№ п/п | ДАТА | ТЕМА УРОКА | ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ | ЗАДАНИЕ НА ДОМ | УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ |
| | ВВЕДЕНИЕ (3 ч.) | | | |
| | Тема 1. Как человек изучает природу (3 ч.) | | | |
1. | | Инструктаж по БЖД Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. | Исследовательский проект. Как используются открытия великих естествоиспытателей: во благо человека или во вред? | | Учащиеся смогут: - описывать особенности комплекса наук о природе. - обобщать знания о телах, явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы. - знать правила пользования учебником «Природоведение», технику безопасности в кабинете при проведении практических работ. |
2. | | Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели. | |
3. | | Инструктаж по БЖД. Практическая работа №1. Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования | |
| | РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ (15 Ч.) | | | |
| | Тема 1 Вселенная. (8 ч.) | | | |
4. | | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. | Исследовательский проект. Созвездия. Легенды о созвездиях.
Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы. | | Учащиеся смогут: - формулировать современное определение и строение Вселенной, - знать планеты Солнечной системы. - различать планеты земной группы и планеты-гиганты. - знать важнейшие спутники планет Солнечной системы; расположение планет, орбиты, условия на планетах; особенности строения комет, астероидов, метеоров и метеоритов; - формулировать отличие астероидов от метеоров и метеоритов; |
5. | | Взгляды Пифагора на форму Земли. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. | |
6. | | Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. | |
7. | | Система мира по Н. Копернику. Дж. Бруно и Г. Галилея. | |
8. | | Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. | |
9. | | Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | |
10. | | Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. | |
11. | | Инструктаж по БЖД. Практическая работа № 2. Составление сравнительных таблиц планет солнечной системы | |
| | Тема 2. Многообразие тел и веществ (7 ч.) | | | |
12 | | Тела, характеристики тел, их измерения. | | | Демонстрации: Тел, простых и сложных веществ, смесей. Приборов и инструментов для измерения свойств тел. |
13 | | Вещества в окружающем мире и их использование. | | |
14 | | Инструктаж по БЖД. Практическая работа № 3. Описание и сравнение признаков 2-3 тел и веществ | | |
15 | | Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. | | |
16 | | Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. | | |
17 | | Атомы и химические элементы. Молекулы. Движение молекул. Диффузия. | | |
18. | | Инструктаж по БЖД. Практические работы № 4. Разделение смесей | | |
| | РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ (18 Ч.) | | | |
| | Тема 1. Земля как планета (6 ч.) | | | |
19. | | Представления людей о возникновении Земли. | | | Учащиеся смогут: - знать современные взгляды на возникновение Земли; форму и размеры Земли; внутреннее строение Земли; - объяснять смену дня и ночи, времени года; неравномерность распределения солнечного тепла и света на поверхность Земли; круговорот воды в природе; значение воды, воздуха, солнечного света и тепла для живой природы; - приводить примеры природных явлений (физических, химических, биологических); материков, островов океанов, морей; - показывать на карте материки и океаны; крупные географические объекты; - описывать внутреннее строение Земли; результаты наблюдений и опытов; Демонстрации: Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму). иметь представление о погоде и климате, о разнообразии климатических зон на Земле; |
20. | | Происхождение Земли. | | |
21. | | Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия. Земная кора. | | |
22. | | Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. | | |
23. | | Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. | | |
24. | | Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). | | |
| | Тема 2. Суша планеты (3 ч.) | | |
25. | | Суша планеты. Инструктаж по БЖД. Практическая работа №5. Нахождение на карте и глобусе экватора, полюсов, меридианов, полушарий | | |
26. | | Материки, острова. Природных условий материков. Инструктаж по БЖД. Практическая работа №6. Обозначение материков, крупных островов, архипелагов | | |
27. | | Уникальность планеты Земля. | | |
| | Тема 3. Атмосфера (3 ч.) | | |
28. | | Воздух - смесь газов. Значение воздуха. | Исследовательский проект. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. | |
29. | | Свойства воздуха. Облака. Ветер. Погода. | |
30. | | Влияние погоды на состояние живых организмов. | |
| | Тема 4. Гидросфера (3 ч.) | | |
31. | | Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Свойства воды. Кругооборот воды. | | |
32. | | Вода на Земле. Океаны. Моря. Инструктаж по БЖД. Практическая работа № 7. Обозначение морей, рек | | |
33. | | Контрольная работа №1 | | |
| | Тема 5. Планета Земля как среда обитания живых организмов. (3 ч.) | | | |
34. | | Особенности расположения Земли в Солнечной системе, обеспечивающие возможность жизни на планете. | | | |
35. | | Особенности Земли, ее вращение, обеспечивающие возможность жизни на планете. | | |
36. | | Особенности Земли, ее строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. | | |
| | РАЗДЕЛ ІІІ. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (17 ЧАСОВ) | | | |
| | Тема 1. Развитие жизни на Земле (7 ч.) | | | |
37 | | Жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | | | Учащиеся смогут: - знать историю развития жизни на Земле; происхождение животных, растений; как происходил переход от водного образа жизни к наземному; клеточное строение организмов, о клетке, как структурной единице живого; о многообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; разнообразие растительного и животного мира разных материков Земли; природные зоны Земли, расположение каждой из природных зон, особенности растительного и животного мира в них; о разнообразии жизни в морях и океанах, о распространении жизни в прибрежной части и на глубинах мирового океана. - ознакомиться с историей развития клетки, с разнообразием клеток; - сравнивать особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их - приспособленностью к жизни в воде; - особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средой обитания. |
38 | | История изучения клетки. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. | |
39 | | Правила работы с микроскопом. | |
40 | | Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. | |
41 | | Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. | |
42 | | Половые клетки. Оплодотворение | |
43 | | Инструктаж по БЖД. Практическая работа № 8. Изготовление временного микропрепарата кожицы лука | |
| | Тема 2. Разнообразие живого на Земле (10 ч.) | | | |
44. | | Царства живой природы. | Исследовательский проект. Ископаемые останки организмов | | Учащиеся смогут: - формулировать знания о клетке, как структурной единице живого; - иметь представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселение их различными организмами. - анализировать материал дополнительной литературы. - выполнять несложные практические задания. работать с увеличительными приборами; |
45. | | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. | |
46. | | Приспособленность организмов к среде обитания. | |
47. | | Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). | |
48. | | Инструктаж по БЖД. Практическая работа№ 9. Знакомство с организмами различных сред обитания | |
49. | | Природные зоны Земли: тундра, тайга | |
50. | | Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса, | |
51. | | Природные зоны Земли: травянистые равнины, степи и саванны, | |
52. | | Природные зоны Земли: пустыни, влажный тропический лес. | |
53. | | Жизнь в морях и океанах. | |
| | РАЗДЕЛ IV. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16 ЧАСОВ) | | | |
| | Тема 1. Человек на Земле (5 ч.) | | | |
54. | | Научные представления о происхождении человека. | | | Учащиеся смогут: - знать о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни; о важнейших географических открытиях; о путешественниках, внесших большой вклад в открытие новых земель - формулировать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе; о необходимые меры по охране окружающей среды. - сравнивать понятие «здоровье» и «болезни». - изучать факторы, вызывающие болезнь и меры предотвращения различных заболеваний |
55. | | Древние предки человека. | | |
56. | | Страницы истории географических открытий. | | |
57. | | Географические представления древнегреческих ученых. | | |
58. | | Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель | | |
| | Тема 2. Человек в природе (6 ч.) | | | |
59. | | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | | | |
60. | | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. | | | |
61. | | Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. | | | |
62. | | Здоровье человека и безопасность жизни. | | | |
63. | | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | | | |
64. | | Вредные привычки и их профилактика. | | | |
| | Тема 3. Среда обитания человека (5 ч.) | | | |
65. | | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. | | | Демонстрации: Ядовитые растения и опасные животные своей местности. |
66. | | Простейшие способы оказания первой помощи. | | | |
67. | | Инструктаж по БЖД. Практическая работа №10. Овладение способами оказания первой медицинской помощи | | | |
68. | | Контрольная работа №2 | | | |
69. | | РЕЗЕРВ | | | |
70. | | РЕЗЕРВ | | | |
Согласно Базисного учебного плана образовательных организаций ДНР, программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
В процессе изучения курса учитель контролирует уровень учебных достижений учащихся с помощью различных форм. В 5-м классе предлагается 10 практических работ, 4 из которых оцениваются обязательно (по одной в каждой четверти), остальные – по выбору учителя. Кроме того, к отдельным темам приводятся темы исследований, которые рекомендуется выполнять в виде создания презентаций, разработки мини-проектов, к выполнению которых могут быть привлечены и члены семьи ученика.