СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы речи. Описание. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока развития речи в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Типы речи. Описание. 6 класс»

Урок русского языка  6 класс     Учитель русского языка и литературы  Малыгина Ольга Николаевна

Урок русского языка 6 класс

Учитель русского языка и литературы

Малыгина Ольга Николаевна

Тема урока Тип речи-описание

Тема урока

Тип речи-описание

Цели урока: Образовательные: изучить особенности описания как типа речи; Развивающие: развитие учебно-информационных умений (воспринимать новую информацию, формулировать ответы на вопросы); развитие учебно-интеллектуальных умений (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы); Развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействие в парах, группах); Воспитательные: воспитание самостоятельности и целеустремленности в достижении поставленной цели, проявления инициативы; воспитание толерантных качеств;

Цели урока:

  • Образовательные:
  • изучить особенности описания как типа речи;
  • Развивающие:
  • развитие учебно-информационных умений (воспринимать новую информацию, формулировать ответы на вопросы);
  • развитие учебно-интеллектуальных умений (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы);
  • Развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействие в парах, группах);
  • Воспитательные:
  • воспитание самостоятельности и целеустремленности в достижении поставленной цели, проявления инициативы;
  • воспитание толерантных качеств;
Тип речи - описание  Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.  К. Г. Паустовский

Тип речи - описание

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

  • К. Г. Паустовский
Типы речи: Повествование   Рассуждение Описание  Повествование-это такой тип речи, где события следуют одно за другим. И каждое предложение несёт в себе что-то новое. Несколько фотографий или рисунков. Рассуждение – это такой тип речи, где нет никаких картин, рисунков, образов. Выдвигается тезис, затем идут доказательства, размышления. Описание - это такой тип речи, когда мы подробно рассказываем о предмете, его внешнем виде, свойствах, которые воспринимаются одновременно Один рисунок (фотография).

Типы речи:

  • Повествование Рассуждение Описание 

Повествование-это такой тип речи, где события следуют одно за другим. И каждое предложение несёт в себе что-то новое. Несколько фотографий или рисунков.

Рассуждение – это такой тип речи, где нет никаких картин, рисунков, образов. Выдвигается тезис, затем идут доказательства, размышления.

Описание - это такой тип речи, когда мы подробно рассказываем о предмете, его внешнем виде, свойствах, которые воспринимаются одновременно Один рисунок

(фотография).

Тип речи -повествование Я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нем варились картошки. Павлуша наблюдал за ними, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Тип речи -повествование

  • Я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нем варились картошки. Павлуша наблюдал за ними, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.
Тип речи-рассуждение Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.

Тип речи-рассуждение

  • Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.
Тип речи - описание  Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить.

Тип речи - описание

  • Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить.
Тип речи - описание А для чего нам нужно описание?

Тип речи - описание

А для чего нам нужно описание?

Тип речи - описание Цель описания: наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Тип речи - описание

Цель описания:

наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Обычно выделяют следующие виды описания :   описание   Состояния природы  человека  места, помещения, интерьера

Обычно выделяют следующие виды описания :

описание

 

Состояния природы человека

места, помещения, интерьера

Состояние природы Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой… ( И.С.Тургенев

Состояние природы

Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой…

( И.С.Тургенев "Бежин луг").

Описание человек а Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку… (И.С.Тургенев

Описание человек а

Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку…

(И.С.Тургенев "Бежин луг").

Описание помещения Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.  (И.С.Тургенев

Описание помещения

  • Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.

(И.С.Тургенев "Муму")

 

Основной вопрос, характерный для данного типа речи: Какой?

Основной вопрос, характерный для данного типа речи:

Какой?

Композиция описания 1.Общее представление о предмете. ( Каков предмет описания? ) 2.Признаки предмета, человека, явления или животного. ( Как он выглядит? ) 3.Общая оценка предмета описания.  Может быть авторская оценка, вывод . ( Какие признаки для него характерны? )  Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

Композиция описания

1.Общее представление о предмете.

( Каков предмет описания? )

2.Признаки предмета, человека, явления или животного. ( Как он выглядит? )

3.Общая оценка предмета описания.

Может быть авторская оценка, вывод . ( Какие признаки для него характерны? )

Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

 Определить композицию текста.    На р_бине я заметил сн_гиря! Это небольшая серая птичка с красной гру_кой, на голове — от клюва до затылка — ч_рная шапочка, хвостик и крылышки черного оп_рения. А гла_ки поблескивают, как бусинки!  Полакомиться прилетел!

Определить композицию текста.

На р_бине я заметил сн_гиря!

Это небольшая серая птичка с красной гру_кой, на голове — от клюва до затылка — ч_рная шапочка,

хвостик и крылышки

черного оп_рения.

А гла_ки поблескивают,

как бусинки!

Полакомиться прилетел!

Исследовательская работа Задание: определить композицию текста Вот взять ягоду чернику,- та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Она любит влажную почву.  (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»).

Исследовательская работа

Задание: определить композицию текста

Вот взять ягоду чернику,- та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком.

Она любит влажную почву.

(М.М.Пришвин «Кладовая солнца»).

Эпитет (греч. «приложение») – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете Пришла зима! Раскинула свое … покрывало. … снег искрится под лучами … солнца, переливается!  Словно … искорки вспыхивают! Зимние забавы ожидают детвору. ( слова для справок: пушистый,  белый, разноцветные, яркий )

Эпитет (греч. «приложение») – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете

Пришла зима! Раскинула свое … покрывало.

снег искрится под лучами … солнца, переливается!

Словно … искорки вспыхивают!

Зимние забавы ожидают детвору.

( слова для справок: пушистый,

белый, разноцветные, яркий )

Беседа по тексту:   - Теперь можно сказать, что это текст-описание ?  - Какова его основная тема? - Какова его основная мысль? - Как автор подчеркивает эту красоту? Каким стилем написан этот текст? - Как можно озаглавить текст?

Беседа по тексту:

- Теперь можно сказать, что это текст-описание ?

- Какова его основная тема?

- Какова его основная мысль?

- Как автор подчеркивает эту красоту?

  • Каким стилем написан этот текст?

- Как можно озаглавить текст?

Рефлексия - Что я нового узнал на уроке? -Чему научился? -Где я применю полученные  знания?

Рефлексия

- Что я нового узнал на уроке?

-Чему научился?

-Где я применю полученные

знания?

Домашнее задание: составьте и запишите текст из 3-4 предложений на тему: «Зимушка-зима».

Домашнее задание: составьте и запишите текст из 3-4 предложений на тему: «Зимушка-зима».

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!