Тесты по педагогике
Идеальный педагог:
учитель, ведущий процесс на образцовом уровне;
абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя;
учитель, исповедующий определенные научные идеи;
учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.
Структурный компонент педагогической деятельности, выражающийся в умении преподавателя отбирать наиболее удачные варианты в построении учебного занятия, моделировать будущую профессиональную деятельность школьников:
организаторская деятельность;
конструктивная;
коммуникативная;
познавательная.
Главная задача развития младшего школьника:
постижение окружающего мира, природы, человеческих отношений;
нестандартность поведения;
социализация личности;
физическое развитие ребенка.
Функция процесса обучения:
стимулирующая;
формирующая;
развивающая;
организующая.
Дидактическая функция учебника:
мотивационная;
альтернативная;
материализованная;
практическая.
Автор знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :
Ж. Ж. Руссо;
Я. А. Коменский;
К. Д. Ушинский;
Б. Паскаль.
Для проблемного обучения характерно:
учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;
позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук;
формирует умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Личностный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования:
формирование основ российской гражданской идентичности;
овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Целевой ориентир выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж…» Определите аргумент:
аргумент к авторитету;
аргумент к аудитории;
аргумент к жалости;
аргумент к тщеславию.
Регулятивное универсальное учебное действие:
нравственно – этическая ориентация;
планирование учебного сотрудничества;
прогнозирование;
поиск и выделение необходимой информации.
Государственный образовательный стандарт устанавливает:
максимум наполнения содержания образовательных программ;
обязательный минимум содержания образовательных программ;
средний уровень ЗУН, которыми должны овладеть обучаемые;
минимальный объем учебной нагрузки.
Метапредметный результат освоения основами образовательной программы начального общего образования:
осознание значимости чтения для личного развития;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.
К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей -- непременное условие развивающего обучения» ?
научности обучения;
связи теории с практикой;
доступности обучения;
сознательности и активности обучения.
Дифференцированное обучение:
технология разноуровневого обучения;
технология сотрудничества;
технология деятельностного подхода;
технология концентрированного обучения.
Педагогическая технология:
высокий уровень освоения педагогической деятельности;
строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;
использование комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему;
упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания.
Познавательное универсальное учебное действие:
разрешение конфликтов;
саморегуляция;
структурирование знаний;
нравственно – этическая ориентация.
В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:
научности;
доступности;
индивидуальности;
последовательности.
Предметный результат освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
умение осуществлять информационный поиск;
система ЗУН по математике;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Автор системы начального обучения «Школа »:
А. А. Леонтьев;
Н.Ф. Виноградова;
Н. Б. Истомина;
Л. В. Занков.
Рейтинг:
метод оценивания или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);
место ученика среди учащихся класса (школы) на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем набора очков (баллов);
тестирование;
диагностика.
Термин «универсальные учебные действия» означает:
актуализация знаний;
умение учиться;
интеллектуальное новообразование;
формирование мотиваций учебной деятельности.
Высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки и искусства, практической психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания – это:
педагогическая техника;
идеальный учитель;
педагог – исследователь;
педагогическое мастерство.
Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет:
стандарт образования;
учебная программа;
учебный план;
учебник.
Коммуникативное универсальное учебное действие:
управление поведением партнёра;
формирование проблемы;
саморегуляция как способность к мобилизации волевых усилий;
коррекция.
Путь или способ достижения поставленной цели обучения:
принцип обучения;
правило обучения;
форма обучения;
метод обучения.
Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:
доступности;
связи теории с практикой, обучения с жизнью;
научности;
систематичности и последовательности.
Какой принцип выражен в пословице «Повторение – мать учения»?
природосообразности;
прочности усвоения ЗУН;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности.
Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику:
дискуссия;
метод эвристических вопросов;
дидактическая игра;
«мозговая атака» (штурм)».
Сущность дифференцированного подхода в обучении выражается в :
группировании учащихся на однородные группы;
ориентации учащегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;
реализации способа организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности;
обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий.
Форма обучения:
беседа;
репетиторство;
дидактическая игра;
упражнение.
Дидактический принцип «Обучение на высоком уровне трудности» соответствует:
системе обучения «Гармония»;
системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;
«Начальной школе XXI века»;
системе обучения Л. В. Занкова.
Принцип минимакса соответствует:
технологии деятельностного метода;
технологии разноуровнего обучения;
технологии сотрудничества;
технологии личностно – ориентировочного обучения.
Основное направление модернизации начальной ступени образования:
изменение существующей дидактической системы;
повышение интеллектуального уровня учащихся;
формирование навыков общественного поведения;
обновление содержания, его вариативность.
Нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение:
учебный план;
учебная программа;
стандарт образования;
учебник.
Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации учебного процесса:
содержание образования;
методы обучения;
принципы обучения;
формы обучения.
Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:
научности;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности;
прочности.
Развитие теоретического мышления является главным результатом обучения по системе:
Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;
«Школа России»;
Л. В. Занкова;
«Перспектива».
Педагогическая инновация:
изменения, направленные на изменение педагогической системы;
замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект;
нововведение учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.
Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:
ФГОС среднего общего образования;
ФГОС начального общего образования;
учебный план общеобразовательной школы;
учебная программа дисциплины.
Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым:
содержание образования;
методы обучения;
процесс обучения;
принципы обучения.
Форма интерактивного обучения:
экскурсия;
факультатив;
экзамен;
тренинг.
По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?
по расположению элементов урока;
по дидактической цели;
по количеству структурных частей;
по форме обучения.
Планируемый результат образовательной деятельности:
познавательный;
регулятивный;
предметный;
коммуникативный.
Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика:
дифференциация обучения;
рационализация обучения;
технологизация обучения;
индивидуализация обучения.
С какого возраста Я.А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
с 6 лет;
с 7 лет;
с 8 лет;
с 9 лет.
В основе ФГОС лежит:
дифференцированный подход;
системно – деятельностный подход;
технология сотрудничества;
личностно – ориентированный подход.
Первичный этап процесса обучения:
восприятие;
осмысление
запоминание;
закрепление.
Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
линейный;
смешанный;
концентрический;
блочный.
Метод интерактивного обучения:
лекция;
лабораторная работа;
упражнение;
кейс – метод.
Самая древняя система организационного оформления педагогического процесса:
классно – урочная система обучения;
индивидуальное обучение;
индивидуально – групповое обучение;
проектное обучение.
Автор традиционной системы начального обучения «Перспектива»:
Л. Г. Петерсон;
А. А. Леонтьев;
В. В. Давыдов;
Н. Ф. Виноградова.
Профессиограмма учителя:
памятка учителя;
педагогическое мастерство;
педагогическое творчество;
характеристика профессии.
Социализация личности (школьника):
процесс взаимодействия между людьми;
процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;
проявление уважения к партнеру;
создание условий для успешной учебы.
Научный руководитель образовательной программы «Начальная школа XXI в.»:
Н. Б. Истомина;
А. А. Леонтьев;
Л. Г. Петерсон;
Н. Ф. Виноградова.
Оптимальный способ организации накопительной системы оценки ученика:
аттестация ученика;
«Портфолио» ученика;
итоговая оценка;
предметная оценка.
Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка призывают представители теории __________ воспитания.
свободного;
деятельностного;
авторитарного;
коммунистического.
Теорию детского воспитательного коллектива разработал:
В. А. Сухомлинский;
С. Т. Шацкий;
А. С. Макаренко;
В. Н. Сорока – Росинский.
Качество деятельности воспитателя выражено в понятии:
воспитуемость;
результативность;
эффективность;
ответственность.
Оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности:
шкала оценивания;
программа изучения;
оценка поведения;
диагностика.
Автор разработки творческих форм воспитательной работы классного руководителя:
И. П. Подласый;
В. В. Краевский;
Н. В. Щуркова;
В. А. Караковский.
Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:
Л.С. Занков;
Л.С. Выготский;
И.П. Иванов;
И.С. Якиманская;
Методы педагогического исследования – это:
способы формирования личностных качеств;
способы усвоения новых знаний;
способы решения проблемных задач;
способы познания объективной реальности.
Факторы развития личности:
интерес к учебе, уровень достижений;
наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;
статусное положение личности в коллективе;
уровень знаний по учебным дисциплинам.
Методы воспитания:
общие исходные положения, которыми руководствуется педагог;
способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников;
внешнее выражение процесса воспитания;
варианты организации воспитательного процесса.
Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:
зачем учить;
кого учить;
чему учить;
как учить.
Воспитание:
воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении;
привитие соответствующих норм и правил наведения;
развитие творческих сил и способностей человека;
процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности.
Педагогический такт:
мера воспитательного воздействия;
взаимодействие взрослых и детей;
внешнее проявление внутреннего мира человека;
активная форма взаимодействия со средой.
Этапы, необходимые для подготовки урока:
прогнозирование, тренировка, упражнения;
планирование, ход урока, рефлексия;
диагностика, планирование, мастерство проведения;
диагностика, прогнозирование, планирование.
Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
культурологический подход;
комплексный подход;
системный подход;
индивидуальный подход.
Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
сотрудничество семьи, школы, общественности;
взаимоотношение воспитателей и воспитанников;
влияние на воспитанника через коллектив;
влияние родителей и воспитателей на воспитанника.
Последовательность этапов процесса усвоения:
приобретение знаний – запоминание – применение на практике;
постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство;
восприятие – осмысление – закрепление – применение;
ощущение – восприятие – осознание.
Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
педагогический мониторинг;
педагогическая диагностика;
педагогическая рефлексия;
педагогический анализ.
Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:
Л.С. Выготский;
К. Гросс;
Д.Б.Эльконин;
Б.Д.Эльконин.
Важнейшими социальными признаками, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:
низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;
алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;
нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;
жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения.
Приоритетное развитие сфер образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
принцип фундаментализации;
принцип вариативности образования;
принцип полноты образования;
принцип опережающего образования.
Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека:
принцип культуросообразности;
принцип индивидуализации;
принцип природосообразности;
принцип личностной ориентированности.
Социальная служба, оказывающая экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальный приют;
центр социальной помощи семье и детям;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Что способствует формированию ответственности у детей:
самостоятельность и самоконтроль учащихся;
систематический контроль;
высокая требовательность к качеству выполнения действий;
свобода действий.
Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?
общие цели;
прочное авторитарное руководство коллективом;
отсутствие конфликтов между учащимися;
знание педагогом теории коллектива.
Эффективность воспитательной системы зависит от:
общего психологического климата в образовательном учреждении;
целостности и системности воспитательной системы;
самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;
дисциплины в образовательном учреждении.
Из чего строится система «культурного пространства»?
телевизионных видео- и радиотрансляций;
различных форм культурного досуга;
музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;
театров, музеев, выставок.
Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?
личностно-ориентированный;
культурологический;
деятельностный;
творческий.
Фундаментом педагогического мастерства является:
любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;
педагогические способности и умения;
общая высокая культура и эрудиция;
владение приемами общения.
В каких жизненных ситуациях, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на особую защиту?
одаренные дети;
девиантные подростки;
все ответы правильные;
дети с ограниченными возможностями.
Условие, определяющее выбор методов воспитания:
цель и задачи воспитания;
комплексный характер воспитания;
общественный характер воспитания;
уровень нравственной культуры.
Принцип воспитания:
ориентация на ценности и ценностные отношения;
принцип целостности;
гуманизация воспитания;
комплексный подход.
Метод формирования общественного сознания:
общественное мнение;
разъяснение;
соревнование;
поручение.
Метод формирования правильного поведения:
беседа;
диспут;
соревнование;
наказание.
Часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение:
метод воспитания;
прием воспитания;
средство воспитания;
принцип воспитания.
Названные виды деятельности «классный час, диспут, викторина, устный журнал» относятся к:
формам воспитания;
методам воспитания;
приемам воспитания;
средствам воспитания.
Форма методической работы школы:
родительское собрание;
классный час;
школьное самоуправление;
педсовет.
Форма работы классного руководителя:
олимпиада;
устный журнал;
беседа;
соревнование.
Гуманистическая педагогика:
стремится изменить воспитанника;
исходит из приоритетности знаний педагога;
принимает воспитанника таким, каков он есть;
не стремится к изменению ныне существующей целевой установки учебного заведения.
Главная цель воспитания:
всестороннее и гармоническое развитие личности;
гуманизация воспитания;
индивидуализация воспитания;
демократизация воспитания.
Степень создания ситуации успеха по вербализированной формуле: «Очень нужно это сделать…», «У вас непременно получится…»:
авансирование успешного результата;
инструктирование;
снятие страха;
внесение мотива.
Выделите на основе характеристики тип отклонений «общая неуспеваемость»:
затрагивает лишь один из предметов;
стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы;
низкая эффективность учебной деятельности;
нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.
Кому принадлежат слова: «Учитель живет до тех пор, пока учится»?
Я.А. Коменский;
А. Дистервег;
В.А.Сухомлинский;
К.Д. Ушинский.
Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:
А.С.Макаренко;
К.Д.Ушинский;
В.А.Сухомлинский;
С.Т.Шацкий.
Термин «дидактика» впервые ввел:
Я.А.Коменский;
В.Ратке (Ратихия);
Ж.Ж.Руссо;
И.Г.Песталоцци.
Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?
Д.Локк;
Р.Оуэн;
Ж.Ж.Руссо;
Джон Дьюи.
29