СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование природоведение 5 класс (2 часа)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно Базисного учебного плана образовательных организаций ДНР, программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

В процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных достижений учащихся с помощью различных форм. В 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.

При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование природоведение 5 класс (2 часа)»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС

70 часов (2 часа в неделю)


п/п

ДАТА

ТЕМА УРОКА

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ



ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)






Тема 1. Как человек изучает природу (3 ч.)





1.


Инструктаж по БЖД

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Исследовательский проект.

Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо человека или во вред?


Учащиеся смогут:

- описывать особенности комплекса наук о природе.

- обобщать знания о телах, явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.

- знать правила пользования учебником «Природоведение», технику безопасности в кабинете при проведении практических работ.

2.


Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Великие естествоиспытатели.


3.


Инструктаж по БЖД.

Практическая работа №1. Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования




РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (15 Ч.)






Тема 1 Вселенная. (8 ч.)




4.


Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков.

Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях.





Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.


Учащиеся смогут:

- формулировать современное определение и строение Вселенной,

- знать планеты Солнечной системы.

- различать планеты земной группы и планеты-гиганты.

- знать важнейшие спутники планет Солнечной системы; расположение планет, орбиты, условия на планетах; особенности строения комет, астероидов, метеоров и метеоритов;

- формулировать отличие астероидов от метеоров и метеоритов;

5.


Взгляды Пифагора на форму Земли.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье.


6.


Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии.


7.


Система мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилея.


8.


Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон.


9.


Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.


10.


Звезды. Многообразие звезд. Созвездия.

Солнце как ближайшая к нам звезда.


11.


Инструктаж по БЖД.

Практическая работа № 2. Составление сравнительных таблиц планет солнечной системы




Тема 2. Многообразие тел и веществ (7 ч.)




12


Тела, характеристики тел, их измерения.



Демонстрации: Тел, простых и сложных веществ, смесей. Приборов и инструментов для измерения свойств тел.







13


Вещества в окружающем мире и их использование.



14


Инструктаж по БЖД.

Практическая работа № 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ



15


Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.



16


Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.



17


Атомы и химические элементы. Молекулы.

Движение молекул. Диффузия.



18.


Инструктаж по БЖД.

Практические работы № 4. Разделение смесей





РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (18 Ч.)






Тема 1. Земля как планета (6 ч.)




19.


Представления людей о возникновении Земли.




Учащиеся смогут:

- знать современные взгляды на возникновение Земли; форму и размеры Земли; внутреннее строение Земли;

- объяснять смену дня и ночи, времени года; неравномерность распределения солнечного тепла и света на поверхность Земли; круговорот воды в природе; значение воды, воздуха, солнечного света и тепла для живой природы;

- приводить примеры природных явлений (физических, химических, биологических); материков, островов океанов, морей;

- показывать на карте материки и океаны; крупные географические объекты;

- описывать внутреннее строение Земли; результаты наблюдений и опытов;


Демонстрации: Опыты, демонстрирующие горение веществ.


Примеры различных физических явлений:

механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

иметь представление о погоде и климате, о разнообразии климатических зон на Земле;

20.


Происхождение Земли.




21.


Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия. Земная кора.




22.


Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.




23.


Природные явления. Многообразие явлений природы.

Физические и химические явления.



24.


Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).






Тема 2. Суша планеты (3 ч.)



25.


Суша планеты. Инструктаж по БЖД.

Практическая работа №5. Нахождение на карте и глобусе экватора, полюсов, меридианов, полушарий



26.


Материки, острова. Природных условий материков. Инструктаж по БЖД. Практическая работа №6. Обозначение материков, крупных островов, архипелагов



27.


Уникальность планеты Земля.






Тема 3. Атмосфера (3 ч.)




28.


Воздух - смесь газов. Значение воздуха.


Исследовательский проект. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.


29.


Свойства воздуха.

Облака. Ветер. Погода.



30.


Влияние погоды

на состояние живых организмов.




Тема 4. Гидросфера (3 ч.)



31.


Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Свойства воды. Кругооборот воды.




32.


Вода на Земле. Океаны. Моря. Инструктаж по БЖД. Практическая работа № 7. Обозначение морей, рек




33.


Контрольная работа №1






Тема 5. Планета Земля как среда обитания живых организмов. (3 ч.)




34.


Особенности расположения Земли в Солнечной системе, обеспечивающие возможность жизни на планете.





35.


Особенности Земли, ее вращение, обеспечивающие возможность жизни на планете.



36.


Особенности Земли, ее строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.







РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (17 ЧАСОВ)






Тема 1. Развитие жизни на Земле (7 ч.)





37


Жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.






Учащиеся смогут:

- знать историю развития жизни на Земле; происхождение животных, растений; как происходил переход от водного образа жизни к наземному; клеточное строение организмов, о клетке, как структурной единице живого; о многообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; разнообразие растительного и животного мира разных материков Земли; природные зоны Земли, расположение каждой из природных зон, особенности растительного и животного мира в них; о разнообразии жизни в морях и океанах, о распространении жизни в прибрежной части и на глубинах мирового океана.

- ознакомиться с историей развития клетки, с разнообразием клеток;

- сравнивать особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их

- приспособленностью к жизни в воде;

- особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средой обитания.

38


История изучения клетки.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.






39


Правила работы с микроскопом.





40


Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки.






41


Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов.







42


Половые клетки. Оплодотворение



43


Инструктаж по БЖД.

Практическая работа № 8. Изготовление временного микропрепарата кожицы лука





Тема 2. Разнообразие живого на Земле (10 ч.)





44.


Царства живой природы.


Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов


Учащиеся смогут:

- формулировать знания о клетке, как структурной единице живого;

- иметь представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселение их различными организмами.

- анализировать материал дополнительной литературы.

- выполнять несложные практические задания.

работать с увеличительными приборами;

45.


Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.


46.


Приспособленность организмов к среде обитания.


47.


Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).


48.


Инструктаж по БЖД.

Практическая работа№ 9. Знакомство с организмами различных сред обитания


49.


Природные зоны Земли: тундра, тайга


50.


Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса,


51.


Природные зоны Земли: травянистые равнины,

степи и саванны,


52.


Природные зоны Земли: пустыни, влажный тропический лес.


53.


Жизнь в морях и океанах.




РАЗДЕЛ IV. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16 ЧАСОВ)






Тема 1. Человек на Земле (5 ч.)




54.


Научные представления о происхождении человека.






Учащиеся смогут:

- знать о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни; о важнейших географических открытиях; о путешественниках, внесших большой вклад в открытие новых земель

- формулировать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе; о необходимые меры по охране окружающей среды.

- сравнивать понятие «здоровье» и «болезни».

- изучать факторы, вызывающие болезнь и меры предотвращения различных заболеваний

55.


Древние предки человека.






56.


Страницы истории географических открытий.





57.


Географические представления древнегреческих ученых.





58.


Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель





Тема 2. Человек в природе (6 ч.)




59.


Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.





60.


Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.




61.


Важнейшие экологические проблемы:

сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.




62.


Здоровье человека и безопасность жизни.




63.


Взаимосвязь здоровья и образа жизни.





64.


Вредные привычки и их профилактика.






Тема 3. Среда обитания человека (5 ч.)





65.


Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.




Демонстрации: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

66.


Простейшие способы оказания первой помощи.




67.


Инструктаж по БЖД. Практическая работа №10. Овладение способами оказания первой медицинской помощи




68.


Контрольная работа №2




69.


РЕЗЕРВ




70.


РЕЗЕРВ




Согласно Базисного учебного плана образовательных организаций ДНР, программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

В процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных достижений учащихся с помощью различных форм. В 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.

При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!