Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Типы речи".»
Типы речи
В русском языке
различают 3 типа речи:
- повествование
- описание
- рассуждение
Прочитайте. Докажите, что это текст.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
- Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня. Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне. «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
Прочитайте. Докажите, что это текст.
- Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
- Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Прочитайте. Докажите, что это текст.
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
В повествовании говорится о последовательных действиях
- В описании говорится об одновременных признаках
- В рассуждении говорится о причинах свойств или явлений
Что произошло?
Какой предмет?
Почему?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1
3
2
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Что это за тип речи?
Какой предмет?
Что это за тип речи?
- Последовательные действия
Что произошло?
Что это за тип речи?
- Причины свойств и явлений
Почему?
Определите по началу текста тип речи
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
(По Ю. Алешковскому)
Определите по началу текста тип речи
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По И. Соколову-Микитову)
Определите по началу текста тип речи
Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года,
так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …
… золотым.
Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
В детские годы складывается характер человека.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
(В. Солоухин)
Домашнее задание
- Выпишите из повести И.С. Тургенева «Муму» 3 отрывка с разными типами речи: повествованием, описанием и рассуждением.