8 класс. Тема: Опора и движение в организме человека
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А 1. Опорно-двигательный аппарат представлен
1. костной системой 2.совокупностью твердых тканей, служащих опорой и защитой
3. костной и мышечной системами 4. мышечной системой
А 2. Скелет человека включает около
1. 150 костей 2. 200 костей 3. 250 костей 4. 300 костей
А 3. С возрастом позвонки срастаются в отделе
1. шейном 2. грудном 3. поясничном 4. крестцовом
А 4. Парными костями черепа являются
1. лобные и затылочные кости 2. височные и теменные 3. лобные и теменные 4. только теменные
А 5. К трубчатым костям относят
1. ребро 2. лучевую кость 3. теменную кость 4. позвонки
А 6. Кости фаланг пальцев - это
1. трубчатые кости 2. губчатые кости 3. смешанные кости 4. плоские кости
А 7. Мышцами-антагонистами называются мышцы
1. прикрепляющиеся к разным костям 2. производящие движение в одном направлении
3. производящие движения в противоположных направлениях 4. производящие движения и в одном, и в разных направлениях
А 8. Основные белки, входящие в состав миофибрилл скелетных мышц – это
1. актин и тубулин 2. миозин и коллаген 3. актин и миозин 4. кератин и коллаген
А 9. Структуры, с помощью которых скелетные мышцы прикрепляются к костям,
1. миофибриллы 2. связки 3. сухожилия 4. соединительнотканная оболочка
А 10. Основные свойства, характерные для мышечной ткани любого типа,
1. только сократимость 2. возбудимость и сократимость 3. автоматия и сократимость
А 11. Снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы или при большой нагрузке называют
1. замедлением 2. утомлением 3. усталостью 4. торможением
А 12. Наибольшая эффективность достигается при работе мышцы в
1. быстром темпе с максимальной нагрузкой 2. медленном темпе со средней нагрузкой 3. среднем темпе со средней нагрузкой 4. быстром темпе с минимальной нагрузкой
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Трубчатыми костями являются
1. грудина 2. ребро 3. плечевая кость 4. бедренная кость 5. лопатка 6. лучевая кость
В 2. Грудную клетку образуют
1. ребра 2. ключицы 3. лопатки 4. грудина 5. грудной отдел позвоночника 6. шейный отдел позвоночника
В 3. К мышцам туловища относятся
1. межреберные мышцы 2. икроножная мышца 3. ягодичная мышца 4. трапецевидная мышца 5. височная мышца 6. надчерепная мышца
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В 4. Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся
Кости Тип костей
А) затылочная кость черепа 1. плоские
Б) малая берцовая кость 2. трубчатые
В) тазовые кости
Г) локтевая кость
Д) височные кости черепа
Е) лучевая кость
В 5. Установите соответствие между костями и типом их соединения
Кости Тип соединения
А) позвонки в позвоночнике 1. неподвижное
Б) тазовые кости и крестец 2. полуподвижное
В) фаланги пальцев 3. подвижное
Г) лобная и теменная кости
Д) верхнечелюстные
и скуловые кости
Е) ребра и грудина
В 6. Установите соответствие между костями и частью скелета, к которой он относится
Кости Часть скелета
А) таранная 1. скелет нижних конечностей
Б) лучевая 2. скелет верхних конечностей
В) бедренная
Г) локтевая
Д) ключица
Е) малая берцовая
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
В 7. Установите последовательность расположения отделов позвоночника сверху вниз
А) крестцовый Б) поясничный В) шейный Г) копчиковый Д) грудной
8 класс. Тема: Строение и функции спинного мозга.
Поисковая работа с учебным текстом - стр. 60 – 63 учебника «Биология. Человек». Автор Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2011.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальный балл – 13.
Изучите спинной мозг используя следующий план:
- форма спинного мозга…….;
- длина…………;
- расположение………;
-число спинномозговых нервов……….
Изучите материал учебника на страницах 60 – 63. Рассмотрите рисунки, изображающие строение спинного мозга на стр. 60. Выпишите в рабочую тетрадь основные части спинного мозга.
Запишите, в чем заключается проводящая функция спинного мозга.
Рассмотрите готовый препарат поперечного среза спинного мозга на стр.: 60, 62 и таблице на доске «Спинной мозг и схема коленного рефлекса». Зарисуйте схему строения на стр. 60. Подпишите части спинного мозга на своем рисунке.
Ответьте на вопросы:
5.1. Какие функции выполняет спинной мозг?
5.2 .Где находятся центры некоторых простых рефлексов?
5.3 .Как осуществляется работа спинного мозга?
5.4 .Чем образовано серое и белое вещество спинного мозга?
5.5 .Как распределяется серое и белое вещество в спинном мозге?
5.6 .В каком веществе спинного мозга располагается центральный канал?
.Дуги каких рефлексов замыкаются в спинном мозге?
Словарная работа. Дайте определение понятиям:
- центростремительные нервные волокна_________________________;
- центробежные нервные волокна_______________________________.
Желаю вам успеха!
Оценка «5» - 13 - 15 баллов
Оценка «4» - 8 – 12 баллов
Оценка «3» - 7 баллов
8 класс. Тема: Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы.
Поисковая работа с учебным текстом - стр. 212 – 224 учебника «Биология. Человек». Автор Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2011.
УЭ 1, УЭ 2, УЭ 4 – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. УЭ 3 – ответ оценивается в 5 баллов.
УЭ 1. Запишите определения понятий (сумма 7 баллов):
гомологичные хромосомы____________________________________________
оплодотворение____________________________________________________
гаплоидный набор хромосом_________________________________________
зигота____________________________________________________________
диплоидный набор хромосом_________________________________________
плацента__________________________________________________________
матка_____________________________________________________________
УЭ 2. Выполните задания(сумма 4 балла):
Рассмотрите рисунок на таблице (доска). Составьте кластер «Строение женской половой системы».
Рассмотрите рисунок на таблице (доска). Составьте кластер «Строение мужской половой системы».
Дополните предложения:
Мужские половые клетки - _______________образуются в ___________________. Женские половые клетки - _______________ образуются в __________________.
Составьте кластер «Функции плаценты».
УЭ 3. Дайте письменный ответ(5 баллов):
В чем преимущество полового размножения по сравнению с бесполым?
УЭ 4. Дайте краткую письменную характеристику основных этапов разития человека – используем стр. 221 учебника и пояснения учителя (сумма10 баллов):
1.Рождение____________________________________________________________
2. Новорожденный______________________________________________________
3. Грудной_____________________________________________________________
4. Детство_____________________________________________________________
5. Подростковый возраст_________________________________________________
6. Юношеский возраст___________________________________________________
7. Зрелый возраст_______________________________________________________
8. Пожилой возраст_____________________________________________________
9. Старческий возраст___________________________________________________
10. Долгожители________________________________________________________
УЭ 5. Тренировочные задания (приложение). Работа по вариантам. Задания уровня «А» - за каждый правильный ответ - 1 балл. Задания уровня «В» - за каждый правильный ответ - 2 балла.
1. Задания уровня «А». Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. Четные задания – (2, 4, 6, 8, 10) – 1 вариант, нечетные – (1,3,5,7,9) – 2 вариант.
2. Задания уровня «В». Четные задания – (2, 4,) – 1 вариант, нечетные – (1,3,5) – 2 вариант.
Ваша работа закончена!
Подсчитайте сумму всех полученных Вами баллов.
Максимальный балл за все задания – 36.
Если вы набрали от 36 до 33 баллов - ваша оценка «5», от 19 до 32 баллов – оценка «4», 18 баллов – оценка «3».
Желаю Вам успеха!
8 класс. Тема: Рефлекс – основа нервной деятельности
Поисковая работа с учебным текстом - стр. 227 – 231 учебника «Биология. Человек». Автор Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2011.
УЭ 1. Запишите определения понятий (сумма 5 баллов):
Рефлекс___________________________________________
Высшая нервная деятельность (ВНД)__________________
Физиология ВНД___________________________________
Психология________________________________________
Психофизиология___________________________________
УЭ 2. Изучите текст на стр. 227-231. Выполните предложенные Вам задания(сумма 4 балла):
Составьте кластер «Виды рефлексов» (по И.П. Павлову).
Запишите определения и приведите примеры рефлексов:
безусловные рефлексы _______________, примеры____________________;
условные рефлексы _________________, примеры____________________;
инстинкты_________________________, примеры_____________________.
УЭ 3. Изучите содержание таблицы на стр. 228. Проведите сравнение условных и безусловных рефлексов. Заполните таблицу в тетради, выслушав пояснения учителя. (2 балла)
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
| |
| |
| |
| |
| |
УЭ 4. Перечислите обязательные условия, необходимые для успешной выработки условного рефлекса (по И.П. Павлову) – используем стр. 230-231 учебника (сумма 3 балла):
1.______________________________________________
2.______________________________________________
3. _____________________________________________
УЭ 5. Тренировочные задания (закрепление изученного на уроке): задания уровня «А» - за каждый правильный ответ - 1 балл (из четырех предложенных ответов выберите один). А 1. Автором книги «Рефлексы головного мозга» является:
1. И.П. Павлов 2. П.К. Анохин 3.И.М. Сеченов 4. Н.И. Пирогов
А 2. Инстинкт – это совокупность: 1. условных рефлексов 2. безусловных рефлексов
3. навыков 4. памяти и мышления
Задание уровня «В» - за правильный ответ - 2 балла (установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов).
В 1. Характеристики Рефлексы
А. видоспецифичные 1. безусловные
Б. индивидуальные 2. условные
В. осуществляются при участии коры больших полушарий
Г. рефлекторные дуги существуют с рождения
Д. не исчезают в течение жизни
Е. могут затухать в течение жизни
Подсчитайте сумму баллов. Максимальный балл за все задания – 18. Если вы набрали 18,17 баллов - ваша оценка «5», от10 до 16 баллов – оценка «4»,
9 баллов – оценка «3».
Желаю Вам успеха!
Тест 1
Тема: Место человека в системе органического мира. Строение организма человека
А 1. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека
1. анатомия 2. физиология 3. гигиена 4. генетика
А 2. К творческому труду были способны
1. дриопитеки 2. питекантропы 3. австралопитеки 4. кроманьонцы
А 3. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было
1. хождение на двух ногах 2. увеличение объема головного мозга
3. добывание и использование огня 4. стереоскопическое зрение
А 4. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
1. пигментами 2. гормонами 3. ферментами 4. витаминами
А 5. Какую клеточную структуру по выполняемой функции можно сравнить с тепловой электростанцией
1. ядро 2. рибосому 3. митохондрию 4. клеточную мембрану
А 6. Для какого типа ткани характерно явление сократимости
1. соединительной 2. мышечной 3. эпителиальной 4. нервной
А 7. Какая система состоит из сердца, артерий, капилляров и вен
1. нервная 2. эндокринная 3. дыхательная 4. кровеносная
А 8. Какая из последовательности понятий отражает основные уровни организации организма как единой системы
1. орган – ткани – организм – клетка – молекулы – системы органов
2. молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
3. молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
4. системы органов – органы – ткани – молекулы – организм – клетки
А 9. Выберите три правильных ответа из шести. Какие органы расположены в брюшной полости
1. сердце 2. мочевой пузырь 3. поджелудочная железа 4. печень 5. тонкая кишка
6. семенники
А 10. Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека? Выберите три правильных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны
1. брюшная полость 2. лимфа 3. нервная ткань 4. желудочный сок 5. тканевая жидкость 6. кровь
А 11. Вместо точек напишите нужное слово (слова)
1. На ранних стадиях внутриутробного развития у человека формируется осевой скелет, представленный…………………
2. Человек относится к семейству……………..
3. Центральная нервная система человека представлена……………..и ………….мозгом
А 12. Ответьте письменно – какие недомогания могут возникнуть у человека при ослаблении клапанов в венах нижних конечностей?
Оценка «5» – 11- 12 заданий; оценка «4» – 8-10 заданий; оценка «3» – 6 -7 заданий
Тест 2
Тема: Место человека в системе органического мира. Строение организма человека
А 1. Какой из приведенных ниже терминов в переводе с греческого означает «вне» и «рассекать»
1. анатомия 2. физиология 3. генетика 4. зоология
А 2. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию внутри вида Человек разумный
1. изменение форм конечностей 2. развитие искусства и науки
2. появление заботы о потомстве 3. увеличение объема головного мозга
А 3. Питекантропы являются представителями
1. обезъяноподобных предков человека 2. древнейших людей 3. древних людей
4. первых людей современного типа
А 4. Важнейшим источником энергии для жизнедеятельности клетки являются
1. углеводы 2. белки 3. минеральные соли 4. нуклеиновые кислоты
А 5. Какую из приведенных клеточных структур по выполняемым функциям можно сравнить с конвейером на заводе
1. ядро 2. митохондрию 3. лизосому 4. рибосому
А 6. Клетки крови образуют ткань
1. нервную 2. соединительную 3. эпителиальную 4. мышечную
А 7. Понятие «нервная ткань» связано определенным смыслом с одним из понятий, приведенных ниже
1. нейрон 2. эритроцит 3. мышечная ткань 4. эпителиоцит
А 8. Какая система образована мышцами и костями скелета
1. система выделения 2. эндокринная система 3. дыхательная система 4.система опоры и движения
А 9. Выберите три правильных ответа из шести. Какие органы расположены в грудной полости человека
1. пищевод 2. печень 3. селезенка 4. легкое 5. желудок 6. трахея
А 10. Выберите три правильных ответа из шести. Какие органы образуют систему органов дыхания
1. трахея 2. бронх 3. гортань 4. щитовидная железа 5. мочеточник 6. пищевод
А 11.Приведите соответствие
1. рудименты а) многососковость
2. атавизмы б) копчиковые позвонки
в) повышенная волосатость тела
г) мышцы ушных раковин
А 12. Письменно ответьте – По какому признаку человека относят к классу
«Млекопитающих», отряду «Приматов»?
Оценка «5» – 11- 12 заданий; оценка «4» – 8-10 заданий; оценка «3» – 6 -7 заданий
Ответы к теме «Место человека в системе органического мира. Строение организма человека»
Тест 1.
А1- 3; 2-4; 3-3; 4-3; 5-3; 6-2; 7-4; 8-3; 9-345; 10-256;
А 11- хорда, люди (гоминиды), головным и спинным 12- варикозная болезнь
Тест 2
А 1. – 1; 2-2; 3-2; 4-1; 5-4; 6-2; 7-14; 8-4; 9-146; 10-123;
А 11- 1 бг, 2ав
А 12 – вскармливание молоком, прежде всего - внешнее и внутреннее сходство
Тест «Эндокринная система» Вариант 1.
А 1. Какую железу относят к железам смешанной секреции?
1.половую 2. гипофиз 3. слюнную 4. надпочечник
А 2. Какая железа согласует деятельность эндокринных желез?
1. половая 2. щитовидная 3. гипофиз 4. надпочечник
А 3. Определите название желез по описанию. Парные железы, расположенные в брюшной полости и состоящие из коркового и мозгового вещества.
1. паращитовидные железы 2. половые железы 3. надпочечники 4. железы тонкой кишки
А 4. Определите название железы по ее описанию. Небольшая железа массой около 1г, по форме напоминающая боб, находится в костном углублении основания черепа.
1. поджелудочная железа 2. щитовидная железа 3. надпочечник 4. гипофиз
А 5. Какой гормон вырабатывает щитовидная железа?
1. адреналин 2. инсулин 3. глюкагон 4. тироксин
А 6. В момент сильного психического возбуждения, например во время экзамена, у человека усиливается выделение гормона, вырабатываемого
1. надпочечниками 2. поджелудочной железой 3. половыми железами 4. печенью
А 7. Если у больного диабетом после введения инсулина резко ухудшилось самочувствие, то вы должны срочно
1. дать ему выпить минеральной воды 2. дать ему выпить сладкого чая
3. дать ему сердечные лекарства 4. вывести его на свежий воздух
А 8. Какое заболевание развивается у взрослого человека при гиперфункции щитовидной железы?
1. гигантизм 2. базедова болезнь 3. микседема 4. кретинизм
В 1. Установите соответствие между характеристиками желез и их типом. Для этого к каждому элементу первого столбца (характеристика желез) подберите позицию из второго столбца. Выпишите цифры выбранных ответов.
Характеристики желез Тип
А. синтезируют гормоны 1) железа внешней секреции
Б. имеют выводные протоки 2) железа внутренней секреции
В. синтезируют ферменты
Г. не имеют выводных протоков
Д. выделяют вещества в кровь
Е. выделяют вещества в полость
Ответы к тесту «Эндокринная система» Вариант1
А1-1, А2-3, А3-3, А4-4, А5-4, А6-1, А7-2, А8-2
В1. – 211. 221