СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

  1.                     Организационный момент. 

Доброе утро, уважаемые ребята. Я надеюсь, оно действительно доброе. А с добром и работа спорится. Давайте проведём сегодняшний урок так, чтобы все мы получили удовольствие и подарок, а подарком будет новое полученное знание.

Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию»

- Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.

2. Актуализация опорных знаний.

  1.                    Синтаксическая 5-минутка.

На доске.

Падают с ветки з…л…тые м..нетки.

 Это загадка.

Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.

Это листья.

  1.                    Индивидуальное задание     (К доске – 3 ученика)

- Какие буквы на месте пропусков?

- Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор,

-  2 уч –выписать и разобрать сл.соч,

- 3 уч – фонетический разбор слова  золотые

    3 . Повторение материала предыдущих уроков.

Для всех - БЛИЦ – ОПРОС

  1.                    Поймай грамматическую основу

Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены

1..За поворотом дороги показалось море.

2.Оно сверкало лучами солнца.

3Анютины глазки душисты .

4.Десять делится на два

5.Зима - прекрасное время года.

(Самопроверка. Ключ на доске.)

 

- Обратимся к заданиям у доски.

5.Проверка индивидуальных заданий у доски

  1.                     Синтаксический разбор предложения

  2.                     Проверка выписанных словосочетаний иих разбора

  3.                     Фонетический разбор прилагательного ( индивидуально)

3. Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня "тире" зовут, 
Нужно - буду тут как тут.

- Сегодня мы познакомимся с таким знаком препинания, как тире. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. первоначально знак назывался «чертой», название «тире» появляется с начала

1820-х годов.

- Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.

Удивление – путь к познанию 

- Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.

- И так, тема нашего урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Записываем тему урока в тетради и на доске.

На доске написаны предложения:

Осина — дерево.

Малина — кустарник.

— Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее осина, во втором — малина.

— Найдите в предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.

4.Изучение нового материала

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными.

— В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Правило повторяется учащимися 23 раза.

— Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом.

Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» .

Физкультминут-ка

 

Все мы  правила учили,

О тире мы не забыли!

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем грамотно писать.

 

Мы писали и читали,

И немного мы устали.

Книжки в сторону отложим,

Организму мы поможем:

Раз – направо, два – налево…

Отдыхаем мы умело! 

 

Выполняют элементарные физические упражнения.

5.Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске)

Земл...ника                                     вкусная жи...кость

С…квойя                                        к...лючая груша

Манго                                            вечнозеленое р...стение

К...косовое молоко                       тр...пическое пл...довое дер...во

Опунция                                        п...жароустойчивое р...стение

С..мшит                                       самая вкусная л...сная ягода

— Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.

— Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

— Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

— Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.

Упражнение 2 (написано на доске)

Выборочно-распределительный диктант.

 

-Выберите из текста слайда предложения, в которых нужно поставить тире, и запишите их в тетрадях.

  • Следующая станция – Апрелевка.

  • Ярким солнцем в саду пламенеет костёр.

  • Байкал – самое глубокое озеро в мире.

  • Москва – сердце России.

  • В лесу нужны ловкие руки.

  • Каждый человек – кузнец своего счастья.

  • Лес состоит из пяти ярусов.

-Определите слово по его толкованию. Проверьте ответ по толковому словарику.

1)….- просторное помещение при парадном входе в здание. (вестибюль).

2)….- гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой. (гантель).

 

Оценивается работа детей на уроке.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!