Изобразительное искусство
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами начального общего образования, примерной программой по изобразительному искусству, на основе авторской программы Т.А.Копцевой, В.П.Копцева, Е.В.Ккопцева, ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Копцева Т.А. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Копцева Т.А. Изобразительное искусство: творческая папка для 2 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы /Т.А.Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Содержание программы
Художник и мир природы (8 часов)
В разделе определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он используют в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменениями природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника – пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Художник и мир животных (9 часов)
Раздел расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитки и др. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Художник и мир человека (11 часов)
Раздел расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника, Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий – низкий», «большой – маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков. Транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Художник и мир искусств (6 часов)
В разделе осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино.
Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие – и вызывающих гнев, раздражение, презрение, образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, дождь. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и другие. Музеи под открытым небом. Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Планируемые результаты
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
В познавательной сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественной деятельности;
В трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся:
в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
в ктивном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
в обогащении ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
в умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
в способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных, человека в разных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественной деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и тип урока | Дата |
план | факт |
1 четверть (8 часов) Художник и мир природы |
1 | Творческая папка (изучение нового материала) | |
2 | Лучезарное солнце (комбинированный) | | |
3 | Деревья – долгожиели (комбинированный) | | |
4 | Необычные цветы (применение знаний и умений) | | |
5 | Камни – самоцветы (комбини-рованный) | | |
6 | Бусы из ягод и гирлянды цветов (изучение нового материала) | | |
7 | День и ночь (изучение нового материала) | | |
8 | Мир природы дарит нам материалы для творчества (применение знаний и умений) | | |
2 четверть (9 часов) Художник и мир животных |
9 | Тайны подводного мира (изучение нового материала) | | | | | |
10 | Динозавры (изучение нового материала) | | | | | |
11 | Черепахи (комбинированный) | | | | | |
12 | Насекомые – гиганты (комбинированный) | | | | | |
13 | Мамонт (комбинированный) | | | | | |
14 | Следы на снегу (изучение нового материала) | | | | | |
15 | Животные в зоопарке (комбинированный) | | | | | |
16 | Фантастические животные (комбинированный) | | | | | |
17 | Новогодний подарок (изучение нового материала) | | | | | |
3 четверть (11 часов) Художник и мир человека |
18 | Ты – художник (изучение нового материала) | | | | | |
19 | Семейный праздник (комбинированный) | | | | | |
20 | Портрет (изучение нового материала) | | | | | |
21 | Парный портрет (комбинированный) | | | | | |
22 | Портрет пожилого человека (применение знаний и умений) | | | | | |
23 | Художник рисует высоких людей (применение знаний и умений) | | | | | |
24 | Чудеса света (изучение нового материала) | | | | | |
25 | Необычные скульптуры (комбинированный) | | | | | |
26 | Башня до небес (комбинированный) | | | | | |
27 | Каждый народ – художник (применение знаний и умений) | | | | | |
28 | Красота вещей (применение знаний и умений) | | | | | |
4 четверть (7часов) Художник и мир искусств |
29 | В мире книг (изучение нового материала) | | | | | |
30 | В мире музыки (комбинированный) | | | | | |
31 | Кукольный театр теней (изучение нового материала) | | | | | |
32 | Музей под открытым небом (комбинированный) | | | | | |
33 | Санкт-Петербург – город-музей (применение знаний и умений) | | | | | |
34 | Государственный Эрмитаж (итогово-обобщающий урок) | | | | | |
35 | Выставка детского изобразительного творчества (итогово-обобщающий урок) | | | | | |