Типология учебных проектов.
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью можно отметить следующие типы проектов.
Исследовательские.
Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез, решение, обозначение проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждения полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие.
Проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но данный тип проекта предполагает соответствующее оформление результата. Структура проекта зависит от жанра конечного продукта. Однако оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые.
Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные).
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры:
-цель проекта, его актуальность;
-источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработкаобобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
-результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.)
-презентация (публикация, обсуждение и т.д.).
Практико-ориентировочные (прикладные).
Эти проекты отличаются результатом, ориентированным на интересы самих участников (проект закона, рекомендации, справочник, словарь, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада, клумбы и т.д.).
По предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа проектов.
Монопроекты.
Такие проекты проводятся в рамках одного предмета:
- литературно-творческие проекты – дети разных возрастных групп объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью, стихи и пр. Цель – научить ребят грамотно, логично и творчески излагать мысли;
- естественнонаучные проекты – чаще бывают исследовательскими;
-экологические проекты – требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей;
-языковые (лингвистические) проекты касаются проблемы изучения иностранных языков;
-культуроведческие связаны с историей и традициями разных стран;
-спортивные проекты – участники обсуждают предстоящие соревнования, анализируют игры любимых команд, методики тренировок, придумывают новые спортивные игры и т. д.
-географические – могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.;
-исторические – исследование исторических проблем, прогнозирование развития событий (политических и социальных), анализ исторических событии и фактов;
-музыкальные.
Межпредметные проекты затрагивают 2-3 предмета, но могут быть и достаточно объемными, продолжительными, общешкольными.
По характеру координации проекты могут быть:
С открытой координацией, где координатор ненавязчиво направляет работу, организует этапы и деятельность участников.
Со скрытой координацией, где координатор не обнаруживает себя. Он выступает как участник проекта. Это может быть известный в городе писатель, профессиональный археолог, бизнесмен и т.д.
По количеству участников можно выделить проекты:
- личностные,
- парные,
- групповые.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
- краткосрочными (несколько уроков),
- средней продолжительности (от недели до месяца),
- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).