СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовая работа "Экосистема"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме "Экосистема", может использоваться для учащихся 9-11 классов при изучении раздела "Экология".

Просмотр содержимого документа
«Тестовая работа "Экосистема"»

Тема «Экосистема»

Экосистема – это взаимообусловленный комплекс живых и неживых компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии.

Экосистема отличается сложностью и относительной устойчивостью. Экосистемой может быть любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Экологические компоненты системы взаимозависимы и взаимосвязаны.


ЭКОСИСТЕМА


Неживая природа (абиотическая)

Атмосфера Почва



Живая среда (сообщества)

Растительность (продуценты) Животные, население

(консументы)

Микроорганизмы (редуценты)

В каждой экосистеме есть 2 основных компонента: организмы и факторы окружающей их неживой природы. Всю совокупность организмов (растения, животные, микробы) называют биотой. Пути взаимодействия различных категорий организмов системы составляют ее биологическую структуру.

Во всякой экосистеме выделяют следующие компоненты:

- неорганические вещества (углерод, азот, вода и т.д.), вступающие в круговороты;

- органические соединения (белки, углеводы, гуминовые вещества и т.д.), связывающие биотическую и абиотическую части;

- продуценты – автотрофные организмы;

- консументы – гетеротрофные организмы;

- редуценты – грибы и бактерии, которые минерализуют органические вещества.

Помимо природных существуют антропогенные (созданные человеком) экосистемы (аквариум, сад и т.д.), в которых действуют те же закономерности, что и в природных экосистемах. К искусственным экосистемам относятся и техногенные экосистемы, возникающие или значительно изменяемые под влиянием техногенных факторов (осушение болот, лесные вырубки, карьеры).

Экосистемы всех типов тесно связаны между собой, образуя более крупные экосистемы. Каждое звено малое и крупное, является неотъемлимой частью биосферы, без которой она не может функционировать. Основной принцип устойчивости экосистем – круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Неустойчивые экосистемы наблюдаются в природе, если не сбалансирован круговорот веществ.

Круговорот веществ – это процесс превращения и перемещения веществ в экосистемах. Экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных веществ, продуценты, консументы, редуценты.


Задание1. Составьте пищевую цепь: сосна, куница, дятел, сосновый пилильщик, белка.

Задание 2. Составьте пищевую сеть, имеющую место в степи: дождевой червь, жаворонок, степная гадюка, прыткая ящерица, тимофеевка, степная кобылка, мятлик, пустельга, полевая мышь. Сколько пищевых цепей может содержать эта трофическая сеть?

Задание 3. Составьте кроссворд по изученным темам, состоящий из 10 – 15 слов.

Задание на дом.

Параграф 2.4 (стр.30 – 35), конспект лекции.

Составить цепи питания, характерные для разных природных зон: пустынь, тундры и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!