СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы проектов по их основным признакам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной лекции рассматриваются типы проектов

Просмотр содержимого документа
«Типы проектов по их основным признакам»

Типы проектов.


цель: знать основные типы проектов


Метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperativelearning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Давайте разберемся с самими проектами, их типологией.


Типология проектов

Прежде всего, определимся с типологическими признаками.
1. Доминирующая в проекте деятельность:

исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
2. Предметно-содержательная область:

монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).


5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта.

А теперь более подробно рассмотрим каждый тип проекта.


В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

- Исследовательские


Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта,
обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, втом числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
В данном случае следует договориться о планируемых результатах иформе их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и такдалее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.




- Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остаетсяоткрытой до завершения работы. Участники принимают на себяопределенные роли, обусловленные характером и содержаниемпроекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либовырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесьочень высокая, но доминирующим видом деятельности все-такиявляется ролево-игровая.


- Ознакомительно-ориентировочные (информационные)


Этот тип проектов изначально направлен на сбор информациио каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:
- цель проекта, его актуальность

источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ,обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.)

презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в

телеконференции и т. п.).

- Творческие
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:
• предмет информационного поиска;
• поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
. аналитическая работа над собранными фактами;
• выводы;
• корректировка первоначального направления (если требуется);
• дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
• анализ новых фактов;
• обобщение;
• выводы (и так далее — до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта);
• заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

- Практике-ориентированные (прикладные)


Эти проекты отличает четко обозначенный с самого началарезультат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования — по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программадействий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).Такой проект требует тщательно продуманной структуры, дажесценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т. е. оформления результатовпроектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировкисовместных и индивидуальных усилий, в организации презентацииполученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку — предметно-содержательной области —можно выделить следующие два типа: монопроекты и межпредметные.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решениятой или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений,которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), формапрезентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение ввиде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).



Типы проектов:


литературно-творческие проекты — это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп,разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурногоразвития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются
в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр. Иногда,как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытуюсокоординацию осуществляет профессиональный детский писатель,
задача которого состоит в том, чтобы в ходе разыгрываемого сюжета
научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли;

естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскуюзадачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой и пр.);
• экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно ипрактико-ориентированными (кислотные дожди; флора и фаунанаших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.п.);

языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потомувызывает живейший интерес участников проектов. Подробнее об этих проектах будет рассказано ниже, в ч. II;

культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;

спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся какимлибо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждаютпредстоящие соревнования любимых команд (чужих или своихсобственных); методики тренировок; делятся впечатлениями откаких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.);
• географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

исторические проекты позволяют их участникам исследовать
самые разнообразные исторические проблемы; прогнозироватьразвитие событий (политических и социальных), анализироватькакие-то исторические события, факты;

музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Возможно, это будут аналитические проекты или творческие, в которых ребята могут даже совместно сочинять какое-томузыкальное произведение и т.д.


Межпредметные

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающиедва-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные,общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточносложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство»,«Культура общения», «Проблема человеческого достоинства вроссийском обществе XIX —XX веков» и пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.


По характеру координации проекты также могут быть следующих типов:

- С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении,провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и т.д.).





- Со скрытой координацией (это относится, главным образом, ктелекоммуникационным проектам)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Онвыступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером подобных проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б.Робинсон).

Водномслучае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В концеэтого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такогоскрытого координатора экономического проекта для учащихсястарших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказатьнаиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых и других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог. Он, выступая в роли престарелого, немощногочеловека, но опытного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных ребятами прираскопках, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли исполнителей проекта еще глубже вникать в проблему. О телекоммуникационных проектах мы поговорим позже, в ч. II, здесь же нам важно разобраться в самом методе и в возможных типах проектов.


По характеру контактов:

- Внутренние или региональные (в пределах одной страны)
Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

- Международные (участники проекта являются представителями разных стран)
Эти проекты представляют собой исключительный интерес, очем подробнее будет рассказано в ч. II, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.




По количеству участников проектов можно выделить проекты:


личностные (между двумя партнерами, находящимися в разныхшколах, регионах, странах);
парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников).


В последнем случае очень важно правильно, с методическойточки зрения, организовать групповую деятельность участниковпроекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе ребят из различных школ, стран и т.д.). Роль педагога здесь особенно велика.

По продолжительности выполнения проекты бывают:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработанына нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).


Как правило, работа над краткосрочными проектами проводится на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечениемзнаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они — обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные — являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему илинесколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представлять собой программу проектов. Но об этом позднее. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживать их можно и на уроках.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки ихарактерные особенности каждого из них.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!