СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы взаимоотношений организмов в сообществе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан для изучения экологических понятий, формирования знаний о взаимоотношениях между организмами

Просмотр содержимого документа
«Типы взаимоотношений организмов в сообществе»

Урок №


Тема: Типы взаимоотношений организмов в сообществе

Цель: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействия между организмами, показать зависимость одних видов от других.

Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно в группе.

Воспитательныеспособствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результат своего труда, чувство коллективизма, сопереживания, совершенствовать навыки групповой работы.

Оборудование презентация по изучаемому материалу; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, диск - приложение к учебнику

Ход урока

Актуализация знаний.

Проверка знаний

Растительное сообщество, жизненная форма растений, видовой состав критерии вида

Изучение нового материала (беседа с учащимися)

Тип взаимоотношений: конкуренция, хищник – жертва, симбиоз

Определение Примеры

После изучения типа взаимоотношений охарактеризовать его.

Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Вдоль пшеничного поля, прилегающего к опушке леса, растут сорные растения: васильки, пырей, льнянка. Взаимоотношения культурных и сорных растений тоже конкурентные. В смешанных лесах быстро растущие деревья будут затенять и угнетать медленно растущие деревья, а также травянистые растения, которые требуют больше света, и тем самым, вытеснять их, лишая света и питательных веществ. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. (Щука и окунь, волк и лисица.)

Хищник- жертва– полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения. Росянка и муха, комар и волк, частный случай – каннибализм у крыс, у бурых медведей. Хищничество встречается и у растений, например, растение венерина мухоловка. Листья мухоловки покрыты железистыми волосками, которые выделяют липкую слизь, содержащую ферменты. Если к листьям прилипают мелкие насекомые, края листьев смыкаются и происходит переваривание насекомого. Паук-крестовик, его ловчая сеть и муха –это хищничество. Слепни, комары, мошки, отравляющие нам жизнь во время путешествия,– паразиты-кровососы теплокровных животных и человека. (Лисица и заяц, тигр и олень)

ФИЗ. МИНУТКА


Паразит- хозяин – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого. Различают Эктопаразитов и эндопаразитов. Эктопаразиты – это наружные паразиты. Они не живут на теле постоянно на теле хозяина, то есть являются временными паразитами. Примерами являются блохи, вши, кровососущие двукрылые. Эндопаразиты постоянно живут в теле хозяина, например, паразитические черви (круглые и плоские).Паразитические отношения встречаются и у растений. Примеры: повилика не имеет листьев и получает питательные вещества за счет хозяина – другого растения; гриб фитофтора паразитирует на высших растениях, растение петров крест. (Собака и клещ.

Взаимовыгодные отношения

Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).

Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм. Если влияние одного организма требуется для роста и выживания другого, то такой симбиоз называют мутуализмом. 

Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным для существования каждого из них. Мутуалистические отношения складываются между гифами гриба и зелеными одноклеточными водорослями, которые образуют новый организм – лишайник. Можно наблюдать еще один пример симбиоза: клевер, опыляемый шмелями. Устройство ротового аппарата шмелями приспособлено к опылению закрытых цветков бобовых растений.

Шляпочные грибы и деревья. Это тоже симбиотические отношения. Гифы шляпочных грибов прорастают в корни деревьев, заменяя утраченные корневые волоски, они всасывают воду, которая поступает затем в проводящие сосуды дерева. Взамен дерево снабжает гриб готовыми органическими веществами. Примеры: клубеньковые бактерии на корнях бобовых, лишайник, микориза – симбиоз гриба и корня, береза и подберезовик и другие.


Обобщение, отработка учебных действий

1. Определите характер взаимоотношений организмов в природе

  1. Конкурентные отношения.

  2. Отношения хищник- жертва.

  3. Отношения паразит- хозяин.

  4. Взаимовыгодные отношения.

  1. олени и лоси, как разносчики семян растений;

  2. гриб и водоросль в составе лишайника;

  3. снегири, как потребители семян растений;

  4. шляпочный гриб и дерево;

  5. трутовик и дерево;

  6. муравьи и тли;

  7. клест и белка;

  8. корова и трава;

  9. лиса и блоха;

  10. сорняки и культурные растения.

2. тестирование с использованием диска - тренажера

6.Рефлексия: обсуждение результатов урока

Домашнее задание 9 кл. §40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!