СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование уроков Литературного чтения УМК "ШКОЛА РОССИИ" Климанова Л. Ф. 1 - 4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 1 КЛАССЕ - 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ - 40 ЧАСОВ, В 3 КЛАССЕ - 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ - 102 ЧАСА

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков Литературного чтения УМК "ШКОЛА РОССИИ" Климанова Л. Ф. 1 - 4 классы»

Тематическое планирование

Литературное чтение 1 класс

Тема урока

Результат

Деятельность учащихся

Вводный урок (1 ч)

1

Вводный урок

Познакомить с учебником по литературному чтению

Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника.

Жили-были буквы (7ч)

2

В.Данько

«Загадочные буквы»

Познакомить с разделами учебника, писателями.

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художе­ственного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель­ский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.


3

И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Познакомить учащихся с произведением И.Токмаковой; помочь овладеть понятием «действующие лица»

4

С.Черный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поет, а «Б» нет»

Познакомить с произведениями С.Черный; Ф.Кривин;учить читать по ролям; тренировать выразительное чтение текста, передавая при чтении разные интонации

5

Г.Сабгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелкой». И.Гамазкова «Кто как кричит?».

Познакомить с произведениями Г.Сапгира, М.Бородицкой, И.Газмакова; способствовать формированию основного способа чтения – целыми словами

6

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Познакомить с произведением С.Маршака; развивать умение анализировать произведение

7

Из старинных книг. Разноцветные страницы

Развивать навык осознанного беглого чтения

8

Урок-обобщение по разделу «Жили были буквы»

Повторить и обобщить пройденный материал; развивать речевые умения и творческие способности

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

9

Е.Чарушин «Теремок»

Познакомить детей со сказкой е.Чарушина «Теремок»; упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей

Прогнозировать содержание раздела.

Подби­рать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параме­трам.

Читать известную сказку плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике кар­тинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произве­дения.

Называть героев сказки и причины совершае­мых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе кар­тинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

10

Русская народная сказка «Рукавичка»

Познакомить с русской народной сказкой «Руковичка; развивать навык выразительного чтения сказки по ролям»

11

Загадки, песенки

Познакомить с произведениями устного народного творчества: загадками, песенками; побуждать детей к сочинению своих загадок

12

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

Познакомить с произведениями устного народного творчества других стран

13

А.Пушкин «Ветер тучи нагоняет..»

Познакомить с произведением А.Пушкина; развивать умение пересказывать сказку

14

Русская народная сказка «Петух и собака»

Учить находить и выделять главную мысль в сказке; развивать умение пересказывать сказку по рисункам

15

Из станинных книг. Урок обобщение «Узнай сказку»

Повторить и обобщить знания; развивать речевые умения и творческие способности детей

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

16

А.Плещеев «Сельская песенка». А.Майков «Весна», «Ласточка промчалась»

Познакомить детей со стихотворениями русских поэтов; научить читать стихотворение выразительно

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раз­дела, рассказывать о книге с выставки в соот­ветствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произ­ведение.

Читать вслух лирические стихотворения, пере­давая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препина­ния в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые по­могают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведе­ния, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы­вать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образ­цом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом

17

Т.Белозеров «Подснежники». С.Маршак «Апрель»

Познакомить с произведениями русских писателей и поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами

18

Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

Познакомить с произведениями И.Токмаковой, Е.Трутневой; познакомить с алгоритмом придумывания загадки

19

Стихотворения в.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

Развивать умение работать в группах; составить азбуку загадок

20

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Повторить и обобщить знания по разделу; учить выразительному чтению

И в шутку и всерьёз (7 ч)

21

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «РРРЫ»

Познакомить учащихся с юмористическими произведениями; обучать пересказу по знакомым словам

Прогнозировать содержание раздела.

Подби­рать книги к выставке в соответствии с темой раз­дела, рассказывать о книгах с выставки в соот­ветствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произ­ведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; нахо­дить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотво­рения.

Читать по ролям, отражая характер героя произ­ведения.

Исправлять допущенные ошибки при повтор­ном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения

22

Н.Артюхова «Саша-дразнилка»

Познакомить с рассказом Н.Артюховой; учить разбивать текст на части

23

К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет», О.Григорьева «Стук», К.Чуковский «Телефон»

Познакомить с произведениями К.Чуковского и О. Дриз; развивать умение интонацией передавать настроения и чувства героев

24

И.Токмакова «Разговоа Лютика и Жучки», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

Познакомить с произведениями И.Пивоварова, М.Пляцковского; развивать умение анализировать произведение, делать вывод

25

М.Пляцковский «Помощник»

Познакомить с произведением М.Пляцковского; развивать умение анализировать значение пословиц и соотносить с главной мыслью произведения

26

Из старинных книг

Повторить и обобщить знания; развивать речевые умения и творческие способности детей

27

Урок-обобщение «И в шутку и всерьез».

Учить вдумчивому перечитыванию произведений; развивать наблюдательность, речевые умения

Я и мои друзья (7ч)

28

Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок»

Познакомить с произведениями Ю.Ермолаева, Е.Благининой; формировать умение анализировать поступки героев

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответ­ствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспри­нимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, вы­сказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и не­обидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с посло­вицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом.

29

В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны».

Познакомить с произведениями В.Орлова, С.Михалкова; учить прогнозировать содержание произведения по названию, иллюстрациям к тексту, ключевым словам

30

Р.Сеф «Совет». В.берестов «В магазине игрушек». В.Орлов «Если дружбой дорожить», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родина»

Познакомить с произведениями о дружбе; обогащать словарный запас детей

31

С.Маршак «Хороший день»

Развивать навык выразительного, беглого чтения

32

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу»

Познакомит с произведениями М.Пляцковского, Ю.Энтина; учить анализировать название произведения

33

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

Развивать навык выразительного, беглого чтения

34

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

Учить анализировать произведения; развивать наблюдательность, речевые умения

О братьях наших меньших (10 ч)

35

С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак»

Познакомить с произведениями С.Михалкова и Р.Сеф; развивать речевые умения

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответ­ствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспри­нимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочи­танное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популяр­ный текст.

Определять основные особенности художест­венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; при­думывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

36

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

Познакомить с новыми произведениями В.Асеевой и И.Токмаковой; учить пересказывать по картинному плану

37

М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка»

Познакомить с произведениями М.Пляцковского и Г.Сапгир; познакомить с научно-познавательным текстом о кошках

38

В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет»

Учить сравнивать тексты разных жанров; упражнять в выразительное чтении произведения

39

Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладкова «Лисица и Еж»

Познакомить с произведениями Д.Хармса и Н.Сладкова; упражнять в выразительное чтении произведения

40

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

Помочь детям повторить и обобщить материал раздела; учить вдумчиво читать и анализировать произведения



Литературное чтение 3 класс

Тематическое планирование

Раздел. Название темы.

Элементы содержания.


Универсальные учебные действия.



I четверть – 27 часов «Самое главное чудо на свете» - 2 ч


1.

Инструктаж по техники безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

Различие типов книг, использование выходных данных
(автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

Знать об истории создания книг, отличие рукописной книги от печатной.


2

Первопечатник Иван Федоров

Знать кто впервые напечатал книги, в каком году.


«Устное народное творчество» - 8 ч.


3

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки.

Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать различные произведения устного народного творчества; наизусть несколько песен, докучных сказок. Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры устного народного творчества.


4

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка

Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения

Владеть беглым и осознанным чтением. Уметь работать с текстом, определять тему и главную мысль произведения.


5

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Владеть умением находить нужный отрывок в тексте по вопросу. Уметь давать характеристику героям; пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части.


6

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

Произведения о животных. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать книгой: различать тип книги.

Уметь выразительно читать сказки, быть наблюдательными при работе с текстом; составлять простой план пересказа.



7

«Иван-царевич и Серый волк». Русская народная сказка.

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка.

Уметь пересказывать текст, давать характеристику героям.


8

«Сивка-бурка». Русская народная сказка

Различение жанров произве-дений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку.



9

«Сивка-бурка». Русская народная сказка

Народная сказка. Герои произведения.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Уметь читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст.



10

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

Народная сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры устного народного творчества, объяснять смысл пословиц и поговорок.


«Поэтическая тетрадь I» - 7 ч.


11

Как научится читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений
живописи

Уметь читать стихотворные произведения наизусть, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя.



12

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений.

Уметь выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя.



13

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

Знакомство с творчеством автора. Организация диалога, формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать её. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов



14

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.


15

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы».

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, уметь сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.


16

И. З. Суриков «Детство. Зима».

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов


17

Обобщающий урок. Урок-путешествие в Литературную страну.

Владеть навыком быстрого и осознанного чтения. Уметь узнавать стихотворные произведения по первым строчкам.


«Великие русские писатели» - 20 ч.


18

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина. Выразит чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией


19

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…» отрывки из романа «Евгений Онегин»

Произведения А. С. Пушкина о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя.


20

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Связь произведений литературы с другими видами искусств.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию


21

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь выразительно читать стихотворные произведения.


22

А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане…»

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.


23

А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане…»

Уметь интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.


24

А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане…»

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию


25

Басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знать что такое мораль. Уметь читать стихотворное произведения наизусть.



26

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.


27

И. А. Крылов «Ворона и лисица»

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.

Выр. чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь читать стихотворное произведения; уметь отличать басни от других произведений, находить мораль.



II четверть – 21 час


28

М. Ю. Лермантов «Утес»

Басня. Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.


29

М. Ю. Лермантов «Горные вершины»

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.


30

М. Ю. Лермантов «Осень»

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.


31

Л. Н. Толстой «Акула»

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст/


32

А. Н. Толстой «Прыжок»

Владеть навыком беглого осознанного чтения, уметь находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки.


33

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Литературная сказка. Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Владеть навыком словесного рисования, уметь прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение.


34

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Уметь приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.


35

Обобщение Л.Н. Толстой

Уметь давать характеристику героям по плану; уметь составлять картинный план.


36

Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

Уметь отличать сказку от других произведений; отвечать на вопросы.


«Поэтическая тетрадь 2» - 6 ч.


37

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Декламация произведений.

Знать кратко биографию писателя. Уметь прогнозировать текст; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение литературного произведения.


38

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений.

Владеть навыком выразительного чтения. Уметь читать стихотворное произведения наизусть



39

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

Знакомство с биографией и творчеством автора.. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Владеть навыком выразительного осознанного чтения стихотворного текста. Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворения.


40

И. А. Бунин «Детство»

Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния

Знать содержание прочитанного. Уметь сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины.


41

И. А. Бунин «Полевые цветы»


Знать содержание прочитанного. Уметь выражать свои впечатления.


42

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Владеть навыком беглого выразительного чтения. Уметь работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.


«Литературные сказки» - 6 ч.


43

Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д.И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Владеть навыком выразительного чтения. Уметь определять главную тему и главную мысль произведения; находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев.



44

Д.И. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки. Виды планов.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения.


45

В. М. Гаришин «Лягушка – путешественница»

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. Уметь давать характеристику героям.


46

В. М. Гаришин «Лягушка – путешественница»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авт-кий текст


47

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения.

Уметь отличать народную сказку от авторской; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.


48

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные


III четверть – 30 часов

«Были-небылицы» - 7ч.


49

Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой.

Система событий, составляющих основу художественного произведения

Знать краткую биографию писателя. Владеть навыком правильного, беглого, смыслового чтения.


50

М. Горький « Случай с Евсейкой»

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь составлять небольшое монотонное высказывание с опорой на авторский текст


51

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Уметь отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; работать со словарем.


52

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Уметь оценивать события, героев произведения


53

А. И. Куприн «Слон»

Владеть навыком беглого и осознанного чтения, находить в тексте нужный отрывок, читать по ролям


54

А. И. Куприн «Слон»

Уметь читать по ролям составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени


55

Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать разных поэтов.


«Поэтическая тетрадь 3» - 5 ч.

56

Вн. чтение. Книги. А. Митяева об армии и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Декламация произведений.

Владеть навыком выразительного осознанного чтения. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



57

Саша Черный «Воробей», «Слон»

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений.

Уметь читать вслух текст, соблюдая правила произведений и соответствующую интонацию



58

А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Знакомство с биографией и творчеством автора. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть


59

С. А. Есенин «Черемуха»

Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния

Уметь видеть образные языковые средства-метаморфозы, олицетворение, сравнения. Связно рассказывать о своих впечатлениях.



60

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения


Уметь прогнозировать текст, уметь пользоваться словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения.


«Люби живое» -13 ч.


61

Вн. чтение. «Мама и мы».

М. Пришвин. «Моя Родина»

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе.

Владеть навыком правильного и осознанного чтения, любить природу и животных


62

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Уметь характеризовать героев.


63

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)


64

В. И. Белов «Малька провинилась»

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения.


65

В. И. Белов «Еще раз про Мальку»

Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Уметь пользоваться толковым словарем, характеризовать героев


66

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать основное содержание текста. Уметь пересказывать текст.


67

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

Владеть навыком беглого чтения. Уметь работать над картинным планом; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; видеть настроение лирического произведения.


68

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Произведения о природе. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Уметь работать в парах. Бережно относится ко всему живому.


69

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объ-ему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослуш-ому) произведению.

Знать творчество Б.С. Житкова. Уметь выразительно читать произведение, пересказывать


70

В.Л. Дуров «Наша Жучка»

Владеть навыком выразительного чтения. Уметь пересказывать текст.


71

В.П. Астафьев «Капалуха»

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Уметь работать в парах. Бережно относится ко всему живому.



72

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения


73

Урок–конференция «Земля – наш дом родной»


Уметь пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения»


«Поэтическая тетрадь 4» - 5 ч.


74

Внеклассное чтение. Книги о космонавтах.

С.Я. Маршак. «Гроза днем»

Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений художественной лит-ры и произведений
живописи

Владеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Уметь читать по ролям; создавать небольшой устный текст на заданную тему.


75

А.Л. Барто «Разлука», «В театре»

Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона.

Владеть навыком беглого выразительного чтения. Уметь работать в парах. Уметь оценивать свою и чужую работу.


76

С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

Знакомство с творчеством автора. Организация диалога, формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Владеть навыков беглого, выразительного и осознанного чтения. Бережно относится ко всему живому.


77

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины.


78

Обобщающий урок. Игра «Крестики-Нолики»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Владеть навыком беглого выразительно чтения. Уметь работать в группе, оценивать свою и чужую работу.


IV четверть – 24 часа

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» - 11 ч.


79

Внеклассное чтение. «Наша библиотека». Б. В. Шергин «Собирай по ягодке наберешь кузовок»

Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)


80

А.П. Платонов «Цветок на земле»

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать несколько произведений писателя. Уметь выразительно читать, уважать пожилых людей


81

А.П. Платонов «Цветок на земле»

Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями.

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь пользоваться толковым словарем.


82

А.П. Платонов «Еще мама»

Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.


83

М.М. Зощенко «Золотые слова»

Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги


Знать краткую биографию писателя. Уметь находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному.


84

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь пользоваться толковым словарем.


85

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь читать по ролям.



86

Н.Н. Носов «Федина задача»

Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения . Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему.


87

Н.Н. Носов «Тетефон»

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Жанровое своеобразие произведения.

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения . Уметь определять в тексте главную мысль, делить текст на части.


88

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов.

Уметь отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Уметь работать со словарем.


89

Игра – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.



«По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки». – 6 ч.


90

Внеклассное чтение. «Любимые книги – любимые писатели».

Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию»



91

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения .


92

Г.Б. Остер «Вредные советы»,

Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность

Уметь пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения


93

Г. Б. Остер«Как получаются легенды»

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании.

Уметь пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения


94

Р.Сеф «Вредные стихи»

Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний.

Уметь пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения


95

Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка

на постепенное увеличение скорости чтения.

Владеть навыком беглого выразительного чтения. Уметь работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу, выступать перед другими.



«Зарубежная литература» - 7 ч.


96

Вн. чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персей». Древнегреческий миф.

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста.

Знать что такое миф. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план.


97

Мифы Древней Греции

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных
переживаний.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»


98

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знакомство с творчеством автора.

Уметь последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.


99

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Уметь самостоятельно по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова.


100

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Уметь создавать письменные ответы на поставленные вопросы, анализировать, выделять в тексте главное, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать мысли в устной и письменной форме.


101

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь обобщать знания и умения полученные ранее, пересказывать полюбившихся произведений; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инценировании произведений зарубежной литературы.


102

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса)

Итоговый урок, обобщение и систематизация знаний. Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии.

Уметь работать в группе, оценивать свою и чужую работу.