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
52. | Обращение. . | 1 | Понятие обращения, его роль в речи. (Я), (К) | Творческая работа (из текста басен Крылова выписать предложения с обращениями). |
53. | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. | 1 | Композиционно-жанровое своеобразие текстов. История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации (К) | Творческая работа (составление писем). |
54. | Предложения простые и сложные. | 1 | Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения. (Я), (К) | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Объяснительный диктант. Составление предложений по схемам. |
55. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. (Я), (К) | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
56. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении. (Я), (К) | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Объяснительный диктант. Составление предложений по схемам. |
57. | Предложения простые и сложные. Синтаксический анализ простого и сложного предложения | 1 | Предложения простые и сложные. Синонимия простого и сложного предложения. Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения. (Я), (К) | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Объяснительный диктант. Составление предложений по схемам. |
58. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Понятие прямой речи. (Я), (К) | Составление схем предложений с прямой речью. Осложнённое списывание. |
59. | Способы передачи чужой речи. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью. | 1 | Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи. (Я), (К) | Составление схем предложений с прямой речью. Конструирование предложений. |
60. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в диалоге. | 1 | Понятие диалога. (Я), (К) | |
61. | Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. РК | 1 | Текст. Средства связи предложений и частей текста. Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.) (Я), (К) | Творческая работа |
62. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Синтаксис». | 1 | Алгоритмы пунктуационных правил. (Я) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Фонетика, орфоэпия и графика (12 часов). Правописание: орфография и пунктуация (1час). Речь. Речевая деятельность (3 часа). |
63. | Фонетика, орфоэпия и графика. Звуки речи. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, название букв. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. | 1 | Предмет изучения орфоэпии и фонетики. Звуки речи. Состав русского алфавита, название букв. Ударение. Слог. Правила переноса слов. (Я), (К) | Составление звуковой записи слов. |
64. | Система гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. РК Звуковая специфика русской речи на фоне выборочных данных о звуках речи саамов. | 1 | Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. (Я), (К) | Составление звуковой записи слов. |
65. | Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. РК Специфика согласных звуков русской речи на фоне выборочных данных о согласных в речи саамов. | 1 | Особенности образования согласных звуков. Изменение звуков в потоке речи. Понятие сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Сонорные согласные. Шипящие согласные. (Я), (К) | Устное сообщение о звуках речи. |
66. | Система согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. РК. Специфика согласных звуков русской речи на фоне выборочных данных о согласных в речи саамов. | 1 | Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции. (Я), (К) | Заполнить таблицу своими примерами. Тест. |
67. | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (повествование). | 1 | Особенности повествования как типа речи, его композиция. (К) | Творческая работа (составление текста). |
68. | Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. | 1 | Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных звуков. (Я), (К) | Заполнить таблицу своими примерами. Фонетический разбор слова. |
69. | Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. РК | 1 | Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста. (Я), (К) | Творческая работа (составить список названий птиц, рыб, цветов по алфавиту). |
70-71. | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание). Контрольное сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 2 | Особенности описания как типа речи, его композиция. Описание предмета (К) | Сочинение-описание |
72. | Правописание ъ и ь. | 1 | Правило об обозначении мягкости согласного с помощью Ь. (Я), (К) | Заполнить таблицу своими примерами. Объяснительный диктант |
73. | Способы обозначения [j'] на письме. | 1 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Я), (К) | Заполнить таблицу своими примерами. Фонетический разбор слова. |
74. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | 1 | Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. (Я), (К) | Заполнить таблицу своими примерами. Фонетический разбор слова. Орфоэпический диктант |
75. | Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ слова. | 1 | Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью транскрипции Алгоритм фонетического разбора слова. (Я), (К) | Фонетический разбор слова |
76. | Применение знаний по фонетике в практике правописания. | 1 | Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Изученные правила темы. (Я), (К) | Тесты, диктанты. Фонетический разбор слова. |
77. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Фонетика, орфоэпия и графика» | 1 | Изученные правила темы. (Я) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
78. | Связь фонетики с графикой и орфографией. | 1 | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. (Я), (К) | Предупредительные и объяснительные диктанты. Фонетический разбор слова. |
Лексикология и фразеология (9 часов). Речь. Речевая деятельность (3 часа). |
79. | Лексикология и фразеология Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. РК. Лексическое значение современных и старинных слов поморского диалекта, отражающих богатство и образность народной речи. | 1 | Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. (Я) | Выписать из толкового словаря 5 незнакомых слов и формулировки их лексических значений. Творческая работа (составить с ними предложения). |
80. | Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексический анализ слова. РК Лексическое значение слов, отражающих природные, экономические и культурные особенности Кольского Севера. | 1 | Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов (Я) | Выписать из толкового словаря 5 незнакомых слов и формулировки их лексических значений. Творческая работа (составить с ними предложений). |
81. | Однозначные и многозначные слова. Лексический анализ слова. РК Однозначные и многозначные слова, называющие реалии Кольского Севера. Однозначные и многозначные слова в диалекте кольских поморов. Лексическая многозначность | 1 | Понятия однозначных и многозначных слов. (Я), (К) | Творческий диктант |
82. | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание). Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. (К) | |
83. | Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Лексический анализ слова. РК Метафоры в текстах художественных произведений, посвященных Русскому Северу. | 1 | Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. (Я), (К) | Ответ на вопрос: почему в поэтической речи часто используются слова в переносном значении? |
84. | Омонимы. Лексический анализ слова. РК Лексическое значение современных и старинных слов поморского диалекта, отражающих богатство и образность народной речи | 1 | Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Отличия омонимов от многозначных слов. (Я), (К) | Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах, загадках. |
85 -86. | Синонимы. Лексический анализ слова. Паронимы. Лексический анализ слова. РК | 2 | Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Словари синонимов. (Я), (К) | Творческая работа |
87. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Подробное изложение «Первый снег». | 1 | Понимание на слух информации художественного текста, его основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей. Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. (Я), (К) | Подробное изложение |
88. | Р.Р. Подробное изложение «Первый снег». | 1 | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Подробное изложение |
89. | Антонимы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). | 1 | Понятие антонимов, их стилистическая роль. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. (Я), (К) | Творческая работа (составить текст, используя для связи его частей антонимы ПРАВЫЙ – ЛЕВЫЙ, СПРАВА – СЛЕВА, на темы: «на берегах реки», «Вид из окна», «Любимый уголок природы»). |
90. | Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология». | 1 | Изученные правила темы. (К) | Контрольная работа |
Морфемика и словообразование (15 часов). Правописание: орфография и пунктуация (6 часов). Речь. Речевая деятельность (5 часов). |
91. | Морфемика и словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Морфемный анализ слова. | 1 | Морфемика как раздел лингвистики о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Отличие морфемы от других языковых единиц. (Я) | Морфемный разбор слова |
92-93. | Виды морфем. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. | 2 | Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне. (Я), (К) | Морфемный разбор слова |
94. | Словообразующие и формообразующие морфемы. | 1 | Виды морфем. Словообразование и изменение форм слов. (Я) | Морфемный разбор слова |
95. | Основа слова и окончание. Нулевая морфема. | 1 | Понятие основы слова, ее значение в структуре слова. Понятие окончания как части слова и его функции. (Я), (К) | Морфемный разбор слова |
96. | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение). | 1 | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. (К) | Творческая работа |
97. | Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Роль суффикса в образовании новых слов. (Я), (К) | Морфемный разбор, составление слов по схеме. |
98. | Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Суффикс как значимая часть слова. (Я), (К) | Морфемный разбор, составление слов по схеме. |
99. | Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Приставка как словообразовательная морфема. (Я), (К) | Морфемный разбор, составление слов по схеме. |
100-101. | Чередование звуков в морфемах. | 2 | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. (Я), (К) | Морфемный разбор, составление слов по схеме. Орфографический диктант. |
102. | Чередование звуков в морфемах. | 1 | Беглые гласные как варианты чередования. (Я), (К) | Морфемный разбор, составление слов по схеме. |
103. | Морфемный анализ слова. | 1 | Алгоритм морфемного разбора слова. (Я), (К) | Морфемный разбор, составление слов по схеме. |
104. | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение). Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг». | 1 | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. (Я), (К) | Сочинение-рассуждение |
105. | Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг». | 1 | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные темы на основе отбора необходимой информации (Я), (К) | Сочинение-рассуждение |
106. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо. (Я), (К) | Заполнение таблицы с примерами. Объяснительные и предупредительные диктанты. |
107. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия выбора буквы в приставках. Правописание з и с на конце приставок. (Я), (К) | Заполнение таблицы с примерами. Объяснительные и предупредительные диктанты. |
108. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия выбора буквы в корне. Правописание о-а в корнях лаг-лож. (Я), (К) | Заполнение таблицы с примерами. Объяснительные и предупредительные диктанты. |
109. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия выбора буквы в корне. Правописание о-а в корнях раст - рос. (Я), (К) | Словарный диктант. Объяснительные и предупредительные диктанты. |
110. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия выбора буквы в корне. Правописание ё-о после шипящих в корне. (Я), (К) | Объяснительные и предупредительные диктанты. Тест |
111-112. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Подробное изложение «Необыкновенное гнездо». | 2 | Тема, основная мысль, простой план. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. (К) | Подробное изложение |
113. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание ы и и после ц. Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях. (Я), (К) | Распределительный диктант |
114-115. | Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 2 | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. (Я), (К) | Заполнение таблицы с примерами. Объяснительные и предупредительные диктанты. |
116. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика и словообразование». | 1 | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. (Я), (К) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Морфология (31 час). Правописание: орфография и пунктуация (10 часов). Речь. Речевая деятельность (6 часов). |
117. | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи. РК | 1 | Система частей речи. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическое значение слова. Слово и его формы. (Я) | Заполнение таблицы. Распределительный диктант. |
Имя существительное как часть речи (13 часов + 1 часа) |
118. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи. (Я), (К) | Составление таблицы. Выборочный диктант |
119. | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Анализ текста. | 1 | Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу. (Я), (К) | Творческая работа |
120. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Прописная и строчная буквы. | 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. (Я) | Творческая работа (составление текста: написать письмо другу, оформить адрес). |
121. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Прописная и строчная буквы. | 1 | Нарицательные и собственные имена существительные. Употребление строчной и прописной букв. | Заполнение таблицы. Творческая работа (составление словосочетаний и предложений). |
122. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода. (Я) | Заполнение таблицы. Творческая работа (составление словосочетаний и предложений). |
123. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного. (Я) | Творческая работа (составление устного высказывания). |
124. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Система падежей в русском языке. | Заполнение таблицы. Распределительный диктант. |
125. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Типы склонений имён существительных. (Я) | Словарный диктант. Тест. |
126. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. (Я), (К) | Заполнение таблицы. Распределительный диктант. |
127-128. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 2 | Существительные на –ия, -ие, -ий. Правописание -Е, -И в окончаниях существительных. (Я), (К) | Словарный диктант. Тест. |
129. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Я), (К) | Словарный диктант. Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажёр «ФРАЗА») |
130. | Морфологический анализ слова. Применение знаний по морфологии в практике правописания | 1 | Морфологические признаки существительного. Правописание существительных. (Я) | Объяснительный диктант. Составление словарных статей. Тест. |
131. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи». | 1 | Морфологические признаки существительного. Правописание существительных. (Я) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Имя прилагательное как часть речи (8 часов +2 часа) |
132-133. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 2 | Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных. (Я) | Творческое списывание. Морфологический разбор. |
134. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных. (Я) | Творческая работа. |
135. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание окончаний в именах прилагательных. (Я) | Творческое списывание. Распределительный диктант. Работа с текстом. |
136. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных. (Я) | Распределительный диктант. |
137. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Контрольное сжатое изложение «Ю-ю». | 1 | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста Описание животного. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. (К) | |
138. | Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Контрольное сжатое изложение «Ю-ю». | 1 | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. (К), (Я) | Сжатое изложение |
139. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Трудные случаи ударения в формах слов (краткие прилагательные). (Я) | Распределительный диктант. |
140. | Морфологический анализ слова. Применение знаний по морфологии в практике правописания. | 1 | Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации. (Я) | Распределительный диктант. Объяснительный диктант. Тест. |
141. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи». | 1 | Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. (Я) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Глагол как часть речи (19 часов + 3 часа) |
142. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов. (Я) | Выборочный диктант. Комментированное письмо. |
143. | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | Орфограмма «НЕ с глаголами». (Я) | Объяснительный диктант. |
144. | Р.Р. Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). | 1 | Основные жанры разговорной речи (рассказ). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Композиционные элементы рассказа. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. (К) | Творческая работа (составить рассказ) |
145. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ , - ТИ. Основа инфинитива. (Я) | Морфемный разбор. Осложнённое списывание. |
146. | Правописание ъ и ь. | 1 | Правописание -тся и -ться в глаголах. (Я), (К) | Распределительный диктант |
147. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. (Я) | Комментированное письмо |
148. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи». | 1 | Определение уровня усвоения изученного материала. Правописание глаголов. (Я), (К) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | | Уметь применять на письме изученные орфографические правила. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
149. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Правописание е-и в корнях с чередованиями. (Я), (К) | Распределительный диктант. Объяснительный диктант. |
150. | Р.Р. Основные жанры разговорной речи (рассказ). | 1 | Невыдуманный рассказ о себе. Тип речи - повествование, особенности рассказа. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. (Я), (К) | Творческая работа (составить рассказ) |
151. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. (Я), (К) | Диктант «Проверяю себя». |
152. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Прошедшее время. Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени). (Я), (К) | Осложнённое списывание |
153. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Настоящее время. (Я), (К) | Диктант «Проверяю себя». |
154. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Будущее время. (Я), (К) | Творческий диктант. Распределительный диктант. |
155. | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание). Сочинение-описание «Моё любимое животное». | 1 | Описание животного на основе личных впечатлений. (К) | Сочинение-описание |
156. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Спряжение глагола. Способ определения спряжения глагола. (Я), (К) | Творческий диктант. Распределительный диктант. |
157. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Спряжение глагола. Способ определения спряжения глагола. (Я), (К) | Творческий диктант. Распределительный диктант. |
158. | Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. | 1 | Лицо и число. Изменение глагола по лицам и числам. (Я), (К) | Выборочный диктант. Творческий диктант. |
159. | Морфологический анализ слова. | 1 | Морфологический разбор глагола. (Я), (К) | Морфологический разбор. Редактирование текста |
160. | Правописание ъ и ь. | 1 | Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. (Я), (К) | Словарная работа. Тест. |
161-162. | Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов). Применение знаний по морфологии в практике правописания. | 2 | Употребление времен. Правописание глагола, общее значение, морфологические признаки глагола, синтаксическая роль. (Я), (К) | Диктант «Проверяю себя». Взаимодиктант. Тест. |
163. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи». | 1 | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. (Я) | Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Общие сведения о русском языке. Основные разделы науки о языке (1 час). Правописание: орфография и пунктуация (4 часа). |
164. | Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). | 1 | Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). (Я) | Редактирование предложений |
165. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия, от которых зависит выбор орфограмм в корнях. (Я) | Заполнение таблицы «Орфограммы в корне». Объяснительный диктант. |
166. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставках. (Я) | Заполнение таблицы «Орфограммы в приставках». Распределительный диктант |
167. | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. | 1 | Условия, от которых зависит выбор орфограмм в окончаниях. (Я) | Заполнение таблицы «Орфограммы в окончаниях разных частей речи». Осложнённое списывание |
168. | Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 1 | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. (Я) | Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Культура речи (2 часа) |
169. | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. | 1 | Культура речи как раздел лингвистики. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества. К.-В | Работа с текстом |
170. | Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. | 1 | Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка. Варианты норм. Речевые ошибки. К.-В | Творческая работа |