СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по биологии в 6-9 классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит проверочные тесты по разным темам курса биологии.

Просмотр содержимого документа
«тесты по биологии в 6-9 классах»

Контрольная работа по теме «Основные органы растения» в 6 классе.


1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________

1.Подпишите части побега.




2.Рассмотрите листовые пластинки. Выпишите цифры, которые соответствуют

а) параллельному жилкованию_________,

б) сетчатому жилкованию_____________,

в) дуговому жилкованию_____________.








1.______________________

2.______________________

3.______________________

4.______________________

5.______________________

3.Подпишите части листа.




4. Отметьте простые и сложные листья. Простые_____________

Сложные____________






5. Подпишите название корневых систем и названия корней.






а)__________________________

б)__________________________


1.__________________________

2.__________________________




6. Подпишите части цветка.

1._________________________ 6________________________

2._________________________ 7._______________________

3._________________________ 8._______________________

4._________________________ 9._______________________

5._________________________ 10.______________________



8.Решите тест.

1.Как называется запасающая ткань семени?

а)вакуоль

б)межклетник

в)микропиле

г)эндосперм.


2.Какой фактор в большинстве случаев не нужен для прорастания семян

А)вода

Б)свет

В)тепло

Г)кислород.


3.Что такое придаточные корни?

А)корни, развивающиеся из зародышевого корня

Б)корни, имеющиеся на всех корнях

В)корни, развивающиеся на других органах растения

Г) корни, находящиеся в зародыше семени.


4.Чтго такое зона всасывания?

А)самая длинная и прочная зона, по клеткам которой передвигаются вещества.

Б)зона, в которой клетки не растут, а имеют много корневых волосков.

В)покрытая корневым чехликом зона, клетки которой активно делятся.

Г)зона, в которой клетки сильно вытягиваются и удлиняются.


5.Как называется листорасположение, при котором от узла отходят три листа и более?

А)мутовчатое.

Б)очередное

В)внеочередное

Г)супротивное.


6.Через какие части листа осуществляется испарение и газообмен?

А)через хлоропласты

Б)через устьица

В)через чечевички

Г)через кожицу.


7.За счет деления каких клеток стебель растет в толщину?

А)деления клеток коры

Б)деления клеток кожуры

В)деления клеток камбия

Г)деления клеток эндосперма.


8.Как называется перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика?

а)перемещение

б)питание

в)опыление

г) озеленение


9.Из чего развиваются плоды?

А)из завязи пестика

Б)из пыльцы пыльника

В)из эндосперма

Г)из венчика.



10.Гусеницы повредили листья яблони. Как это отразится на урожае и почему?.














Контрольная работа по теме «Класс Млекопитающие» в 7 классе.


При выполнении заданий А1-А5 обведите кружком номер правильного ответа.

А1.Главное отличие Млекопитающих от других позвоночных животных-

1)наличие шейного отдела позвоночника

2)два круга кровообращения

3)выкармливают детенышей молоком

4)теплокровность и четырехкамерное сердце.

А2. У млекопитающих газообмен происходит в

1)трахее 3)носовой полости

2)бронхах 4)легких

А3. Из перечисленных костей к голени не относится:

1)лучевая 3)большая берцовая

2)бедренная 4)локтевая

А4.Развивающийся в утробе матери эмбрион млекопитающего получает питание через:

1)систему пищеварения 3)систему дыхания

2)систему кровообращения 4)систему выделения.

А5.К грызунам не относится:

1)заяц 3)мышь

2)хомяк 4)суслик.

В1. Установите соответствие между признаком и животным, обладающим этим признаком. Для этого каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Признаки класса

Класс

А)сердце трехкамерное

Б)сердце четырехкамерное

В)имеется матка

Г)оплодотворение внутреннее

Д)оплодотворение внешнее

Е)непостоянная температура тела

1)Пресмыкающиеся

2)Млекопитающие

Ответ :

а

б

в

г

д

е







В2. Задание с выбором трех правильных ответов из шести. Ответ запишите в виде цифр, расположенных в порядке возрастания.

Какие признаки характерны для млекопитающих животных?

1)теплокровность

2)наличие вороньих костей

3)выкармливают детенышей молоком

4)трехкамерное сердце

5)зубы находятся в альвеолах

6)кожа сухая, железы отсутствуют.

Ответ:__________________

В3. Установите последовательность органов в выделительной системе Млекопитающих, начиная с органа, в котором образуется моча.

а)мочеточники

б)мочевой пузырь

в)мочеиспускательный канал

г)почки

ответ :





Самостоятельная работа по теме «Основы экологии»

Часть А

1.Особенности внешнего строения , связанные с приспособлениями к среде обитания . называются адаптациями

а)морфологическими

б)физиологическими

в)биохимическими

г)поведенческими.

2.Конкурентные отношения в водоеме складываются между

а)прудовиком и прудовой лягушкой

б)карпом и водорослями

в)окунем и щукой

г)плотвой и ручейником

3.Живым веществом биосферы В.И.Вернадский назвал совокупность всех

а)живых организмов планеты

б)животных мирового океана

в)почвенных микроорганизмов

г)растений тропических лесов

4.Комменсализмом называются взаимоотношения между видами, при которых

а)оба вида извлекают из взаимодействия пользу

б)виды взаимно угнетают друг друга

в)один вид извлекает пользу, а другому эти взаимоотношения безразличны.

г)один вид получает пользу. а другой –вред.

5.Регуляция численности популяций обеспечивается

а)человеком

б)мутациями

в)межвидовыми отношениями

г)ростом численности

6.Источником энергии для консументов 2 порядка является

а)растительная пища

б)животная пища

в)минеральные соли, углекислый газ и вода

г)свет

7.Цветение некоторых лесных растений до распускания листьев- это приспособление к

а)недостатку влаги

б)избытку влаги

в)вегетативному размножению

г)опылению

8.Озоновый экран Земли возник в результате

а)поступления озона в космос

б)случайных химических процессов в биосфере

в)жизнедеятельности водных растений

г)жизнедеятельности почвенных беспозвоночных.



Часть В.

1.Выберите три правильных ответа из шести. Глобальными экологическими проблемами являются

1)строительство газопровода

2)истощение озонового экрана

3)изменение климата

4)уменьшение численности хищников в отдельных экосистемах

5)сокращение видового разнообразия биосферы

6)низкая рождаемость в некоторых странах.

2.Установите соответствие между видами адаптаций и их примерами. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго. Впишите в таблицу правильных ответов.

Примеры

Виды адаптация

А)колючки кактуса

Б)увеличение выработки тепла у птиц зимой

В)зимняя спячка медведя

Г)анабиоз у микроорганизмов

Д)широкие лапы крота

Е)зеленая окраска гусеницы

1)морфологические

2)физиологические

Ответ:

а

б

в

г

д

е







3.Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.


Разнообразные формы отношений организмов составляют группу_____(А)факторов. Примером может служить ______(Б), при котором оба взаимодействующих вида извлекают выгоду. При______(В)выгоду извлекает только одна сторона ,а другой такая связь безразлична. Наконец, есть и полезно-вредные отношения, например______(Г), при котором один организм использует другой в качестве источника пищи и места жительства.


Термины.

1)паразитизм

2)аменсализм

3)симбиоз

4)комменсализм

5)биотические

6)абиотические

Ответ:

а

б

в

Г










Тест по теме «ГЕНЕТИКА» .

Часть 1.

А1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется

1.изменчивостью

2.приспособленностью

3.наследственностью

4.уникальностью.

А2.У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой . При скрещивании двух свинок с вихрастой шерстью получено 5 вихрастых потомков и 2 гладкошерстных. Каковы генотипы родителей?

1.♀АА и ♂Аа

2. ♀Аа и ♂аа

3.♀АА и ♂аа

4.♀Аа и ♂Аа.

А3.Сколько сортов гамет образует особь с генотипом АаВВ?

1.1

2.2

3.3

4.4

А4.Какое из утверждений является верным?

1.каждый ген содержит в себе несколько хромосом.

2.ген и хромосома-одно и то же

3.каждая хромосома содержит один ген.

4.каждая хромосома содержит много генов.

А5.Гомологичными называются

1.хромосомы, расположенные в половых клетках

2.хромосомы, набор которых различен у особей разного пола.

3.хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.

4.любые хромосомы диплоидного набора.

А6.Примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание особей с генотипами (где «-» неизвестный ген

1.А- и А-

2.ВВ и В-

3.аа и аа

4.А- и аа.

А7. Скрещивание особей, отличающихся по двум признакам, называют

1.моногибридным

2.дигибридным

3.анализирующим

4.близкородственным.

А 8.В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, три четверти потомков имеют доминантный признак, и четверть особей рецессивный-это формулировка закона

1.расщепления.

2.единообразия гибридов первого поколения

3.независимого распределения генов

4.сцепленного наследования.


А9. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. Если при скрещивании

вихрастой свинки с гладкошерстной в потомстве будут особи с гладкой шерстью, то можно сделать вывод, что

1.вихрастая свинка имеет генотип АА

2. вихрастая свинка имеет генотип аа

3. вихрастая свинка имеет генотип Аа

4.гладкошерстная свинка имеет генотип Аа

А10. Среди особей с указанными генотипами гомозиготой не является

1.ааВВ

2.ААвв

3.ААВВ

4.АаВв


В1.Выберите 3 из 6. От брака родителей правшей родился ребенок левша. Можно сделать вывод, что

1.мать гетерозиготна

2.отец гетерозиготен

3.мать гомозиготна

4.отец гомозиготен

5.владение правой рукой- доминантный признак

6. владение правой рукой- рецессивный признак

Ответ____________________


С1. Решите задачу.

У крупного рогатого скота черный цвет доминирует над рыжим., а комолость (безрогость) над рогатостью.. Какое потомство и в каком соотношении может быть получено при скрещивании черного комолого быка, гетерозиготного по обоим признакам, с рыжей рогатой коровой ?































А9.Сколько аутосом имеется в геноме человека

1.2

2.23

3.44

4.46.

А10.Хромосомный набор мужчины составляет

1.44+XY

2.44+XX

3.23+X

4.23+Y.

А11.Дальтонизм(d)-рецессивный признак, сцепленный с полом. Укажите генотип женщины с нормальным зрением , отец которой -дальтоник

1.XD Xd

2.XdXd

3.Xd Y

4.XD Y.

Часть 2.

В1.Выберите три правильных ответа из шести.

Карий цвет глаз и темные волосы –доминантные признаки, голубые глаза и светлые волосы- рецессивные. Человек с генотипом АаВв

1.гомозиготен

2.гетерозиготен

3.имеет темные волосы

4.имеет светлые волосы

5.имеет голубые глаза

6.имеет карие глаза.

В2. Прочитайте текст «Наследственность» и найдите в тексте предложения , в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.

Наследственность.

(1)Наследственность-это свойство организма сохранять и передавать свои признаки из поколения в поколение. (2)Передача наследственных признаков у организма происходит только при половом размножении. (3)Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.. (4)Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген-участок молекулы ДНК. (5)Совокупность всех наследственных признаков –генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6)Все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

Установите соответствие между видом клетки и ее характеристиками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.

характеристика

Вид клетки

А)гены расположены в одной хромосоме

Б)

В

Г)

Д)

Е)

1)гамета

2)соматические клетки

Ответ

а

б

в

г

д

е

2

1

1

2

2

1



Самостоятельная работа по теме «Пищеварение»

А1.Воспаление червеобразного отростка слепой кишки называется

1.гастритом

2.аппендицитом

3.циррозом

4.гипертонией.

А2.Лучшему усвоению пищи способствует

1.прием пищи в одно и то же время

2.чтение во время еды

3.активная беседа во время еды

4.плотный ужин перед сном.

А3.Основным источником энергии для организма являются поступающие с пищей

1.минеральные соли

2.органические вещества

3.витамины

4.молекулы воды.

А4.Из желудка пищевая кашица поступает в

1.поджелудочную железу

2.двенадцатиперстную кишку

3.толстую кишку

4.печень.

А5.В ходе пищеварения белки расщепляются до

1.аминокислот

2.гликогена

3.моносахаридов

4.глицерина и жирных кислот.

А6.Зубная формула человека

1.3 2 1 2 2 1 2 3

3 2 1 2 2 1 2 3

2.2 2 3 1 1 3 2 2

2 2 3 1 1 3 2 2

3.2 2 2 3 3 2 2 2

2 2 2 3 3 2 2 2

4.1 4 1 2 2 1 4 1

1 4 1 2 2 1 4 1

А7.Слизь, выделяемая стенками желудка,

1.расщепляет белки

2.расщепляет жиры

3.способствует образованию пищевого комка

4.защищает стенки желудка от действия желудочного сока.

А8.Употребление в пищу плохо прожаренного мяса опасно тем, что в нем

1.отсутствуют питательные вещества

2.содержится большое количество клетчатки, которая не усваивается

3.могут оказаться возбудители глистных заболеваний

4.отсутствуют незаменимые аминокислоты.

А9.Слюноотделение при виде лимона – рефлекс

1.врожденный

2.безусловный

3.защитный

4.условный.

А10.Интенсивное всасывание питательных веществ в кишечнике происходит благодаря

1.сокращению стенок кишечника

2.микроорганизмам, обитающим в толстом кишечнике

3.большому числу микроворсинок

4.поступлению желчи.

А11. Употребление больших доз антибиотиков

1.укрепляет иммунитет

2.может вызвать нарушение в работе кишечника

3.улучшает работу пищеварительных желез

4.улучшает нервно-гуморальную регуляцию пищеварения.

В1.Выберите три правильных ответа из шести. В пищевом рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты ,т.к. они

1.содержат минеральные соли и витамины

2.содержат много белков

3.содержат много жиров

4.способствуют выделению пищеварительных соков

5.содержат готовые пищеварительные ферменты

6.усиливают сокращение стенок кишечника.

Ответ _______________________

В2. Установите соответствие между питательными веществами и продуктами, в которых их больше всего содержится.

Питательные вещества

1)белки

2)углеводы

Продукты питания

А)конфеты

Б)макароны

В)сыр

Г)картофель

Д)мясо

Е)творог








Ответ

а

б

в

г

д

е







В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр(по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Всасывание питательных веществ происходит в кишечных ___(А). Образовавшиеся в результате пищеварения аминокислоты и глюкоза поступают в ___(Б), которая направляется к ___(В), в которой происходит обезвреживание вредных веществ. Продукты расщепления жиров поглощаются эпителием, превращаются в жировые вещества и далее поступают в ___(Г).

Термины:

1.железы

2. лимфа

3. ворсинки

4. поджелудочная железа

5. печень

6. кровь

Ответ

а

б

в

г






С1. В первой половине ХХ века американский физиолог Х. Флетчер провел в американской военной академии опыт, в котором принимали участие две группы людей: тучные офицеры и худые солдаты. Рацион питания для всех был одинаковым. Х.Флетчер следил за тем , чтобы они долго жевали пищу. В результате через некоторое время офицеры стали более стройными, а солдаты поправились до нормы. Объясните результаты опыта.


С1. «Дольше жуешь-меньше ешь»,- утверждают диетологи. Объясните это утверждение , используя знания о работе пищеварительной системы.

Самостоятельная работа 9 класс

часть 1

А1. В результате взаимодействия движущих сил эволюции

1.Образуются новые виды

2.происходят популяционные волны

3.формируются полезные для человека признаки

4.возникают новые аллели

А2.Примером внутривидовой борьбы за существование могут служить конкурентные отношения между

1.большой синицей и синицей-московкой

2.птенцами в гнезде дрозда

3.щукой и окунем

4.зайцами и волками

А3.Результатами эволюции являются

1.изоляция и популяционные волны

2.многообразие видов и их приспособленность

3.модификационная изменчивость

4.борьба за существование и естественный отбор.

А4.Новые виды являются результатом

1.микроэволюции

2.макроэволюции

3.искусственного отбора

4.искусственного мутагенеза.

А5.Органы человека, функционировавшие у далеких предков, но утратившие свое значение

1.гомологичные органы

2.аналогичные органы

3.атавизмы

4.рудименты.

А6.Главным критерием целостности вида является его изоляция

1.географическая

2.временная

3.репродуктивная

4.экологическая

А7.Сходство зародышей может служить примером доказательств эволюции

1.палеонтологических

2.сравнительно-анатомических

3.биохимических

4.эмбриологических.

А8.Генетическое единство особей популяции одного вида проявляется в

1.общности ареала

2.фенотипическом сходстве

3.возможности скрещивания и получения плодовитого потомства

4.относительной изолированности от других популяций.

А9.Результатом макроэволюции не является появление

1.видов

2.родов

3.семейств

4.отрядов.

А10.Клеточное строение всех организмов свидетельствует о

1сходной среде обитания

2.приспособленности к определенным условиям жизни

3.модификационной изменчивости

4.единстве их происхождения.

Часть2

В1.Установите правильную последовательность изменения представлений о происхождении видов

а)приспособленность видов-результат стремления к совершенствованию

б)многообразие живой природы-результат естественного отбора

в)виды не изменяются, приспособленность изначально целесообразна.

г)важное значение для эволюции имеют рецессивные мутации ,составляющие резерв наследственной изменчивости.

В2.Установите соответствие между доказательствами эволюции и их примерами . Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу правильных ответов.

Примеры

Доказательства

А)филогенетический ряд лошади

Б)сходство строения конечностей птиц и пресмыкающихся

В)отпечатки древних папоротникообразных в каменном угле

Г)окаменелые остатки динозавров

Д)особенности строения яйцекладущих млекопитающих (утконоса и ехидны)

Е)рудиментарные органы

1.палеонтологические

2.сравнительно-анатомические


ответ

а

б

в

г

д

Е








Часть 3.

Как можно объяснить возникновение длинной шеи у жирафа с позиции Ж.Б.Ламарка и

Контрольное тестирование по теме «Птицы»

 1. Какой абиотический фактор среды вызывает миграцию птиц?

1)высота снежного покрова   2)изменение рельефа

3)обилие паразитов                  4)длина светового дня

 2. Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?

1)два круга крообращения                 2)ритмичная работа сердца

3)четырехкамерное сердце           4)автоматия сердечной мышцы

 3. Какие органы защищают птиц от перегревания во время полета?

1)копчиковая железа                2)воздушные мешки

3)пуховые и контурные перья        4)органы кровообращения

 4. Какая    из    приведенных    пищевых    цепей    составлена правильно?

1)Мелкие   певчие   птицы   - насекомые   - полярные совы - растения

2)Насекомые - растения - мелкие певчие птицы - полярные совы

3)Полярные совы - мелкие певчие птицы – растения - насекомые

4)Растения  - насекомые - мелкие певчие птицы - полярные совы

 5. Быстролетающие хищные птицы с мощными крыльями, когтями и клювом питаются животными

1)бегающими и летающими           2)ползающими по земле

3)обитающими под корой             4)населяющими лесные биоценозы

 6. Высокая интенсивность обмена веществ у птиц и млекопитающих — следствие возникновения у них в процессе эволюции

1)четырехкамерного сердца и теплокровности

2)разнообразных тканей

3)легочного дыхания

4)развитой пищеварительной системы

 7. Черепицеобразное расположение контурных перьев на теле птицы

1)увеличивает количество воздуха между перьями

2)уменьшает среднюю плотность тела

3)увеличивает обтекаемость формы тела

4)способствует сохранению тепла

8. У каких животных в процессе эволюции появляется второй круг кровообращения?

1)птиц                              2)костных рыб

3)земноводных                 4)пресмыкающихся

 9. От каких организмов произошли птицы?

1)млекопитающих                            2)амфибий

3)рептилий                                       4)рыб

 10. Каких древних животных считают предками птиц?

1)археоптериксов                      2)трилобитов

3)плезиозавров                          4)стегоцефалов

 11. Общим между инфузорией-туфелькой и сорокой обыкновенной является:

1)клеточное строение          3) образ жизни

2)способ размножения        4) близкое историческое родство

 12. Гнездится в России, а улетает на зиму в Африку:

1) сорока    2)ворона          3)сизый голубь     4)деревенская ласточка

 13. Наиболее острым слухом обладает:

1)дятел    2)сова        3)тетерев          4)цапля

 14. Непостоянную температуру тела имеет

1) прыткая ящерица                       2)страус    

3)пестрый дятел                               4)ласточка береговая

 15. Признак приспособленности птиц к полету -

1)появление четырехкамерного сердца      2)роговые щитки на ногах

3)наличие полых костей                          4)наличие копчиковой железы

 16. Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся ?

1)обилие желтка в яйце                    2)откладывание яиц

3)выкармливание потомства           4)внутреннее оплодотворение

 17. Массовая гибель птиц в прибрежных зонах морей может быть вызвана

1)недостатком пищи       2)загрязнением воды нефтепродуктами

3)сезонными изменениями в природе     4)приливами и отливами

 18. Артериальная  кровь  не  смешивается  с   венозной  в сердце у:

1)большинства пресмыкающихся          2)птиц

3)хвостатых земноводных                  4)бесхвостых земноводных

 19. Мозжечок лучше всего развит у:

1)рыб                                          3) птиц

2)пресмыкающихся               4) земноводных

 20. Прогрессивной чертой, возникшей впервые у птиц в процессе эволюции, является:

1)появление легких                             2)два круга кровообращения

3)постоянная температура тела        4)появление коры головного мозга

 21. Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием в скелете:

1)шейного отдела позвоночника;                3) грудной клетки;

2)крестцового отдела позвоночника;    4) цевки.

 22. Вилочка у птиц - это сросшиеся:

1)грудные кости;                       2)ключицы;

 3)ребра первой пары;             4)вороньи кости.

 23. Желудок птиц имеет:

1)один отдел — мускульный;

2)два отдела — железистый и мускульный;

3)два отдела — мускульный и цедильный;

4)три отдела — железистый, мускульный и цедильный.

 24. Киль отсутствует у:

1)эму;     2)пингвина;         3)колибри;            4) грифа

 25. Большие грудные мышцы у птиц:

1)прикрепляются к килю;

2)поднимают крылья в полете;

3)составляют 80 % от массы тела птицы;

4)верно все сказанное.

 26. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы по степени сходства и родства?

1) селекция    2) систематика    3) анатомия    4) физиология

 27. Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?

1)зоология      2)физиология        3)ботаника   4)экология

 В 1.   Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей.

A)род   Б) вид    B)класс     Г) семейство    Д) отряд

В 2. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам:

Особенности системы        

А) В сердце венозная кровь           

Б) В сердце четыре камеры

В) Два круга кровообращения        

Г) Один круг кровообращения       

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким           

Е) В сердце две камеры      

В 3. Установите последовательность эволюции животных.

A)членистоногие;                               Б) млекопитающие;

B)простейшие;                                  Г) кишечнополостные;

Д) пресмыкающиеся;                      Е) рыбы.

В 4. К выводковым птицам относятся:

А)утки;  Б) гуси;  В) ястребы; Г)орлы; Д) воробьи  Е) тетерева

С 1.    Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.

1. Внешний облик птиц хорошо отражает их приспособленность к полету. 2. Шея гибкая и тонкая, голова небольшая, тело компактное. 3.Клюв, вооруженный зубами, обеспечивает птицам надежную защиту. 4.Кожа снабжена потовыми железами и покрыта перьями. 5. Основные перья контурные.

6. Под ними находятся маховые перья. 7. Один-два раза в год птицы линяют, сбрасывая старые перья.

 

С 2. Какие приспособления к полёту возникают в скелете птиц?

С 3. В чем проявляется приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе средней полосы России?

С 4. Орнитологи обратили внимание на то, что как правило в гнездах разных птиц все яйца тупым концом обращены к наружной стенке гнезда или вверх. Объясните это явление.


Самостоятельная работа по теме «Происхождение человека».


1.У человека в отличие от орангутана

1)больше лицевой отдел черепа.

2)больше объем головного мозга

3)верхние конечности длиннее нижних

4)позвоночник состоит из пяти отделов.

2.К творческому труду были способны:

1)дриопитеки

2)питекантропы

3)австралопитеки

4)кроманьонцы.

3.Человек отличается от человекообразных обезьян

1)хромосомным набором

2)способностью к общению

3)наличием 4-х групп крови

4)конечностями хватательного типа.

4.Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?

1)изменение форм конечности

2)появления заботы о потомстве

3)развитие искусства и науки

4)увеличение объема головного мозга.

5.Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было

1)хождение на двух ногах

2)увеличение объема головного мозга

3)добывание и использование огня

4)стереоскопическое зрение.

6.О чем свидетельствует наличие хвоста у зародыша человека.

1)об отклонениях в развитии

2)о развитии с неполным превращением

3)об изменчивости организмов в период развития

4)о происхождении человека от общих предков с другими хордовыми.

7.Питекантропы являются представителями

1)обезьяноподобных предков человека

2)древнейших людей

3)древних людей

4)первых людей современного типа.

8.В связи с прямохождением у человека в отличие от животных

1)увеличились размеры головного мозга черепа

2)появились массивные трубчатые кости

3)произошло совершенствование кисти рук

4)выпрямился позвоночник.

9.Какой признак в процессе эволюции сформировался у человека в связи с прямохождением

1)большой палец верхних конечностей противопоставлен всем остальным

2)увеличился мозговой отдел черепа

3)произошло расширение костей таза

4)уменьшился волосяной покров тела.

10.Переход предков человека к прямохождению способствовал

1)высвобождению рук от передвижения

2)появлению способности к обучению

3)усилению обмена веществ

4)развитию четырехкамерного сердца.

Задание на работу с текстом ,требующее соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении темы.


Прочитайте текст «Человек и человекообразные обезьяны» и выполните задание.


Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они- теплокровные. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы –копчиковая кость, складка в уголке глаза(третье веко). ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объем мозга человека примерно в три раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга ,что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником выполняет амортизационные функции .

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается сходством в строении и физиологии. она связана также и с общностью хромосомных наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян-48.


1.Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнение человекообразных обезьян и человека» графы, обозначенные цифрами 1,2,3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнение человекообразных обезьян и человека.

Признаки для сравнения

Человекообразные обезьяны

Человек

Объем головного мозга

300-400 см3

1

Каковы особенности скелета?

2

Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Изгибы позвоночника. Верхние конечности короче нижних. Сводчатая стопа.

3

48

46





2.Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны» и собственные знания , объясните, почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и применению орудий труда .Дайте три объяснения.

      1. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Факторы среды и места обитания»


А1.Влияющие на организм факторы неживой природы называются

1.биотическими

2.абиотическими

3.антропогенными

4.ограничивающими.


А2.Фактором, ограничивающим рост деревьев на болоте, является недостаток

1.тепла

2.воды

3.кислорода в почве

4.света


А3.Конкуренция, хищничество, паразитизм и другие факторы взаимоотношений организмов являются факторами

1.абиотическими

2.биотическими

3.антропогенными

4.ограничивающими.


А4.Биотическими факторами называются

1.факторы, ограничивающие рост вида

2.факторы неживой природы

3.влияния организмов друг на друга

4.различные формы деятельности человека.


А5.К абиотическим факторам относится

1.влияние паразитов

2.сбор ягод

3.конкуренция за пищу

4.состав почвы.


А6.Пищевые связи в экосистеме называются

1)абиотическими

2)антропогенными

3)ограничивающими

4)биотическими


А7.Действие антропогенного фактора на живую природу не носит закономерного характера. поэтому у организмов

1)имеются различные приспособления к нему

2)приспособления к нему не сформировались

3)выработались к нему защитные реакции

4)большинство мутаций сохраняется естественным отбором.


В1Выберите 3 ответа из 6,запишите их в порядке возрастания. Биотическими компонентами экосистемы леса являются:

1.обитатели лесной подстилки

2.температурный режим

3.деревья

4.хищники

5.структура и состав почвы

6.режим осадков.

ответ _______________


В2Установите соответствие между экологическими факторами и их примерами. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.

Примеры

Экологические факторы

А)температура

Б)освещенность

В)насекомые-опылители

Г)влажность почвы

Д)хищники

Е)паразиты

1)биотические

2)абиотические

ответ

а

б

в

г

д

е








В3Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов. а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.


Любые внешние факторы, прямо или косвенно влияющие на организмы, называют___(А). Условно их можно разделить на несколько групп. Свет, температура, влажность и другие воздействия неживой природы составляют группу___(Б). Влияние живых организмов друг на друга-это ___(В). Третью группу составляют___(Г), связанные с деятельностью человека.

термины.

1)антропогенные факторы

2)абиотические факторы

3)лимитирующие факторы

4)биотические факторы

5)ограничивающие факторы

6)экологические факторы.


ответ

а

б

в

г












Проверочная работа по теме «Органы чувств».


А1.Вестибулярный аппарат-это

1)орган равновесия

2)центральное звено слухового анализатора

3)проводящее звено зрительного анализатора

4)часть мозжечка.


А2.Человек способен одинаково хорошо видеть предмет, расположенные на разном расстоянии, благодаря

1)наличию палочек и колбочек

2)способность хрусталика изменять свою кривизну

3)расширению и сужению зрачка

4)сокращению мышц. приводящих в движение глазное яблоко.


А3.В среднем ухе расположен(а)

1)слуховой нерв

2)вестибулярный аппарат

3)слуховой проход

4)наковальня.


А4.В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

1)затылочную

2)теменную

3)височную

4)лобную


А5.Проводниковая часть зрительного анализатора:

1)сетчатка

2)зрачок

3)зрительный нерв

4)зрительная зона коры больших полушарий.




В1.Выберите три правильных ответа из шести. Анализатор включает следующие звенья:

1)рецептор

2)участок коры больших полушарий

3)проводниковая часть-нерв

4)двигательный нейрон

5)исполнительный орган

6)серое вещество спинного мозга.

Ответ___________


В2.Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.


Сетчатка содержит два типа зрительных рецепторов. ___(А)возбуждаются слабым светом, но передают только черно-белое изображение. В отличие от них ___(Б) способны реагировать на свет, но возбуждаются только ярким светом. На сетчатке имеется ___(В), где зрительные рецепторы отсутствуют, и ___(Г). где содержится большое число колбочек и куда обычно фокусируется изображение.

Термины:

1)слепое пятно

2)колбочки

3)зрачок

4)желтое пятно

5)роговица

6)палочки


ответ

а

б

в

Г





В3.Установите , в какой последовательности звуковые колебания передаются к рецепторам органа слуха.

1)наружное ухо

2)перепонка овального окна

3)слуховые косточки

4)барабанная перепонка

5)жидкость в улитке

6)рецепторы органа слуха.


ответ

1

2

3

4

5

6


Установите , в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.

1)хрусталик

2)роговица

3)зрачок

4)палочки и колбочки

5)стекловидное тело


ответ

1

2

3

4

5


В4.Установите соответствие между экологическими факторами и их примерами. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.


Особенности строения

Отдел органа слуха

А)заканчивается барабанной перепонкой

Б)включает спирально закрученный канал-улитку

В)имеет железы. образующие «ушную серу»

Г)включает орган равновесия

Д)имеются слуховые косточки

Е)соединяется отверстием с носоглоткой

1)наружное ухо

2)среднее ухо

3)внутреннее ухо


ответ

а

б

в

г

д

е











Тест по теме «Кровеносная система».

А1.Кровеносная система человека

1)замкнутая, сердце четырехкамерное

2)незамкнутая, сердце четырехкамерное

3) замкнутая, сердце трехкамерное

4) незамкнутая, сердце трехкамерное.

А2.Малый круг кровообращения

1)начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии

2) начинается в правом желудочке, заканчивается в правом предсердии

3)начинается в правом желудочке, заканчивается в левом предсердии

4)начинается в левом желудочке, заканчивается в левом предсердии

А3.Наиболее толстую мышечную стенку имеет

1)правое предсердие

2)левое предсердие

3)правый желудочек

4)левый желудочек

А4.Сердечные клапаны обеспечивают

1)регуляцию артериального давления

2)регуляцию частоты сердечных сокращений

3)автоматизм работы сердца

4)движение крови в одном направлении.

А5 При сокращении желудочков

1)открываются створчатые клапаны

2)закрываются створчатые клапаны

3)закрываются полулунные клапаны

4) открываются полулунные клапаны

В1.Установите соответствие между кровеносными сосудами и их характеристиками.

характеристика

Кровеносные сосуды

А)несут кровь от сердца

Б)могут иметь клапаны

В)имеют толстые стенки, выдерживающие большое давление крови

Г)имеют менее толстые стенки, т.к. не испытывают большого давления

Д)доставляют кровь к сердцу

Е)клапанов нет

1.вены

2.артерии

Ответ

а

б

в

г

д

е










Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов.»

Размножение

1. Прочтите текст «Деление клетки» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Деление клетки.

  1. Наиболее распространенный способ деления клетки- митоз. (2) Его можно увидеть на микропрепаратах клеток в световой микроскоп. (3)Митоз состоит из двух последовательных стадий, приводящих к равномерному распределению генетической информации между дочерними клетками. (4)Важная роль в митозе принадлежит ядру, обеспечивающему равномерное распределение хромосом между дочерними клетками.(5) Биологическое значение митоза заключается в поддержании постоянства числа хромосом, идентичности наследственной информации дочерних клеток материнской клетке. (6) К делению митозом способны все известные в природе клетки организмов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Используя содержание текста и знания курса , объясните, почему применительно к конъюгации бактерий более конкретно использовать понятие «половой процесс», а не «половое размножение»? Почему процесс является половым? Почему невозможно существование бактерий, у которых есть только конъюгация, но нет деления клеток?

Размножение бактерий.

Бактерии размножаются бесполым путем при помощи деления клетки, перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК. Кроме того, для бактерий характерен половой процесс-конъюгация. При конъюгации по специальному каналу, образующемуся между двумя клетками, фрагмент ДНК одной клетки передается другой клетке, то есть изменяется наследственная информация, содержащаяся в ДНК обеих клеток. Поскольку количество бактерий при этом не увеличивается, для корректности используют понятие «половой процесс», а не «половое размножение».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Вставьте в текст пропущенные определения.

Двойное оплодотворение.

Процесс двойного оплодотворения был открыт С.Г.Навашиным в 1898 г.______(А) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ___(Б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой ,образуя___(В) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуя триплоидную клетку, из которой развивается ___(Г).

Перечень терминов:

1.эндосперм

2.пыльцевое зерно

3.цветок

4.зародыш

5.семя

6.тычинка

7.пыльцевая трубка

8.плод

Ответ

а

б

в

г






4.Выберите 3 правильных ответа из 6.При половом размножении хордовых

1)происходит оплодотворение

2)потомки являются генетическими копиями родителей

3)генотип (совокупность генов в организме) потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей

4)гаметы имеют диплоидный набор хромосом

5)половые клетки образуются путем мейоза

6) половые клетки образуются путем митоза.

5.Тест

1)В анафазе 1 мейоза к полюсам клетки расходятся хромосомы ,содержащие

1.одну хроматиду

2.две хроматиды

3.три хроматиды

4.четыре хроматиды

2)В ходе мейоза , в отличие от митоза, происходит

1.конденсация (спирализация)хромосом

2.конъюгация гомологичных хромосом

3.образование диплоидных клеток

4.разрушение ядерной оболочки в профазе.

3)Из предложенных характеристик для яйцеклетки (в сравнении со сперматозоидом) больше подходит

1.крупная и неподвижная

2.мелкая и подвижная

3.крупная и подвижная

4.мелкая и неподвижная.

4)Кроссинговер-это

1.обмен участками гомологичных хромосом

2.слипание гомологичных хромосом

3.независимое расхождение хромосом

4.разновидность митоза.

5)Индивидуальное развитие организма- это

1.филогенез

2.гаметогенез

3.онтогенез

4.овогенез.

6.Перед вами биогенетический закон: «Онтогенез(индивидуальное развитие особи) есть краткое и ускоренное повторение филогенеза (историческое развитие вида)».Проиллюстрируйте его примерами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Проверочная работа по теме «Экология»

1.Экофакторы

2.Биотические связи

1.Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов.

ПРИМЕР ГРУППА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

А)температура 1)абиотические

Б)нападение хищника 2)биотические

В)паразитизм

Г)освещенность

Д)феромоны (специфические запахи)

Е)рельеф

Ответ

а

б

в

г

д

е







2.Установите соответствие между типами взаимоотношений организмов и примерами этих отношений.

Примеры отношений

А)бобовые растения и клубеньковые бактерии

Б)береза и гриб-трутовик

В)корова и бычий цепень

Г)рак-отшельник и актиния

Д)малярийный плазмодий и человек

Е)целлюлозоразрушающие бактерии и травоядные животные

Тип взаимоотношений

1.симбиоз

2.паразитизм

Ответ

а

б

в

г

д

Е







3.

Пример

А)медведь и синица

Б)песец и белый медведь

В)акула и рыба-прилипала

Г)термит и жгутиковые простейшие

Д)лось и белка

Е)лишайник


Тип взаимоотношений

1.нейтрализм

2.нахлебничество

3.симбиоз

Ответ _____________________

4.Какой организм, обитающий в смешанном лесу, является потребителем 2 порядка?

А)волк б)куница в)клест г)дятел

5. Кто в приведенной ниже цепи питания является консументом 3 порядка?

Листья липы- гусеницы непарного шелкопряда- жук пахучий красотел- обыкновенный скворец- ястреб-перепелятник.

А) гусеницы непарного шелкопряда

Б) жук пахучий красотел

В) обыкновенный скворец

Г) ястреб-перепелятник



Экология. Типы взаимоотношений. Цепи питания.

  1. Конкуренция в экосистеме существует между

А)дубом и березой в)елью и белкой

Б)березой и трутовиком г)дубом и белым грибом

2.Паразитический организм

А)вступает в симбиотические связи с хозяином

Б)приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина

В)становится конкурентом для хозяина

Г)во всех случаях приводит к гибели хозяина.

3.Конкуренция-это отношения между

А)хищниками и жертвами

Б)живыми организмами и абиотическими факторами

В)паразитами и хозяевами

Г)организмами со сходными потребностями.

4.Между дизентерийной палочкой и дизентерийным бактериофагом возникают отношения

А)конкурентные

Б)нейтральные

В)паразитические

Г)хищнические.

5.Между росянкой и комаром возникают взаимоотношения

А)конкурентные

Б)нейтральные

В)паразитические

Г)хищнические

3 из6.

6.В экосистеме смешанного леса к первичным консументам (потребителям) относятся

А)лоси, зубры

Б)кроты, бурозубки

В)зайцы, косули

Г)клесты, снегири

Д)волки, лисицы

Е)синицы, поползни

Ответ_______________

7.Установите соответствие

Организмы

А)антилопа и лев

Б)божья коровка и тля

В)крот и дождевой червь

Г)осины и березы

Д)серая жаба и голый слизень

Е)серая и черная крысы

Тип отношений

1.конкуренция

2.хищничество

Ответ________________

8 .Установите соответствие

Организмы

А)береза и березовая чага

Б)береза и подберезовик

В)клевер и шмель

Г)лиса и клещ

Д)носорог и воловьи птички

Е)рак-отшельник и актиния

Тип отношений

1.паразитизм

2.симбиоз

Ответ________________

9.Прочитайте текст и выполните задание.

Биотические факторы.

Биотические факторы- это вся совокупность сложных и многообразных влияний одних организмов на другие. В природе между организмами существуют различные типы взаимоотношений.

Нейтрализм- независимые отношения между совместно обитающими на одной территории разными видами (белка и лось)

Конкуренция-тип взаимоотношений, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы, например, самцы за самок(березы и осины, серая и черная крысы). Конкуренция возникает между особями одного вида (внутривидовая) и разных видов (межвидовая).

Хищничество- это такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида умерщвляют и поедают представителей другого. Отношения хищника и жертвы складываются в процессе эволюции. Хищники выступают как естественные регуляторы численности популяции жертвы. Увеличение численности хищников приводит к уменьшению числа хищников, которым не хватает пищи.

Паразитизм- межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого, используя его не только как источник питания, но и как место обитания. Паразитами являются многие бактерии, грибы, простейшие, черви. Паразит, в отличие от хищника, не убивает свою жертву, а питается за счет хозяина длительное время.

Симбиоз- это совместное взаимовыгодное существование организмов. Примерами симбиоза являются микориза- объединение корней растений и гифов грибов, сожительство азотфиксирующих бактерий и бобовых растений, взаимодействие актинии и рака-отшельника.

Разнообразные формы биологических взаимоотношений регулируют численность популяций и определяют устойчивость сообщества.


Используя содержание текста «Биотические факторы» и знания курса, объясните, к каким последствиям может привести уничтожение в экосистеме хищников (потребителей 3 порядка) Ответ поясните.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Вставьте в текст «Взаимоотношения живых организмов» пропущенные термины.


Взаимоотношения живых организмов


Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников-___(А)- умерщвляет другого___(Б) и использует его в качестве пищи , называется___(В). Частным случаем этого типа взаимоотношений является___(Г)-умерщвление и поедание себе подобных___(Г).

Перечень терминов:

1.паразитизм 2.симбиоз 3.каннибализм

4.хищничество 5.хищник 6.жертва

7. паразит 8.хозяин

Ответ ____________



















































ФАКТОРЫ СРЕДЫ.


1.Установите соответствие

Пример

А)организация заповедника

Б)температура воздуха

В)симбиоз клубеньковых бактерий и растений семейства Бобовые

Г)многообразие видов в экосистеме

Д) дневной и ночной бриз

Е) морские течения.

Фактор среды

1.абиотические

2.биотические

3.антропогенные

Ответ ___________________________________


2. Среди экологических факторов укажите биотические

А)наводнение

Б)конкуренция между особями вида

В)понижение температуры

Г)хищничество

Д)недостаток света

Е)образование микоризы.

Ответ_________________


3.К биотическим факторам относится

А)температура

Б)рыбная ловля

В)конкуренция

Г)соленость воды.


4.Вставьте в текст пропущенные термины.

Экологические факторы.

Элементы среды, которые действуют на организмы, называют экологическими факторами. Их делят на природные и ___(А) факторы. Природные экологические факторы бывают ___(Б)- влияние компонентов неживой природы и ___(В)- воздействие живых организмов. ___(Г) факторы ограничивают увеличение численности и ареала популяции.

Перечень терминов:

1.оптимальные 5.косвенные

2.биотические 6.антропогенные

3.абиотические 7.постоянные

4.прямые 8.лимитирующие.

Ответ___________________


5.К какой группе факторов относят извержение вулканов?

1.антропогенным

2.биотическим

3.абиотическим

4.экологическим.