СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь к программе "С любовью к селу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение 1 Содержание курса. Тематическое планирование. 1класс «Юный фенолог» Содержание     Количество часов     Всего    теория    практика Вводное занятие. Цели и задачи курса «С любовью к селу». Целевая прогулка по селу «Наше село - наш дом». Творческая работа обучающихся  – картина села по наблюдениям и на основе рассказа.     1        1 Организация фенологических наблюдений. Что означает слово «фенология». Работа с «Календарём»  Выбор участка и маршрута наблюдений. Первые уроки наблюдения.    1        1 Периоды осени. Прогулка «На пороге осени».  Ранняя осень. Измерение температуры воздуха.   Созревание рябины. Семена-путешественники. Паучки в полёте. Стаи птиц.  Выполнение заданий Завьялыча.     1        1 Сезонные сельскохозяйственные работы. Наблюдение за трудом жителей села осенью. Посильное участие в сезонных работах. Работа на пришкольном участке, сбор семян, сбор сухоцветов.    1        1 Листопадный карнавал. Золотая осень. Причина и значение листопада. Осенняя окраска листьев. Лиственные и хвойные растения нашей местности. Измерение температуры воздуха. Коллективное изготовление книжки – малышки «Заметки юного исследователя»    2    1    1 Глубокая осень. Время холодных дождей и первых заморозков. Наблюдение за поведением ворон, галок, воробьёв.     1        1 Предзимье. Конец листопада. Первый снег. Фиксация даты. Состояние водоёмов. Измерение дневной температуры воздуха. Переход температуры ниже 5.  «В гости к птичке синичке».     1        1 Первозимье. Когда в нашу местность приходит зима. Экологические связи между неживой и живой природой. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных  Периоды зимы.  Ледостав. Игра «Следы на снегу».     3    1    2 Коренная зима. Зимний покой у растений. Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Значение снега для растений. Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок! Практическая работа: измерение снежного покрова под деревьями в разных местах.     4    1    3 Птицы-гости, птицы –соседи. Игра: «Кто обедал у кормушки?». Прогулка. Наблюдение за видовым разнообразием птиц на улицах села и их поведением. Акция «Птичья столовая» Коллективный творческий проект «Пернатые друзья». Изготовление птиц из глины, бумаги, пластилина.    3    1    2 Работа творческой мастерской «У природы нет плохой погоды» . Поиск и оформление загадок, пословиц стихов о периоде «Зима». Народные приметы.     3    1    2 Перелом зимы. Песня синицы. Созревание семян ели.     2    1    1 Весна света.  Когда в нашу местность приходит весна? Периоды весны. Первые проталины. Цветение лещины и ольхи. Прилёт птиц.    2    1    1 Весна воды. Фиксация дневных температур воздуха. Ледоход. Беседа по результатам наблюдения « Как изменился водоём с приходом весны». Первая песня лягушки. Сочинялки: «О чём поёшь, лягушка?» « Встретились две лягушки после зимнего сна…»    2        2 Весна зелени. Половодье.  Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Фиксация даты: зеленение берёзы. Переход  ночных температур выше 5.    1         1 Предлетье. Удивительное рядом. Цветение черёмухи и сирени. Фиксация дат. Охраняемые растения нашей местности. Прилёт ласточек.     1        1 Сезонные сельскохозяйственные работы. Наблюдение за трудом жителей села весной. Посильное участие в сезонных работах. Работа на пришкольном участке. Высаживание растений.    2    1    1 В гости к насекомым. Викторина «На лесной полянке»     1        1 Начало лета. Летние задания юному фенологу.     1    1         33    9    24

 

2 класс  «В гармонии с природой»                         Содержание    Всего    Теория    практика Вводное занятие. Цели и задачи курса «В гармонии с природой».  Климатические особенности природной зоны своей местности–лесостепи.    1    1     Солнце, воздух, вода… и растения. Установление природных взаимосвязей. Защита проектов «Солнце и свет – источник жизни на Земле»    2    1    1  Основные группы растений. Работа с определителями растений.  Игра «Узнай растение» Исчезающие, охраняемые растения нашей местности.    2    1    1 В гостях у бабушки Загадушки. «По грибы, по ягоды»  Правила сбора.  Проект «Грибы-лекари».    1    1     Художественная галерея «Портрет сосны обыкновенной» . Целевая прогулка в Кулундинский ленточный бор. Экологические проблемы соснового леса.     2    1    1 Берёзово- осиновые колки нашей местности.  Роль берёзы в охране полей. Природный фильтр. Творческий проект «Берёза – символ России» Фотозарисовки.    2    1    1 Зелёная аптека нашей местности.    1        1 Птицы кочующие, оседлые, перелётные Викторина «Кто на дереве живёт? Кто под деревом живёт?»  Наблюдения в парке.     1        1 Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания) Игра «Птичий час». Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек, скворечников.     3    1    2 Звери, обитающие на террирории своего района.  Игра «Зверьё получите своё жильё». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих в ленточном бору и колках. Электронный фотоальбом.    2    1    1  Охраняемые животные нашей местности. Особенности их внешнего вида, поведения. Причины сокращения численности и меры охраны. Экскурсия в краеведческий музей.     2    2     Обитатели водоёмов нашей местности. Промысловые рыбы наших озёр. Источники загрязнения водоёмов. Защита проектов «Жизнь на дне озера».    3    1    2 Есть ли жизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни. Роль в поддержании почвенного плодородия.     3    1    2 Виды почв нашей местности. Исследовательский проект « «Что вырастет из семечки?»    3    1    2 «Все друг другу мы нужны». Бережное отношение человека к домашним животным. Праздник домашних животных.     2    1    1 Враги моего жилья(крысы. мыши) Борьба с грызунами.     1    1     «Кто важнее?» -викторина-игра «спор насекомых». Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Ядохимикаты на огородах –польза или вред?     1    1     Раннецветущие растения на территории села.     1        1 Устный журнал «Наш дом – планета Земля».     1    1         34    17    17

3 класс «Где мы живём»                Содержание    Всего    Теория    практика Вводный. Наблюдения. Человек и природа. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.    1        1 Географическое положение села на карте Алтайского края. Символы Алтайского края.     1        1 Страницы истории родного села    1        1 Истоки родного села.  Почему наше село мы называем Завьялово. Посещение краеведческого музея.    2    1    1 Когда наше село празднует свой год рождения. Первые поселенцы. Заселение села. Посещение музея.     1    1     «Глупа та птица, которой своё гнездо немило» Сведения о своей семье, ближайших родственниках    1        1 История моей семьи в истории села.    1        1 «Как жили, что ели и пили …?»    2    1    1 «Главные праздники старины далёкой» Развлечение Завьяловских жителей. Традиции села.     2    1    1 «Где учили? Где лечили?» Старшее поколение.     2    1    1 Улицы села, как ручейки реки. Какие улицы говорят о природе нашего села? Чьи имена героев носят наши улицы? Какие улицы рассказывают о трудовых подвигах? Какие улицы рассказывают о политиках. Современные улицы села.    5    1    4 Экологическая лаборатория. «Откуда грязь в снеге?». Оценка загрязнение  воздуха центра села выбросами из печных труб. Выпуск буклета «Чистый воздух - залог здоровья».     3    1    2 Исследование шумового загрязнения на территории родного села.    3    1    2 «Откуда берётся и куда девается мусор? Исследование проблемы утилизации мусора в родном селе.     3    1    1 Озеро Домашнее. Значимость озера в селе для человека, растений и животных Правила ловли рыбы. Визуальная оценка экологического состояния водоёма и  берега озера Домашнего.     2    1    1 Маленькие  водоёмы села. Причины зарастания водоёмов.     3    1    2 Итоговое тестирование     1        1     34    12    22

4 класс «Мы - будущее нашего села»                Содержание    Всего    Теория    практика Я и мир вокруг меня. «Будем знакомы». Автопортрет и рассказ о себе.     2    1    1 Профессии моей семьи. Сочинение «Хочу ли я продолжить профессии моей семьи»    2    1    1 «Бабушкин сундучок» Сохранение  самобытности нашей русской  культуры.    2    2     Экскурсия к доске почёта «Знатные люди нашего села».    2        2 Культурное наследие. Посещение районной детской библиотеки.  Стихи  Чарикова Г, Гердта В. о родной природе.    2        2 «Пою тебя моё Завьялово». Посещение краеведческого музея. (знакомство с работами местных художников Ю. Зырянова, В. Смердина) индивидуальной выставки Н. Панченко.    2        2 Влияние состояния природы на здоровье человека. Важные природные объекты села.    2    1    1 Как влияет человек на природу? Нерациональное использование пастбищ, вырубка колков, бора. Загрязнения леса отходами вырубки  .    2    2     Природа - источник удовлетворения потребностей людей. «Здоровье парка» Оценка экологического состояния зеленых насаждений села»    1        1 Зависимость жизни человека от природы. Крестьянско-фермерские хозяйства села. Практикум « Почва села». Охрана почв.    2    1    1  Весенний пал . Влияние  пала на состояние экологии природы села.    1        1 . «Я – щедрая земля Завьяловская». Экопродукты моего огорода    2        2 Водоёмы нашей местности. Уникальные озёра нашей  местности.Озеро Солёное, озеро Кривое, озеро Щелочное.  Водоёмы просят о помощи.    2    1    1 Оценка экологического состояния стоячих водоёмов села по донным организмам.    4    1    3 Оценка экологического состояния воздуха по автотранспортной нагрузке на территории села    4    1    3 Итоговое  тестирование по курсу    1    1     Оформление экологического паспорта родного села    1        1     34    12    22

Конечный продукт деятельности может быть: - устный журнал; - электронная газета; - выставка творческих работ; - инсценирование; - музыкальное шоу; - мультимедийная презентация; - электронный фотоальбом; - сказка; - сценарий; - сборник творческих работ; - дневник путешествий. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит  Портфолио  ученика.   В результате изучения курса  «С любовью к селу»  должны знать: o    название своего села, его положение на карте Алтайского края, а края на географической  карте России o    историю основания своего села; народы, населяющие село o    особенности времён года своей местности; o    полезные ископаемые своей местности ; o    условия, необходимые для жизни живых организмов в своей местности; o    о результатах воздействия человека на неживую и живую природу o    заказники своей местности должны уметь: o    показывать на карте Алтайского края  своё село, озёра, реку, o    приводить примеры (2-3) представителей растительного и животного мира  природных сообществ Завьялова; o    знать и называть культурные, сорные, ядовитые, лекарственные растения своей местности, различать съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в осиново-берёзовых колках и сосновом ленточном боре своей местности; o    заботиться о своём здоровье в условиях климата своей местности;           охранять природу своей местности;

Диагностическими материалами для оценки планируемых результатов являются Листы наблюдения 1-я ступень    Ставит цель с помощью учителя    Следует плану, предложенному учителем    Использует источники информации, рекомендованные учителем 2-я ступень    Ставит цель самостоятельно    В целом представляет, как достичь цели    Пытается обнаружить способы получения информации 3-я ступень    Самостоятельно ставит цель и действует согласно этой цели    Самостоятельно планирует и осуществляет деятельность    Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы её получения Заполнять такой лист может как учитель, так и сам обучающийся (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки школьники и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определённую клеточку – полностью или частично. Уровни    Ожидаемые результаты Первый уровень    Представление    Узнавание, описание, различение объектов природы и правил поведения в природе. Второй уровень    Воспроизведение    Воспроизведение, повтор информации и операций. Решение типовых заданий. Позитивное отношение к базовым ценностям реальности, разумное отношение к природе Третий уровень    Уровень умений, навыков    Применение полученных знаний экологической направленности на экскурсиях и прогулках  в других ситуациях Четвёртый уровень    Творческий    Реализация мотивационных знаний экологической направленности. Творческие задачи исследовательской, проектной деятельности.

Анкета для учащихся (по окончанию курса) 1.Фамилия, имя ____________________________________________________ 2. Что предопределило ваше настроение перед изучением  экологического курса «С любовью к селу» - желание больше узнать; - установка родителей; - советы учителей; - составил компанию другу__________________________________________ 3.  Вы удовлетворены занятиями, поскольку они: - соответствуют вашему выбору; - имеют практическую направленность; - проводятся в малой группе; - повышают уровень знаний  и умений по предмету; - проводятся без выставления отметок; -другое____________________________________________________________ 4. Вы не удовлетворены занятиями, так как они: - не отличаются от уроков; - не устраивает время проведения;  -другое_______________________________________________________ 5.Что нового вы узнали на занятиях по данному курсу?  _________________________________________________________________ 6.  Хотели бы вы посещать  экологический курс «С любовью к селу» в новом  учебном году? __________________________________________________________________