СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Типы. Виды упражнений по английскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех обучения может гарантировать только рациональная система упражнений. Под системой упражнений понимается такая совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования  умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях.

Просмотр содержимого документа
««Типы. Виды упражнений по английскому языку»»

Типы. Виды упражнений по английскому языку

Щербак Е. Н.

Систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, а недостаток этой систематичности – главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения дают весьма плохие результаты. (К.Д.Ушинский)

Успех обучения может гарантировать только рациональная система упражнений. Под системой упражнений понимается такая совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях.

Проблема системы упражнений является одним из самых существенных вопросов в методике обучения иностранным языкам. Из отечественных методистов первым, кто уделил особое внимание разработке теории системы упражнений была профессор И.А. Грузинская. Она различает следующие четыре типа упражнений: фонетико-орфографические, грамматические, словарные, упражнения в создании активных навыков. Данная система не обладает продуктивными упражнениями, что отрицательно сказывается на формировании речевых способностей учащихся, а именно: не развивается их минимальная способность к самостоятельным связным высказываниям на иностранном языке.

Похожую систему строит П.Б. Гурвич. Она у него состоит из формальных, формально-содержательных, содержательно-формальных и содержательных упражнений. Согласно П.Б. Гурвичу, диалогические убеждения представляют собой основной вид работы по развитию неподготовленной речи. В силу этой причины, по его мнению, упражнения на составление диалогов должны применяться с самого начала обучения. Подготовительный этап формулирования реплик под руководством преподавателя уступает место более свободному групповому общению. Он представил классификацию диалога по видам диалогически функциональных единиц, которая отражает речевую действительность во всем ее многообразии. Но в ней значительное внимание уделяется аспектам языка. Такие системы считаются традиционными. Они предусматривают поэтапное, последовательное изучение языкового материала. На современном этапе развития методической науки данные утверждения подвергаются сомнению. Теория и практика показывают, что развитие речемышления происходит не в процессе наращивания лингвистических трудностей, а в условиях решения сложных мыслительных задач.

И.В. Рахманов представил описание системы упражнений для развития устной речи. Он различает упражнения для усвоения языкового материала и упражнения для развития устной речи, т.е. языковые и речевые, репродуктивные и рецептивные упражнения. Впервые И.В. Рахмановым дана аргументированная типология упражнений. Но в ней превалируют упражнения механического характера. Такие упражнения неэкономичны во времени и лишены интереса для большинства обучающихся. К тому же нельзя выучить какое-то языковое явление, чтобы затем употребить его.

Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет следующие упражнения: ознакомительные, ознакомительно-тренировочные (повторение), ознакомительно-поисковые (новое языковое явление учащиеся находят и объединяют сами), тренировочные (повторение речевых действий и операций, а также языкового материала после ознакомления с ними), тренировочно-поисковые (характеризуются следующими заданиями: «В пропусках поставьте неопределенный артикль или предлог …», «Закончите фразы, используя выражения …», «Переделайте фразы, заменяя прямую речь косвенной» и др.), поисковые (ситуационные упражнения, дискуссии, сочинения и др.) Автор использует помимо упражнений механического характера упражнения с рефлексами игры, свободы и исследования. Такая система обучения нацелена на практическое овладение иностранным языком, но все же полностью не приносит должного эффекта в обучении, так как в ней превалируют упражнения репродуктивного характера.

В 70-80 гг. методика обучения иностранным языкам характеризуется устойчивой тенденцией к речевой направленности всего учебного процесса. Эта тенденция стимулирует интерес к проблеме упражнений со стороны их коммуникативной ценности. Сущность проблемы заключалась в том, чтобы самому процессу тренировки и автоматизации языкового материала и свободным высказываниям придать речевой характер. Упражнения, которые могли бы, воплотить этот принцип называли условно-речевыми и речевыми (П.Б. Гурвич, Б.А. Лапидус, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.).

Б.А. Лапидус утверждает, что система упражнений должна состоять из следующих двух типов: I тип  упражнения для целенаправленной активизации языкового материала; среди них автор различает три группы упражнений в зависимости от уровня активизации, который они могут обеспечить: чисто тренировочные упражнения, элементарные комбинированные упражнения (выступление по данному структурному скелету, высказывания в соответствии с просьбой или распоряжением) и комбинированные упражнения (беседа с заданным языковым материалом). II тип  упражнения для нерегулируемой не направляемой активизации языкового материала в условиях речевой практики на высшем уровне, т.е. при решении сложных мыслительных задач (дискуссии и т.д.) или при достаточно большой нагрузке на воображение.

Такой подход создает условия повышения эффективности упражнений речевого уровня. Важность разработанной системы упражнений Б.А. Лапидус заключается также в том, что она предусматривает активизацию мышления учащихся. В данной системе предусматривается совмещение процесса целенаправленной активизации языкового материала и речевой практики, придания упражнениям для активизации материала речевой направленности с тем, чтобы учащиеся, выполняя эти упражнения, продуцировали речь.

Не менее интересны упражнения, предложенные В.Л. Скалкиным, основанные на принципе коммуникативной направленности в обучении. Предложенные им коммуникативные упражнения нацелены на то, чтобы учащиеся овладевали коммуникативной функцией языка. Автор в своей работе представил обширную систему коммуникативных упражнений.

Рассмотрим подробнее назначение этих упражнений. Респонсивные упражнения. К ним могут быть отнесены три вида упражнений: вопросо-ответные (запрос информации, побуждения к речевой реакции), репликовые (утверждения, приглашения, оценка суждения, сигнал эмоциональной экспрессии и т.д.), условная беседа (разновидность коммуникативных упражнений в говорении, является учебным аналогом реального устного общения  свободной беседы. Ситуативные упражнения: дополняемые ситуации (учащимся предлагается дополнить, завершить описание ситуации, сделать из предъявленной ее части заключение, вывод), проблемные ситуации (экспозиция содержит внеречевую задачу; анализируя проблему, учащиеся подробно описывают ее, умозрительно разрешая). Репродуктивные упражнения: пересказ (передача чьего-либо рассказа, краткий пересказ кинофильма, телепрограммы, лекции и т.д.), сокращенно-выборочное усложнение, пересказ-перевод, драматизация (импровизированный пересказ диалогического или монологического текста двумя-тремя учащимися. Описательные упражнения: описание элементарных изображений, описание фабульных сюжетов, описание статистических сюжетов, описание реальных объектов. Дискутивные упражнения: учебная дискуссия и комментирование. Композиционные упражнения: рассказ по готовому сюжету, рассказ по предложенной теме, рассказ по предложенным пословицам и крылатым выражениям, рассказ по собственной теме учащегося. Инициативные упражнения: вопросы учащихся, пресс-конференция, композиция диалогов с упором на инициативные реплики.

Репродуктивные упражнения: имитативные (закладывают в память обучаемого языковые формы, которые предъявляет учитель), диалоги-шаблоны (совершенствование речи на основе заранее усвоенных образцов), драматизация (усвоение речевых структур на основе установления прямых связей с конкретной ситуацией), подстановочные (основаны на подстановке лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы), трансформация (видоизменение лексико-грамматических форм), репродукция (воспроизведение в репликах учащихся тех форм, которые усвоены в предыдущих упражнениях).

Продуктивные упражнения: задания, требующие анализа, вывода; задания на отгадывание, задания, требующие определения причины и следствия, задания, требующие сравнений; задания, требующие воображения; задания, с установкой на оценку фактов содержания; задания, с опущенными смысловыми звеньями, проблемно-ролевые игры. На современном этапе ведущим педагогическим направлением в нашей стране становится личностно-ориентированное образование. Исходя из направленности на личность, на развитие языковой личности, на первый план выдвигается деятельностная основа обучения предмету. Это значит, что традиционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет учитель, а ученики активны только в том случае, если их спрашивают, сокращается в пользу самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения. Результативность речевого общения зависит от способности обучающихся воздействовать друг на друга, употреблять речевые высказывания адекватно задачам общения.

Список литературы

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // М.: АРКТИ, 2000.  165 с.

2. Рахманов, И.В. Проблема рецептивного и репродуктивного овладения иностранным языком в школе / И.В. Рахманов // М.: высшая школа, 1954.  84 с.

3. Скалкин, В.А. Основы обучения устной иноязычной речи / В.А. Скалкин // М.: Просвещение, 1981.  154 с.



  1. Рецептивные упражнения.


I. Choose the one word out.

1.[ w ]

2.[ð]

3.[٨]

a) why

a) they

a) tune

b) who

b) this

b) such

c) white

c) thin

c) shut

d) when

d) that

d) number


II. Complete the story with a, an, the where necessary.

1. I don’t like…… coffee.

a) a b) the c) -

2. What is …… weather like today?

a) a b) the c) -

3. He doesn’t play …… football.

a) a b) the c) -

4. We have …… lot of work to do.

a) a b) the c) -

5. I bought …… beautiful dress yesterday.

a) a b) the c) -


III. Make up tag questions.


1. It’s a sunny morning,

a) isn’t she?

2. Kate is lying in bed now,

b) doesn’t he?

3. They don’t help to cook dinner,

c) isn’t it?

4. Oleg likes to watch TV,

d) do they?

5. Mike spoke to his granny yesterday,

e) didn’t he?



  1. Репродуктивные упражнения.


I. Make up questions from the words and answer them.

  1. today, like, What, the, is, weather?

  2. was, the weather, yesterday, What, like?

  3. your, What, favorite, is, weather?

  4. do, wear, What, warm, clothes, you, in weather?

  5. favorite, of, type, What, clothes, is, your?

  6. you, What, did, wear, yesterday?

  7. wear, What, will, you, tomorrow?

  8. often, you, clothes, buy, How, do?




II. Look at the picture. Read the story and open the brackets.



1. Mrs Green and her children …… (to be) at home.

2.They usually……(to have) lunch at 1 o’clock.

3. Polly …… (to choose) cereals in the cupboard.

4. Nelly …… (to take) juice from the fridge .

5. Sam and Vicky…… (to eat) a cake on the floor.

6. Dick …… (to look) into the microwave oven.

7. Mrs Green…… (drink) tea.

8. They ……. (have) got a dog.

9. The dog …… (have) lunch too.

10. The kitchen …… (be) in a mess.


III. Complete the sentences with suitable forms of the words in capital letters.


  1. Miss Betsy is a ……………… swimmer. (FAME)

  2. She’s going to swim across the ……………… Channel on the 25th of May. (ENGLAND)

  3. She’s planning to leave the coast of her ………………..early in the morning. (MOTHER)

  4. She hopes to arrive at some place near Calais, a town in ……………..France, in fifteen hours after the start. (NORTH)

  5. Her friends and family will be waiting for her …………… on the French coast. (ANXIETY)







3. Продуктивные упражнения.


I. Find out what your partner is going to/isn’t going to do this weekend. Use these ideas. You can use your own ideas as well.

do homework

play the piano

book tickets for cinema

shop for clothes

buy a birthday present

go skiing

have dinner with friends

visit his/her grandparents


II .Look at the map of London. Imagine that you are showing London to your friends. Tell about the places you want to show them.




III. Your friend asked you to wait for him/her. But you are in a hurry. Write him/her a message (50 words) explaining the situation, write down why you can’t do what he/she asked you to.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!