Конспект урока
Температура воздуха
Предмет: география, тип урока: комбинированный.
Тема: Нагревание воздуха и его температура.
Продолжительность: 45 минут (1 урок)
Класс: 6.
Цели: ученики должны знать Изменение температуры воздуха с высотой. Распределение тепла на поверхности Земли, среднюю суточную температуру, амплитуду колебаний температуры (суточная, годовая).
Ученики должны уметь: определять температуру воздуха, находить зависимость между показателями температуры и широтами земной поверхности, находить среднюю температуру, строить графики хода температур
Оборудование: термометр, презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Чтобы вспомнить пройденный материал поиграем в игру «Что за цифра?»
1000 км
Толщина атмосферы
78%
Количество азота в воздухе
21%
Количество кислорода в воздухе
0,6ºС
Понижение температуры на каждые 100 м. высоты
0,03%
Количество углекислого газа
50-55 км
Верхняя граница стратосферы
10-18 км
Толщина тропосферы
Тест.
Какой газ преобладает в атмосфере:
а) кислород ; б) водород; в) углекислый; г) азот.
В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха :
а) в стратосфере; б) в тропосфере; в) в верхних слоях атмосферы.
В каких широтах толщина тропосферы больше:
а) над экватором; б) в полярных широтах; в) в умеренных широтах.
Какой слой атмосферы находится над тропосферой:
а) экзосфера; б) стратосфера; в) мезосфера.
В каком слое происходит изменение погоды:
а) в стратосфере; б) в тропосфере; в) в верхних слоях атмосферы.
III. Изучение нового материала
В своей жизни вы уже неоднократно встречались с понятием «температура». Приведите примеры, где в учебной деятельности, в курсе географии, говорится о понятии температура.
Примерные ответы:
а) В литосфере - при изучении внутреннего строения Земли: температура ядра, температура мантии, температура земной коры. Вывод: при увеличении глубины – температура повышается.
б) В гидросфере: температура воды на поверхности океана зависит от количества солнечного тепла, поступающего на водную поверхность. На глубине 1000 м – температура одинаковая +2°С.
в) У растений: вегетативный период.
г) У животных: пресмыкающиеся - холоднокровные животные, температура тела у них зависит от окружающей среды; Температура у птиц плюс 41-42°С.
Температура у млекопитающих плюс 32-39 градусов. Температура тела у здорового человека равняется плюс 36-37°С.
д) В атмосфере: при подъеме с высотой - температура воздуха повышается.
Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы хорошо знакомы, знаете температуру тела у человека и животных. А сейчас перейдем к упражнению »Ассоциация». Предлагаю Вам, дети, назвать свои ассоциации, связанные с температурой тела человека.
Как нагревается воздух?
Как вы думаете, какая часть солнечной энергии будет нагревать воздух тропосферы?
Расскажите, как изменяется температура в тропосфере и с высотой. Почему температура понижается?
Выявляют закономерности:
-
Солнечные лучи проходят через атмосферу не нагревая её.
-
Солнечные лучи нагревают поверхность Земли
-
Воздух атмосферы нагревается от поверхности Земли
-
Температура воздуха уменьшается с высотой. На каждый км температура понижается на 6° С.
Нажимаем на значок
, высвечивается схема изменения температуры воздуха с высотой.
Какова причина неодинакового нагревания воздуха в течение суток?
Закономерность: чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, лучше прогревается поверхность Земли, а от нее воздух.
Суточный ход температуры воздуха.
В какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей? Объясните.
В полдень поступает больше всего солнечной энергии. Однако самая высокая температура наблюдается через 2-3 ч после полудня, так как на передачу тепла от поверхности Земли к тропосфере требуется время.
Солнце низко над горизонтом. Земля остывает, температура воздуха понижается
Земля остыла за ночь. Солнце находится низко над горизонтом. Холоднее всего перед восходом Солнца.
Как изменяется температура в течение года?
Наша планета имеет шарообразную форму, поэтому солнечные лучи
падают на земную поверхность под разными углами и нагревают её
неравномерно. Чем ближе к полюсам, тем меньше угол падения
солнечных лучей и тем слабее нагревается поверхность.
Подумайте, почему самые теплые и холодные месяцы — не июнь и декабрь, когда солнечны лучи имеют наибольший и наименьший углы падения на земную поверхность.
Температура воздуха — степень нагретости воздуха, определяемая при помощи термометра.
Температура воздуха — одна из важнейших характеристик погоды и климата.
Температура воздуха, а также почвы и воды в большинстве стран выражается в градусах международной температурной шкалы, или шкалы Цельсия (˚С). Ноль этой шкалы приходится на температуру, при которой тает лёд, а +100 ˚С — на температуру кипения воды.
Однако в США и ряде других стран до сих пор не только в быту, но и в метеорологии используется шкала Фаренгейта (F). В этой шкале интервал между точками таяния льда и кипения воды разделён на 180˚, причём точке таяния льда приписано значение +32 ˚F. Нуль шкалы Цельсия соответствует +32 ˚F, а +100 ˚С = +212 ˚F.
Кроме того, в теоретической метеорологии применяется абсолютная шкала температур (шкала Кельвина), K. Нуль этой шкалы отвечает полному прекращению теплового движения молекул, то есть самой низкой возможной температуре. По шкале Цельсия это будет −273 ˚С
Чтобы выявить общие закономерности изменения температуры, используют показатель средних температур: средних суточных, средних месячных, средних годовых.
Алгоритм вычислений:
1.Сложить все числа с « + »
2.Сложить все числа с « - »
3.Из большей величины вычитают меньшую
4.Полученный результат делят на число измерений
Определите среднюю суточную температуру по показателям на стр. 93. (работа в тетради)
Проверка:
Отрицательные: -8°+(-4°)= -12°
Положительные: 3°+1°=4°
Средняя суточная t: 12° - 4°= 8°: 4= -2°С
Определите среднюю годовую температуру в городе Москве по таблице на стр.93. (работа в тетради)
Проверка:
Отрицательные: -10°+(-7°)+(-2°)+(-2°)+(-6°)= -27°С
Положительные: 6°+13°+17°+18°+16°+12°+5°=+87°С
Средняя суточная t: 87° - 27°= 60°: 12= +5°С
Определяя изменение температуры, обычно отмечают ее самые высокие и самые низкие показатели. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой температур. Запишите определение.
Амплитуда - это разница между самыми высокими и самыми низкими показателями температур. Различают суточную, месячную, годовую амплитуды.
Задание: по рис. 86, стр.94 определите амплитуду температуры воздуха, пользуясь показаниями третьей пары термометров.
Max t° | Min t° |
+5 | -6 |
-14 | -36 |
+31 | +23 |
Слайд 14 . Обучающая практическая работа.
Составление графика суточного хода температуры (под руководством учителя)
Время | 0 ч. | 4 ч. | 8 ч. | 12 ч. | 16 ч. | 20 ч. | 24 ч. |
t | -3 | -5 | 0 | +5 | +7 | +2 | 0 |
Обучающая практическая работа.
Составление графика годового хода температуры в Москве (учебник стр. 93)
Учитель помогает построить основу для графика. Дети самостоятельно строят график. По окончании работа проверяется с помощью графики.
На картах распределение средних температур отражают при помощи изотерм.
Изотермы— это линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определенный промежуток времени.
Обычно показывают изотермы самого теплого и самого холодного месяцев года, т. е. июля и января.
IV. Закрепление изученного.
V. Домашнее задание.
В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу
Часы | 9 ч | 12 ч | 15 ч | 18 ч | 21 ч |
t | | | | | |
Рассчитать среднюю суточную t, суточную амплитуду, построить график.