СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест как вид контроля знаний на уроке русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал предназначен для начинающего и малоопытного учителя.

Просмотр содержимого документа
«Тест как вид контроля знаний на уроке русского языка»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЁННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"

Методическое пособие

Тест как вид опроса на уроке русского языка

г.Избербаш









Амиргамзаева А.Р. Тест как вид опроса на уроке русского языка:

Пособие для учителей.

Избербаш, 2016.-14с.


Содержание

1.Пояснительная записка……………………3

2.Тестовый опрос…………………………….6

3.Принципы отбора содержания тестовых заданий…………………………………………7

4.Трудность теста и его влияние на оценку знаний………………………………………….9

5.Знание как предмет тестового контроля…..11

6.Критерии учебных достижений……………12

7.Фрагменты уроков с применением тестов…13




Пояснительная записка

Современные педагогические технологии требуют новые формы контроля знания учащихся. Если раньше выпускные экзамены по русскому языку были в форме сочинения, то сейчас это уже ЕГЭ. И вот ОГЭ уже в 9 классе средней школы, а это значит, что учащиеся должны быть готовы к сдаче экзамена в форме теста. Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, потому что обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний; являясь обязательной частью многих педагогических новаций, они снижают затраты времени на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и итоговой подготовке.

Цель данного пособия- показать актуальность теста как вид опроса и как формы контроля знаний в современных условиях организации учебного процесса.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое тест, что представляет собой его структура.

  2. Понять, по какому принципу происходит отбор тестового материала.

  3. Изучить знания как предмет тестового контроля.

  4. Показать примеры применения тестов на уроках .

Процесс обучения русскому языку не может быть эффективным без постоянной обратной связи (ученик-учитель), дающей учителю информацию об уровнях усвоения учебного материала, о знаниях, умениях и навыках учащихся, о возникающих у них трудностях. Контроль как раз позволяет учителю осуществить обратную связь и использовать ее для того, чтобы выяснить, достигнута ли цель обучения или нет .

Традиционные формы контроля не достаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний . Поэтому учителя-филологи все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выбором ответа, к тестам. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении – располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи. Вместе с тем, этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям предъявленным к итоговому контролю знаний . А именно:

  • объем проверочных знаний не велик. Анализ контрольных работ показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала. Несколько грамматических заданий не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;

  • проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителя много времени;

  • низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;

  • абсолютно неудовлетворительная объективность оценок знаний.

За последнее время поиски объективных количественных измерительных знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний . Можно отметить следующие особенности тестов:

  • относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

  • непосредственная фиксация результатов;

  • возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

  • удобство математической обработки;

  • кратковременность;

  • наличие установленных стандартных норм.

Это – одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Кроме того, тестовый контроль дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. 

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится за курс средней школы в форме ЕГЭ и ОГЭ, необходимо уже с начальной школы внедрять такие  формы контроля, которые позволяют предусмотреть проверку:

  • во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной физической подготовки,

  • во-вторых, глубину сформированности учебных умений,

  • в-третьих, умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения .

В этой связи существует объективная потребность проведения тестирования по русскому языку для контроля знаний в 5–11-х классах, с тем чтобы они были знакомы с данной методикой, могли бы успешно тренироваться и готовиться к тестированию.

Поэтому я в последние годы все чаще стала использовать такую форму  контроля, как тесты. В настоящее время тестовый контроль становится одной из главных составляющих системы аттестации. Следовательно, возникает необходимость правильно, рационально и последовательно организовать учебную деятельность учащихся, чтобы испытание в форме ОГЭ и ЕГЭ не стало сильнейшим стрессом и разочарованием как со стороны ученика и его родителей, так и со стороны учителя и школы в целом, а стало подтверждением хорошего качества полученных знаний и умений. Всё сказанное выше, подтверждает актуальность данной темы. Как писал Аванесов В.С:

«... тесты - это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела.»1. В сочетании с персональным компьютером, тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля - наиболее современных в организации учебного процесса. Без тестов невозможен переход к прогрессивному обучению на основе принятой у нас системы полного усвоения знаний. Обучение начинается с входного тестирования, сопровождается текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивается объективным тестированием учебных достижений. Кроме того, тесты позволяют наладить самоконтроль - самую полезную для обучения и гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг - эффективное средство повышения учебной мотивации.


Тестовый опрос

Слово "тест" вызывает у людей самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой.

Готовясь к урокам, часто используем материал из книг Л.В. Горшковой «Синтаксис и пунктуация» (упражнения с выборочным ответом). Это разновидность тестового опроса, который позволяет развивать логическое мышление учащихся, помогает закрепить сложные правила пунктуации и орфографии. Тестовые опросы уместны на обобщающих уроках по сложной и большой теме, когда необходимо систематизировать весь изученный материал. Но еще более важная роль тестового опроса заключается в том, что он позволяет дифференцировать работу при обобщении изученного, дает возможность повысить качество знаний учащихся. Практикуем различные виды тестов, например:1) «компенсирующие» (тест, требующий вставить слово или сочетание слов в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным); 2) «альтернативные» (когда нужно из двух – трех вариантов ответов выбрать один. Например: «Имена существительные: а) имеют род и изменяются по числам и падежам; б) изменяются по родам, числам и падежам»); 3) «выборочные» (когда ученику предлагается несколько вариантов ответов, каждый из которых не содержит прямой ошибки, но является неполным, и лишь один ответ безукоризненно правильный). При проверке знаний каждый ученик имеет тест (по вариантам), выполняет задание индивидуально, записывает ответ в виде кодированных знаков. Принципы отбора содержания тестовых заданий.

Содержание теста можно определить как оптимальное отображение учебного материала в системе тестовых заданий. Слова "оптимальное отображение" предполагают необходимость отбора такого контрольного материала, ответы на который с высокой вероятностью (больше 95 %) свидетельствовали бы об уровне подготовленности каждого учащегося.

Есть всего четыре формы заданий:
      1)Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;
      2) Задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в отведенном для этого месте;
      3) Задания на установление соответствия;
      4) Задания на установление правильной последовательности действий.

Число заданий традиционного теста обычно бывает не меньше тридцати. Банк заданий адаптивного теста содержит большее число заданий.

  1. Некоторые элементы проверяемых знаний (преимущественно по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в рубежном контроле, например, в конце учебной четверти. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года.

Гипотеза

Если обеспечить системность, продуманность использования различных форм тестового контроля усвоения знаний, умений и навыков на уроках физики, а также факультативах и индивидуальных занятиях, то возможно обеспечить постепенную, эффективную и качественную подготовку учащихся к сдаче ЦТ.

С помощью тестов можно осуществить полный и всеобъемлющий контроль знаний, так как они строятся на основе дидактических принципов обучения и контроля (научности, доступности, системности, связи теории с практикой).





Понятие трудности теста и его влияние на оценку знаний.

Немало руководителей школ считают, что их учителя в состоянии "придумать" за короткое время сколько угодно "тестов". На самом же деле можно придумать сколько угодно заданий в тестовой форме (а это ещё не тесты). Их нельзя включать в настоящий тест до тех пор, пока не станет известной мера трудности, проверяемая опытным путем.

Первое требование к тестовым заданиям: в тесте задания должны различаться по уровню трудности, что вытекает из данного ранее определения теста и рассматриваемого принципа.

Таким образом, в тесте нет места заданиям с неизвестной мерой трудности, и не все предлагаемые задания в тестовой форме могут стать тестовыми заданиями.



Знания, как предмет тестового контроля

Обычно чем выше интеллект, тем больше знаний. Выше и тестовые баллы, но не всегда. Все зависит от содержания заданий. В каждом школьном классе могут встретиться интеллектуально развитые дети, которые, однако, мало знают из-за нежелания хорошо учиться.

Интеллект детей, по некоторым данным, примерно на 36 % связан с уровнем интеллектуального развития матерей, и только на 26 % - с уровнем такого же развития отцов.

Уровень подготовленности испытуемых выявляется при анализе их ответов на задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл. Обычно этот тестовый балл ассоциируется с понятием "уровень знаний" и проходит процедуру уточнения на основе той или иной модели измерения знаний.

Критерии учебных достижений.2


УКОуровень качества обучения:


УКО=число учащихся, обучающихся на «4» и «5» * 100%

число успевающих


36%- 64% -средний

65%-100% - высокий


УОуровень обученности:


УО=число успевающих обучающихся * 100%

общее число учащихся


0-49%- недопустимый

50%-64% - критический

65%-70%-допустимый

80%-100% - оптимальный



СБсредний балл


СБ= («5» * № + «4» * № + «3» * № + «2» * № + «1» * №) * 100%

число учащихся


3,2 – региональный уровень

3,6 – российский уровень


3


КОкоэффициент обучения


КО= _СБ_ ;

5

0,64 – региональный уровень; 0,72 – российский

Фрагменты уроков с применением тестов.

Учебник «Русский язык. 5 класс».

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: Повторение изученного.

Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография».

.

Цель.

Выяснить уровень усвоения знаний по теме.

Ход урока.

На предыдущем уроке было повторение темы «Фонетика. Графика. Орфография», поэтому главная цель проведения теста – выявить пробелы в знаниях для их ликвидации.

ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА»


I.Какие буквы из указанных названы неверно?


1) б (бэ); 2) в (эв); 3) г (гэ); 4) л (эл); 5) с (сэ).



II. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:


1) сч.стье; 2) ш..нель; 3) ч..шка; 4) ч..вство; 5) брош..ра; 6) пощ..да; 7) ж..ри; 8) ж..лет; 9) параш..т; 10) рощ.. .



III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:


1) рожь; 2) въезд; 3) яблоко; 4) соль; 5) лен; 6) съемка; 7) семья;

8) лямка; 9) здесь; 10) известно; 11) юг; 12) елка.



IV. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:


1) слýчай; 2) столя′р; 3) пóртфель; 4) звóнит; 5) средствá; 6)килóметр;

7) ремéнь; 8) цы′ган; 9) пáртер; 10) красивéй.



V. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:


1) лодка; 2) пробка; 3) скользкий; 4) старушка; 5) утка; 6) город;

7) гром; 8) кружка; 9) глотка; 10) гладкий.


VI. Укажите слова, в которых есть несоответствие написания и произношения:


  1. сводка; 2) стол; 3) текст; 4) теннис; 5) скот; 6) пастбище, 7) ошибка; 8) указка; 9) вязок; 10) скользкий.



VII. Укажите слова с ударением на последнем слоге:


1) арбуз; 2) верба; 3) документ; 4) магазин; 5) ненависть; 6) звонишь; 7) свекла.



VIII. Найдите «третье лишнее» слово:


1) а) что; б) чтобы; в) нечто;

2) а) конечно; б) нарочно; в) игрушечный;

3) а) теннис; б) тема; в) текст;

4) а) свитер; б) ателье; в) тенор;

5) а) чувство; б) баловство;в) да здравствует.



IX. Какие из данных букв являются шипящими?
1) ч; 2) ж; 3) ф; 4) ш; 5) х.



X. Какие из данных согласных являются глухими?
1) ч; 2) ж; 3) т; 4) с; 5) к; 6) л.


Бланк ответов.


№ ответов

№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I













II













III













IV













V













VI













VII













VIII













IX













X
















Учебник «Русский язык. 5 класс».

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: Повторение изученного.

Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное».

.

Цель.

Выяснить уровень усвоения знаний по теме.

Ход урока.

На предыдущем уроке было повторение темы «Имя существительное», поэтому главная цель проведения теста – выявить пробелы в знаниях для их ликвидации.


5 класс. Тема : Имя существительное.

Тест.

I .Какое существительное в именительном падеже множественного числа

имеет окончание–а?

  1. инженер

  2. офицер

  3. профессор

  4. тренер



II.Какое существительное в именительном падеже множественного числа

имеет окончание –ы?

1.директор

2.доктор

3.мастер

4.шофёр



III. Какое существительное в родительном падеже множественного числа

имеет окончание –ов?

1.валенки

2.носки

3.макароны

4.дела

IV.Какое существительное в родительном падеже множественного числа

имеет нулевое окончание?

1.инженеры

2.офицеры

3.чулки

4.помидоры

V. Укажите существительное , у которого в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии?

1. Тимофей

2.Василий

3. Андрей

4.Сергей

VI. Укажите существительное, у которого в предложном падеже

единственного числа окончание -е.

1.Евгения

2.Клавдия

3.Наталия

4.Софья

VII. Укажите существительное, у которого в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа единственного числа пишется на конце -ии.

1. территория

2. батарея

3. аллея

4. песня

VIII. В каком случае слово заключается в кавычки?

1.город Орёл

2.теплоход Орёл

3.птица орёл

4.горный орёл

IX.Какое из данных существительных имеет только множественное число?

1.вьюги

2.метели

3.заморозки

4.оттепели

X.Какое из данных существительных имеет только единственное число?

1.студент

2.молодёжь

3.юноша

4.девушка.

Ответ: I- 3

II-4

III- 2

IV- 3

V- 2

VI- 4
VII- 1

VIII-2

IX- 3

X- 2



Список литературы:

1.Аванесов В.С. "Научные основы тестового контроля знаний". М. Иссл. центр, 1994 .

2. http://www.usatic.narod.ru

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.

4.   Бардин К. В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987

5.   Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. – М., 1974.

6.  Богданов Г. А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1989.

7.  Болотика Л. Р. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987.

8.  Век Х. Оценки и отметки. – М.: Просвещение, 1984.

9.   Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.

















1 .Аванесов В.С. "Научные основы тестового контроля знаний". М. Иссл. центр, 1994 .


2 Век Х.М. Оценки и отметки.-М.:Просвещение,1984.

3