СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое  планирование по русскому языку для 5 класса ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса»

Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (170 часа)

Примечание: условные сокращения в тематическом планировании.

К. – коммуникативная компетенция, Я.-языковедческая (языковая и лингвистическая), К.-В. - культуроведческая компетенция.



урока


Тема

урока

Количество

часов

Элементы содержания

(с указанием компетенций)


Вид контроля



Общие сведения о языке. Основные разделы о языке (1 часа)

Речь. Речевая деятельность (2 часа)

1.

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык как развивающееся явление.

1

Роль языка в жизни общества, человека. Для чего нужен язык? Какие бывают виды общения? Язык и речь. Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Русский язык как развивающееся явление.

(Я), (К)

Беседа, работа с учебником, работа со словарём.

Ответ на вопрос: когда и каким образом служит нам язык?

Контрольное списывание.


2.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог).

РК

1

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

(К)

Творческая работа (составить памятку на основе советов Д.С. Лихачева «Как учиться говорить и писать»).

3.

Р.Р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

1

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения.

(К)

Творческая работа.


Фонетика, орфоэпия и графика (1 час).

Морфология (9 часов). Правописание: орфография и пунктуация (10 часов). Речь. Речевая деятельность

(6 часов).

4.

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.

1

Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов.

(Я), (К)

Различные виды разборов.

5.

Орфография. Понятие орфограммы.

1

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Орфограмма и орфографическое правило.

(Я), (К)

Ответить на вопрос: в каких морфемах может быть орфограмма?

Орфографический разбор.

Объяснительный диктант

6.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

РК

Звуковая специфика русской речи на фоне выборочных данных о звуках речи саамов.

1

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

(Я), (К)

Работа со словарём морфем.

Орфографический разбор.

Заполнение таблицы своими примерами.

Распределительный диктант

7.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

РК

Специфика согласных звуков русской речи на фоне выборочных данных о согласных в речи саамов.

1

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

(Я), (К)

Работа со словарем морфем.

Орфографический разбор.

Заполнение таблицы своими примерами.

Проверочный диктант

8.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

(Я), (К)

Образовать однокоренные слова от данных. Предупредительный диктант.

9.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание и, у, а после шипящих.

(Я), (К)

Осложнённое списывание

10.

Правописание Ъ и Ь.

1

Употребление разделительных Ъ и Ь.

(Я), (К)

Распределительный диктант.

Объяснительный диктант.

Тест

11.

Служебные части речи. Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Раздельное написание предлога с другими словами.

(Я), (К)

Объяснительный диктант

12.

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея.

1

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Культура работы с книгой и другими источниками информации.

(К)

Творческая работа

13.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Подробное изложение «Случай на охоте».

1

Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.

(К)

Подробное изложение

14.

Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.

1

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Определение частей речи, последовательность их распознавания.

(Я), (К)

Заполнить таблицу «Части речи».

Устное сообщение: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Морфологический разбор.

15.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия как части речи.

(Я), (К)

Творческая работа (подобрать наречия к глаголам, составить со словосочетаниями предложения).

16.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК

1

Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль.

(Я), (К)

Составить алгоритм: как определить инфинитив глагола?

Творческая работа (составить текст (4-5 предложений) об одной из профессий).

17.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Условие выбора написания -тся и -ться в глаголах.

(Я), (К)

Предупредительный диктант

18.

Р.Р. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея.

РК


1

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

(Я), (К)

Работа с текстами.

Творческая работа (формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой).

19.

Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (описание).

Сочинение по картине А. Пластова «Летом».

1

Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Авторский стиль. Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль».

(Я), (К)


20.

Р.Р. Сочинение по картине А. Пластова «Летом».

1

Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль».

(Я), (К)

Сочинение

21.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание личных окончаний глаголов.

(Я), (К)

Осложненное списывание.

Творческая работа (создать текст по сюжетным картинкам).

22.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Правило написания не с глаголами.

(Я), (К)

Осложненное списывание.

Творческая работа (создать текст по сюжетным картинкам).

23.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК

Имена собственные на карте Кольского полуострова, их правописание. Наиболее типичные фамилии и имена кольских поморов, их происхождение. Особенности фамилий кольских саамов.

1

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного.

(Я), (К)

Морфологический разбор существительного

24.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание е-и в окончаниях существительных.

(Я), (К)

Выборочный диктант

25.

Правописание Ъ и Ь.

1

Правописание Ь после шипящих на конце существительных.

(Я), (К)

Распределительный диктант

26.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного.

(Я), (К)

Орфографический разбор.

Заполнение таблицы примерами.

27.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК

Особенности употребления местоимений как характерная черта поморского говора.

1

Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных местоимений.

(Я), (К)

Словарно-орфографический диктант.

Заполнение таблицы примерами.

28.

Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (повествование).

Сочинение-повествование «Памятный день».

1

Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль». Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.

(Я), (К)

Сочинение

29.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфология. Правописание: орфография и пунктуация».

1

Изученные правила темы.

(Я), (К)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Синтаксис (28 часов). Правописание: орфография и пунктуация (1 час). Речь. Речевая деятельность

(4 часа).

30-31.

Синтаксис. Единицы синтаксиса русского языка. Пунктуация. Знаки препинания и их функции.

2

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса. Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения.


(Я), (К)

Синтаксический разбор. Составление

схем предложений.

Конструирование предложений по схемам.

32.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

1

Словосочетание как единица синтаксиса.

Подчинительные словосочетания.

Основные признаки словосочетаний.

(Я), (К)

Составлять схемы словосочетаний.

Конструировать словосочетания по схеме.

33-34.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

2

Словосочетание как единица синтаксиса.

Подчинительные словосочетания.

Основные признаки словосочетаний.

(Я), (К)

Составление схем словосочетаний.

Конструирование словосочетания по схеме.

35.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Контрольное подробное изложение-повествование «Отважный пингвиненок».

1

Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. Понимание на слух информации художественного текста, его основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

(К)

Подробное изложение

36.

Р.Р. Контрольное подробное изложение-повествование «Отважный пингвиненок».

1

Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему.

(К)

Подробное изложение

37.

Предложения простые и сложные.

РК

1

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Предложения простые и сложные.

(Я), (К)

Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам. Составить план.

38.

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

Определение предложений по цели высказывания.

(Я), (К)

Устное сообщение о предложении по плану. Творческая работа (продолжить перечень советов «Как вести себя за столом», анализ памятки: как учиться писать и говорить на тему).

39.

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

Виды предложений по эмоциональной окраске.

(Я), (К)

Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам.

Осложненное списывание

40.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

1

Синтаксическая структура предложения. Способы определения подлежащего, основные способы его выражения. (Я), (К)

Устное сообщение о главных членах предложения.

Осложненное списывание

41.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

1

Способы определения сказуемого, основные способы его выражения.

(Я), (К)

Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

42.

Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом предложении.

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

(Я), (К)

Осложнённое списывание. Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

43.

Структурные типы простых предложений (распространенные – нераспространенные).

1

Различия между распространенными и нераспространенными предложениями.

(Я), (К)

Устное сообщение на грамматическую тему: почему члены предложения называются второстепенными?

Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

44.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

1

Способы выражения дополнения, графическое выделение на письме.

Несовпадение падежного вопроса к дополнению с вопросом члена предложения.

(Я), (К)

Творческая работа (составить инструкцию о том, как сделать птичью столовую»).

Ответить на вопрос: почему в инструкции много дополнений?

45.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

1

Общее представление о второстепенных членах предложения.

Определение определения, способы его выражения, графическое выделение на письме.

(Я)

Сочинение-миниатюра по данному началу. Подчеркнуть в описании определения.

46.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Сжатое изложение «Старый пень»

1

Смысловое, композиционное и стилевое единство текста на определённую тему. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.

(К)

Сжатое изложение

47-48.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

2

Способы выражения обстоятельства, графическое выделение на письме.

(Я), (К)

Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

49.

Однородные члены предложения.

1

Признаки однородных членов. Я), (К)

Осложнённое списывание

Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

50-51.

Однородные члены предложения.

2

Алгоритм расстановки знаков препинания в предложении.

(Я), (К)

Объяснительный диктант.

Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

52.

Обращение.

.

1

Понятие обращения, его роль в речи.

(Я), (К)

Творческая работа (из текста басен Крылова выписать предложения с обращениями).

53.

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности.

1

Композиционно-жанровое своеобразие текстов. История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации

(К)

Творческая работа (составление писем).

54.

Предложения простые и сложные.

1

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения.

(Я), (К)

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Объяснительный диктант. Составление предложений по схемам.


55.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.


1

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

(Я), (К)

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

56.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

1

Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении.

(Я), (К)

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Объяснительный диктант. Составление предложений по схемам.

57.

Предложения простые и сложные. Синтаксический анализ простого и сложного предложения

1

Предложения простые и сложные. Синонимия простого и сложного предложения. Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения.

(Я), (К)

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Объяснительный диктант. Составление предложений по схемам.


58.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.


1

Понятие прямой речи.

(Я), (К)

Составление схем предложений с прямой речью. Осложнённое списывание.

59.

Способы передачи чужой речи. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью.

1

Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи.

(Я), (К)

Составление схем предложений с прямой речью.

Конструирование предложений.

60.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в диалоге.

1

Понятие диалога.

(Я), (К)


61.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

РК

1

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)

(Я), (К)

Творческая работа

62.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Синтаксис».

1

Алгоритмы пунктуационных правил.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Фонетика, орфоэпия и графика (12 часов). Правописание: орфография и пунктуация (1час).

Речь. Речевая деятельность (3 часа).

63.

Фонетика, орфоэпия и графика. Звуки речи. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, название букв. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов.

1

Предмет изучения орфоэпии и фонетики. Звуки речи. Состав русского алфавита, название букв. Ударение. Слог. Правила переноса слов.

(Я), (К)

Составление звуковой записи слов.

64.

Система гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.

РК

Звуковая специфика русской речи на фоне выборочных данных о звуках речи саамов.

1

Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками.

(Я), (К)

Составление звуковой записи слов.

65.

Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.

РК

Специфика согласных звуков русской речи на фоне выборочных данных о согласных в речи саамов.

1

Особенности образования согласных звуков. Изменение звуков в потоке речи. Понятие сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

(Я), (К)

Устное сообщение о звуках речи.


66.

Система согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

РК. Специфика согласных звуков русской речи на фоне выборочных данных о согласных в речи саамов.

1

Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции.

(Я), (К)

Заполнить таблицу своими примерами.

Тест.

67.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (повествование).

1

Особенности повествования как типа речи, его композиция.

(К)

Творческая работа (составление текста).

68.

Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.


1

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных звуков.

(Я), (К)

Заполнить таблицу своими примерами.

Фонетический разбор слова.

69.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

РК

1

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

(Я), (К)

Творческая работа (составить список названий птиц, рыб, цветов по алфавиту).


70-71.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Контрольное сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

2

Особенности описания как типа речи, его композиция. Описание предмета

(К)

Сочинение-описание

72.

Правописание ъ и ь.


1

Правило об обозначении мягкости согласного с помощью Ь.

(Я), (К)

Заполнить таблицу своими примерами.

Объяснительный диктант

73.

Способы обозначения [j'] на письме.


1

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

(Я), (К)

Заполнить таблицу своими примерами.

Фонетический разбор слова.

74.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки
зрения орфоэпических норм.

1

Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

(Я), (К)

Заполнить таблицу своими примерами.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпический диктант

75.

Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ слова.

1

Связь фонетики с графикой и орфографией. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью транскрипции Алгоритм фонетического разбора слова.

(Я), (К)

Фонетический разбор слова

76.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.


1

Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Изученные правила темы.

(Я), (К)

Тесты, диктанты.

Фонетический разбор слова.

77.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Фонетика, орфоэпия и графика»

1

Изученные правила темы.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

78.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

1

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

(Я), (К)

Предупредительные и объяснительные диктанты.

Фонетический разбор слова.

Лексикология и фразеология (9 часов).

Речь. Речевая деятельность (3 часа).

79.

Лексикология и фразеология Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

РК. Лексическое значение современных и старинных слов поморского диалекта, отражающих богатство и образность народной речи.

1

Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

(Я)

Выписать из толкового словаря 5 незнакомых слов и формулировки их лексических значений.

Творческая работа (составить с ними предложения).

80.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексический анализ слова.

РК

Лексическое значение слов, отражающих природные, экономические и культурные особенности Кольского Севера.

1

Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов

(Я)

Выписать из толкового словаря 5 незнакомых слов и формулировки их лексических значений.

Творческая работа (составить с ними предложений).

81.

Однозначные и многозначные слова. Лексический анализ слова.

РК

Однозначные и многозначные слова, называющие реалии Кольского Севера. Однозначные и многозначные слова в диалекте кольских поморов. Лексическая многозначность

1

Понятия однозначных и многозначных слов.

(Я), (К)

Творческий диктант

82.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

(К)


83.

Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Лексический анализ слова.

РК

Метафоры в текстах художественных произведений, посвященных Русскому Северу.

1

Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

(Я), (К)

Ответ на вопрос: почему в поэтической речи часто используются слова в переносном значении?

84.

Омонимы. Лексический анализ слова.


РК

Лексическое значение современных и старинных слов поморского диалекта, отражающих богатство и образность народной речи

1

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Отличия омонимов от многозначных слов.

(Я), (К)

Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах, загадках.

85 -86.

Синонимы. Лексический анализ слова.

Паронимы. Лексический анализ слова.

РК

2

Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Словари синонимов.

(Я), (К)

Творческая работа

87.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Подробное изложение «Первый снег».

1

Понимание на слух информации художественного текста, его основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей. Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

(Я), (К)

Подробное изложение

88.

Р.Р. Подробное изложение «Первый снег».

1

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Подробное изложение

89.

Антонимы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).

1

Понятие антонимов, их стилистическая роль. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

(Я), (К)

Творческая работа (составить текст, используя для связи его частей антонимы ПРАВЫЙ – ЛЕВЫЙ, СПРАВА – СЛЕВА, на темы: «на берегах реки», «Вид из окна», «Любимый уголок природы»).

90.

Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

1

Изученные правила темы.

(К)

Контрольная работа

Морфемика и словообразование (15 часов). Правописание: орфография и пунктуация (6 часов).

Речь. Речевая деятельность (5 часов).

91.

Морфемика и словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Морфемный анализ слова.

1

Морфемика как раздел лингвистики о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Отличие морфемы от других языковых единиц.

(Я)

Морфемный разбор слова

92-93.

Виды морфем. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.

2

Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне.

(Я), (К)

Морфемный разбор слова

94.

Словообразующие и формообразующие морфемы.

1

Виды морфем. Словообразование и изменение форм слов.

(Я)

Морфемный разбор слова

95.

Основа слова и окончание. Нулевая морфема.

1

Понятие основы слова, ее значение в структуре слова. Понятие окончания как части слова и его функции.

(Я), (К)

Морфемный разбор слова

96.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение).

1

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

(К)

Творческая работа

97.

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

1

Роль суффикса в образовании новых слов.

(Я), (К)

Морфемный разбор, составление слов по схеме.

98.

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

1

Суффикс как значимая часть слова.

(Я), (К)

Морфемный разбор, составление слов по схеме.

99.

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

1

Приставка как словообразовательная морфема.

(Я), (К)

Морфемный разбор, составление слов по схеме.

100-101.

Чередование звуков в морфемах.

2

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

(Я), (К)

Морфемный разбор, составление слов по схеме.

Орфографический диктант.

102.

Чередование звуков в морфемах.

1

Беглые гласные как варианты чередования.

(Я), (К)

Морфемный разбор, составление слов по схеме.

103.

Морфемный анализ слова.


1

Алгоритм морфемного разбора слова.

(Я), (К)

Морфемный разбор, составление слов по схеме.

104.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение).

Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг».

1

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

(Я), (К)

Сочинение-рассуждение

105.

Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг».

1

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные темы на основе отбора необходимой информации

(Я), (К)

Сочинение-рассуждение

106.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо.

(Я), (К)

Заполнение таблицы с примерами.

Объяснительные и предупредительные диктанты.

107.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия выбора буквы в приставках. Правописание з и с на конце приставок.

(Я), (К)

Заполнение таблицы с примерами.

Объяснительные и предупредительные диктанты.

108.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия выбора буквы в корне. Правописание о-а в корнях лаг-лож.

(Я), (К)

Заполнение таблицы с примерами. Объяснительные и предупредительные диктанты.

109.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия выбора буквы в корне. Правописание о-а в корнях раст - рос.

(Я), (К)

Словарный диктант.

Объяснительные и предупредительные диктанты.

110.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия выбора буквы в корне. Правописание

ё-о после шипящих в корне.

(Я), (К)

Объяснительные и предупредительные диктанты.

Тест

111-112.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Подробное изложение «Необыкновенное гнездо».

2

Тема, основная мысль, простой план. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.

(К)

Подробное изложение

113.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание ы и и после ц. Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях.

(Я), (К)

Распределительный диктант

114-115.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.


2

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

(Я), (К)

Заполнение таблицы с примерами. Объяснительные и предупредительные диктанты.

116.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика и словообразование».

1

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

(Я), (К)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Морфология (31 час). Правописание: орфография и пунктуация (10 часов).

Речь. Речевая деятельность (6 часов).

117.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи.

РК

1

Система частей речи. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическое значение слова. Слово и его формы.

(Я)

Заполнение таблицы.

Распределительный диктант.

Имя существительное как часть речи (13 часов + 1 часа)

118.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи.

(Я), (К)

Составление таблицы.

Выборочный диктант

119.

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Анализ текста.

1

Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу.

(Я), (К)

Творческая работа


120.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Прописная и строчная буквы.

1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные.

(Я)

Творческая работа (составление текста: написать письмо другу, оформить адрес).

121.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Прописная и строчная буквы.

1

Нарицательные и собственные имена существительные. Употребление строчной и прописной букв.

Заполнение таблицы.

Творческая работа (составление словосочетаний и предложений).

122.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода.

(Я)

Заполнение таблицы.

Творческая работа (составление словосочетаний и предложений).

123.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного.

(Я)

Творческая работа (составление устного высказывания).

124.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Система падежей в русском языке.


Заполнение таблицы.

Распределительный диктант.

125.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Типы склонений имён существительных.

(Я)

Словарный диктант.

Тест.


126.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

(Я), (К)

Заполнение таблицы.

Распределительный диктант.

127-128.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

2

Существительные на –ия, -ие, -ий.

Правописание -Е, -И в окончаниях существительных.

(Я), (К)

Словарный диктант.

Тест.


129.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.



1

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

(Я), (К)

Словарный диктант.

Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажёр «ФРАЗА»)

130.

Морфологический анализ слова. Применение знаний по морфологии в практике правописания

1

Морфологические признаки существительного. Правописание существительных.

(Я)

Объяснительный диктант.

Составление словарных статей.

Тест.

131.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Морфологические признаки существительного. Правописание существительных.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Имя прилагательное как часть речи (8 часов +2 часа)

132-133.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных.

(Я)

Творческое списывание.

Морфологический разбор.

134.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных.

(Я)

Творческая работа.

135.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание окончаний в именах прилагательных.

(Я)

Творческое списывание.

Распределительный диктант.

Работа с текстом.

136.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.

(Я)

Распределительный диктант.


137.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Контрольное сжатое изложение «Ю-ю».


1

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста Описание животного. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.

(К)


138.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Контрольное сжатое изложение «Ю-ю».

1

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста.

(К), (Я)

Сжатое изложение

139.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Трудные случаи ударения в формах слов (краткие прилагательные).

(Я)

Распределительный диктант.


140.

Морфологический анализ слова. Применение знаний по морфологии в практике правописания.

1

Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации.

(Я)

Распределительный диктант.

Объяснительный диктант.

Тест.

141.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Глагол как часть речи (19 часов + 3 часа)

142.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов.

(Я)

Выборочный диктант.

Комментированное письмо.



143.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Орфограмма «НЕ с глаголами».

(Я)

Объяснительный диктант.

144.

Р.Р. Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1

Основные жанры разговорной речи (рассказ). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Композиционные элементы рассказа. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.

(К)

Творческая работа (составить рассказ)

145.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ , - ТИ. Основа инфинитива.

(Я)

Морфемный разбор.

Осложнённое списывание.


146.

Правописание ъ и ь.

1

Правописание -тся и -ться в глаголах.

(Я), (К)

Распределительный диктант

147.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.

(Я)

Комментированное письмо

148.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Правописание глаголов.

(Я), (К)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями


Уметь применять на письме изученные орфографические правила.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

149.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание е-и в корнях с чередованиями.

(Я), (К)

Распределительный диктант.

Объяснительный диктант.

150.

Р.Р. Основные жанры разговорной речи (рассказ).

1

Невыдуманный рассказ о себе.

Тип речи - повествование, особенности рассказа. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.

(Я), (К)

Творческая работа (составить рассказ)

151.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.

(Я), (К)

Диктант «Проверяю себя».


152.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Прошедшее время. Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени). (Я), (К)

Осложнённое списывание


153.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Настоящее время.

(Я), (К)

Диктант «Проверяю себя».


154.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Будущее время.

(Я), (К)

Творческий диктант.

Распределительный диктант.

155.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Сочинение-описание «Моё любимое животное».

1

Описание животного на основе личных впечатлений.

(К)

Сочинение-описание

156.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Спряжение глагола. Способ определения спряжения глагола.

(Я), (К)

Творческий диктант.

Распределительный диктант.

157.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Спряжение глагола. Способ определения спряжения глагола.

(Я), (К)

Творческий диктант.

Распределительный диктант.

158.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Лицо и число. Изменение глагола по лицам и числам.

(Я), (К)

Выборочный диктант.

Творческий диктант.

159.

Морфологический анализ слова.

1

Морфологический разбор глагола.

(Я), (К)

Морфологический разбор.

Редактирование текста

160.

Правописание ъ и ь.


1

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

(Я), (К)

Словарная работа.

Тест.


161-162.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов). Применение знаний по морфологии в практике правописания.

2

Употребление времен. Правописание глагола, общее значение, морфологические признаки глагола, синтаксическая роль.


(Я), (К)

Диктант «Проверяю себя».

Взаимодиктант.

Тест.


163.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Общие сведения о русском языке. Основные разделы науки о языке (1 час).

Правописание: орфография и пунктуация (4 часа).

164.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

1

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

(Я)

Редактирование предложений



165.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия, от которых зависит выбор орфограмм

в корнях.

(Я)

Заполнение таблицы «Орфограммы в корне».

Объяснительный диктант.

166.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия, от которых зависит выбор орфограмм

в приставках.

(Я)

Заполнение таблицы «Орфограммы в приставках».

Распределительный диктант

167.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Условия, от которых зависит выбор орфограмм

в окончаниях.

(Я)

Заполнение таблицы «Орфограммы в окончаниях разных частей речи».

Осложнённое списывание

168.

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе.

(Я)

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями

Культура речи

(2 часа)

169.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.


1

Культура речи как раздел лингвистики.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества.

К.-В

Работа с текстом

170.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

1

Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка. Варианты норм. Речевые ошибки.

К.-В

Творческая работа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!