СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тепло родного дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тепло родного дома

Классный час

4-й класс

Звучит песня Ю. Антонова  «Крыша дома твоего»

Каждый день дети после уроков говорят: "Я пошел домой". А задумывались ли они о том, что такое дом? Для каждого из них он свой особенный, но есть и что-то общее. Понять, что есть общего между разными домами, поможет классный час на тему «Тепло родного дома»

Учитель.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них покоится от века

По воле бога самого

Самостоянье человека -

 Залог величия его.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль?

Дети. Это стихотворение о любви к Родине.

У. Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома?

Д. Дом строят, когда надо где-то жить. – Дом строят, когда создается семья.

У. Постройте ассоциативный ряд к слову дом.

Д. Дом – изба – квартира – жилище.

У. А изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало "баня, теплое помещение". Сравните слова истопить, топить, тепло. А кто живет в доме?

Д. Семья.

У. Что такое семья?

Д. Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.

У. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?

Д. Доброта, понимание, уют, забота, уважение.

Учитель размещает на доске "бревна", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло,на" бревнышках"-забота,уважение,понимание,доброта.И все это на "фундаменте"-любовь.

 

У. Вот мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино...

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня...

– Что ты спрятала в ладони?

– Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала.

У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.

Выслушиваются рассказы детей.

– А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.

Учитель записывает понятие на доске.

– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Учитель открывает запись на доске.

Порядок написания синквейна

  • Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

На доске:

Права.

Правильные, необходимые, общие.

Направляют, оберегают, защищают.

Без них нельзя жить.

Необходимость.

Истина.

Вечная, удивительная.

Бежит, волнует, торжествует.

Истина – загадочная неизвестность.

 Истина – поиск.

Учитель разбирает с детьми образцы синквейна построчно.

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.

– Прочитайте, что у вас получилось.

Д. Дом.

Надежный, любимый.

Охраняет, оберегает, защищает.

Он нужен каждому.

Любовь.

– Дом.

Красивый, надежный.

Защищает, обогревает, любит.

В доме уютно.

Это главное.

У. Так что же такое дом?

Д. Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

У. И само слово "Родина" начинается здесь, в доме... Всё от этого корня, от дома отца, сработанное своими руками, на своей земле, в своей (и только тогда и своей) стране...

 Звучит песня Ю. Антонова  «Крыша дома твоего»