СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы и виды современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация современных видов урока.

Просмотр содержимого документа
«Типы и виды современного урока»

Типы и виды современного урока

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание.

Благодарит учеников за урок

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.


Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.



ПАМЯТКА

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  1. урок ознакомления с новым материалом;

  2. урок закрепления изученного;

  3. урок применения знаний и умений;

  4. урок обобщения и систематизации знаний;

  5. урок проверки и коррекции знаний и умений;

  6. комбинированный урок.

Виды нестандартных уроков:

1. Уроки-игры. Учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

2. Уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-спектакли. За основу берется народная или литературная сказка, или сочиняется учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям.

3. Уроки-состязания, викторины позволяют проверить практические умения и теоретические знания по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций — деловая играУрок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и неординарность мышления.

5. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера, с помощью дополнительных ресурсов.

6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия.

7. Урок-экскурсию. В основе принцип диалога культур. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Должно быть использование культуроведческого материала о родной стране, что позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Возможна групповая работа.

8. Урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в иноязычных странах. Проводится праздник с учетом традиций страны изучаемого языка.

10. Урок-интервью. Форма диалога, работа в группах или парах. Учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.Темы «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д.Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

11. Урок-эссе. Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках иностранного языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.

12. Интегрированный урок. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Чаще интегрируют знания с другими гуманитарными предметами.

13. Видео урок. Видео необходимо для того, чтобы слышать «живую» иностранную речь Создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.

14. Уроки-проекты. Учащиеся должны не только найти информацию по заданной теме дома самостоятельно, но и подготовить своё выступление — презентацию или рассказ (желательно, с фото или иллюстрациями) и быть готовыми ответить на вопросы от одноклассников на иностранном языке по теме выступления. Возможна работа в группе/паре. Формы презентации проекта: доклад, презентация, коллаж, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.





















































Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Использованная литература и интернет ресурсы:

1. А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. Урок в развивающем обучении. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010.http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm
3. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2011.
4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2005.
5. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
6. Петрова, Т.Р. Типология и структура урока [Электронный ресурс] / Т.Р. Петрова / http://yrokchel.blogspot.ru/2009/05/blog-post_10.html