СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы уроков информатики. Общие вопросы планирования учебного процесса по информатике.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы уроков информатики. Общие вопросы планирования учебного процесса по информатике.»

Лекция 9

Типы уроков информатики.

Общие вопросы планирования учебного процесса по информатике


Контрольные вопросы и задания:

  1. Каковы дидактические требования к современному уроку, дидактические основы построения учебного процесса на уроке?

  2. Какие типы уроков описываются в современной педагогике? Каковы основные звенья, этапы урока.

  3. Какие типы уроков информатики приемлемы в начальной школе? Дай им краткую характеристику. Постарайся привести примеры различных типов уроков.

  4. Какой тип урока наиболее приемлим в начальных классах? Сколько этапов он имеет? Опиши их.

  5. Как подойти к планированию урока по информатике?


(? 1) Урок как дидактическая категория.

Дидактические требования к современному уроку:

Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. Основные требования к уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими

и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями

урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на

уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов и приемов, и средств обобщения, стимулирования и контроля,

оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную

самостоятельность в учении учащихся;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного учения учащихся.

Условия организации урока: социально-педагогические и психолого-дидактические.

Социально-педагогическим условиям относятся:

  • наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;

  • наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

  • наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;

  • наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

Психолого-дидактическим условиям относятся:

  • высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;

  • наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;

  • соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.

Правилами организации урока относятся:

  • определить цель (чего надо достигнуть);

  • подготовить содержание учебного материала, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с жизнью, с практикой, с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить системы учебных заданий и самостоятельных работ; установить оборудование урока, а также основные и дополнительные источники информации;

  • определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

  • выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.

  • определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.

  • все дидактические задачи должны решаться на этом же урока и не переноситься на домашнюю работу.

Дидактические основы построения учебного процесса на уроке.

Эффективность урока зависит от правильного определения каждого из структурных компонентов и их сочетания.

  1. Мотивационно-целевой компонент.

Выдвижение цели урока учителем, совместное с учащимися определение задач урока.

  1. Содержательный компонент.

Соответствие целям урока. Научность. Доступность. Логичность и последовательность. Практическая направленность. Воспитывающий потенциал. Развивающие возможности.

  1. Операционно-деятельностный компонент.

  1. Методы обучения:

По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.

По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.

Методы обучения на уроке должны соответствовать:

  • задачам урока;

  • характеру и содержанию учебного материала;

  • уровню знаний, умений, навыков учащихся;

  • материальному обеспечению урока;

  • личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;

  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

  • бюджету времени.

  1. Методы воспитания:

Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

  1. Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.

  1. Оценочно-результативный компонент: ведение оперативного контроля, корректировка процесса обучения, совместная оценка достигнутых результатов.

(? 2) Структура планирования урока.

I. Тема.

  1. Цель урока: образовательная, воспитательная, развивающая.

  2. Тип урока: комбинированный урок, урок формирования новых знаний, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, умений, уроки практического применения знаний, умений. (Схема типов урока, с указанием этапов и список видов нестандартных уроков в приложении № 1, № 2)

  3. Методы обучения (см. выше). Форма обучения.

  4. ТСО.

II. Актуализация.

а) опорные знания; б) способы формирования интереса, в) формы контроля.

III. Формирование новых понятий и способов действий.

а) указываются новые понятия; б) указываются приращения в знаниях, в) определяется тип самостоятельной работы; г) проблемные и информационные вопросы учителя.

IV. Применение.

а) какие умения и навыки формируются; б) определяются способы получения обратной связи.

V. Домашнее задание.

Основные звенья современного урока.

  1. 1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

  4. Постановки цели занятия перед учащимися.

  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

  6. Первичная проверка понимания.

  7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

  8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  9. Домашнее задание к следующему уроку.

  10. Подведение итогов урока.

Типы уроков.

  1. Изучение нового материала.

    1



    4

    5

    6





    11

    12

  2. Урок формирования умений, навыков.

    1


    3

    4



    7

    8


    10

    11

    12

  3. Урок применения знаний, умений, навыков.

    1



    4

    5

    6

    7

    8



    11

    12

  4. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

    1



    4



    7

    8



    11

    12

  5. Урок повторения.

    1

    2


    4



    7

    8


    10

    11

    12

  6. Повторительно-обобщающий урок.

    1



    4





    9

    10

    11

    12

  7. Урок проверки знаний.

    1



    4






    10

    11

    12

  8. Комбинированный урок.

1

2

3

4

5

6

7


9


11

12


Основные звенья, этапы современного урока.

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний умений для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений

в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

  2. Контроль за результатом учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

11. Домашние задания к следующему уроку.

12. Подведение итогов урока.


Типы нестандартных уроков.

  1. Уроки – «погружения».

  2. Уроки-деловые игры.

  3. Уроки- пресс-конференции.

  4. Уроки-соревнования.

  5. Уроки типа КВН.

  6. Театрализованные уроки.

  7. Уроки-консультации.

  8. Компьютерные уроки.

  9. Уроки с групповыми формами работы.

  10. Уроки взаимообучения учащихся.

  11. Уроки творчества.

  12. Уроки-аукционы.

  13. Уроки, которые ведут учащиеся.

  14. Уроки-зачеты.

  15. Уроки-сомнения.

  16. Уроки-творческие отчеты.

  17. Уроки-формулы.

  18. Уроки-конкурсы.

  19. Бинарные уроки.

  20. Уроки-обобщения.

  21. Уроки-фантазии.

  22. Уроки-игры.

  23. Уроки-суды.

  24. Уроки поиска истины.

  25. Уроки-лекции «парадоксы».

  26. Уроки- концерты.

  27. Уроки-диалоги.

  28. Уроки-«Следствие ведут знатоки».

  29. Уроки-ролевые игры.

  30. Уроки-конференции.

  31. Уроки-семинары.

  32. Интегральные уроки.

  33. Уроки-«круговая тренировка».

  34. Межпредметные уроки.

  35. Уроки-экскурсии.

  36. Уроки-игры «Поле чудес»


(? 3) Типы уроков1 информатики в начальной школе

Пропедевтическая подготовка по «Информатике и информационным технологиям» в младших классах общеобразовательной школы является целостным комплексом организационных форм, включающим следующие компоненты:

  1. собственно урок информатики;

  2. компьютерный урок (математика, русский язык, история, ознакомление с окружающим миром и др.), непосредственно поддерживающий традиционное школьное обучение и повышающий его эффективность в области автоматизации контроля уровня знаний, тренажа учебной деятельности, моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения;

  3. интегрированный урок (сочинение в текстовом редакторе, математические расчёты в электронных таблицах и др.), вводящий элементы обучения по новой информационной технологии. Интегрированные уроки, проводятся совместно учителем информатики, поддерживающим технологическую линию, и учителем предметником, обеспечивающим содержательное наполнение.

  4. внеклассные мероприятия (экскурсии, викторины, игры и т. п.)


(? 4) Как правило, в младших классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учётом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке рекомендуется проводить объяснения в его первой части, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них личностное значение.

Этапы комбинированного урока:

1 этап: в ходе повторения изученного и проверки домашнего задания осуществляется активизация мышления обучаемых и их подготовка к восприятию нового материала.

Для достижения этих целей рекомендуется проведение короткой разминки, в ходе которой ученикам предлагаются логические, математические, лингвистические вопросы, задачи и задания на развитие сообразительности, внимания, памяти. Здесь по возможности используются традиционные наглядные пособия, учитель в процессе опроса напоминает ранее изученные и вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в дидактическую игру.

Эффективно повысить работоспособность школьников, их внимание и собранность удаётся за счёт проведения на первом этапе комбинированного урока в высоком темпе небольшой письменной работы – информатического, графического диктанта или решения логических задач.

2 этап: учитель чётко и доступно объясняет материал, ставит перед учащимися новую задачу или проблемную ситуацию, решение которых осуществляется коллективно.

Так как обучение в массовой школе характеризуется комплектацией классов с разноуровневым составом учащихся, то и на уроке желательно применять как образный, так и нагляднодейственный способ подачи материала.

Две формы-стадии подачи нового материала младшим школьникам на уроке информатики:

  1. манипуляции с физическими предметами или театрализация (ролевая игра), позволяющая преодолеть специфику компьютерной предметности, не допустить смещения в восприятии реального и компьютерного миров, вытеснения первого последним;

  2. манипуляции с объектами на экране компьютера в режиме жёсткого сопровождения, когда учащиеся самостоятельно, но синхронно, работают под руководством учителя. Цель такой работы состоит в освоении или закреплении нового материала, в проверке усвоения полученного знания или навыка. Роль учителя на этом этапе заключается в обеспечении предельновысокого темпа синхронной работы. Правильность усвоения учениками основных моментов желательно проверять в форме беседы, обсуждения. Основные этапы, а также правила и алгоритмы, полученные во время коллективного обсуждения решения задачи(проблемы) по усмотрению учителя могут записываться школьниками в свои тетради.

3 этап: индивидуальная, парная или групповая работа учащихся на компьютере.

Особое внимание нужно уделять постановке учебной задачи, которую целесообразно сформулировать до того, как ученики сядут за компьютеры; в противном случае очень трудно добиться внимания школьников. На данном этапе желательно создать атмосферу сотрудничества между учениками, способствующую тому, чтобы приобретённые на уроке знания стали для них личностнозначимыми Важно, чтобы школьники самостоятельно использовали новые сведения и имели право советоваться друг с другом, так как именно в процессе взаимопомощи они лучше усваивают изученный материал. Учитель на данном этапе осуществляет контроль и координацию работы, при необходимости консультирует учащихся по наиболее сложным вопросам.

В условиях обычной школы в каждом классе имеются дети как с высоко так и с достаточно низким уровнем развития. Для осуществления разноуровневой работы на компьютере в одно и то же время , отводимого для этого на уроке, используются три варианта индивидуальных заданий на карточках. Разноуровневые карточки с заданиями (для низкого, среднего и высокого уровня) позволяют организовать работу с компьютерной программой таким образом, чтобы практически все учащиеся могли одновременно её закончить.

4 этап: подведение итогов, оценка работы учащихся, домашнее задание.

По использованию вычислительной техники уроки информатики подразделяют наследующие типы:

  • Демонстрация – на таком уроке желательно наличие демонстрационного экрана, на котором учитель показывает различные элементы учебного материала: новые объекты языка, фрагменты программ, блок-схемы и т. д. Основная дидактическая цель демонстрации – сообщение новых знаний.

  • Лабораторная работа – одновременная работа учащихся на ПЭВМ с программными средствами, переданными учителем, или выполнение какого либо задания на изучаемом алгоритмическом языке или на языке программирования. Дидактическое назначение программных средств: освоение нового материала (обучающая программа), закрепление нового материала (программа-тренажёр), проверка полученных ЗУНов (контролирующая программа), выполнение различных заданий на приобретение пользовательских навыков работы с различными прикладными программами.

  • Практикум учащиеся получают индивидуальные задания для продолжительной самостоятельной работы. Практикум может быть рассчитан на 1-2 урока и самостоятельную работу дома. Работа учащихся не регламентируется учителем. Школьники сами решают, когда им работать на компьютере, когда с книгой, когда обсудить работу с товарищем.

Внеурочная работа по информатике.

Для более детального рассмотрения некоторых вопросов по информатике и лучшего усвоения материала организуется внеурочная работа с учащимися в форме факультативов, кружков по информатике.

Факультативы примыкают к основному курсу изучаемого предмета. Состав учащихся однороден по возрасту, ставится факультатив вслед уроку информатики и посвящается той же теме, которая изучалась на уроке, но для более глубокого изучения.

Для кружковых занятий учитель самостоятельно разрабатывает программу, учитывая возраст и специфику школы, сам определяет расписание кружка.

Возможна организация олимпиад по информатике среди учащихся младших классов, тематических конкурсов для состязаний школьников в сообразительности, умении быстро и точно применять свои знания.

Летние компьютерные лагеря объединяют учителей, их ассистентов и детей, которые совместно участвуют в проектах по выбранной тематике.

Интернет-студии для начальной школы, которые решают задачи обучения детей информационным технологиям и проблемы, связанные с взаимодействием через сеть детей, учителей, родителей. Обучение в Интернет-студии продолжает традиции конструктивной школы: знания и умения лучше усваиваются, если ученик использует их для создания индивидуального или коллективного продукта, рисунка, мультфильма, книги или театрализированного спектакля. В ходе работы над проектами дети пишут тексты, рисуют, создают мультфильмы и программы. Сервер Интернет-студии начальной школы – http: // why.botik.ru / – поддерживает еженедельное обновление детских работ, учебных программ, методических материалов, фрагментов учебного процесса, открытых уроков, консультаций специалистов. Отражение данных материалов на сервере способствует лучшему взаимопониманию между учителями, учениками и родителями. Работая в Интернет-студии, дети развивают любознательность, способность самостоятельно решить творческую задачу.

(? 5) Общие вопросы планирования учебного процесса по информатике

Постановка целей и выбор метода обучения.

Подготовка преподавателя информатики среднего специального учебного заведения к занятиям начинается с календарно-тематического планирования на весь учебный год(полугодие).Затем планируется изучение каждого раздела и темы и, наконец, составляется план проведения каждого занятия. Хорошо продуманное планирование всего курса и каждого занятия в отдельности, как правило, обеспечивает высокую эффективность и ритмичность учебной работы. Выбор оптимального сочетания различных методов обучения способствует глубокому и прочному усвоению учащимися программного материала, а также творческому использованию приобретенных знаний в практической деятельности. Поурочное планирование является одним из главных этапов общего планирования учебного процесса. Чтобы планирование учебного процесса по информатике было реальным и отвечало поставленным целям по подготовке высококвалифицированных специалистов и организаторов первичных звеньев производства, здравоохранения, культуры и сферы обслуживания, оно должно быть целевым. Основные образовательные цели (формирование глубоких и прочных знаний), воспитательные цели(формирование диалектико-материалистического мировоззрения) и цели развития мыслительной деятельности учащихся (умение приобретать знания и применять их на практике в процессе будущей трудовой деятельности) определены и сформулированы в учебной программе по информатике.

Между общими дидактическими целями обучения - образованием, воспитанием и развитием учащихся - нет четких границ ни по содержанию, ни по методам реализации, но для более четкого планирования учебного процесса по информатике цели обучения можно разделить на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательные цели обучения информатике.

1.Ознакомление с основами информатики как науки, ее основными понятиями.

2.Формирование в сознании учащихся естественно-научной картины окружающего нас мира.

3.Овладение (или ознакомление) основными методами естественно-научного исследования.

4.Политехническое образование.

5.Создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана вуза.

6.Создание теоретической и психологической базы для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации производства.

Воспитательные цели обучения информатике.

1.Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

2.Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

3.Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Воспитательные цели не являются обособленными, поскольку процесс обучения и воспитания человека един. Он лишь решается специфически в каждом учебном предмете на его материале и его методами.

Развивающие цели обучения информатике.

1.Развитие логического мышления учащихся, умения пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.

2.Формирование понимания структуры информатики как науки.

3.Формирование знаний о моделях.

4.Развитие умений решать задачи, пользуясь известными теоретическими положениями , математическим аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной техникой и т.п.

5.Развитие умений экспериментировать, включая знание устройств и принципа действия ЭВМ, пользоваться ими, обрабатывать результаты измерений и определять погрешности измерений, делать выводы на основе полученных экспериментальных данных.

6.Развитие простейших технических умений.

Развивающие цели включают в себя как общеучебные, так и специальные знания и умения для курса информатики.

Рассмотренные выше общие цели обучения служат тем фундаментом, на основе которого строится весь процесс обучения информатике. Эти цели в определенной мере могут служить и отборочным фактором, позволяющим оценить значимость того или иного учебного материала, спланировать уровень обученности учащихся (т.е. определить объем формируемых знаний и умений), установить преимущественный характер формирования стиля мышления (эмпирического или аналитического), выбрать оптимальные сочетания методов, приемов, способствующих достижению конечных целей обучения информатике.

Успешное изучение учащимися программного материала по информатике в значительной степени зависит от умелого использования преподавателем широкого арсенала методов и приемов обучения. Согласно современным представлениям, методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием - часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и учащихся в процессе обучения. В настоящее время существуют различные классификации методов обучения.

Так, например, в основу одной из них положен характер деятельности преподавателя и учащихся, определяющий уровень познавательной самостоятельности последних.

В этом случае различают 5 методов обучения:

1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

2. репродуктивный;

3. проблемного изложения;

4. эвристический (частично-поисковый);

5. исследовательский.

Их краткая характеристика:

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее. Данный метод является наиболее экономичным способом передачи знаний учащимся, поэтому он завоевал прочное место в системе среднего специального образования, для того, чтобы знания учащихся были достаточно прочными и они могли ими пользоваться, необходимо их неоднократное воспроизведение. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя характеризует репродуктивный метод. Он лежит в основе программированного обучения.

Приведенные два метода способствуют обогащению учащихся знаниями и умениями, а также формированию основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантирует развитие творческих способностей учащихся. Для более активного развития мыслительной деятельности учащихся используется метод проблемного изложения. Суть его состоит в том, что преподаватель ставит проблему ,сам ее решает, но при этом показывает путь решения проблемы на основе доступных пониманию учащихся исходных противоречий. Своеобразие этого метода состоит в том, что учащийся не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательства, за движением мысли преподавателя, контролирует ее убежденность.

Эвристическим называется такой метод обучения, когда преподаватель не сообщает готовых, подлежащих усвоению знаний, а подводит учащихся к самостоятельному открытию соответствующих физических явлений или законов, глубокому пониманию их природы. Этот метод нашел наиболее полное воплощение в эвристической беседе, суть которой состоит в том, что преподаватель расчленяет решение какой-нибудь проблемной задачи на ряд этапов, последовательное решение которых осуществляется силами учащихся и приводит их к выявлению проблемы в целом.

Самостоятельному поиску связей между уже имеющимися знаниями и изучаемыми явлениями служит исследовательский метод, суть которого можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод позволяет учащимся проявить максимальную самостоятельность в приобретении новых знаний.

Три последующих метода служат основой для реализации идей развивающего обучения. Развивающее обучение предполагает не простое запоминание учебного материала, а активную мыслительную деятельность учащихся, направленную на самостоятельное применение ими знаний, осознание изученного и развитие познавательных способностей в процессе применения этих знаний. Педагогическое руководство должно заключаться в четком определении задач мыслительной деятельности, постановке проблемных заданий или эвристических вопросов, создании проблемных ситуаций, вооружении учащихся соответствующими приемами мыслительных операций. При таком подходе и будет реализовываться развивающая функция обучения планируемая заранее.

Методические требования к планированию учебного материала по информатике

1.Планируемый учебный материал должен полностью соответствовать содержанию действующей программе по информатике.

2.Планирование учебного материала должно исходить из общих целей образования, воспитания, реализуемых через учебно-воспитательные задачи отдельного занятия, темы, раздела и курса информатики в целом.

3.Обучение информатике должно вооружить учащихся знаниями, необходимыми для работы по избранной специальности и дальнейшего продолжения образования и формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

4.При определении воспитательных целей необходимо:

а) показывать роль отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники;

б) знакомить с ролью информатики в создании материально-технической базы народного хозяйства;

в) раскрывать основные достижения и перспективы науки и техники;

г) развивать трудовые навыки и воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.

5.Учитывать преемственность между курсом информатики базовой школы и среднего специального учебного заведения.

6.Устанавливать и планировать, какие основные знания, умения и навыки должны приобрести на данном занятии учащиеся.

7.В соответствии с идеей оптимизации учебно-воспитательного процесса четко определить объем предъявляемой учебной информации в каждой учебной группе исходя из уровня ее обученности, познавательных возможностей и других факторов. Иначе говоря, уровень изложения нового материала, его объем и доступность должны соответствовать возрастным возможностям учащихся, их умственному развитию.

8.Учитывать внутрипредметные и межпредметные связи. Выполнение этого требования позволит достаточно убедительно проводить мотивацию познавательной деятельности учащихся и осуществить принцип системности знаний по курсу информатики.

9.Учитывать прикладную направленность учебного материала. Реализация требования прикладной направленности курса информатики тесно связана с осуществлением принципа политехнизма, который находит свое отражение при изучении соответствующих предметов общетехнического и специального циклов.

10.При построении очередного занятия следует намечать, а при проведении занятия применять различные методы и приемы обучения, с помощью которых можно разнообразить познавательную деятельность учащихся, прививать им интерес к изучению информатики и любовь к избранной специальности.

11.Каждое занятие по информатике должно завершаться выдачей домашнего задания, выполнение которого зависит от многих факторов: степени трудности учебного материала, уровня подготовленности учащихся, их интереса к учебному предмету и других, но в любом случае при его планировании преподаватель должен исходить из общей загруженности учащихся при обучении по данной специальности.

Поурочное планирование и интенсификация учебного процесса

1.Поурочные планы учебных занятий.

1.Поурочное планирование является первоначальным и самым главным этапом в практической работе любого преподавателя информатики. Как показывает опыт, многие преподаватели разрабатывают поурочные планы накануне проведения занятия. При таком подходе к поурочному планированию очень трудно выдержать в течение всего учебного года стройную систему педагогически обоснованных мер по формировании у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения,так как само планирование носит эпизодический характер и не позволяет весь учебно-воспитательный комплекс осуществить систематически.

2.Интенсификация учебного процесса.

Одной из особенностей учебного процесса по информатике в системе среднего специального образования является крайняя ограниченность времени, отводимого на изучение курса, поэтому очень важно найти пути интенсификации процесса обучения. Интенсификация процесса обучения зависит от многих факторов. Прежде всего это цели обучения (образовательные, воспитательные, развития). Они должны быть четкими, конкретными и напряженными, т.е. ориентированными на максимум возможностей учащихся, их высокую познавательную активность. Одновременно цели должны быть принципиально достижимыми, в противном случае может произойти "самоотключение" учащихся от решения поставленных задач. Чтобы цели обучения могли стать руководством к действию, они должны быть осознанными, перспективными, что достигается профессиональной мотивацией обучения, воспитанием интереса к предмету. В условиях специальной школы это сделать достаточно легко, широко привлекая связи с предметами общеобразовательного, общетехнического и специального циклов.

Наконец, цели должны быть пластичными, меняющимися с изменением условий обучения. Чтобы интенсифицировать процесс обучения, надо не только сделать более напряженными цели и усилить мотивацию, но и повысить информативную емкость содержания учебных занятий. Это значит, что подача материала должна происходить не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы учащиеся усвоили некоторый общий обзор содержания, а затем более конкретно рассмотрели его составные части.

Для увеличения информационной емкости сообщаемых знаний необходимо вынести на одно занятие содержание нового материала нескольких занятий, а сэкономленное время отвести для упражнений, семинаров, различных обобщающих занятий. Исследования многих ученых-методистов, а также преподавателей-новаторов показали, что обзорное (концентрированное) изучение отдельных тем, разделов и курса физики в целом дает хорошие результаты. Это происходит потому, что сообщение темы (выделение главного), погружение в нее, а затем двух- и трехкратное изучение материала с постоянной его конкретизацией дают учащимся общее представление о теме (разделе), о связях между отдельными вопросами и позволяют более осознанно осваивать конкретный материал, видеть его место в предмете в целом. Тем самым достигается и целостность процесса обучения, что соответствует идее системного подхода при его планировании.

Одной из возможных форм организации интенсивного проведения учебного процесса (сообщение материала крупными блоками с последующей его обработкой) является лекционно-семинарская форма проведения занятий. Лекция – наиболее экономный способ передачи учебной информации, поскольку в ней материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Вместе с тем преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает учащихся, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания.

Если сообщение нового материала осуществляется в основном на лекциях, то они обычно дополняются семинарскими занятиями.

Основное отличие семинара от других форм обучения состоит в том, что он ориентирует учащихся на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания учащихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы с учебной литературой.

Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями. Однако учебный материал семинаров не дублирует материала, изложенного преподавателем на лекции, хотя и сохраняет тесную связь с принципиальными положениями, главными идеями лекции.

В заключение хочется отметить, что тщательное научно обоснованное планирование учебного процесса является необходимым условием успешного преподавания.

Приложение 1.


Технологическая карта урока №


Предмет _________________________________________________Дата _________Класс__________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

Цель: 1) ________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________________________________

Литература: 1)_________________________________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________________

ПО и АО: ____________________________________________________________________________________________

Оборудование:___________________________________________________________________________________________

Ход урока.

1. Организационный момент: взаимное приветствие, проверка отсутствующих, порядок в аудитории, работа с журналом, постановка целей занятия, мотивация.

2. Проверка знаний, повторение пройденного материала:___________________________________________________

3. Изучение нового материала: __________________________________________________________________________

4. Закрепление полученных знаний: ________________________________________________________________________

5. Домашнее задание. ____________________________________________________________________________________

6. Итог урока ___________________________________________________________________________________________

Дополнения к планированию проводимого занятия__________________________________________________________



Приложение 2.
















1 «Информатика и образование №3 2000, Л. Л. Босова Комбинированный урок информатики »

16