ТЕСТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (Г. Резапкина)
Методика направлена на выявление и рефлексию основных параметров учебно-профессиональной мотивации и ее составляющих: мотивация достижения успеха и избегания неудач, самоконтроль, мотивационная направленность, учебная тревожность.
Инструкция. Сравните высказывания в каждой паре и отметьте в бланке номер того, которое вам ближе.
№ | I | II | III | IV |
МДУ | МИН | ИЛК | ЭЛК | ЭМ | ИМ | ВТ | НТ |
1 | 1а | 1б | | | | | | |
2 | | | 2а | 2б | | | | |
3 | | | | | 3а | 3б | | |
4 | | | | | | | 4а | 4б |
5 | 5а | 5б | | | | | | |
6 | | | 6а | 6б | | | | |
7 | | | | | 7а | 7б | | |
8 | | | | | | | 8а | 8б |
9 | 9а | 9б | | | | | | |
10 | | | 10а | 10б | | | | |
11 | | | | | 11а | 11б | | |
12 | | | | | | | 12а | 12б |
13 | 13а | 13б | | | | | | |
14 | | | 14а | 14б | | | | |
15 | | | | | 15а | 15б | | |
16 | | | | | | | 16а | 16б |
17 | 17а | 17б | | | | | | |
18 | | | 18а | 18б | | | | |
19 | | | | | 19а | 19б | | |
20 | | | | | | | 20а | 20б |
21 | 21а | 21б | | | | | | |
22 | | | 22а | 22б | | | | |
23 | | | | | 23а | 23б | | |
24 | | | | | | | 24а | 24б |
25 | 25а | 25б | | | | | | |
26 | | | 26а | 26б | | | | |
27 | | | | | 27а | 27б | | |
28 | | | | | | | 28а | 28б |
29 | 29а | 29б | | | | | | |
30 | | | 30а | 30б | | | | |
31 | | | | | 31а | 31б | | |
32 | | | | | | | 32а | 32б |
Сумма | | | | | | | | |
1а. Когда я увлечен работой, ко мне лучше не обращаться с вопросами | 1б. Во время работы я часто и с удовольствием отвлекаюсь |
2а. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом | 2б. Неудачное стечение обстоятельств часто мешает людям добиться успеха |
3а. Учеба в колледже привлекает меня возможностью общения со сверстниками | 3б. Учеба для меня – это возможность получить важные для будущей работы знания и навыки |
4а. У меня бывают головные боли после напряженной работы | 4б. После напряженной работы я быстро восстанавливаюсь |
5а. В будущем я предпочел бы много работать и много получать | 5б. В будущем я готов работать за скромную зарплату, лишь бы не напрягаться |
6а. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека | 6а. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях. |
7а. Я стесняюсь говорить знакомым, что учусь не в институте, а в колледже | 7б. Я горжусь тем, что учусь не в институте, а в колледже |
8а. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении преподаватель | 8б. Я могу слушать объяснение преподаватель в течение всего урока, не отвлекаясь |
9а. Я редко откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня | 9б. Обычно я до последнего момента откладываю то, что должен сделать |
10а. Когда я строю планы, то верю в их осуществление | 10б. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от обстоятельств |
11а. Мой интерес к учебному предмету во многом зависит от преподавателя | 11б. Мой интерес к учебному предмету не зависит от преподавателя |
12а. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает | 12б. Даже если преподаватель отступает от темы урока, я не теряю нить его рассуждений |
13а. Препятствия на пути к цели придают мне решимости | 13б. Неудача отбивает у меня всякое желание продолжать дело |
14а. Причина большинство неудач в моей жизни - мое неумение, незнание или лень | 14б. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека |
15а. Специальность, полученная в колледже, даст возможность хорошо зарабатывать | 15б. Благодаря учебе в колледже я получаю профессию, которая мне интересна |
16а. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене | 16б. Мысли о предстоящем зачете или экзамене меня не слишком тревожат |
17а. Любое соревнование вызывает у меня интерес и азарт | 17б. Любое соревнование вызывает у меня тревогу и беспокойство |
18а. Мои отметки зависят только от моих усилий | 18б. Мои отметки больше зависят от настроения учителя, чем от моих усилий |
19а. Я стараюсь хорошо учиться, потому что не хочу выглядеть отстающим в глазах ребят | 19б. Я стараюсь хорошо учиться, потому что хочу стать хорошим специалистом |
20а. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю об изучаемых предметах | 20б. Я неплохо ориентируюсь в изучаемых предметах |
21а. Я работаю до тех пор, пока не получу нужный результат | 21б. Я предпочитаю сделать работу побыстрей и с меньшим напряжением |
22а. То, что многие считают везением, на самом деле результат упорного труда | 22б. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной |
23а. Профессиональный успех для меня – это престижная работа и высокая зарплата | 23б. В моем понимании профессиональный успех – это мастерство и любовь к своему делу |
24а. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке | 24б. Обычно я успеваю усвоить учебный материал на уроке |
25а. При выполнении сложного задания я думаю о том, как правильно его выполнить | 25б. При выполнении сложного задания я боюсь допустить какую-нибудь ошибку |
26а. Я выбрал специальность и колледж самостоятельно | 26б. Я выбрал специальность и колледж по совету родителей (друзей, родственников) |
27а. Я учусь в колледже потому, что не хочу сдавать ЕГЭ | 27б. Я учусь в колледже потому, что для получения моей профессии достаточно среднего профессионального образования |
28а. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете | 28б. Обычно мне не трудно сосредоточиться на задании или предмете |
29а. Учеба в колледже для меня – только первая ступень в профессиональной карьере | 29. Я не уверен, что буду работать по выбранной специальности |
30а. Отношения между людьми не складываются потому, что они не проявляют интереса и внимания друг к другу | 30б. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить отношения, все равно ничего не получится |
31а. Оценка моей работы другими для меня важнее, чем сознание хорошо выполненной работы | 31б. Сознание того, что я выполнил свою работу хорошо, для меня важнее, чем ее оценка другими |
32а. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски | 32б. Мне безразлично, как отвечать: у доски или письменно |
ОБРАБОТКА, КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчитайте число отмеченных вариантов ответов в каждом столбце и запишите его в нижней строке.
Мотивация достижений – стремление человека к успехам в различных видах деятельности и избегание неудач. Высокая мотивация связана со стремлением к совершенству и готовностью к интенсивной работе, однако может негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии. Вопросы на выявление мотивации достижения успеха и избегания неудач включают адаптированные для студентов колледжа фрагменты Теста мотивации достижений Т. Элерса и соответствуют первой шкале «Мотивация достижения успеха – избегания неудач» (МДУ и МИН). Распределение ответов по вариантам а и б показывает преобладание мотивации достижения успеха или избегания неудач.
6-8 баллов по столбцу МДУ означает высокий уровень мотивации (сверхмотивация) и говорит о стремлении к совершенству и готовности к интенсивной работе, однако может негативно влиять на психоэмоциональное состояние и здоровье.
3-5 баллов по столбцу МДУ свидетельствуют о среднем уровне мотивации, оптимальном для выполнения любой профессиональной деятельности, т.к. позволяет сохранять высокую работоспособность при успешной работе.
0-2 балла по столбцу МДУ говорят о низкой мотивации, при которой интерес к работе колеблется в диапазоне от полного безразличия до сниженного интереса, затрудняя эффективное выполнение любой профессиональной деятельности.
Локус контроля – устойчивая характеристика, отражающая склонность человека приписывать ответственность за успехи и неудачи своей жизни внешним обстоятельствам (экстернальный, или внешний локус контроля) или себе самому (интернальный, или внутренний локус контроля). В целом ряде исследований доказано, что люди с внутренним локус-контролем, как правило, обладают адекватной самооценкой, способностью последовательно и на партнерских началах решать поставленные задачи.
Экстерналы более подвержены социальному воздействию, чем интерналы, которые сами стремятся контролировать поведение других и более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы.
Шкала «Внутренний-внешний локус-контроль» состоит из адаптированных к задачам изучения учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа вопросов методики Дж. Роттера Определения Локус контроля Дж. Роттера, которые составляют вторую шкалу методики (ИЛК – интернальный, или внутренний локус-контроль, ЭЛК – экстернальный, или внешний локус-контроль).
6-8 баллов по столбцу ИЛК говорит о самостоятельности в принятии решений, ответственности за все события своей жизни, которые воспринимаются как следствие своих поступков, а не обстоятельств. Такой человек, как правило, не склонен подчиняться давлению других людей, активен и уверен в себе.
3-5 баллов по столбцу ИЛК свидетельствует о потребности соответствовать социальным нормам, следовать моде и образцам, принятым в окружении, принимать решения под давлением обстоятельств и авторитетов. Желание сохранить свою индивидуальность и независимость вступает в противоречие с опасением потерять расположение значимых людей, оказавшись «белой вороной». Ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни полностью не сформирована.
0-2 баллов по столбцу ИЛК говорит о том, что поведение респондента во многом зависит от внешних обстоятельств и мнения окружающих. Не видит связи между своими действиями и значимыми событиями их жизни, не считает себя способными контролировать их ход, склонен приписывать ответственность как за счастливые, так и за драматические события другим людям, случаю, судьбе.
Мотивационная направленность личности определяется системой взаимосвязанных внутренних и внешних мотивов. К внутренним мотивам относятся познавательные мотивы и мотивы самореализации. Внутренняя мотивация связана с самоконтролем.
К внешним мотивам относятся статусный мотив (престиж), ориентация на материальное вознаграждение, моральное поощрение, оценки. Внешняя мотивация связана с внешней системой контроля. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на учебный процесс. У нормального человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании внутренней мотивации. Система обучения должна быть направлена на развитие внутренних мотивов поведения.
Шкала «Внутренняя – внешняя мотивация» включает утверждения, характерные для внешней (ЭМ – экстернальная мотивация) и внутренней (ИМ – интернальная мотивация) учебно-профессиональной мотивации.
6-8 баллов по столбцу ЭМ свидетельствует о преобладании внешней мотивации, которая проявляется в ориентации на внешние атрибуты успеха, чрезмерной зависимости от оценок и мнения окружающих, что негативно влияет на учебно-профессиональную мотивацию.
3-5 баллов по столбцу ЭМ говорит о балансе внешней и внутренней мотивации. Такие мотивы, как понимание необходимости работы и учебы, общение и оценка значимых людей значимы для учебного процесса, хотя их нельзя полностью отнести к внутренним мотивам.
0-2 баллов по столбцу ЭМ означает преобладание внутренней мотивации, которая может проявляться в ярко выраженных мотивах самореализации, интересу к содержанию профессиональной и учебной деятельности, что является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации.
Учебная тревожность – один из факторов, препятствующих эффективному обучению. Вопросы на выявление уровня тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями с другими людьми, значимые для подростков, представлены в шкале «Учебная тревожность».
6-8 баллов по столбцу ВТ означает высокий уровень тревожности, который может быть следствием заболевания или нервного перенапряжения. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.
3-5 баллов по столбцу ВТ означает средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие. Однако такое состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успех или неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.
0-2 балла по столбцу ВТ соответствует низкому уровню тревожности. Люди с низкой тревожностью производят впечатление спокойных и уравновешенных, однако в стрессовых ситуациях, требующих мобилизации, они могут быть недостаточно эффективны.
Все четыре шкалы взаимосвязаны между собой, поэтому полноценная интерпретация предполагает корреляционный анализ. Возможности методики не ограничиваются констатацией мотивации достижений, локус-контроля, мотивационной направленности и учебной тревожности – работа с методикой дает возможность осознания студентами колледжа своих личностных особенностей, значимых для развития учебно-профессиональной мотивации. На следующем этапе работы планируется разработка занятий, направленных на достижение оптимальной учебно-профессиональной мотивации и снижение повышенной тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями с другими людьми.