СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование уроков Русского языка УМК "ШКОЛА РОССИИ" Канакина В. П. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ  - 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков Русского языка УМК "ШКОЛА РОССИИ" Канакина В. П. 3 класс»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗУКУ

3 класс (136ч, 4 часа в неделю)



Тема

Характеристика деятельности учащихся

Язык и речь (2 ч)

1

1.Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.


Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты своей деятельности.

2

2.Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания.

Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)

3

1.Текст как единица языка и речи. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.


Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с информационной таблицей «Типы текстов». Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять по заголовку тип текста и его содержание.

Составлятьповествовательный текст на основе жизненного опыта.

Оценивать результаты своей деятельности.

4

2.Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Понимать и сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Отличатьпредложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализироватьнепунктированный текст, выделятьв нём предложения. Составлятьпредложения из слов на определённую тему.

Выделятьв письменном тексте диалог.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

5

3. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад значением предложений, различных по интонации, находитьих в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдатьв устной речи интонацию конца предложений.Анализироватьсодержание таблицы «Виды предложений» и использоватьего для составления сообщения о видах предложений. Классифицироватьпредложения по цели высказывания и по интонации. Обосновыватьзнаки препинания в конце предложений.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

6

4. Обращение. Предложения с обращением (общее представление).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьобращения в предложении и наблюдатьза выделением обращения в письменной речи.

Составлятьрассказ по рисунку, использоватьв нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

7

5. Главные и второстепенные члены предложения.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Анализироватьнепунктированный текст, выделятьв нём предложения, обосновыватьпостановку знаков препинания в конце предложения. Работатьсо схемой «Члены предложения», составлятьсообщение по информации, представленной в схеме. Различатьи выделять главные и второстепенные члены в предложении. Распознаватьраспространённые и нераспространённые предложения, определять роль второстепенных членов в распространённом предложении. Составлятьиз данных слов распространённое предложение по заданному алгоритму.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

8

6. Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различать и выделятьв предложении главные и второстепенные члены. Распространятьнераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливатьпри помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. Работатьс памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планироватьсвои действия при разборе предложения по членамна основе заданного алгоритма. Обсуждатьалгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Оцениватьрезультаты своей деятельности.

9

7. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдатьнад постановкой запятой между частями сложного предложения. Объяснятьпостановку запятой в сложном предложении. Работатьсо схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулироватьответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составлятьпо ней текст-сообщение. Оцениватьрезультаты своей деятельности

10

8. Сложное предложение.

Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьпростые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдатьнад постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами (а, и, но). Объяснятьзнаки препинания между частями сложного предложения. Составлятьиз двух простых предложений одно сложное. Работатьс памяткой 3 «Как дать характеристику предложения». Рассуждатьпри определении характеристики заданного предложения. Оцениватьрезультаты своей деятельности

11

9. Словосочетание (общее представление).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьсловосочетание и предложение.

Выделятьв предложении словосочетания.

Устанавливатьпри помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлятьпредложения из данных пар слов.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

12

10. Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Выделятьиз предложения основу и словосочетания. Работатьс памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при полном разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Составлятьнебольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя и записыватьего. Оцениватьрезультаты своей деятельности

13

11. Контрольный диктант по теме «Предложение»

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное.

Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать результаты своей деятельности

Слово в языке и речи (18 ч)

14

1. Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих лексическое значение по «Толковому словарю». Работатьсо схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлятьтекст-сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознаватьоднозначные и многозначные слова, объяснятьих значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работатьс «Толковым словарём» в учебнике, находитьв нём необходимую информацию о слове. Знакомиться со значением и написанием слова альбом.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

15

2. Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Узнаватьв тексте незнакомые слова, определятьих значение по «Толковому словарю». Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомитьсясо значениями слова погода. Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находитьслова, употреблённые в переносном значении. Работатьсо «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; находитьв них необходимую информацию о слове.

Оцениватьрезультаты своей деятельности на уроке

16

3. Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьомонимы, объяснять их лексическое значение. Работатьсо «Словарём омонимов» в учебнике, находитьв нём нужную информацию о слове.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

17

4. Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

Понимать и сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьслово и словосочетание как сложное название предмета. Оцениватьрезультаты своей деятельности

18

5. Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьв тексте и в предложении фразеологизмы, объяснятьих значение. Отличатьфразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работатьсо «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находитьв нём нужную информацию.

Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомитьсясо сведениями о возникновении фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава и др. Оценивать результаты своей деятельности.

19

6.Подробное изложение с языковым анализом текста.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализироватьтекст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Выполнятьзадания по алгоритму памятки 7. Письменно излагатьсодержание текста-образца. Оцениватьрезультаты своей деятельности

20

7. Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.Работатьс таблицей «Части речи и их значение», составлятьтекст- сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Распознаватьизученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводить примеры слов изученных частей речи. Составлятьтекст по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Оцениватьрезультаты своей деятельности

21

8. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьимена существительные, определятьих признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказыватьих принадлежность к части речи - имени существительному. Определятьроль имён существительных в речи и в предложении. Находить имена существительные с предлогами. Заменятьповторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом.

22

9. Имя прилагательное. Глагол.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьимена прилагательные, приводитьпримеры слов данной части речи.

Ставитьвопросы к именам прилагательным, выписыватьсловосочетания с именами прилагательными, подбиратьк именам прилагательным синонимы. Распознаватьглаголы, приводить примеры слов данной части речи. Ставитьвопросы к глаголам. Определятьроль имён прилагательных и глаголов в речи и в предложении. Выделятьвыразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Оцениватьрезультаты своей деятельности

23

10. Имя числительное (общее представление).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьимя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснятьзначение имён числительных в речи. Приводитьпримеры слов-имён числительных.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

24

11. Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьоднокоренные слова, выделятьв них корень.

Различать однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводитьпримеры однокоренных слов с заданным корнем.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

25

12. Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьслово и слог, звук и букву. Работатьс таблицей «Гласные звуки», составлятьтекст-сообщение по данной таблице. Обсуждатьалгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбиратьнесколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснятьправильность написания слова. Писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова. Оцениватьрезультаты своей деятельности

26

13. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-бук-й разбор сл.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс таблицей «Согласные звуки», составлятьтекст-сообщение по данной таблице. Работатьс памяткой 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова с опоройна алгоритм памятки 1, оценивать правильность разбора.

Объяснятьправописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Оцениватьрезультаты своей деятельности

27

14. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согл в корне.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Обсуждатьалгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова, подбиратьнесколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснятьправильность написания слова. Оцениватьрезультаты своей деятельности

28

15.Разделительный мягкий знак (ь).Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьроль разделительного мягкого знака (ь)в слове, писать слова с этой орфограммой. Различатьпроверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группироватьслова по типу орфограммы, объяснятьправописание слов с изученными орфограммами. Приводитьпримеры с заданной орфограммой. Определятьсреди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

29

16. Урок развития речи.

Вариант 1. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Вариант 2. Сочинение по материалам экскурсии в парк (лес). Учебник: упр. 128, 129

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Излагатьписьменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану).

Оцениватьрезультаты своей деятельности

30

17. Работа над ошибками, допущенными в изложении (сочинении).Проект «Рассказ о слове»

Понимать и сохранятьв памяти учебную задачу урока. Адекватно оцениватьрезультаты написанного изложения, определятьграницы своих достижений, намечатьпути преодоления ошибок и недочётов. Подбиратьиз разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвоватьв её презентации. Оцениватьрезультаты своей деятельности

31

18. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное.

Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать результаты своей деятельности

Состав слова (14)

32

1.Корень слова. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.формулироватьопределения однокоренных слов и корня слова. Различатьоднокоренные слова, группироватьоднокоренные слова (с общим корнем), выделятьв них корень, подбиратьпримеры однокоренных слов. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня. Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над чередованием звуков в корне слов. Находитьчередующиеся звуки в корне слов. Различатьоднокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделятьв них корень, подбиратьпримеры однокоренных слов с чередующимися согласными.

Работатьсо «Словарём однокоренных слов» в учебнике, находитьв нём нужную информацию о слове. Оцениватьрезультаты своей деят-и

33

2.Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.Различатьсложные слова, находитьв них корни. Наблюдатьнад правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбиратьоднокоренные слова с заданным значением. Различатьоднокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Оцениватьрезультаты своей деятельности

34

3.Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад ролью окончания в слове (образовыватьформу слова, связыватьслова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознаватьзначимость окончания в слове. Различатьоднокоренные слова и формы одного и того же слова. Оцениватьрезультаты своей деятельности

35

4.Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Находитьи выделятьв слове окончание, обосновыватьправильность выделенного окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать в слове нулевое окончание (□). Осуществлятьпоследовательность действий при выделении в слове окончания.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

36

5. Приставка как значимая часть слова.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Осознаватьпризнаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовыватьслова с помощью приставок. Находитьи выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Осуществлятьпоследовательность действий при выделении в слове приставки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

37

6. Знач-е приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьи выделятьв слове приставку, обосновыватьправильность её выделения в слове. Объяснять значение приставок в слове. Образовыватьслова с помощью приставок. Оцениватьрезультаты своей дея-ти

38

7. Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Осознаватьпризнаки суффикса как части слова. Формулироватьопределение суффикса. Наблюдатьнад ролью суффикса в слове. Осуществлятьпоследовательность действий при выделении в слове суффикса. Находитьи выделятьв слове суффиксы.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

39

8. Значение суффикса в слове. Образ-е слов с помощью суффиксов.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьи выделятьв слове суффикс, обосновыватьправильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовыватьслова с помощью суффиксов. Оцениватьрезультаты своей дея-ти

40

9. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Рассматриватькартину, высказыватьсвоё отношение к картине.Анализироватьсодержание, составлять(под руководством учителя) по картине описательный текст. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

41

10. Основа слова.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Выделятьв словах основу слова. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

42

11. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над статьями в «Словообразовательном словаре». Работатьс форзацем учебника «Словообразование»: наблюдатьнад группами однокоренных слов и способами их образования. Работатьс памяткой 5 «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планироватьучебные действия при определении в слове значимых частей. Различатьоднокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

43

12. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Семья слов».

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Редактироватьпредложения с однокор-и словами. Проводить разбор слов по составу. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям. Составлять слова по указанным значимым частям слова. Находитьсреди слов неизменяемые слова, правильно употреблятьэти слова в речи. Находитьобщее в составе предлагаемых для анализа пар слов. Оцениватьрезультаты своей деятельности

44

13. Подробное изложение повествовательного текста.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Подробно излагатьсодержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оцениватьрезультаты своей деятельности

45

14. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Проект «Семья слов»

Пониматьи сохранятьучебную задачу урока.

Адекватно оцениватьрезультаты проверочной работы и результаты изложения, определятьграницы своих достижений, намечатьпути преодоления ошибок и недочётов. Составлятьстраничку «Семья слов» по аналогии с данным объектом, участвоватьв презентации. Оцениватьрезультаты своей деятельности

Правописание частей слова (23 ч)

46

1. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Пониматьи сохранятьучебную задачу урока.

Определятьналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находитьи отмечатьв словах орфограммы в значимых частях слова. Работатьс памяткой 5 «Как разобрать слово по составу» и таблицей «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов». Оцениватьрезультаты своей деятельности

47

2.Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Обсуждатьалгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использоватьалгоритм в практической деятельности. Подбиратьнесколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказыватьправильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

48

3. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.Работа с текстом.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Обсуждатьалгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использоватьалгоритм в практической деятельности. Подбиратьпроверочные слова для слов с двумя орфограммами в корне. Различатьслова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Составлятьтекст из деформированных предложений, записыватьего, подбиратьк нему заголовок, выделятьв предложениях сравнения. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьошибки.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

49

4. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.Обсуждатьалгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбиратьнесколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оцениватьрезультаты своей деятельности

50

5. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку.


Понимать и сохранять впамяти учебную задачу урока.

Находитьорфограмму в словах на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбиратьпроверочные и проверяемые слова с заданной орфограммой. Выбирать нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова. Объяснять, доказыватьправильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Составлятьтекст по рисунку и на основе личных наблюдений о зиме. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

51

6. Обучающее изложение

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Излагатьписьменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану).

Оцениватьрезультаты своей деятельности

52

7. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Осознаватьопознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Находитьв словах орфограмму непроизносимого согласного звука.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

53

8. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьслова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука; объяснятьих написание. Заменятьв данных словах выделенные звукосочетания буквами и обосновыватьправописание слов. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оцениватьрезультаты своей деятельности

54

9. Контрольныйдиктант.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Объяснять, доказыватьправильность написания слова с изучаемыми орфограммами. Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьошибки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

55

10. Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.

Понимать и сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьслова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверятьправописание слов с удвоенными согласными по словарю. Адекватно оцениватьрезультаты написанного сочинения, определятьграницы своих достижений, намечатьпути преодоления ошибок и недочётов. Оцениватьрезультаты своей деятельности

56

11. Правописание слов с удвоенными согласными.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьместо в слове удвоенных согласных, определятьспособ проверки написания слов с удвоенными согласными. Переноситьслова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Правильно произноситьслова с удвоенными согласными. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оцениватьрезультаты своей деятельности

57

12. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Составлятьтекст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Оцениватьрезультаты своей деятельности

58

13. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -икв словах, их правописание.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Дифференцироватьсуффиксы и приставки, подбиратьслова с суффиксами и приставками и записыватьих. Определятьспособы проверки написания приставок и суффиксов. Наблюдатьнад правописанием суффиксов -ек, -икв словах, писатьслова с этими суффиксами. Определятьзначение слов с заданным суффиксом. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

59

14. Правописание суффиксов в словах.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьспособы проверки написания суффиксов. Наблюдать над правописанием в словах суффикса -окпосле шипящих, писать слова с этим суффиксом. Определятьзначение слов с заданным суффиксом. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

60

15. Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова.




Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьспособы проверки написания приставок. Наблюдать над правописанием в словах приставок, писатьслова с приставками. Образовыватьслова с заданными приставками, выделять приставки, объяснятьих написание. Определятьзначение слов с приставками. Составлятьтекст по рисунку и записыватьего. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьошибки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

61

16. Правописание приставок и предлогов в словах.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.Различатьприставки и предлоги. Правильно писатьслова с предлогами и приставками. Оцениватьрезультаты своей деятельности

62

17. Правописание приставок и предлогов в словах.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Выделятьв словах приставки, правильно их записыватьв слове. Находитьпредлоги, правильно писать предлоги со словами. Объяснять значение фразеологизмов. Находитьв словах орфограммы и обосновыватьих написание. Оцениватьрезультаты своей деятельности

63

18. Контрольный диктант (с грамматическим заданием).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьошибки.Оцениватьрезультаты своей деятельности

64

19. Работа над ошибками, допущ-ми в диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ)в слове.

Понимать и сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьроль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ). Различатьразделительный твёрдый (ъ) иразделительный мягкий (ь)знаки. Обосновыватьправописание слов с разделительными твёрдым (ъ)и мягким (ь)знаками. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

65

20. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Подбиратьглаголы с приставками и правильно их записывать. Определятьроль твёрдого (ъ)и мягкого (ь)знаков в слове. Обосновыватьнаписание слов с изученными орфограммами. Составлятьсловосочетания и правильно их записывать.Оцениватьрезультаты своей деят-ти

66

21. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ)и мягким (ь)знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Писатьслова с разделительными твёрдым (ъ)и мягким (ь)знаками, обосновыватьих правописание. Переноситьслова с разделительным твёрдым знаком (ъ)с одной строки на другую. Составлятьпод руководством учителя объявление. Оцениватьрезультаты своей деятельности

67

22. Урок развития речи.

Вариант 1. Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану.

Вариант 2. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно сост-му плану.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Обучатьсяпод руководством учителя самостоятельной работе (подготовитьсяк написанию изложения по памятке 7 «Как подготовиться к изложению».Писатьтекст изложения, соблюдая правила оформления текста. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьошибки.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

68

23. Обобщение изученных правил письма. Проект «Составляем «Орфограф-й словарь»

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Осознаватьзадачу предстоящей деятельности, намечатьпути её осуществления, составлятьсобственный «Орфографический словарь», выступить с его презентацией.


Части речи


69

1. Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс определениями частей речи. Определятьпо изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицироватьслова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбиратьпримеры слов изученных частей речи. Работатьс памяткой 4 «Разбор предложения по частям речи». Составлятьпо рисунку текст, определять,какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Оцениватьрезультаты своей деятельности

Имя существительное (28 ч)

70

1.Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс определением имени существительного, осмысливатьего содержание. Распознаватьимена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имён существительных, ставитьвопросы к именам существительным. Различатьсреди имён существительных многозначные слова, определять их значение. Приводитьпримеры имён существительных. Оцениватьрезультаты своей деятельности

71

2. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьсреди однокоренных слов имена существительные. Различатьимена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто? (кого? чего? и др.), изменятьимена существительные по вопросам. Ставитьвопрос к зависимому имени существительному в словосочетании; наблюдать над правописанием предлогов в вопросах. Составлятьрассказ о классной комнате и записывать его.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

72

3. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьодушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Выделятьсреди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находитьустаревшие слова - имена существительные, объяснятьих значение. Наблюдатьнад образованием имён существительных с помощью суффиксов, выделять суффиксы в слове. Оцениватьрезультаты своей деятельности

73

4. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Письменно излагатьсодержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьнедочёты и ошибки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

74

5. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьсобственные и нарицательные имена существительные, определятьзначение имён собственных. Обосновыватьнаписание заглавной буквы в именах собственных. Составлятьписьменные ответы на вопросы.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

75

6. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьсобственные и нарицательные имена существительные, определятьзначение имён собственных. Обосновыватьнаписание заглавной буквы в именах собственных. Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных». Работатьс текстом: определятьтему, главную мысль, тип текста, выделятьв тексте части, соответствующие плану, выписыватьтрудные слова, записыватьтекст по памяти.

Наблюдатьнад толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени, используя разные источники информации (словари, Интернет и др.). Готовитьсяк презентации своего рассказа. Оцениватьрезультаты своей деятельности

76

7. Число имён существительных, измение имён существительных по числам.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьединственное и множественное число имён существитель-ных. Обосновыватьправильность определения рода имён существительных. Определятьчисло имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Работатьс «Орфоэпическим словарём» учебника, правильно произноситьслова, определённые в «Орфоэпическом словаре» учебника. Оцениватьрезультаты своей деят-сти

77

8. Имена существительные, имеющие форму одного числа.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьимена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определятьчисло имён существительных. Составлять предложения из деформированных слов. Работатьс рубрикой «Правильно произносите слова». Оцениватьрезультаты своей деятельности

78

9. Род имён существительных: мужской, женский, средний.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду. Классифицироватьпо роду имена существительные. Находитьсходство и различия в именах существительных каждого рода. Обосновыватьправильность определения рода имён существительных. Оцениватьрезультаты своей деятельности

79

10. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьрод имён существительных, обосновыватьправильность его определения. Согласовыватьв роде и числе имена существительные и имена прилагательные, правильно употреблятьих в речи. Составлять развёрнутый ответ на вопрос: «Как определить род имён существительных?» Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: «Род некоторых имён существительных». Определятьрод имён существительных. Согласовыватьимена существительные общего рода и имена прилагательные. Определятьрод имён существительных общего рода. Оцениватьрезультаты своей деятельности

80

11. Мягкий знак (ь)после шипящих на конце имён существительных женского рода.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Выделятьорфограмму на изученное правило письма. Писатьимена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновыватьправильность написанного. Правильно употреблятьв речи словосочетания типа серая мышь, ночная тишь.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

81

12. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.


Пониматьи сохранять впамяти учебную задачу урока.

Определятьрод имён существительных, обосновыватьправильность написания имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Распределятьслова в группы в зависимости от изученных орфограмм. Подбиратьимена существительные по заданным признакам. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

82

13.Урок развития речи.

Вариант 1. Подробное изложение повествовательного текста-образца.

Вариант 2. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

  1. Подготовитьсяк написанию изложения (по памятке 6). Подробно письменно излагатьсодержание текста-образца.

  2. Составлятьустный и письменный рассказ по серии рисунков. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

83

14. Проверочный (объяснительный) диктант.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Записыватьтекст под диктовку и проверятьнаписанное. Адекватно оцениватьрезультаты написанного изложения, определятьграницы своих достижений, намечатьпути преодоления ошибок и недочётов. Оцениватьрезультаты своей деятельности

84

15. Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Анализироватьтаблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» по вопросам учебника. Изменятьимена существительные по падежам. Запоминатьназвания падежей и вопросы к ним. Определятьпадеж имён существительных по вопросам. Оцениватьрезультаты своей деятельности

85

16. Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Различатьпредложение и словосочетание. Выделятьсловосочетания из предложения. Работатьс текстом- памяткой в учебнике: как определить падеж имени существительно-го. Определятьпадеж выделенных имён существительных с опорой на памятку.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

86

17. Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Учитьсяопределять падеж имён существительных. Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме. Составлятьрассказ (под руководством учителя) по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Оцениватьрезультаты своей деятельности

87

18. Именительный падеж имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьименительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновыватьправильность опре-деления падежа. Составлятьпредложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Оцениватьрезультаты своей деятельности

88

19. Родительный падеж имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьсо схемой-памяткой «Родительный падеж». Распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновыватьправильность определения падежа выделенных имён существительных. Работатьс текстом: определятьтему и главную мысль текста. Оцениватьрезультаты своей деятельности

89

20. Дательный падеж имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьсо схемой-памяткой «Дательный падеж». Распознаватьимя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновыватьправильность определения падежа выделенных имён существительных. Объяснятьнаписание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи. Составлятьпродолжение стихотворения. Оцениватьрезультаты своей деятельности

90

21. Винительный падеж имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьсо схемой-памяткой «Винительный падеж». Распознавать имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Находитьсходство и различия в падежных формах имён существительных в винительном и предложном падежах. Обосновыватьправильность определения падежа выделенных имён существительных. Оцениватьрезультаты своей деятельности

91

22. Именительный, родительный, винительный падежи.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Сопоставлятьи различатьвнешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Оцениватьрезультаты своей деятельности

92

23. Творительный падеж имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьсо схемой-памяткой «Творительный падеж». Распознавать имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновыватьправильность определения падежа имён существительных. Находитьв художественном тексте сравнения, наблюдатьнад использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

93

24. Предложный падеж имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьсо схемой-памяткой «Предложный падеж». Распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновыватьправильность определения падежа выделенных имён существительных. Составлятьпредложения на определённую тему. Находитьв тексте устаревшие слова и определятьих значение.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

94

25. Подробное изложение текста повествовательного типа.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс текстом: осмысленно читать, отвечатьна вопросы к тексту, определятьтип текста, тему и главную мысль, подбиратьзаголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагатьсодержание по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлятьнедочёты и ошибки. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

95

26. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.Начальная и косвенные формы имён существительных.


Работатьс таблицей «Признаки падежей». Находитьи сопоставлять внешне сходные падежные формы. Распознаватьначальную и косвенные формы имён существительных. Распознаватьвнешне сходные падежные формы винительного и предложного падежей.

Составлятьсообщение об изученных падежах имён существительных с опорой на вопросы. Работать с памяткой 1 «Порядок разбора имени существительного». Планироватьучебные действия при разборе имени существительного как части речи. Приводитьпримеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного. Оцениватьрезультаты своей деятельности

96

27. Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». Проверочный диктант

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Оцениватьрезультаты своей деятельности при выполнении заданий рубрики «Проверь себя» Адекватно оцениватьрезультаты проверочной работы по теме «Имя существительное».

97

28. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Развитие речи:сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Учебник: уп108

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Составлятьустно по репродукции к картинеК. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами. Записывать составленный текст.


Имя прилагательное (15)

98

1. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьимена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определятьлексическое значение имён прилагательных. Подбиратьк именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным - имена существительные. Распознаватьсреди однокоренных слов имена прилагательные. Выбиратьте имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. Определятьроль имён прилагательных в тексте. Оцениватьрезультаты своей деятельности

99

2. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьв тексте имена прилагательные, определятьих лексическое значение. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных в предложении. Выделятьиз предложений словосочетания с именами прилагательными. Находитьв тексте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, наблюдать над правописанием этих имён прилагательных. Составлятьсложные имена прилагательные. Писатьзаглавную букву в именах собственных. Составлятьтекст из непунктированных предложений.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

100

3. Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания в научном стиле.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьхудожественное и научное описание, наблюдатьнад употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделятьв текстах художественного стиля выразительные средства языка. Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: «Говорящие» названия». Составлятьописание растения в научном стиле.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

101

4.Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьизобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля « Царевна - Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. Работатьс рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдатьпроисхождение названий цветов, составлять с этими словами предложения, находитьимена прилагательные в тексте.

Оцениватьрезультаты своей деятельности.

102

5. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьзависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Работать с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определять по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовыватьсловосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделятьи записывать окончания имён прилагательных. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

103

6. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьрод имён прилагательных, классифицироватьимена прилагательные по роду. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писатьродовые окончания имён прилагательных. Соблюдатьнормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, красивый тюль и др. Осмысливатьзначение имён прилагательных-паронимов, обосновыватьправописание родовых окончаний имён прилагательных. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

104

7. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьрод имён прилагательных, согласовыватьимена прилагательные с именами существительными грамматически, писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Обосновыватьправильность написания родовых окончаний имён прилагательных.Оцениватьрезультаты своей деятельности

105

8. Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьпризнаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. Определятьформу числа имени прилагательного, изменятьимена прилагательные по числам, правильно писатьокончания имён существительных во множественном числе. Осознавать,что во множественном числе род имени прилагательного не определяется. Работать с рубрикой «Говорите правильно!», правильно произноситьданные в рубрике имена прилагательные и составлятьс ними предложения. Оцениватьрезультаты своей деятельности

106

9. Число имён прилагательных. Сравнительное описание.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьчисло и род (в единственном числе) имён прилагательных, объяснятьправописание окончаний имён прилагательных. Подбиратьимена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлятьначало и конец текста по его основной части.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

107

10. Падеж имён прилагательных (общее представление).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Анализироватьтаблицу в учебнике «Склонение (изменение) имён прилагательных по падежам». Изменять,пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Правильно произноситьи писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Определятьпадеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Оцениватьрезультаты своей деятельности

108

11. Начальная форма имени прилагательного.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьпадеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Определять начальную форму имени прилагательного. Составлятьиз предложений текст. Объяснятьзначение фразеологизмов.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

109

12. Контрольный диктант (с грамматическим заданием).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Контролироватьправильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

110

13. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Разбиратьимя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке 2.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновыватьправильность их определения. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе.

Оцениватьрезультаты своей деятельности ирезультаты выполнения самостоятельной работы и своей деятельности на уроке.

111

14. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Составлятьсочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролироватьправильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлятьнедочёты и ошибки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

112

15. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Проект «Имена прилагательные в загадках»


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Адекватно оцениватьрезультаты написанных сочинения, диктанта, определятьграницы своих достижений, намечатьпути преодоления ошибок и недочётов. Адекватно оцениватьрезультаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя».

Наблюдатьнад именами прилагательными в загадках, подбиратьсвои загадки с именами прилагательными, участвоватьв конкурсе загадок. Оцениватьрезультаты своей деятельности

Местоимения (4 ч.)

113

1. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьличные местоимения среди других частей речи, определятьих значение. Работатьс таблицей «Личные местоимения», находитьв ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

114

2. Род местоимений 3-го лица единственного числа.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьличные местоимения среди других частей речи, определятьих значение. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Оцениватьрезультаты своей деятельности

115

3. Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьличные местоимения среди других слов, определять их признаки.

Заменятьповторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Работать с рубрикой «Страничка для любознательных».

Обсуждать:где в речи употребляется местоимение вы. Оцениватьуместность употребления местоимений в тексте. Оцениватьрезультаты своей деятельности

116

4.Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Адекватно оцениватьрезультаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя». Составлятьписьмо другу или кому-либо из родственников. Оцениватьрезультаты своей деятельности

Глагол (14 ч)

117

1. Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьглаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определятьсинтаксическую функцию глаголов в предложении. Работатьс текстом, определятьего тему и главную мысль, определятьроль глаголов в тексте. Работатьс «Орфоэпическим словарём».

Оцениватьрезультаты своей деятельности

118

2. Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Обосновыватьправильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. Подбиратьк глаголам синонимы, антонимы. Распознаватьглаголы среди однокоренных слов и форм слов.Оцениватьрезультаты своей деятельности

119

3. Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Узнаватьнеопределённую форму глагола по вопросам. Ставитьвопросы к глаголам в неопределённой форме. Различатьглаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?Образовыватьот глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждатьзначение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Оцениватьрезультаты своей деятельности

120

4. Неопределённая форма глагола.

Развитие речи:составление текста по данному заголовку и плану.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Распознаватьглаголы в неопределённой форме среди слов других частей речи, обосновыватьправильность их определения. Подбиратьк данным частям речи антонимы. Обсуждатьзначение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

121

5. Единственное и множ-е число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Распознаватьчисло глагола. Изменятьглаголы по числам. Определятьзначение глаголов (глаголы звучания).

Оцениватьрезультаты своей деятельности

122

6. Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Осознаватьзначение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать сопределением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте.

Оцениватьрезультаты своей деятельности

123

7. Написание окончаний -ешь, -ишьв глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.Распознаватьглаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставитьвопросы к глаголам. Наблюдатьнад написанием окончаний -ешь, -ишьв глаголах, сочетающихся с местоимением 2-го лица. Находитьглагол в прошедшем времени по суффиксу -л-. Работатьс текстом-рассуждением. Составлятьтекст-рассуждение по заданному вопросу. Оцениватьрезультаты своей деятельности

124

8. Изменение глаголов по временам.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс таблицей «Изменение глаголов по временам». Изменять глаголы по временам. Образовыватьот неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовыватьодну форму глагола в другую. Определятьвремя глаголов. Работатьс текстом: определять тему, главную мысль, части текста, записыватьтекст по частям. Оцениватьрезультаты своей деятельности

125

9. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Анализироватьтекст, отбиратьсодержание для выборочного изложения, составлятьплан предстоящего текста, выбиратьопорные слова, письменно излагатьсодержание текста. Контролироватьправильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлятьнедочёты и ошибки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

126

10. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Наблюдатьнад изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Образовыватьот неопределённой формы глаголов формы глаголов в прошедшем времени. Определятьрод и число глаголов в прошедшем времени. Правильно писатьродовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Работатьс «Орфоэпическим словарём» учебника. Правильно произноситьглаголы в прошедшем времени.Оцениватьрезультаты своей деятельности.

127

11. Правописание частицы не с глаголами.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Находитьглаголы с частицей не, осознаватьзначение высказывания, имеющего глагол с частицей не.Раздельно писатьчастицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Составлятьпобудительные предложения, употребляя в них глагол с частицей не. Оцениватьрезультаты своей деятельности

128

12. Обобщение знаний о глаголе.

Развитие речи:составление текста по рисунку.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Работатьс памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбиратьглагол как часть речи. Определятьизученные грамматические признаки глагола и обосновыватьправильность их выделения. Составлятьтекст по рисунку. Оцениватьрезультаты своей деят-ти

129

13. Обобщение знаний о глаголе.

Проверочная работа.


Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока.

Определятьроль глаголов в тексте. Обосновыватьправильность выполняемых заданий в упражнениях учебника. Адекватно оцениватьрезультаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя».

Оцениватьрезультаты своей деятельности

130

14. Итоговый контрольный диктант.

Пониматьи сохранятьв памяти учебную задачу урока. Контролироватьправильность записитекста диктанта, находить неправильно написанные слова и исправлятьнедочёты и ошибки. Оцениватьрезультаты своей деятельности

Повторение (6 ч.)

131

1. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи.


132

2. Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


133

3. Имя числительное. Имя существительное.


134

4. Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения.


135

5. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.


136

6. Повторение изученного материала.