В современных условиях социально-политических изменений, трансформации социальной структуры общества и системы здравоохранения, расслоения общества и растущего неравенства в доступе различных групп населения к ресурсам актуализируется проблема разумного отношения учащихся к здоровью, которая в последнее время из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и психологическая. Приобщение учащихся к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Подростковый возраст – это критический период в развитии человека, время сильных психофизиологических изменений, становления самостоятельности, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни, поэтому обучение позитивным жизненным навыкам имеет для подростка особое значение. Стремление добиться расположения значимой для подростка группы может привести его к рисковому поведению. Успешная социальная адаптация, в том числе развитие навыков, ориентированных на сбережение собственного здоровья, замечательная задача, которую декларирует школа.
Здоровье как ценностная ориентация среди учащейся молодёжи является важной, но не всегда осознаваемой и понимаемой самими молодыми людьми, привычки, сопряжённые с риском для здоровья, являются неотъемлемой чертой процесса взросления. Следовательно, мы видим, что среди актуальных проблем сегодня наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья молодёжи, разработка психопрофилактических и коррекционных программ, методов работы педагогов и практических психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей на всех этапах онтогенеза.
Но так же, мы видим, что какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались, ожидаемого эффекта не будет, если у самих молодых людей не сформированы ценностные потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья. А наша цель – им в этом помочь.
Цель: оказание психолого-социальной помощи учащимся в формировании негативного отношения к вредным привычкам, профилактика ПАВ, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1. Дать информацию о здоровье, его составляющих.
2. Развивать мышление, с помощью пословиц и поговорок о здоровье, коммуникативные функции.
3. Поговорить об источниках влияния на здоровье.
4. Формировать у воспитанников представлений о полезных и вредных привычках.
5. Подвести детей к пониманию того, что привычки могут иметь положительные и отрицательные последствия.
6. Вооружить подростков знаниями о вреде алкоголизма, курения и наркотиков на здоровье человека.
7. Способствовать развитию умения анализировать свои привычки детьми.
8. Выяснить, какие качества личности помогают сохранить здоровья.
9. Закрепить в сознании воспитанников понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
10. Воспитывать привычку стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Контингент участников: подростки
Возраст: 12-14 лет
Количество участников: 20-25 человек
Время проведение: 1 час
Форма проведения: тематическое занятие
Методическое обеспечение: план занятия, электронная доска, 2 листа А3, ручки на каждого, краски, карандаши, магнитофон.
Ожидаемые результаты:
- приобщёность к здоровому образу жизни;
- сформированность нравственных и волевых качеств.
План занятия
- Орг. момент.
- Введение в тему.
- Сообщение темы.
- Работа по теме: «Древо здоровья»; «Народная мудрость»;
историческая справка; работа с рисунками «Здоровье» и «Болезнь»; враги здоровья и качества личности, помогающие им противостоять; упражнение «Скалолаз».
- Итог, выводы.