Тема: «Типы логических задач»
Актуальность темы
Логические задачи вызывают массу трудностей у школьников. Чтобы помочь справиться с этими задачами надо изучить типы логических задач и способы их решения. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Логические задачи помогают расширить свой кругозор и развить логическое мышление.
Цель и задачи
Задачи:
1. Ознакомиться с понятиями «логика» и «математическая логика».
2. Изучить типы логических задач и основные методы их решения.
3. Решить разные типы логических задач.
Цель работы - изучение типов логических задач, методов их решения, а также развитие своих способностей, умения рассуждать и делать правильные выводы.
Метод последовательных рассуждений
Решение
Больше всего букв в слове «коричневый», значит, он лежит третьим. Известно, что голубой карандаш лежит между коричневым и оранжевым. Справа от коричневого есть только одна позиция, значит, расположить голубой между коричневым и другим карандашом возможно только слева от коричневого. Следующий вывод на основе предыдущего: голубой карандаш лежит на второй позиции, а оранжевый — на первой. Для зеленого карандаша осталась последняя позиция — он лежит четвертым.
Задача № 1
На столе лежат голубой , зеленый , коричневый и оранжевый карандаши. Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между коричневым и оранжевым . Разложи карандаши в описанном порядке.
Ответ: оранжевый , голубой , коричневый , зеленый .
Метод «с конца»
Задача № 2
Решение
Начинаем рассуждение «с конца». Гена оставил для Ани и Коли 8 рогаликов (каждому по 4). Получается, и сам он съел 4 рогалика: 8 + 4 = 12. Аня оставила для братьев 12 рогаликов (каждому по 6). Значит, и сама она съела 6 штук: 12 + 6 = 18. Коля оставил ребятам 18 рогаликов. Значит, сам съел 9: 18 + 9 = 27. Бабушка положила на стол 27 рогаликов, рассчитывая, что каждому достанется по 9 штук. Поскольку Коля уже съел свою долю, Аня должна съесть 3, а Гена — 5 рогаликов.
Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал. Аня зашла в дом позже. Она не знала, что, Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю. Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю. На столе осталось 8 рогаликов. Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?
Ответ:
3
5
0
Метод решения с помощью таблиц
Задача № 3
Решение:
Сначала таблицу составляют: слева записывают все утверждения, которые содержатся в условии, а сверху — возможные варианты ответа. Затем таблицу последовательно заполняют: верные утверждения отмечают знаком «+», а ложные утверждения — знаком «-».
Три спортсмена ( красный , синий и зеленый ) играли в баскетбол. Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий ». Синий возразил: «Мяч забросил зеленый ». Зеленый сказал: «Я не забрасывал». Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?
Ответ : мяч забросил синий спортсмен.
—
—
+
—
—
+
—
+
+
Метод решения с помощью кругов Эйлера
Задача № 4
Решение
Чертим два множества таким образом: 6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги», помещаем в пересечение множеств.
15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров».
11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги». Получаем:
Ответ: 5 человек смотрели только «Стиляги».
Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»?
Метод блок-схем
Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит так:
- графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;
- определяем порядок их выполнения;
- в таблице фиксируем текущие состояния.
Задача № 5
Имеются два сосуда — трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду.
Введем сокращенные обозначения наших действий и составим блок-схему. Начнем выполнение программы. Будем фиксировать, как меняется количество воды в сосудах, если действовать по приведенной схеме. Результаты оформим в виде таблицы.
Б
0
М
5
0
2
0
2
3
0
0
5
2
4
2
3
4
1
0
3
1
0
0
1
5
3
1
3
3
0
0
0
3
0
Дальше эта последовательность будет полностью повторяться. Из таблицы видим, что количество воды в обоих сосудах вместе образует следующую последовательность: 0, 5, 2, 7, 4, 1, 6, 3, 0 и т.д. Таким образом, действуя по приведенной схеме, можно отмерить любое количество литров от 1 до 7. Чтобы отмерить еще и 8 литров, надо наполнить оба сосуда.
Выводы
1. Логика занимается изучением методов рассуждений, а исследованием и изучением математических рассуждений занимается математическая логика. Логика служит одним из инструментов почти любой науки.
2. Логические задачи можно решить несколькими методами, наиболее простые – это метод последовательных рассуждений и математических вычислений.
3. Решить логическую задачу непросто, нужно проявить смекалку, внимательность и упорство.
«Лучше то, что труднее».
Аристотель
384-322 г. до н.э.
Интернет ресурсы
- https://school-science.ru /
- https://pandia.ru /
- https://yandex.ru /
- https://infourok.ru /
- https:// logiclike.com/math-logic/r eshaem-zadachi
Спасибо за внимание!