Тестовые задания по экологии
10-11 класс
часть 1
Выберите несколько правильных ответов из шести предложенных
1.К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят
1) газообмен между организмами и внешней средой
2) образование углеводов при фотосинтезе
3) выделение продуктов обмена
4) хемосинтез
5) транспирацию
6) расщепление органических веществ при дыхании
2.В природной экосистеме, в отличие от искусственной,
1) длинные цепи питания
2) продуценты изымаются из круговорота
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
3.К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:
1) сокращение численности сов, ежей, лис
2) большой урожай семян ели
3) увеличение численности паразитов
4) рубка деревьев
5) глубокий снежный покров зимой
6) уменьшение численности паразитов
4.Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу
1) более плодородная почва
2) больше видов
3) более длинные и разветвленные цепи питания
4) есть продуценты, консументы и редуценты
5) замкнутый круговорот веществ
6) сложные пищевые сети
5.В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислород
4) высокое содержание кислорода
5) резкие колебания теплового режима
6) низкая прозрачность среды
6.Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
1) отсутствуют пищевые сети
2) преобладают продуценты одного вида
3) небольшое число видов
4) нет пищевых цепей
5) короткие цепи питания
6) отсутствуют редуценты
7.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) ограничении численности растительноядных животных хищниками
3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками
8.Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) чайка ® окунь ® мальки рыб ® водоросли
2) водоросли ® чайка ® окунь ® мальки рыб
3) мальки рыб ® водоросли ® окунь ® чайка
4) водоросли ® мальки рыб ® окунь ® чайка
5) сосна ® синица ® личинки насекомых ® ястреб
6) сосна ® личинки насекомых ® синица ® ястреб
9. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?
1) обилие легко усвояемой пищи
2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов
3) отсутствие естественных врагов
4) ограниченность пищевых ресурсов
5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима
6) высокий процент содержания кислорода
10.Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они
1) аккумулируют солнечную энергию
2) потребляют органические вещества
3) синтезируют органические вещества из неорганических
4) преобразуют органические вещества
5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
6) разлагают органические остатки
11.Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
А) ящерица
Б) растение
В) ястреб
Г) насекомое
12.Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.
А) образование в клетках растений глюкозы
Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
В) образование углекислого газа в процессе дыхания
Г) использование органических веществ в процессе питания
Д) образование крахмала в клетках растений
13.Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) постоянство газового состава атмосферы 1) биотические
Б) изменение толщины озонового экрана 2) абиотические
В) изменение влажности воздуха
Г) изменение численности консументов
Д) изменение численности продуцентов
Е) увеличение численности паразитов
14. Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) поглощают из окружающей среды углекислый газ 1) продуценты
Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты
В) в клетках содержат фотосинтетические пигменты
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) являются сапротрофами
Е) разлагают органические вещества до минеральных
15 . Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Часть 2
При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (выбор ответа без обоснования не оценивается).
Выберите правильное утверждение («да» - «нет»), ответ обоснуйте.
16. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.
17. Продуценты не считают начальным звеном круговорота веществ и превращения
энергии в экосистеме? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.
18. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза? ? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.
19. В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.
20. Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами? Ответ поясните.
Выберите правильное утверждение и обоснуйте его.
21. Бактерии сапротрофы питаются
1) органическими веществами мёртвых растений и животных
2) органическими веществами, которые сами образуют из неорганических
3) неорганическими веществами, содержащимися в почве
22. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает
1) наличие в ней хищников
2) применение на полях высокой агротехники
3) создание заповедных территорий
4) биологический круговорот веществ
23. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
1) производители органических веществ
2) потребители органических веществ
3) разрушители органических веществ
4) разрушители неорганических веществ
Выберите правильное утверждение и обоснуйте правильные и неправильные ответы.
24. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате
1) фотосинтеза
2) восстановления минералов
3) дыхания
4) грозовых разрядов в атмосфере
Тестовые задания по экологии
(задания с ответами)
10-11 класс
часть 1
Выберите несколько правильных ответов из шести предложенных. (правильных ответов-1 балл, правильным ответом считается выбор всех верных вариантов)
1. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят
1) газообмен между организмами и внешней средой
2) образование углеводов при фотосинтезе
3) выделение продуктов обмена
4) хемосинтез
5) транспирацию
6) расщепление органических веществ при дыхании
2. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,
1) длинные цепи питания
2) продуценты изымаются из круговорота
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
3. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:
1) сокращение численности сов, ежей, лис
2) большой урожай семян ели
3) увеличение численности паразитов
4) рубка деревьев
5) глубокий снежный покров зимой
6) уменьшение численности паразитов
4. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу
1) более плодородная почва
2) больше видов
3) более длинные и разветвленные цепи питания
4) есть продуценты, консументы и редуценты
5) замкнутый круговорот веществ
6) сложные пищевые сети
5. В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислород
4) высокое содержание кислорода
5) резкие колебания теплового режима
6) низкая прозрачность среды
6. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
1) отсутствуют пищевые сети
2) преобладают продуценты одного вида
3) небольшое число видов
4) нет пищевых цепей
5) короткие цепи питания
6) отсутствуют редуценты
7. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) ограничении численности растительноядных животных хищниками
3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками
8. Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) чайка ® окунь ® мальки рыб ® водоросли
2) водоросли ® чайка ® окунь ® мальки рыб
3) мальки рыб ® водоросли ® окунь ® чайка
4) водоросли ® мальки рыб ® окунь ® чайка
5) сосна ® синица ® личинки насекомых ® ястреб
6) сосна ® личинки насекомых ® синица ® ястреб
9. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?
1) обилие легко усвояемой пищи
2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов
3) отсутствие естественных врагов
4) ограниченность пищевых ресурсов
5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима
6) высокий процент содержания кислорода
10. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они
1) аккумулируют солнечную энергию
2) потребляют органические вещества
3) синтезируют органические вещества из неорганических
4) преобразуют органические вещества
5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
6) разлагают органические остатки
11. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
А) ящерица
Б) растение БГАВ
В) ястреб
Г) насекомое
12. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.
А) образование в клетках растений глюкозы
Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
В) образование углекислого газа в процессе дыхания БАДГВ
Г) использование органических веществ в процессе питания
Д) образование крахмала в клетках растений
13. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) постоянство газового состава атмосферы 1) биотические
Б) изменение толщины озонового экрана 2) абиотические
В) изменение влажности воздуха
Г) изменение численности консументов
Д) изменение численности продуцентов
Е) увеличение численности паразитов
14. Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) поглощают из окружающей среды углекислый газ 1) продуценты
Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты
В) в клетках содержат фотосинтетические пигменты
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) являются сапротрофами
Е) разлагают органические вещества до минеральных
15 . Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Ошибки допущены в следующих предложениях:
2. Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.
3. У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4. в световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
Часть 2
При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (выбор ответа без обоснования не оценивается).
Шкала для проверки конкурсных задач с обоснованием ответов.
- Отсутствует обоснование ответа или сформировано ошибочное обоснование ---- 0 баллов
-Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических правил, законов ,закономерностей) при этом ошибок, указывающих на пробелы в знаниях нет --- 1 балл
- Полное обоснование ответа с использования экологических правил, законов, закономерностей) --- 2 балла
- Полное логическое, четко сформулированное обоснование ответа с использования экологических правил, законов, закономерностей, с примерами --- 3 балла
Выберите правильное утверждение («да» - «нет»), ответ обоснуйте.
16. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.
1. Б агроценозах отсутствует биологическое разнообразие, преобладают монокультуры, короткие цепи питания.
2. Отсутствует замкнутый круговорот веществ, так как первичная продукция в основном изымается человеком.
3. Агроценозы требуют для своего существования постоянного дополнительного (кроме солнечного) притока антропогенной энергии.
17. Продуценты не считают начальным звеном круговорота веществ и превращения
энергии в экосистеме? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.
1. Аккумулируют солнечную энергию.
2. Создают органические вещества из неорганических.
3. Обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
18. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза? ? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.
1. Есть факторы, от которых зависит какой-либо процесс. Скорость фотосинтеза, например, зависит от таких факторов как свет, концентрация углекислого газа, наличие воды, температура.
2. Если какие-либо из этих факторов будут находиться не в оптимальных для фотосинтеза значениях, то тогда они не обеспечат протекание интенсивности фотосинтеза должным образом, то есть будут тормозить (или лимитировать) процесс.
3. При недостатке света и воды в световой фазе фотосинтеза не сможет вырабатываться АТФ. При недостатке углекислого газа нарушится работа цикла Кальвина по её фиксации и образованию глюкозы в темновой фазе фотосинтеза. При низких или высоких значениях температуры ферменты, обеспечивающие протекание биохимических процессов фотосинтеза, не работают.
19. В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.
1. Снижение продуктивности биомассы растительной продукции (засуха, пожар}.
2. Снижение численности хищных птиц повлечет за собой увеличение численности синиц.
20. Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами? Ответ поясните.
1. Все растения, цианобактерии, животные и аэробные бактерии (бактерии могут быть и анаэробными, не нуждающимися для окисления органических веществ в молекулярном кислороде) поглощают кислород в процессе дыхания - окисления органических веществ.
2. Все растения, способные к фотосинтезу (есть растения паразиты, не способные к фотосинтезу) и цианобактерии выделяют молекулярный кислород как продукт фотолиза воды в световой фазе фотосинтеза.
Выберите правильное утверждение и обоснуйте его.
21. Бактерии сапротрофы питаются
1) органическими веществами мёртвых растений и животных
2) органическими веществами, которые сами образуют из неорганических
3) неорганическими веществами, содержащимися в почве
22. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает
1) наличие в ней хищников
2) применение на полях высокой агротехники
3) создание заповедных территорий
4) биологический круговорот веществ
23. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
1) производители органических веществ
2) потребители органических веществ
3) разрушители органических веществ
4) разрушители неорганических веществ
Выберите правильное утверждение и обоснуйте правильные и неправильные ответы.
24. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате
1) фотосинтеза
2) восстановления минералов
3) дыхания
4) грозовых разрядов в атмосфере