Приложение 1
Содержание курса.
Тематическое планирование.
1класс «Юный фенолог»
Содержание Количество часов
Всего теория практика
Вводное занятие. Цели и задачи курса «С любовью к селу». Целевая прогулка по селу «Наше село - наш дом». Творческая работа обучающихся – картина села по наблюдениям и на основе рассказа. 1 1
Организация фенологических наблюдений. Что означает слово «фенология». Работа с «Календарём» Выбор участка и маршрута наблюдений. Первые уроки наблюдения. 1 1
Периоды осени. Прогулка «На пороге осени». Ранняя осень. Измерение температуры воздуха. Созревание рябины. Семена-путешественники. Паучки в полёте. Стаи птиц. Выполнение заданий Завьялыча. 1 1
Сезонные сельскохозяйственные работы. Наблюдение за трудом жителей села осенью. Посильное участие в сезонных работах. Работа на пришкольном участке, сбор семян, сбор сухоцветов. 1 1
Листопадный карнавал. Золотая осень. Причина и значение листопада. Осенняя окраска листьев. Лиственные и хвойные растения нашей местности. Измерение температуры воздуха. Коллективное изготовление книжки – малышки «Заметки юного исследователя» 2 1 1
Глубокая осень. Время холодных дождей и первых заморозков. Наблюдение за поведением ворон, галок, воробьёв. 1 1
Предзимье. Конец листопада. Первый снег. Фиксация даты. Состояние водоёмов. Измерение дневной температуры воздуха. Переход температуры ниже 5. «В гости к птичке синичке». 1 1
Первозимье. Когда в нашу местность приходит зима. Экологические связи между неживой и живой природой. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных Периоды зимы. Ледостав. Игра «Следы на снегу». 3 1 2
Коренная зима. Зимний покой у растений. Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Значение снега для растений. Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок! Практическая работа: измерение снежного покрова под деревьями в разных местах. 4 1 3
Птицы-гости, птицы –соседи. Игра: «Кто обедал у кормушки?». Прогулка. Наблюдение за видовым разнообразием птиц на улицах села и их поведением. Акция «Птичья столовая» Коллективный творческий проект «Пернатые друзья». Изготовление птиц из глины, бумаги, пластилина. 3 1 2
Работа творческой мастерской «У природы нет плохой погоды» . Поиск и оформление загадок, пословиц стихов о периоде «Зима». Народные приметы. 3 1 2
Перелом зимы. Песня синицы. Созревание семян ели. 2 1 1
Весна света. Когда в нашу местность приходит весна? Периоды весны. Первые проталины. Цветение лещины и ольхи. Прилёт птиц. 2 1 1
Весна воды. Фиксация дневных температур воздуха. Ледоход. Беседа по результатам наблюдения « Как изменился водоём с приходом весны». Первая песня лягушки. Сочинялки: «О чём поёшь, лягушка?»
« Встретились две лягушки после зимнего сна…» 2 2
Весна зелени. Половодье. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Фиксация даты: зеленение берёзы. Переход ночных температур выше 5. 1
1
Предлетье. Удивительное рядом. Цветение черёмухи и сирени. Фиксация дат. Охраняемые растения нашей местности. Прилёт ласточек. 1 1
Сезонные сельскохозяйственные работы. Наблюдение за трудом жителей села весной. Посильное участие в сезонных работах. Работа на пришкольном участке. Высаживание растений. 2 1 1
В гости к насекомым. Викторина «На лесной полянке» 1 1
Начало лета. Летние задания юному фенологу. 1 1
33 9 24
2 класс
«В гармонии с природой»
Содержание Всего Теория практика
Вводное занятие. Цели и задачи курса «В гармонии с природой». Климатические особенности природной зоны своей местности–лесостепи. 1 1
Солнце, воздух, вода… и растения. Установление природных взаимосвязей. Защита проектов «Солнце и свет – источник жизни на Земле» 2 1 1
Основные группы растений. Работа с определителями растений. Игра «Узнай растение» Исчезающие, охраняемые растения нашей местности. 2 1 1
В гостях у бабушки Загадушки. «По грибы, по ягоды» Правила сбора. Проект «Грибы-лекари». 1 1
Художественная галерея «Портрет сосны обыкновенной» . Целевая прогулка в Кулундинский ленточный бор. Экологические проблемы соснового леса.
2 1 1
Берёзово- осиновые колки нашей местности. Роль берёзы в охране полей. Природный фильтр. Творческий проект «Берёза – символ России» Фотозарисовки. 2 1 1
Зелёная аптека нашей местности. 1 1
Птицы кочующие, оседлые, перелётные Викторина «Кто на дереве живёт? Кто под деревом живёт?» Наблюдения в парке. 1 1
Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания) Игра «Птичий час». Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек, скворечников. 3 1 2
Звери, обитающие на террирории своего района. Игра «Зверьё получите своё жильё». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих в ленточном бору и колках. Электронный фотоальбом. 2 1 1
Охраняемые животные нашей местности. Особенности их внешнего вида, поведения. Причины сокращения численности и меры охраны. Экскурсия в краеведческий музей. 2 2
Обитатели водоёмов нашей местности. Промысловые рыбы наших озёр. Источники загрязнения водоёмов. Защита проектов «Жизнь на дне озера». 3 1 2
Есть ли жизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни. Роль в поддержании почвенного плодородия. 3 1 2
Виды почв нашей местности. Исследовательский проект « «Что вырастет из семечки?» 3 1 2
«Все друг другу мы нужны». Бережное отношение человека к домашним животным.
Праздник домашних животных. 2 1 1
Враги моего жилья(крысы. мыши) Борьба с грызунами. 1 1
«Кто важнее?» -викторина-игра «спор насекомых». Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Ядохимикаты на огородах –польза или вред? 1 1
Раннецветущие растения на территории села. 1 1
Устный журнал «Наш дом – планета Земля». 1 1
34 17 17
3 класс
«Где мы живём»
Содержание Всего Теория практика
Вводный. Наблюдения.
Человек и природа. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства. 1 1
Географическое положение села на карте Алтайского края. Символы Алтайского края. 1 1
Страницы истории родного села 1 1
Истоки родного села. Почему наше село мы называем Завьялово. Посещение краеведческого музея. 2 1 1
Когда наше село празднует свой год рождения. Первые поселенцы. Заселение села. Посещение музея. 1 1
«Глупа та птица, которой своё гнездо немило» Сведения о своей семье, ближайших родственниках 1 1
История моей семьи в истории села. 1 1
«Как жили, что ели и пили …?» 2 1 1
«Главные праздники старины далёкой» Развлечение Завьяловских жителей. Традиции села. 2 1 1
«Где учили? Где лечили?» Старшее поколение. 2 1 1
Улицы села, как ручейки реки. Какие улицы говорят о природе нашего села? Чьи имена героев носят наши улицы? Какие улицы рассказывают о трудовых подвигах? Какие улицы рассказывают о политиках. Современные улицы села. 5 1 4
Экологическая лаборатория. «Откуда грязь в снеге?». Оценка загрязнение воздуха центра села выбросами из печных труб. Выпуск буклета «Чистый воздух - залог здоровья».
3 1 2
Исследование шумового загрязнения на территории родного села. 3 1 2
«Откуда берётся и куда девается мусор? Исследование проблемы утилизации мусора в родном селе.
3 1 1
Озеро Домашнее. Значимость озера в селе для человека, растений и животных Правила ловли рыбы. Визуальная оценка экологического состояния водоёма и берега озера Домашнего. 2 1 1
Маленькие водоёмы села. Причины зарастания водоёмов. 3 1 2
Итоговое тестирование 1 1
34 12 22
4 класс
«Мы - будущее нашего села»
Содержание Всего Теория практика
Я и мир вокруг меня. «Будем знакомы». Автопортрет и рассказ о себе. 2 1 1
Профессии моей семьи. Сочинение «Хочу ли я продолжить профессии моей семьи» 2 1 1
«Бабушкин сундучок» Сохранение самобытности нашей русской культуры. 2 2
Экскурсия к доске почёта «Знатные люди нашего села». 2 2
Культурное наследие. Посещение районной детской библиотеки. Стихи Чарикова Г, Гердта В. о родной природе. 2 2
«Пою тебя моё Завьялово». Посещение краеведческого музея. (знакомство с работами местных художников Ю. Зырянова, В. Смердина) индивидуальной выставки Н. Панченко. 2 2
Влияние состояния природы на здоровье человека. Важные природные объекты села. 2 1 1
Как влияет человек на природу? Нерациональное использование пастбищ, вырубка колков, бора. Загрязнения леса отходами вырубки . 2 2
Природа - источник удовлетворения потребностей людей. «Здоровье парка» Оценка экологического состояния зеленых насаждений села» 1 1
Зависимость жизни человека от природы. Крестьянско-фермерские хозяйства села. Практикум
« Почва села». Охрана почв. 2 1 1
Весенний пал . Влияние пала на состояние экологии природы села. 1 1
. «Я – щедрая земля Завьяловская». Экопродукты моего огорода 2 2
Водоёмы нашей местности. Уникальные озёра нашей местности.Озеро Солёное, озеро Кривое, озеро Щелочное. Водоёмы просят о помощи. 2 1 1
Оценка экологического состояния стоячих водоёмов села по донным организмам. 4 1 3
Оценка экологического состояния воздуха по автотранспортной нагрузке на территории села 4 1 3
Итоговое тестирование по курсу 1 1
Оформление экологического паспорта родного села 1 1
34 12 22
Конечный продукт деятельности может быть:
- устный журнал;
- электронная газета;
- выставка творческих работ;
- инсценирование;
- музыкальное шоу;
- мультимедийная презентация;
- электронный фотоальбом;
- сказка;
- сценарий;
- сборник творческих работ;
- дневник путешествий.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит Портфолио ученика.
В результате изучения курса «С любовью к селу»
должны знать:
o название своего села, его положение на карте Алтайского края, а края на географической карте России
o историю основания своего села; народы, населяющие село
o особенности времён года своей местности;
o полезные ископаемые своей местности ;
o условия, необходимые для жизни живых организмов в своей местности;
o о результатах воздействия человека на неживую и живую природу
o заказники своей местности
должны уметь:
o показывать на карте Алтайского края своё село, озёра, реку,
o приводить примеры (2-3) представителей растительного и животного мира природных сообществ Завьялова;
o знать и называть культурные, сорные, ядовитые, лекарственные растения своей местности, различать съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в осиново-берёзовых колках и сосновом ленточном боре своей местности;
o заботиться о своём здоровье в условиях климата своей местности; охранять природу своей местности;
Диагностическими материалами для оценки планируемых результатов являются
Листы наблюдения
1-я ступень Ставит цель с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень Ставит цель самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации
3-я ступень Самостоятельно ставит цель и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и осуществляет деятельность Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы её получения
Заполнять такой лист может как учитель, так и сам обучающийся (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки школьники и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определённую клеточку – полностью или частично.
Уровни Ожидаемые результаты
Первый уровень Представление Узнавание, описание, различение объектов природы и правил поведения в природе.
Второй уровень Воспроизведение Воспроизведение, повтор информации и операций. Решение типовых заданий. Позитивное отношение к базовым ценностям реальности, разумное отношение к природе
Третий уровень Уровень умений, навыков Применение полученных знаний экологической направленности на экскурсиях и прогулках в других ситуациях
Четвёртый уровень Творческий Реализация мотивационных знаний экологической направленности. Творческие задачи исследовательской, проектной деятельности.
Анкета для учащихся (по окончанию курса)
1.Фамилия, имя ____________________________________________________
2. Что предопределило ваше настроение перед изучением экологического курса «С любовью к селу»
- желание больше узнать;
- установка родителей;
- советы учителей;
- составил компанию другу__________________________________________
3. Вы удовлетворены занятиями, поскольку они:
- соответствуют вашему выбору;
- имеют практическую направленность;
- проводятся в малой группе;
- повышают уровень знаний и умений по предмету;
- проводятся без выставления отметок;
-другое____________________________________________________________
4. Вы не удовлетворены занятиями, так как они:
- не отличаются от уроков;
- не устраивает время проведения;
-другое_______________________________________________________
5.Что нового вы узнали на занятиях по данному курсу?
_________________________________________________________________
6. Хотели бы вы посещать экологический курс «С любовью к селу» в новом учебном году?
__________________________________________________________________