СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по русскому языку "Служебные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты, состоящие из заданий разной степени сложности.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку "Служебные части речи"»

Тест 21. Предлог

Вариант 1

А1. В каком предложении нет предлога? 3

 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

2) Плохо, когда не с кем поговорить.

3) Дом напротив построили лет десять назад.

4) Остановка находится около школы.

А2. Какой предлог является непроизводным?

1) в течение

2) ввиду

3) вместо

4) при

 A3. Укажите пример раздельного написания предлога.

1)звонил (в)продолжение получаса

2) двигаться (на)встречу ветру

3) узнали (на)счёт контрольной

4) выступит (в)место меня

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

1) встретились по приезде

2) благодаря заботе

3) согласно графика

4) заплатить за билет

 В1. Изданного предложения выпишите производный предлог.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.

Тест 21. Предлог

Вариант 2

А1. В каком предложении нет предлога?

 1) Дверь передо мной распахнулась.

 2) Вперёд, навстречу новым приключениям!

 3) Диспетчеры работают согласно графику.

 4) Хорошо, когда рядом друг.

А2. Какой предлог является непроизводным?

  1. через

2)в связи

  3) вследствие

  4) позади

A3. Укажите пример раздельного написания предлога.

1) отменили (в)виду морозов

 2) зайду (в)течение недели

 3) обогнал (не)смотря на запрет

4) объект (на)подобие летающей тарелки

А4. В каком примере нарушены речевые нормы? П

1) таблетки для головной боли

 2) вопреки всему

 3) пришёл из школы

 4) уверенность в победе

В1. Изданного предложения выпишите производный предлог.

Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой ми ленький идёт.

С1. Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ 13

Предлог как часть речи

Вариант 1

1.   Определи, что выражает предлог как часть речи:

а)  различные оттенки значений;

б)  различные чувства;

в)  отношение говорящего к высказываемому;

г)   зависимость одного слова от другого.

2.    Найди пример, в котором предлог выражает временное значение:

а)  простоял с год;                      г) упал с дерева;

б)  величиной с орех;                 д) говорил с 10 часов утра.

в)   пришёл с багажом;

3.   Укажи пример, в котором предлог выражает пространственные от ношения:

а)  проснулся в 5 часов;            в) порошок для стирки;

б)  находился в состоянии         г) боролись за победу; ожидания;    

 д) повернули в сторону.

4.    Выбери пример, где допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:

а)  вопреки сомнению;               д) вследствие нарушения;

б)  наперекор судьбы;                е) согласно приказа;

в)  согласно приказу;                 ж) благодаря совету;

г)   благодаря старанию;           з) наперекор желанию.

5.   Отметь падеж, с которым употребляются  предлоги «.благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».

Им., род., дат., вин., твор., предл.

6.    Найди и отметь примеры с производными предлогами:

а)  благодаря его за помощь;   в) благодаря дождям;

б)  строился около дома;           г) сидел перед сценой;

д)  прошёл мимо;                        ж) вследствие болезни;

е)   идут навстречу;                     з)  шёл впереди.

7.Укажи ряд, в котором перечислены производные предлоги:

а)   наперекор, если, впоследствии;

б)   несмотря на, благодаря, в течение;

б) без устали, невзирая на, кроме;

в) около, мимо, нехотя.

8. В каждом из столбиков выдели непроизводный предлог:

а )  вдоль;

б)  через;

в)   после;

г)   наперерез;

д)  перед;

е)   вблизи;

ж) около;

з)   ввиду.

9.Определи предложения, в которых употреблены производные предлоги.

а)  Мы шли след в след.

б)   Неслись навстречу поезду огоньки.

 в)  Благодаря компасу туристы хорошо ориентирование!

 г)   Разногласия были устранены путём переговоров.

 д) Благодаря за приют, мы попрощались с хозяином,

е)  Вслед ему неслись грубые слова.

10.Выбери предлоги, пишущиеся раздельно:

а) (в)следствие; б) (в)течение; в) (на)счёт;

г)   (в)связи; д)  (по)мере; е)  (в)виду.

11. Отметь словосочетания, в которых встречается слитное написание наречий и предлогов:

а) (в)последствии понял;

б) смотрел (в)низ;

в)  (не)смотря па радость;    

г)   смотрел (в)упор;

д)  (в)продолжение получаса;

е) произошло (по)причине отключения электроэнергии;

ж) ганцевал (в)присядку.

ТЕСТ 13

Предлог как часть речи

Вариант 2

1.   Определи, что выражает предлог как часть речи:

а)  отношение говорящего к высказываемому;

б)  зависимость одного слова от другого;

в)  отношения равноправия и зависимости;

г)   различные оттенки значений.

2.    Найди пример, в котором предлог выражает целевые отношения:

а)  разговаривал с сестрой;      г)  приехал с намерением

б)  говорил с обидой;                      жениться;

в)   пришёл с опозданием;         д) учился с удовольствием.

3.   Отметь пример, где предлог выражает причинные отношения:

а)  ждал с утра;                          г) закрыли на прошлой неделе;

б)  поставил в угол;                   д) отправился за книгой.

в)   не пришёл из-за болезни;

4.   Выбери пример, в котором допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:

а)  согласно указанию;              д) благодаря маме;

б)  благодаря стараний;            е) наперекор желанию;

в)   наперекор судьбе;                ж) вопреки совета;

г)   вопреки здравому смыслу; з) согласно расписанию.

5.   Укажи  падеж, с которым употребляются  предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».

Им., род., дат., вин., твор., предл.

6.    Найди и отметь примеры с производными предлогами:

а)  встретить накануне;             д) идти по липни;

б)  живут согласно;                    е)  несмотря по сторонам;

7.   Укажи ряд, в котором перечислены производные предлоги:

а)  наподобие, вдали, лишь;

б)  вследствие, несмотря на, без оглядки;

в)  в продолжение, вместо, вроде;

г)   вслед, ввиду, доныне.

8.    В каждом из столбиков выдели непроизводный предлог:

а)  вокруг;                                    д) кругом;

б)  вне;                                          е) пред;

в)  над(о);                                     ж) кроме;

г)   мимо;   .                                  з) впереди.

9.   Определи предложения, в которых употреблены производные пред логи.

а)  Случается, что при падении дерево раскалывается вдоль.

б)  Мы надеялись на встречу с этим человеком.

в)  Навстречу ей бросился молодой человек.

г)   Вопреки здравому смыслу, мы всё-таки отправились в экспе дицию.

д)  Слушатели покидали концерт, благодаря артистов за мас терство.

е)   Благодаря вниманию и заботе окружающих, он очень скоро освоился в новой для себя обстановке.

10.   Выбери предлоги, пишущиеся слитно:

а)  (на)подобие;                          г) (в)виду;

б)  (в)продолжение;                   д) (с)верх;

в)  (в)теченце;                             е) (в)роде.

11.   Отметь словосочетания, в которых встречается  раздельное напи сание наречий и предлогов:

а)  (в)течение месяца;

б)  (в)следствие дождей;

в)  (в)виду болезни;

г)   вычистить (до)чиста;

д)  говорил (в)насмешку;

е)   прочитал (по)памяти; ж)(в)продолжение двух недель.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «Предлог» №1

359.Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (А. Блок).

1. Один.

2. Два.

3. Три.

4. Четыре.

360. Каким членом предложения является предлог? 

1. Обстоятельством.

2. Дополнением.

3. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

361. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги. 

1. Из-за шторы, около сада, под елью. 

2. В течение дня, перед рассветом, через минуту. 

3. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей. 

4. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего. 

А. Причинное значение.

Б. Значение цели.

В. Значение пространства (места).

Г. Временное значение.

362. Укажите непроизводные предлоги. 

1. В, на, над, от, под, с. 

2. Благодаря, в течение, несмотря на, согласно. 

363. Какой частью речи является выделенное слово? 

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен (А. Ахматова).

1. Вдоль — наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

2. Вдоль — предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным брёвен и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

364. Проанализируйте написание производных предлогов. 

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие. 

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение. 

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

365. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных. 

1. В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был. 

2. В течен.. часа, в продолжен., суток, в заключен., выступления. 

366. С какими падежными формами употреблены предлоги? 

1. Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).

2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени... (А. Перегудов).

3. Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).

4. Мама ещё на сенокосе, скоро придёт... (В. Белов).

5. С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).

А. Родительный падеж. Б. Дательный падеж. В. Винительный падеж. Г. Творительный падеж. Д. Предложный падеж.

367. В каком предложении предлог в использован с предложным падежом? 

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину... (П. Антокольский).

2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф. Сологуб).

3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех (Ф. Сологуб).

ОТВЕТЫ 

359 — 3 
360 — 3 
361 — 1В, 2Г, ЗА, 4Б  
362— 1 
363 — 2 
364 — 1А, 2Б 
365 — 2 
366 — 1Б, 2В, ЗА, 4Д, 5Г 
367 — 1, 3 



Предварительный просмотр:




ТЕСТ «Служебные ч.р.» №4

384. В каком случае использована приставка ни-, если известно, что в местоимениях и местоименных наречиях не- — ударный элемент? 

1. Раньше с ним этого н..когда не бывало (В. Катаев).

2. О царе н..чего и говорить. Царь — это царь (В. Катаев).

385. Какие из перечисляемых частей речи пишутся с не всегда раздельно? 

1. Имя существительное.

2. Имя числительное.

3. Глагол.

4. Союз.

386. Раскройте скобки, указывая цепочки слов со слитным написанием не. 

1. (Не)взгода, (не)настный, (не)навидетъ, (не)годующий, (не)льзя. 

2. (Не)верное, а ложное мнение; (не)тревожный, а спокойный. 

3. (Не)видя, (не)смотрел, (не)поговорив, (не)заболеет. 

4. (Не)смотря на снегопад, (не)взирая на проблемы. 

387. Определите написание ни или не. 

Кем бы он н.. был — жив (П. Антокольский).

1. Ни. 

2. Не. 

388. Укажите примеры раздельного написания не с причастиями. 

1. (Не)искавший себе выгоды. 

2. (Не)дрожащий, а ровный свет. 

3. (Не)открытые острова. 

4. (Не)забитые на зиму досками окна. 

389. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения. 

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).

1. Слово моя — с указательным значением.

2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.

3. Слово не — отрицание.

390. Какие дополнительные оттенки вносят частицы? 

1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал? 

2. Вот мой дом. Вон там гора. 

3. Что за аромат! Куда уж тебе! 

А. Оттенок указательности.

Б. Вопросительные.

В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.

391. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд. 

1. Она просила исполнять ваши желания, и только (Н. Лесков).

2. Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным нетерпением (Е. Водовозова).

3. Он моря не боится (И. Бунин).

4. Нет ни звезды (И. Бунин).

А. Отрицательная частица. Б. Усилительная частица.

392. Какие формы глагола образованы с помощью частиц? 

1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).

2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).

А. Форма повелительного наклонения.

Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.

Ответы

384 — 1  
385 — 2, 3, 4 
386 — 1,4 
387 — 1 
388 — 1, 2,4



389 — 2, 3 
390 — 1Б, 2А, 3В 
391 — 1Б, 2Б, ЗА, 4А 
392 — 1А, 2Б  

ТЕСТ «Служебные ч.р.» №6

14. В каком предложении не является частицей?

А. Он (не)отступно шел за ними.
Б. Ты явился (не)вовремя.
В. Далеко (не)спокойно было в доме.

17. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудил о работе;
б) уйти из завода;
в) платить за проезд;
г) отзыв на рассказ;
д) вернуться из Москвы.

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.
В. Земля вращается вокруг солнца.
Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход.
Д. Впереди шел командир отряда.

19. Какую букву нужно вставить?


а)

б)

в)

г)

А )в течени.. каникул

и

е

е

и -1

Б)в продолжени.. суток

е

и

е

и -2

В)в продолжени.. романа

и

е

и

е -3

Г)в продолжени.. часа

е

и

е

и- 4

20. Какую букву нужно вставить?


а)

б)

в)

г)

А)вопреки ожидани..

я

ю

я

ю-1

Б)согласно решени..

я

я

ю

ю-2

В)говорить по прибыти..

е

ю

ю

и-3

Г)отдыхать по окончани..

и

е

ю

и-4

21. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:

А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.
Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.
Б. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.
В. Было холодно, при(том) и тучи появились.
Г. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

24. Где не, где ни?

Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5;
б) не – 2, 3; ни – 1, 4, 5;
в) не – 2, 3, 4, 5; ни – 1;
г) не – 1, 2, 3, 4, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

  1. Было (то)же кино.

  2. Кто(то) пришел.

  3. Было то тесно, то уютно.

  4. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.; 
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.

ТЕСТ «Служебные ч.р.» №7

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А. Вокруг было тихо.
Б. Я проходил мимо школы.
В. Они вышли навстречу друзьям.
Г. Шел, (не)смотря под ноги.
Д. Впоследствии он прочитал роман.

19. Какую букву нужно вставить?


а)

б)

в)

г)

в течени.. лета

и

е

е

и

в течени.. ручья

и

и

е

е

в течени.. урока

и

е

е

и

20. Какую букву нужно вставить?


а)

б)

в)

г)

согласно приказ..

у

а

а

у

благодаря совет..

у

а

у

а

вопреки предсказани..

ю

ю

я

я

21. Назови предложение, в котором же – частица.

А. Я то(же) писал сочинение.
Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.

А. И так(же) неподвижно светил месяц.
Б. Что(бы) мне сделать?
В. Мы опоздали, за(то) посмотрели новый фильм.
Г. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке.
Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.
В. Что(бы) мне сказать отцу?
Г. Выполни во что(бы) то ни стало.

24. Где не, где ни?

Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало. Выберите правильный ответ:

а) во всех случаях – не;
б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;
в) во всех случаях – ни.
г) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. С минуту он оставался (не)подвижен.
Б. Отец (не)имел никакой должности.
В. У порога стояла (не)замечаемая никем бабушка.
Г. Рисунок показался мне очень (не)брежен.

26. Определите, в каком предложении то является частицей.

А. Что(то) должно произойти.
Б. Лодочки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.
В. Спрячься за(то) дерево.
Г. “А какой большой(то) вырос!” – воскликнула мама.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

  1. Было (то)же кино.

  2. Кто(то) пришел.

  3. Было то тесно, то уютно.

  4. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.; 
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.



1 вариант

  А1. В каком предложении нет частицы?

      □ 1) Что за прелесть эти сказки!

      □ 2) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!

      □ 3) Но только что сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал.

      А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

      □ 1) Моему другу нравится (ТО)ЖЕ, что и мне.

      □ 2) Он умел играть в шахматы, (НЕ)СМОТРЯ на доску.

      □ 3) Хочу, (ЧТО)Б служила мне рыбка золотая.

      А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

      □ 1) по прибыти.. поезда

      □ 2) в течени.. суток

      □ 3) Н.. бывать тому!

      А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?

      □ 1) Сделал так, что комар носу (не)подточит.

      □ 2) В столе нашлась (не)отправленная поздравительная открытка.

      □ 3) (Не)поймав рыбку, ухи (не)сваришь.

А5. В каком примере частица пишется раздельно?

      □ 1) неуже(ли)

      □ 2) скажи(ка)

      □ 3) такой(же)

      А6. В каком примере выделенное слово не является междометием?

      □ 1) БРОСЬ притворяться!

      □ 2) БАТЮШКИ! Да как же тебя угораздило?!

      □ 3) Мне такое сказали, КОШМАР!

2 вариант

А1. В каком предложении нет частицы?

      □ 1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.

      □ 2) У реки сидел лишь один рыбак.

      □ 3) Как весело было в парке!

      А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

      □ 1) (ЧТО)Б ты делал без меня?

      □ 2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Месси.

      □ 3) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.

      А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

      □ 1) узнал впоследстви..

      □ 2) по приезд.. в столицу

      □ 3) Молчи, н.. звука!

      А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?

      □ 1) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.

      □ 2) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

      □ 3) (Не)выученные уроки беспокоили меня.

      А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

      □ 1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

      □ 2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.

      □ 4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит мышь.

      В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.

      Давайте жить, во всём друг другу потакая, — тем более, что жизнь короткая такая.



      Прочитайте текст и выполните задания В2—В3

      (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (3)Талантливый русский механик — горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы.

      В2. Из предложения (2) выпишите союз.

      В3. Из предложения (3) выпишите частицу (частицы), укажите её (их) значение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!