ТЕМА: «Тире между подлежащим и сказуемым».
ЦЕЛИ УРОКА:
• ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
• закрепить умения и навыки учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым.
• контроль за усвоением словарных слов.
ТИП УРОКА: обучение новому материалу, закрепление пройденного.
НА ДОСКЕ:
Тире между подлежащим и сказуемым Тире ставится Тире не ставится при отсутствии глагола-связки 1. не [сущ. – сущ.]. Бедность не порок.   Чтение – вот лучшее учение. 2. как, точно, как будто [числ. – числ.]. Двор как сад. Пятью четыре – двадцать. 3. [л. мест. + сущ.]. [сущ. – числ.]. она – врач Высота нашего дома – 6 метров. [н.ф. – н.ф.]. Жить – родине служить. [сущ. – н.ф.]. Наша большая мечта – посадить сад. [ – это ]. Язык – это история народа. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
• Фронтальный опрос.
— Какие виды сказуемых вы знаете?
— Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? Составное именное сказуемое?
— На что указывает связка?
— Если связка отсутствует, как может выглядеть сказуемое?
Приведите примеры.
• Анализ предложений, записанных на доске.
— Прочитайте предложения. При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире? Чем выражены главные члены в этих предложениях?
• Запишите на каждый вид схемы свой пример предложения.
— Прочитайте записанные на доске примеры предложений, когда тире не ставится.
— При каких условиях не ставится тире между подлежащим и сказуемым? Чем выражены главные члены в таком предложении?
Запишите на каждый вид схемы свой пример предложения в тетрадь.
[ не ].
[ как ].
точно
как будто
[личн. мест. – сущ.].
4. Работа с учебником
• Чтение § 22(*), ответы на вопросы, помеченные звездочкой.
• упр. 114 (устно)
упр. 115 (по заданию). Комментированное письмо.
5. Закрепление темы
Составьте со словами безвестный, бессмертный, братство, единомышленник, корреспондент предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Проверка.
6. Подведение итогов урока
7. Сообщение домашнего задания
§ 22 упр. 117, 119.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
• Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога.
2. Сердце не камень.
З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь.
4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа.
5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
6. Друга любить себя не щадить.
7. Земля как будто глобус.
8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.
• Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
1. Дома города точно груды грязного снега.
2. Земля под ними чёрная голая.
3. Деревья садов как бугры.
4. Он скептик и материалист.
5. Жизнь прожить не поле перейти.
6. Жить народу служить.
7. Летний дождик одно только удовольствие.
8. Дважды два четыре.