ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА:
Типовые задачи по формированию личностных УУД
на уроках русского языка.
Задание «Анализ текста». 5 класс.
Тема урока «Части речи» (повторение).
Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.
Дети получают карточки с текстом:
Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.
Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.
(Д. С. Лихачев)
Выполнить следующие задания:
- Озаглавить текст.
- Определить основную идею.
- Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:
- Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»
- Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий:
Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.
Заполните таблицу примерами из текста:
Имя существительное
|
Имя прилагательное
|
Глагол
|
Местоимение
|
Наречие
|
|
|
|
|
|
Задание «Главная мысль». 8 класс
Тема урока: «Односоставные предложения»
Цель:научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.
Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:
Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е.Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?
- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.
Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
на уроках русского языка.
Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.
Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.
Тема урока «Неопределенная форма глагола».
Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:
- Дать определение глаголу.
- Мне нравится искать глаголы в тексте.
- Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.
Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.
Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:
- Что это такое?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено?
- Как подчеркивается?
Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).
Типовые задачи по формированию познавательных УУД
на уроках русского языка.
Задание «Слепая таблица». 5 класс.
Тема урока: «Сказуемое».
Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.
В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:
Предложение
|
Вопрос к сказуемому
|
Чем выражено сказуемое
|
Ненависть – плохой советчик.
|
|
|
Народные сказки о животных довольно поучительные.
|
|
|
Птицы деловито расхаживают по скалам.
|
|
|
Сказка – это произведение устного народного творчества.
|
|
|
Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.
Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».
Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).
Детям раздаются карточки:
Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
- В чем главная мысль этой басни?
- На какие группы делятся все приставки?
- Заполнить таблицу примерами из данного текста:
Неизменяемые приставки
|
Изменяемые приставки
|
Приставки, зависящие от
смысла
|
|
|
|
Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД
на уроках русского языка.
Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».
Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.
Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «ура Инфинитиву», служебные части речи, «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.
Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…
Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).
Задание:
Теоретический блок:
План:
- Что такое словообразование?
- Какие 7 способов словообразования вы знаете?
- Что такое словообразовательный разбор?
- Что такое словообразовательная цепочка?
После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практический блок:
- Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.
- Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.
Данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД. Термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.
Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.