СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Членистоногие: Насекомые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1. Образовательная.

1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

3) Изучить особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.

4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.

2. Воспитательная.

1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;

2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;

    3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

3. Развивающая

1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.

2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Просмотр содержимого документа
«Тип Членистоногие: Насекомые»




Тема: Тип Членистоногие.Насекомые.

Цель: создать условия для изучения особенностей строения, размножения развития и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

1. Образовательная.

1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

3) Изучить особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.

4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.

2. Воспитательная.

1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;

2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;

3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

3. Развивающая

1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.

2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Метапредметные действия:знать общую характеристику насекомых, их местообитание, строение и значение в жизни человека.


Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.


Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.


Личностные:

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учебно –методический комплекс:учебник Биология, 7 класс, В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией В.В.Пасечника «Уроки биологии 7класс», коллекции расленённого майского жука, компьютер, проектор,   презентация, рабочие листы

Типурока: комбинированный.

Методы обучения: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы обучения:  групповая работа учащихся, самостоятельная индивидуальная работа с  заданиями, демонстрация.





































Ход урока



  1. Организационный момент.

    1. Настрой на урок

Эпиграфом к уроку является следующее высказывание

Я умею думать.
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.

  1. Актуализация  знаний по изученным ранее темам.

Учитель. Итак, ребята, на  прошлых  уроках  вы  познакомились  с  основными  классами Типа  Членистоногие. Это классы…?                                        

Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.

Учитель. Проверку д/з мы проведем в виде биологического диктанта. У вас на столах лежат рабочие листы, где написано, что вы должны будете делать на уроке.

Учащиеся 1 варианта выписывают утверждения класса паукообразных, учащиеся 2 варианта выписывают утверждения класса ракообразных.

(Задание на экране)

    1. Кутикула содержит твердый хитин, придающий прочность.—р

    2. Две пары усиков на голове. –р

    3. Первые наземные животные, покорившие сушу. –п

    4. Имеют трахеи и легочной мешок.—п

    5. Пищеварение происходит вне организма. –п

    6. Три пары членистых конечностей. –н

    7. Дышат с помощью кожных жабер. –р

    8. Имеется одна или две пары крыльев. ---н

    9. Питаются мелкими или уже разлагающимися организмами. –р

    10. К головогруди прикреплены хелицеры и педипальпы. --п

Ответы на экране: ракообразные—1,2,7,9

Паукообразные: --3,4,5,10

(взаимопроверка, оценка) Тем, кто нашел лишние 2 признака 1 балл.


Учащиеся: Остались лишние утверждения

Учитель. Каких организмов характеризуют лишние утверждения?

Что это за животные? … кому известны эти существа?

Где только их нет! Они носятся миллиардами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, лесах, в общем везде.

Учитель. Правильно, это насекомые. Отсюда тема нашего урока какая будет?

Учащиеся:Класс Насекомые

К какому царству, типу, классу относятся насекомые?

Учащиеся: Царство животные, тип Членистоногие, класс Насекомые.

А какая наука занимается изучением насекомых? Дома этот вопрос готовил


Энтомология – это один из разделов зоологии. Она основана на изучении различных видов насекомых. Насекомых насчитывается большое количество. Поэтому, чтобы всех их изучить, требуется помощь множества специалистов. Энтомология возникла еще в XVI веке. Она стала стремительно совершенствоваться, благодаря развитию культуры и сельского хозяйства (пчеловодство). Многим великим биологам была интересна эта наука. Ее осваивали Чарлз Дарвин, Нобелевский лауреат Карл фон Фриш, писатель В. Набоков, профессор Эдвард Уилсон.

До половины XIX века ученые исследовали анатомию различных видов насекомых, делали описание скелета и наружных органов. Чуть позднее биологи начали совершенствоваться в этом направлении. Они стали изучать насекомых, обращая внимание не только на скелет и органы, а и на отдельные части тела.


Биологи занимались изучением насекомых для того, чтобы определить, для чего нужны они и каково их место в природе.

Изучение нового материала. (30 мин)

Слайд (видео на экране, жужжание пчел)

На лyгy весёлый бал
Был открыт весною:
На трyбе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С Мyшкой голyбою.
И крyжился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зелёный стебелёк
Стройно наклоняя.

И  пчелы  постоянно  тут  летают,

И  мед  свой  вкусный  собирают,

Который  нас  весь  год  оздоровляет.

Увидишь  ты, как  все  вокруг  прекрасно

И  чувствуешь, живешь  ты  не  напрасно!


Учитель. Представили себя на лугу, среди этой красоты?

Предполагаемое число видов насекомых, обитающих на планете, по разным оценкам, составляет от 3 до 30 миллионов видов. На каждого человека приходится примерно 250 миллионов особей.

Науке на настоящий момент известны около миллиона видов насекомых

Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых.

Как вы думаете, с чем это может быть связано? (Предположения учащихся).


Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно подготовить план, по которому мы будем изучать насекомых.

Учащиеся:Изучить внешнее и внутреннее строение насекомых, размножение и роль насекомых в природе и жизни человека.

Цель урока:

1.Изучить внешнее строение насекомых

2.Изучить внутреннее строение насекомых

3.Рост и развитие насекомых

4.Роль насекомых в природе и жизни человека

Работаем по рабочему листу

2. Парная работа. Выполните лабораторную работу: «Изучение внешнего строения насекомого», используя текст «Внешнее строение насекомого»

3.Прочитай инструкцию своей группы и выполни задания. Учащиеся записывают в рабочих листах таблицу по ходу выступления групп и развитие с полным и неполным превращением

Задание 1 группы «Энтомологи»: Используя текст учебника на стр 175-176 ,  изучите особенности  питания насекомых, заполните таблицу

Система органов

Органы

Функция

Пищеварительная система

Глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие

Переваривание и всасывание питательных веществ

Кровеносная система

Незамкнутая- сердце и сосуды

Снабжает ткани и органы питательными веществами и уносит к органам выделения вредные продукты жизнедеятельности

Дыхательная система

Дыхальца, трахеи

Доставляет кислород к клеткам и тканям

Выделительная система

Мальпигиевы сосуды

Выделяются продукты жизнедеятельности в кишечник

Нервная система

Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

Осуществляет контроль над всеми функциями организма

Половая система

Яичники, cемяприёмник и семенники

размножение



Задание 2 группы «Ученые  - зоологи»:  Используя текст ,  изучите особенности строения кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной и половой системы.

Задание 3 группы «Практики»:  Используя текст,  изучите рост и развитие насекомых и расскажите по плану:

    1. Развитие с неполным превращением (без метаморфоза)

    2. Развитие с полным превращением (с метаморфозом)



Задание 4 группы « Экологи»:  Используя коллекцию насекомых и текст, расскажите о роли насекомых в природе и в жизни человека.

1. Насекомые являются опылителями цветковых растений, они играют значительную роль в размножении растений.

2. Играют большую роль в процессах почвообразования. Муравьи, личинки многих насекомых рыхлят почву, создавая благоприятные условия для вентиляции и увлажнения, обогащают её перегноем, органическими остатками.

3. Насекомые играют  важную роль в биогенных круговоротах веществ.

Многие из насекомых входят в состав пищевых цепей рыб, земноводных, птиц, млекопитающих.

4. Продукты, вырабатываемые насекомыми, используются в пищу (мёд), или в качестве технического сырья (воск, шелк, шеллак).

5. Паразитические виды насекомых играют большую роль в регуляции численности популяций других видов и в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.

6. Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

7.Уничтожая трупы и навоз, выполняют санитарную роль.

8. Плодовая мушка дрозофила, благодаря своей плодовитости и скорости размножения, - не только классический объект исследований генетики, но и одно из идеальных подопытных животных для биологических исследований в космосе.

Наряду со сказанным следует отметить и некоторые отрицательные последствия для природы и человека деятельности насекомых.



1. Насекомые, питаясь вегетативными органами растений, могут при интенсивном размножении наносить значительный урон природным биоценозам, сельскохозяйственным угодиям.

2. Насекомые могут повреждать различные сооружения. Некоторые виды жуков, термиты могут разрушать деревянные постройки.

3. Среди насекомых есть виды, паразитирующие на или в теле позвоночных и человека. Так вши паразитируют на коже человека. Личинки овода паразитируют в желудке, под кожей. Кровососущие насекомые являются промежуточными или окончательными хозяевами паразитов, переносчиками возбудителей опасных инфекций. Так вши переносят возбудителей сыпного и возвратного тифа, комары - возбудителей малярии, блохи - чумы, москиты - лейшманий, муха це-це - трипаносом.

Физкультминутка (После ответа 2 группы)

Вы, наверное, устали?

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


Отвечают группы, остальные записывают в рабочих листах

Учитель. После плодотворной работы следует подвести итоги(6 мин).


Закрепление.

Тест (синий лист-«3»)

1. Отделы тела насекомых: 1)головогрудь, хвост 2)голова, грудь, брюшко3)головогрудь, брюшко

2.Покровы тела насекомых: 1)известковый 2)костный 3)хитиновый

3. Майский жук – это: 1)обитатель почвы 2)листоед 3)водный жук

4. Усы – это: 1)органы зрения 2)вкуса 3)обоняния, осязания

5. дыхальца насекомых расположены: 1)на брюшке и груди 2)на голове 3)на груди.

Взаимопроверка.Ответы:1-2, 2-3, 3-2, 4-3, 5-1.

Тест (зеленый лист-«4»)

1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов

2.Тело насекомых состоит из а)трех отделов б)четырех отделов в)члеников

3.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) две пары в) три пары

4.У насекомых: а)только простые глаза б)только сложные глаза в) сложные и простые глаза

5.Покровы тела насекомых: а)известковыйб) костныйв)хитиновый

Взаимопроверка.Ответы:1-а 2-а, 3-в, 4-в, 5-в.


Тест (красный лист-«5 »)

1.Тело насекомых состоит: а)из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в)все отделы слились в одно целое

2.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки

3.Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке и груди

4.Фасеты помогают : а)видеть б)слышать в)чувствовать

5.Надкрылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди


Взаимопроверка.Ответы:1-б 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.


Оценка. Суммируетсяоценка двух тестов, ставится средняя арифметическая.

Подведение итогов урока

Домашнее задание:

Всем:

Параграф 46, ответить на вопросы на стр.177


Подготовить мини - сообщение об особенностях жизнедеятельности:

  • Первая группа – жуков;

  • Вторая группа – бабочек;

  • Третья группа – комнатных мух и комаров;

  • Четвертая группа – пчёл;


Урок близится к концу, я хочу чтобы вы высказали свое мнение по поводу сегодняшнего урока.


Рефлексия

Возьмите бабочку, покажите всем.

Красные бабочки- На уроке мне все было понятно.

Я справился со всеми заданиями

желтые- На уроке почти все было понятно.

Не все получалось сразу, но я все равно справился.

синие- Мне многое непонятно!


А теперь прикрепите их на луг.

Урок окончен. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!