10 класс конец года тест
Тестовые задания с комментариями.
Часть 1. Литература как вид искусства.
Дать краткую характеристику литературы 19го века. Для этого закончить фразы и записать на подчёркнутых строчках.
Основные исторические события, повлиявшие на литературу этого периода ___________________________________________________
На развитие литературной мысли сильное воздействие оказывали идеи ______________________, для которого характерны ________________________________________________________________
Основным литературным направлением в первой половине века был __________________, для которого в России характерны
________________________________________________________________
Ответ будет считаться правильным, если будут даны следующие сведения: отечественная война 1812 г, восстание декабристов 1825 г, отмена крепостного права 1864 г, идеи декабризма (высокое гражданское назначение литературы, тираноборчество, высокие нравственные идеалы, патриотизм), русский романтизм (ощущение единства нации, вера в великое будущее России), русский реализм (демократизация сознания, борьба идеологий, основной вопрос – «Что делать?»). Справились 72%
Часть 2. Теория литературы.
В ответах на вопросы отвечать «да» - «нет». Ответы писать на отмеченной строке.
Все указанные произведения являются поэмами.
«Мёртвые души» _________________
«Евгений Онегин» _________________
«Мцыри» ________________________
«Отцы и дети» ____________________
«История одного города» ___________
«Цыганы» ________________________
Ответы: да – нет – да – нет – нет – да. Справились 79%
Вставить нужные термины и числа в подчёркнутые пропуски.
Онегинская строфа – художественное открытие ___________. Каждая __________ романа – самостоятельная миниатюра в ______ строк. Первые _____ строки представляют собой ___________________ рифму, затем столько же строк с ______________ рифмой. Далее 4 __________ с ______________ рифмой. Заключительные две строки ________________ рифма. Это позволяет избегать монотонности звучания.
Ответ. Пушкин, строфа, 14, 4, перекрёстная, смежная, строки, опоясывающая, парная. Справились 71%
Вставить в пропуски нужные слова.
Ямб и хорей – это _______________ размеры стиха.
К трёхсложным размерам стиха относятся амфибрахий, анапест и __________________.
Противоположные по смыслу слова – это _________________.
Художественное определение называется ________________.
Литотой называется художественное ____________________.
Ответы: двухсложные, дактиль, антонимы, эпитет, преуменьшение. Справились 65%
Закончить предложение. Слова вписать вместо многоточия.
«Основное отличие прозы от поэзии состоит в том, что…
Ответ: проза – речь неритмическая и нерифмованная, поэзия – ритмическая рифмованная. Если не отмечено исключение (верлибр, белый стих) – это ошибкой не считается. Справились 31%
Часть 3. Литература первой половины 19го века.
Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и обвести кружочком его букву.
Произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это
А. повесть
Б. роман
В. стихотворение
Г. роман в стихах
Д. новелла
Ответ: Г. Справились 78%
Выбрать из перечисленных вариантов правильный и обвести кружочком его букву.
Главным героем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени является
А. Максим Максимыч
Б. Грушницкий
В. Печорин
Г. доктор Вернер
Ответ: В. Справились 67%
Восстановить соответствие произведения автору. Для этого записать после вопроса соответствие в форме «цифра – буква», где цифра – это номер произведения, буква – обозначение автора. Цифру и букву писать через дефис.
а. Пушкин 1. «Мёртвые души»
б. Жуковский 2. «Горе от ума»
в. Грибоедов 3. «Светлана»
г. Лермонтов 4. «Южные поэмы»
д. Гоголь 5. «Выхожу один я на дорогу»
Ответы: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г. Справились 43%
Восстановить соответствие жанра произведению. Для этого исключить из перечисленных в жанре произведений лишнее и записать его название в подчёркнутый пропуск.
Поэма «Белеет парус одинокий», «Руслан и Людмила», «Мёртвые души». _________________________
Стихотворение «Кинжал», «Нос», «Бородино». __________________
Драматургия «Горе от ума», «Борис Годунов», «Княгиня Лиговская» _______________________
Ответы: «Белеет парус одинокий», «Нос», «Княгиня Лиговская». Справились 77%
Восстановить хронологию событий в жизни А. С. Пушкина. Для этого запишите ответ в форме «цифра + буква», где цифра – порядок события, а буква – его обозначение в данном списке.
а. южная ссылка
б. болдинская осень
в. лицейский период
г. дуэль с Дантесом
д. женитьба на Наталье Гончаровой
Ответы: 1в, 2а, 3б, 4д, 5г. Справились 46%
Как известно, в романе «Герой нашего времени» автор специально нарушил хронологию событий для лучшего раскрытия образа героя. Восстановить эту хронологию, расположив главы романа в нужном порядке. Для этого запишите номера глав в нужной последовательности в скобках после задания. Цифры писать через дефисы.
«Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. «Тамань» 4. «Княжна Мери» 5. «Фаталист» (………………..).
Ответы: 3 – 4 – 5 – 1 – 2. Справились 31%
Вписать в подчёркнутые пропуски нужные слова.
Быть можно дельным _________________
И думать о красе _____________________:
К чему бесплодно ____________ с веком?
_________________ деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде _______ педант
И то, что мы назвали _________.
Он ________ часа по крайней мере,
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил,
подобный ветреной _____________ ,
когда, надев _______________ наряд,
богиня едет в маскарад.
Ответ: человеком, ногтей, спорить, обычай, был, франт, три, Венере, мужской. Справились 26%
Закончить предложение. Для этого вписать в подчёркнутый пропуск нужное слово или выражение.
Название «Мёртвые души» многозначно. Оно отражает три момента: ___________________________________________________________
Ответ: покупка мёртвых душ, сопоставление религиозного и бюрократического отношения к душе, персонажи с омертвевшими душами. Учащиеся могут отвечать своими словами. Главное, чтобы в ответе присутствовали подчёркнутые слова и выражения. Справились 28%.
Часть 4. Литература второй половины 19го века.
Выбрать неправильный ответ из предложенных вариантов и обвести его букву кружком.
Все указанные произведения написаны во второй половине 19го века.
А. «Война и мир»
Б. «История одного города»
В. «Бесприданница»
Г. «Мастер и Маргарита»
Д. «Кому на Руси жить хорошо»
Ответ: Г. Справились 77%
Восстановить хронологическую последовательность написания романов. Ответ записать в виде набора букв, обозначающих место романа в данном списке.
А. Дворянское гнездо»
Б. «Отцы и дети»
В. «Дым»
Г. «Рудин»
Д. «Новь»
Е. «Накануне»
Ответ: ГАЕБВД. Справились 62%
Ответить на вопросы «да – нет». Ответы записывать рядом с названием произведения. Все перечисленные произведения написаны Н. Некрасовым.
А. «Элегия» _______
Б. «Мороз Красный Нос» ______
В. «Семейное счастье» _______
Г. «Вешние воды» ________
Д. «Русские женщины» ________
Е. «Хамелеон» __________
Ж. «Железная дорога» _________
Ответ: да – да – нет – нет – да – нет – да. Справились 75%
В данном списке перечислены произведения и имена героев. Восстановить соответствие, записать ответ в форме «цифра – буква».
Вронский а. «Бесприданница»
Инсаров б. «Преступление и наказание»
Порфирий Петрович в. «Накануне»
Герасим г. «Муму»
Катя Одинцова д. «Анна Каренина»
Огудаловы е. «Отцы и дети»
Ответы: 1д, 2в, 3б, 4г, 5е, 6а. Справились 78%
Восстановить последовательность и форму слов, чтобы получилась фраза из романа «Анна Каренина». Ответ записать в виде полученного предложения на подчёркнутой строке.
Ответ: всё смешалось в доме Облонских. Справились 72 %.
Закончить предложение. Для этого записать ответ на подчёркнутой строке.
Главным героем романа «Накануне» Тургенев сделал болгарина потому, что, по его мнению, на роль освободителей не годились ____________________.
Ответ: русские разночинцы – демократы. Справились 51%
Выбрать правильный ответ из предложенных, обвести его номер кружком. Роман «Война и мир» рассказывает о двух войнах в истории России: 1805г. и
1941г.
1853 г.
1812 г.
1845 г.
Ответ: 3. Справились 78%
Выбрать лишнее имя в предложенном списке и обвести его букву. Перечисленные герои «живут» в романе «Война и мир».
А. Наташа
Б. Марья
В. Наполеон
Г. Пьер
Д. Аркадий
Е. Элен
Ответ: Д. Справились 42%
Восстановить соответствие фамилии автора названию произведения. Ответ записать в форме «буква – фамилия», где буква – указатель места произведения в данном списке.
А. «Игрок» Н. Лесков
Б. «Гамлет и Дон Кихот» Л. Толстой
В. «Поэт и гражданин» И. Тургенев
Г. «Тупейный художник» Ф. Достоевский
Д. «Крейцерова соната» Н. Некрасов
Ответы: А – Достоевский, Б – Тургенев, В – Некрасов, Г – Лесков, Д – Толстой. Справились 32%
Вставить в пропуски нужные слова и цифры.
В комнате Фенечки на стене висели портреты её самой, Николая Петровича Кирсанова и генерала _______________ (историческое лицо).
Базаров сказал об Одинцовой: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в ________________________ театр».
Действие романа «Отцы и дети» происходит в __________ году.
Единственным свидетелем дуэли Базарова и Павла Петровича был лакей ______________.
Ответы. Ермолов, анатомический, 1859, Пётр. Справились 65%
Ответы на вопрос записать в форме «да – нет». Ответ записать на подчёркнутой строке.
Раскольников убил старуху – ростовщицу ради денег
Инсаров сбежал от Елены
У Анны и Вронского родилась дочь
Сына Карениной звали Алексей
Ростова вышла замуж за Андрея
Поэма «Русские женщины» посвящена жёнам декабристов
___________________________________________________
Ответы: нет – нет – да – нет – нет – да. Справились 56%
Ключ для проверки тестов.
Часть 1.
Ответ будет считаться правильным, если будут даны следующие сведения: отечественная война 1812 г, восстание декабристов 1825 г, отмена крепостного права 1864 г, идеи декабризма (высокое гражданское назначение литературы, тираноборчество, высокие нравственные идеалы, патриотизм), русский романтизм (ощущение единства нации, вера в великое будущее России), русский реализм (демократизация сознания, борьба идеологий, основной вопрос – «Что делать?»).
Часть 2.
1.Ответы: да – нет – да – нет – нет – да.
2. Ответ. Пушкин, строфа, 14, 4, перекрёстная, смежная, строки, опоясывающая, парная. 3. Ответы: двухсложные, дактиль, антонимы, эпитет, преуменьшение.
4. Ответ: проза – речь неритмическая и нерифмованная, поэзия – ритмическая рифмованная. Если не отмечено исключение (верлибр, белый стих) – это ошибкой не считается.
Часть 3.
Ответ: Г.
2. Ответ: В.
3. Ответы: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
4. Ответы: «Белеет парус одинокий», «Нос», «Княгиня Лиговская».
5. Ответы: 1в, 2а, 3б, 4д, 5г.
6. Ответы: 3 – 4 – 5 – 1 – 2.
7. Ответ: человеком, ногтей, спорить, обычай, был, франт, три, Венере, мужской.
8. Ответ: покупка мёртвых душ, сопоставление религиозного и бюрократического отношения к душе, персонажи с омертвевшими душами. Учащиеся могут отвечать своими словами. Главное, чтобы в ответе присутствовали подчёркнутые слова и выражения.
Часть 4.
Ответ: Г.
Ответ: ГАЕБВД.
Ответ: да – да – нет – нет – да – нет – да.
Ответы: 1д, 2в, 3б, 4г, 5е, 6а.
Ответ: всё смешалось в доме Облонских.
Ответ: русские разночинцы – демократы.
Ответ: 3.
Ответ: Д.
Ответы: А – Достоевский, Б – Тургенев, В – Некрасов, Г – Лесков, Д – Толстой.
Ответы. Ермолов, анатомический, 1859, Пётр.
Ответы: нет – нет – да – нет – нет – да.
Рекомендации по проверке и оценке работ.
За каждое задание выставляется от 0 до 2 баллов. 0 баллов – задание выполнено неправильно или не выполнено (ученик поставил прочерк или не написал «не знаю»). 1 балл – задание выполнено частично (даны не все ответы, или часть ответов не верна, или ответ правильный, но оформлен не по инструкции). 2 балла – задание выполнено, ответы правильные и правильно записаны.
Таким образом, учащийся может получить от 0 баллов (не выполнено ни одно задание или все выполнены не верно) до 50 баллов (выполнены и оформлены правильно все задания). По результатам пробации на все вопросы не ответил никто.
Для облегчения проверки и выставления традиционных оценок (по пятибалльной шкале) баллы оцениваются следующим образом:
От 0 до 10 баллов – неудовлетворительно, требуется пересдача материала по обычной зачётной системе
От 11 до 29 баллов – удовлетворительно, учащийся переводится на второй курс
От 30 до 40 баллов – хорошо, учащийся переводится на второй курс
От 41 до 50 баллов – отлично, учащийся переводится на второй курс.
Как видно из данных рекомендаций, достаточно большой разброс баллов дан для выведения удовлетворительной оценки, чтобы дать шанс учащимся благополучно завершить первый курс и перейти на второй. Требования к отличной оценке высоки, т.к. чтобы набрать такое количество баллов, надо прочитать все программные произведения, знать теорию литературы и ответить на трудные вопросы. Количество баллов на неудовлетворительную оценку на пробации набрали только двое учащихся, причём один из них – из – за небрежности и невнимательного прочтения инструкций к заданиям.
При проверке тестов необходимо руководствоваться ключом, поскольку в нём не только даны правильные ответы, но и показано их верное оформление. Только ответ в такой форме оценивается на 2 балла!
Проверка чернового бланка обязательна, т.к. в нём записываются исправленные ответы!
Поскольку предложенные тесты предусматривают запись ответов прямо в вопроснике, я сочла лишним наличие бланков для фиксации ответов учащимися. Ответы даются в очень разной форме, поэтому свести их в один бланк я считаю нецелесообразным: это затруднит работу проверяющих и добавит лишние проблемы ученикам.