СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест -опросник для студентов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест - опросник, помогающий  педагогу выявить у студентов уровень их учебно - профессиональных навыков 

Просмотр содержимого документа
«тест -опросник для студентов»

ТЕСТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (Г. Резапкина)

Методика направлена на выявление и рефлексию основных параметров учебно-профессиональной мотивации и ее составляющих: мотивация достижения успеха и избегания неудач, самоконтроль, мотивационная направленность, учебная тревожность.

Инструкция. Сравните высказывания в каждой паре и отметьте в бланке номер того, которое вам ближе.

I

II

III

IV

МДУ

МИН

ИЛК

ЭЛК

ЭМ

ИМ

ВТ

НТ

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10



10а

10б





11





11а

11б



12







12а

12б

13

13а

13б







14



14а

14б





15





15а

15б



16







16а

16б

17

17а

17б







18



18а

18б





19





19а

19б



20







20а

20б

21

21а

21б







22



22а

22б





23





23а

23б



24







24а

24б

25

25а

25б







26



26а

26б





27





27а

27б



28







28а

28б

29

29а

29б







30



30а

30б





31





31а

31б



32







32а

32б

Сумма










1а. Когда я увлечен работой, ко мне лучше не обращаться с вопросами

1б. Во время работы я часто и с удовольствием отвлекаюсь

2а. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом

2б. Неудачное стечение обстоятельств часто мешает людям добиться успеха

3а. Учеба в колледже привлекает меня возможностью общения со сверстниками

3б. Учеба для меня – это возможность получить важные для будущей работы знания и навыки

4а. У меня бывают головные боли после напряженной работы

4б. После напряженной работы я быстро восстанавливаюсь

5а. В будущем я предпочел бы много работать и много получать

5б. В будущем я готов работать за скромную зарплату, лишь бы не напрягаться

6а. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека

6а. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях.

7а. Я стесняюсь говорить знакомым, что учусь не в институте, а в колледже

7б. Я горжусь тем, что учусь не в институте, а в колледже

8а. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении преподаватель

8б. Я могу слушать объяснение преподаватель в течение всего урока, не отвлекаясь

9а. Я редко откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня

9б. Обычно я до последнего момента откладываю то, что должен сделать

10а. Когда я строю планы, то верю в их осуществление

10б. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от обстоятельств

11а. Мой интерес к учебному предмету во многом зависит от преподавателя

11б. Мой интерес к учебному предмету не зависит от преподавателя

12а. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает

12б. Даже если преподаватель отступает от темы урока, я не теряю нить его рассуждений

13а. Препятствия на пути к цели придают мне решимости

13б. Неудача отбивает у меня всякое желание продолжать дело

14а. Причина большинство неудач в моей жизни - мое неумение, незнание или лень

14б. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека

15а. Специальность, полученная в колледже, даст возможность хорошо зарабатывать

15б. Благодаря учебе в колледже я получаю профессию, которая мне интересна

16а. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене

16б. Мысли о предстоящем зачете или экзамене меня не слишком тревожат

17а. Любое соревнование вызывает у меня интерес и азарт

17б. Любое соревнование вызывает у меня тревогу и беспокойство

18а. Мои отметки зависят только от моих усилий

18б. Мои отметки больше зависят от настроения учителя, чем от моих усилий

19а. Я стараюсь хорошо учиться, потому что не хочу выглядеть отстающим в глазах ребят

19б. Я стараюсь хорошо учиться, потому что хочу стать хорошим специалистом

20а. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю об изучаемых предметах

20б. Я неплохо ориентируюсь в изучаемых предметах

21а. Я работаю до тех пор, пока не получу нужный результат

21б. Я предпочитаю сделать работу побыстрей и с меньшим напряжением

22а. То, что многие считают везением, на самом деле результат упорного труда

22б. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной

23а. Профессиональный успех для меня – это престижная работа и высокая зарплата

23б. В моем понимании профессиональный успех – это мастерство и любовь к своему делу

24а. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке

24б. Обычно я успеваю усвоить учебный материал на уроке

25а. При выполнении сложного задания я думаю о том, как правильно его выполнить

25б. При выполнении сложного задания я боюсь допустить какую-нибудь ошибку

26а. Я выбрал специальность и колледж самостоятельно

26б. Я выбрал специальность и колледж по совету родителей (друзей, родственников)

27а. Я учусь в колледже потому, что не хочу сдавать ЕГЭ

27б. Я учусь в колледже потому, что для получения моей профессии достаточно среднего профессионального образования

28а. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете

28б. Обычно мне не трудно сосредоточиться на задании или предмете

29а. Учеба в колледже для меня – только первая ступень в профессиональной карьере

29. Я не уверен, что буду работать по выбранной специальности

30а. Отношения между людьми не складываются потому, что они не проявляют интереса и внимания друг к другу

30б. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить отношения, все равно ничего не получится

31а. Оценка моей работы другими для меня важнее, чем сознание хорошо выполненной работы

31б. Сознание того, что я выполнил свою работу хорошо, для меня важнее, чем ее оценка другими

32а. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски

32б. Мне безразлично, как отвечать: у доски или письменно

ОБРАБОТКА, КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитайте число отмеченных вариантов ответов в каждом столбце и запишите его в нижней строке.

Мотивация достижений – стремление человека к успехам в различных видах деятельности и избегание неудач. Высокая мотивация связана со стремлением к совершенству и готовностью к интенсивной работе, однако может негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии. Вопросы на выявление мотивации достижения успеха и избегания неудач включают адаптированные для студентов колледжа фрагменты Теста мотивации достижений Т. Элерса и соответствуют первой шкале «Мотивация достижения успеха – избегания неудач» (МДУ и МИН). Распределение ответов по вариантам а и б показывает преобладание мотивации достижения успеха или избегания неудач.

6-8 баллов по столбцу МДУ означает высокий уровень мотивации (сверхмотивация) и говорит о стремлении к совершенству и готовности к интенсивной работе, однако может негативно влиять на психоэмоциональное состояние и здоровье.

3-5 баллов по столбцу МДУ свидетельствуют о среднем уровне мотивации, оптимальном для выполнения любой профессиональной деятельности, т.к. позволяет сохранять высокую работоспособность при успешной работе.

0-2 балла по столбцу МДУ говорят о низкой мотивации, при которой интерес к работе колеблется в диапазоне от полного безразличия до сниженного интереса, затрудняя эффективное выполнение любой профессиональной деятельности.

Локус контроля – устойчивая характеристика, отражающая склонность человека приписывать ответственность за успехи и неудачи своей жизни внешним обстоятельствам (экстернальный, или внешний локус контроля) или себе самому (интернальный, или внутренний локус контроля). В целом ряде исследований доказано, что люди с внутренним локус-контролем, как правило, обладают адекватной самооценкой, способностью последовательно и на партнерских началах решать поставленные задачи.

Экстерналы более подвержены социальному воздействию, чем интерналы, которые сами стремятся контролировать поведение других и более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы.

Шкала «Внутренний-внешний локус-контроль» состоит из адаптированных к задачам изучения учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа вопросов методики Дж. Роттера Определения Локус контроля Дж. Роттера, которые составляют вторую шкалу методики (ИЛК – интернальный, или внутренний локус-контроль, ЭЛК – экстернальный, или внешний локус-контроль).

6-8 баллов по столбцу ИЛК говорит о самостоятельности в принятии решений, ответственности за все события своей жизни, которые воспринимаются как следствие своих поступков, а не обстоятельств. Такой человек, как правило, не склонен подчиняться давлению других людей, активен и уверен в себе.

3-5 баллов по столбцу ИЛК свидетельствует о потребности соответствовать социальным нормам, следовать моде и образцам, принятым в окружении, принимать решения под давлением обстоятельств и авторитетов. Желание сохранить свою индивидуальность и независимость вступает в противоречие с опасением потерять расположение значимых людей, оказавшись «белой вороной». Ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни полностью не сформирована.

0-2 баллов по столбцу ИЛК говорит о том, что поведение респондента во многом зависит от внешних обстоятельств и мнения окружающих. Не видит связи между своими действиями и значимыми событиями их жизни, не считает себя способными контролировать их ход, склонен приписывать ответственность как за счастливые, так и за драматические события другим людям, случаю, судьбе.

Мотивационная направленность личности определяется системой взаимосвязанных внутренних и внешних мотивов. К внутренним мотивам относятся познавательные мотивы и мотивы самореализации. Внутренняя мотивация связана с самоконтролем.

К внешним мотивам относятся статусный мотив (престиж), ориентация на материальное вознаграждение, моральное поощрение, оценки. Внешняя мотивация связана с внешней системой контроля. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на учебный процесс. У нормального человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании внутренней мотивации. Система обучения должна быть направлена на развитие внутренних мотивов поведения.

Шкала «Внутренняя – внешняя мотивация» включает утверждения, характерные для внешней (ЭМ – экстернальная мотивация) и внутренней (ИМ – интернальная мотивация) учебно-профессиональной мотивации.

6-8 баллов по столбцу ЭМ свидетельствует о преобладании внешней мотивации, которая проявляется в ориентации на внешние атрибуты успеха, чрезмерной зависимости от оценок и мнения окружающих, что негативно влияет на учебно-профессиональную мотивацию.

3-5 баллов по столбцу ЭМ говорит о балансе внешней и внутренней мотивации. Такие мотивы, как понимание необходимости работы и учебы, общение и оценка значимых людей значимы для учебного процесса, хотя их нельзя полностью отнести к внутренним мотивам.

0-2 баллов по столбцу ЭМ означает преобладание внутренней мотивации, которая может проявляться в ярко выраженных мотивах самореализации, интересу к содержанию профессиональной и учебной деятельности, что является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации.

Учебная тревожность – один из факторов, препятствующих эффективному обучению. Вопросы на выявление уровня тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями с другими людьми, значимые для подростков, представлены в шкале «Учебная тревожность».

6-8 баллов по столбцу ВТ означает высокий уровень тревожности, который может быть следствием заболевания или нервного перенапряжения. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.

3-5 баллов по столбцу ВТ означает средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие. Однако такое состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успех или неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.

0-2 балла по столбцу ВТ соответствует низкому уровню тревожности. Люди с низкой тревожностью производят впечатление спокойных и уравновешенных, однако в стрессовых ситуациях, требующих мобилизации, они могут быть недостаточно эффективны.

Все четыре шкалы взаимосвязаны между собой, поэтому полноценная интерпретация предполагает корреляционный анализ. Возможности методики не ограничиваются констатацией мотивации достижений, локус-контроля, мотивационной направленности и учебной тревожности – работа с методикой дает возможность осознания студентами колледжа своих личностных особенностей, значимых для развития учебно-профессиональной мотивации. На следующем этапе работы планируется разработка занятий, направленных на достижение оптимальной учебно-профессиональной мотивации и снижение повышенной тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями с другими людьми.