СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире в бессоюзном сложном предложении_

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тире в бессоюзном сложном предложении_»

Десятое апреля. Классная работа.

Десятое апреля.

Классная работа.

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ

Выпишите только грамматические основы из следующих предложений 1.Вот почему так важно сохранить исторический образ города. 2.Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. 3.Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим. 4.Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. 5.Владеть этим – значит владеть всем. 6.Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют. 7.В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. 8.Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. 9.Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры. 1) важно сохранить 2) он опустил и повернулся 3) никто не соприкоснулся 4) человек не может состояться 5) владеть значит владеть 6) многие умели и умеют 7) гудение и серебро 8) круги становятся слабее. 9) три опасности существуют

Выпишите только грамматические основы из следующих предложений

1.Вот почему так важно сохранить исторический образ города.

2.Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

3.Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.

4.Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

5.Владеть этим – значит владеть всем.

6.Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.

7.В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.

8.Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее.

9.Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.

1) важно сохранить

2) он опустил и повернулся

3) никто не соприкоснулся

4) человек не может состояться

5) владеть значит владеть

6) многие умели и умеют

7) гудение и серебро

8) круги становятся слабее.

9) три опасности существуют

Укажите количество грамматических основ в предложениях

1.Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.

2.Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры».

3.Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.

4.И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.

5.Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.

6.Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

7.Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.

8.А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.

9.Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.

10.Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.

1) три

2) две

3) три

4) пять

5) три

6) три

7) три

8) три

9) три

10) три

Повторим изученное о БСП! ЗАПЯТАЯ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП [ ], [ ]. Примеры Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха.

Повторим изученное о БСП!

ЗАПЯТАЯ

Схема предложения. Смысловые отношения

Чем можно заменить знак в БСП

[ ], [ ].

Примеры

Перечисление фактов

и

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;
  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий;

  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;
  • тесно связаны между собой по смыслу;

  • обычно кратки;
  • обычно кратки;
  • обычно кратки;
  • обычно кратки;
  • обычно кратки;

  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;
  • произносятся тоном перечисления;

  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет .

[ ], [ ], [ ]. БСП

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП […]; […]. Примеры Перечисление фактов, одновременность и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Схема предложения. Смысловые отношения

Чем можно заменить знак в БСП

[…]; […].

Примеры

Перечисление фактов, одновременность

и

Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

 части БСП менее связаны по смыслу;  части БСП менее связаны по смыслу;  части БСП менее связаны по смыслу;  части БСП менее связаны по смыслу;  части БСП менее связаны по смыслу;   более распространены;  более распространены;  более распространены;  более распространены;  более распространены;   содержат собственные знаки;  содержат собственные знаки;  содержат собственные знаки;  содержат собственные знаки;  содержат собственные знаки;   к концу предложения голос понижается, возникает пауза.  к концу предложения голос понижается, возникает пауза.  к концу предложения голос понижается, возникает пауза.  к концу предложения голос понижается, возникает пауза.  к концу предложения голос понижается, возникает пауза. Сел да поехал; ах, хорошо!  [ да ]; [межд.,]! БСП Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься .  [ да ], [ ]. БСП
  • части БСП менее связаны по смыслу;
  • части БСП менее связаны по смыслу;
  • части БСП менее связаны по смыслу;
  • части БСП менее связаны по смыслу;
  • части БСП менее связаны по смыслу;

  • более распространены;
  • более распространены;
  • более распространены;
  • более распространены;
  • более распространены;

  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;
  • содержат собственные знаки;

  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Сел да поехал; ах, хорошо!

[ да ]; [межд.,]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься .

[ да ], [ ]. БСП

ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП [ ]: [ причина ].  потому что [ ]: [ пояснение ]. Примеры Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. а именно [ ]: [ дополнение ]. Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

ДВОЕТОЧИЕ

Схема предложения. Смысловые отношения

Чем можно заменить знак в БСП

[ ]: [ причина ].

потому что

[ ]: [ пояснение ].

Примеры

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

а именно

[ ]: [ дополнение ].

Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

что

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

 [ ] : [причина]. БСП  (= потому что; так как)  Богатому не спится: богатый вора боится.  [ ] : [пояснение]. БСП   (= а именно; то есть ) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.    [ ] : [дополнение]. БСП  (= что; и увидел, что…; и понял, что... ) Пора понять: ты за себя в ответе.
  • [ ] : [причина]. БСП

(= потому что; так как)

Богатому не спится: богатый вора боится.

  • [ ] : [пояснение]. БСП

(= а именно; то есть )

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

  • [ ] : [дополнение]. БСП

(= что; и увидел, что…; и понял, что... )

Пора понять: ты за себя в ответе.

Тире в БСП ЗНАК

Тире в БСП

ЗНАК

Познакомимся с новым материалом! Пример Тире употребляется 1. Рощи да леса – всему миру краса. 2. И утесы, и море, и горы – все это приняло серую окраску. 3. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. 4. Лето припасает – зима поедает. 5. «Нам придется здесь заночевать, - сказал он с досадой, - в такую метель через горы не поедешь». Между подлежащим и сказуемым. Перед обобщающим словом. В БСП В БСП В предложении с прямой речью.

Познакомимся с новым материалом!

Пример

Тире употребляется

1. Рощи да леса – всему миру краса.

2. И утесы, и море, и горы – все это приняло серую окраску.

3. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

4. Лето припасает – зима поедает.

5. «Нам придется здесь заночевать, - сказал он с досадой, - в такую метель через горы не поедешь».

Между подлежащим и сказуемым.

Перед обобщающим словом.

В БСП

В БСП

В предложении с прямой речью.

ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОСТАВЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (противопоставление) Я гость, а вы хозяин.  2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.  3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить.  4. Когда настанет утро, двинемся в путь.  5. Молвит слово, как будто соловей поёт.  6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! (быстрая смена событий) (условие) (время) (сравнение) (следствие, вывод)

ОПРЕДЕЛИТЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С СОСТАВЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(противопоставление)

  • Я гость, а вы хозяин.

2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.

3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить.

4. Когда настанет утро, двинемся в путь.

5. Молвит слово, как будто соловей поёт.

6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать!

(быстрая смена событий)

(условие)

(время)

(сравнение)

(следствие, вывод)

Попробуем убрать союзы! 1. Я гость ( )  вы хозяин. (противопоставление?) 2. Сыр выпал ( )  с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий ?) 3. Любишь кататься ( )  люби и саночки возить. (условие ?) 4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. (время ?) 5. Молвит слово ( )  соловей поёт. (сравнение ?) 6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! (следствие, вывод ?)

Попробуем убрать союзы!

1. Я гость ( ) вы хозяин. (противопоставление?)

2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий ?)

3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. (условие ?)

4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. (время ?)

5. Молвит слово ( ) соловей поёт. (сравнение ?)

6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! (следствие, вывод ?)

 Сформулируем правило! 1. Я гость - вы хозяин. (противопоставление) 2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий) 3. Любишь кататься -  люби и саночки возить. (условие) 4. Настанет утро - двинемся в путь. (время) 5. Молвит слово -  соловей поёт. (сравнение) 6. Хвалы приманчивы -  как их не пожелать! (следствие, вывод)

Сформулируем правило!

1. Я гость - вы хозяин. (противопоставление)

2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий)

3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (условие)

4. Настанет утро - двинемся в путь. (время)

5. Молвит слово - соловей поёт. (сравнение)

6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! (следствие, вывод)

Тире в БСП ставится: время противопоставление быстрая смена событий сравнение следствие, вывод условие

Тире в БСП ставится:

время

противопоставление

быстрая смена событий

сравнение

следствие, вывод

условие

Схема предложения Чем заменить знак в предложении противопоставление Примеры 1. [ ] – [ ]. = а, но  Труд человека кормит – лень портит. 2. [Время, условие] – [ ]. = если…; когда 3. [ ] – [вывод, следствие].  быстрая смена событий = так что; поэтому Любишь кататься – люби и саночки возить. Тьма света не любит – злой доброго не терпит.  5. [ ] – [сравнение]. Раз солгал – на век лгуном стал. 4. [ ] – [ ]!  Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.  Я за свечку – свечка в печку! = словно; как; будто; точно; что  По улице идёт – лебёдушка плывёт.   Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

Схема предложения

Чем заменить знак в предложении

противопоставление

Примеры

1. [ ] – [ ].

= а, но

Труд человека кормит – лень портит.

2. [Время, условие] – [ ].

= если…; когда

3. [ ] – [вывод, следствие].

быстрая смена событий

= так что; поэтому

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

5. [ ] – [сравнение].

Раз солгал – на век лгуном стал.

4. [ ] – [ ]!

Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.

Я за свечку – свечка в печку!

= словно; как; будто; точно; что

По улице идёт – лебёдушка плывёт.

Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

В одном предложении могут совмещаться разные значения:  условия и времени;  следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова .  (причина и следствие)

В одном предложении могут совмещаться разные значения:

  • условия и времени;
  • следствия и быстрой смены действия и т.д.

Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова .

(причина и следствие)

Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить постановку тире. Собака поджала хвост охотник насторожился. Посмотрит рублём подарит. Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла. Вспыхнул свет я зажмурил глаза. Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало. Герой умрёт имя его останется. время сравнение следствие, вывод быстрая смена событий противопоставление условие

Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить постановку тире.

  • Собака поджала хвост охотник насторожился.
  • Посмотрит рублём подарит.
  • Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла.
  • Вспыхнул свет я зажмурил глаза.
  • Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
  • Герой умрёт имя его останется.

время

сравнение

следствие, вывод

быстрая смена событий

противопоставление

условие

Тренировочные упражнения

Тренировочные

упражнения

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли.

11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов).

12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.).

13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский).

14. Придет вечер _ обо всем поговорим.

15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят!

16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.)

  • Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.).
  • Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
  • Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев).
  • Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин).
  • Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн).

7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин).

8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский).

9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин).

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

Проверьте себя: Запятая Точка с запятой 1 (ссп), 2 (ссп), 4 (спп), Двоеточие 5 (бсп), 7 (прост.), Тире 3 (спп) 12 (бсп, противопост.), 8 (бсп, причина), 6 (бсп)   13 (бсп, причина-следствие), 9 (бсп, поясн.), (бсп, поясн.), 11 (бсп, поясн.) 14 (бсп, время), 15 (бсп, сравнение),  16 (бсп, условие).

Проверьте себя:

Запятая

Точка с запятой

1 (ссп),

2 (ссп),

4 (спп),

Двоеточие

5 (бсп),

7 (прост.),

Тире

3 (спп)

12 (бсп, противопост.),

8 (бсп, причина),

6 (бсп)

13 (бсп, причина-следствие),

9 (бсп, поясн.),

  • (бсп, поясн.),
  • 11 (бсп, поясн.)

14 (бсп, время),

15 (бсп, сравнение),

16 (бсп, условие).

Тест 1.Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить тире. А) Солнце быстро встаёт будет день горячий. Б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал. В) Махнёт птица раз станет светлым-светло. Г) Земля кругла на ней не скроешь тайны. 2.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй. А) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали. Б) Я говорил правду мне не верили. В) Хочу к нему вы тащите с собой. Г) Я прошу Вас всеми чувствами Никогда не будьте грустными. 3.Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. А) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью. Б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма. В) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек. Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам. А, В, Г Б, В Г

Тест

1.Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить тире.

А) Солнце быстро встаёт будет день горячий.

Б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал.

В) Махнёт птица раз станет светлым-светло.

Г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.

2.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй.

А) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали.

Б) Я говорил правду мне не верили.

В) Хочу к нему вы тащите с собой.

Г) Я прошу Вас всеми чувствами

Никогда не будьте грустными.

3.Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.

Б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма.

В) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек.

Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.

  • А, В, Г
  • Б, В
  • Г
Д/З  п.35, упр.201

Д/З п.35, упр.201


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!